Подумай, по каким критериям (качествам) следует оценивать устные рассказы. Подготовь памятку для жюри.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся

На уроках литературы

При работе по УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной

 

Объясним некоторые принципиальные подходы к пониманию содержания коммуникативной компетенции, целей, задач, способов ее формирования при изучении литературы.

Коммуникативная компетенция, как потенциальная характеристика «человека общающегося», успешно взаимодействующего с людьми, представляет собой комплекс знаний и умений, необходимых для эффективной речевой деятельности.

Уникальность учебного предмета «литература» состоит в том, что

- его освоение происходит в процессе осуществления всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) в их неразрывной взаимосвязи;

- предметом и средством обучения на уроке литературы является текст. В частности, в учебнике Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной представлены три типа развернутых текстов (текст об авторе, текст о произведении, текст художественного произведения); тексты заданий; иллюстрации и элементы оформления как компоненты поликодового текста; на уроке создаются устные тексты (ученика и учителя); письменные тексты ученика и т.д;

- коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика-учителя; ученика-ученика и т.д.

Сказанное позволяет утверждать, что эффективное развитие коммуникативных умений учащихся происходит, если учитель максимально использует коммуникативные возможности урока литературы и целесообразно организует учебную (речевую) деятельность школьников. В связи с этим полагаем, что сложившаяся в практике преподавания литературы традиция выделять специальные уроки развития речи и выполнять специальные упражнения для развития речи, неэффективна и противоречит сущности данного учебного предмета.

Методический аппарат данного учебника продуман следующим образом:

- отсутствуют задания, которые не способствуют коммуникативному развитию школьников;

- создана возможность для организации всех видов речевой деятельности.

Основное внимание при реализации задачи формирования коммуникативной компетенции школьников необходимо уделить следующим принципам и приемам работы:

- развивать все возможные формы диалога, учить формулировать и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать позицию собеседника. Все задания учебника позволяют организовать диалог на уроке. Особо отметим задания, мотивирующие школьников к инициации диалогического общения за пределами школы (Спроси у старших…). Учитель по своему усмотрению может организовать выполнение задания в паре или группе, смоделировав таким образом дополнительные варианты речевого взаимодействия учащихся. Хорошо, если на уроке будут использоваться элементы дискуссии. В таком случае учителю необходимо взять на себя роль коммуникативного лидера-ведущего, направлять речевое поведение участников и подвести итог обсуждению (см. например  учебник 5 класса, задание на стр. 180 (I часть):  Достойна ли Оксана, на твой взгляд, царских черевичек? Объясни, почему ты так думаешь. Если в классе сложились разные точки зрения, организуйте дискуссию.

Очень эффективным способом речевого развития является анализ образцов. Литературные тексты представляют многообразие диалогов. Уделим особое внимание наблюдению за речевым поведением персонажей. Например, ответим на вопрос (стр. 188, I часть): Что помогло не поссориться Насте и Митраше? (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»);

- обучать школьников самоанализу собственного речевого поведения (рефлексии). Это обязательный этап речевой деятельности, от умения анализировать свою речь напрямую зависит возможность ее совершенствования. В учебнике представлены, в частности, такие задания, способствующие развитию рефлексивных умений школьников:

Всё ли тебе понятно в прочитанном тексте? В случае затруднений обратись за разъяснением к учителю или товарищам. Что нового ты узнал из текста? Какая информация оказалась уже известной?;

Подумай, по каким критериям (качествам) следует оценивать устные рассказы. Подготовь памятку для жюри.

- развивать дискурсивную компетенцию школьников: умение оценивать речевую ситуацию (в частности, учитывать особенности партнера по общению) – Расскажи сказку «Хрустальная гора» разным слушателям, стараясь заинтересовать их: малышу-дошкольнику; профессору, который не верит в чудеса; очень занятому деловому человеку; умение строить письменные и устные высказывания в определенном жанре – например устное монологическое высказывание в жанре «объяснение», или письменное в жанре «аннотация»;

- сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности. Разработанная Т.А. Ладыженской система обучения сочинению строится на формировании и развитии следующих речевых умений: раскрывать тему высказывания; раскрывать основную мысль высказывания; собирать материал к выказыванию; систематизировать собранный к высказыванию материал; совершенствовать написанное; строить высказывание в определенной композиционной форме; выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко. [1:62].

Необходимо учитывать, что сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому уже в пятом классе учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Если учитель посчитает целесообразным, уже в пятом классе можно предложить выбор самим учащимся: на какой вопрос учебника они хотели бы ответить письменно. Приведем пример тем сочинений, используемых учителем в практике работы по данному учебнику[1]:

 

№ п/п Раздел программы Темы сочинений
1. Фольклор. Сочинение-рассуждение по пословице «Пословица не клинок, а колет в бок»
2. Авторская и литературная сказка. Сочинение-рассуждение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
3. Легенда. Сравнительная характеристика героев произведений: князь Олег в легенде А.С.Пушкина и князь Олег в «Повести временных лет» (задание учебника, с. 27 (II часть)
4. Басня. -
5. Лирическое стихотворение. Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.А.Есенина «Берёза»)
6. Роман, повесть, рассказ. Сочинение-рассуждение по романуД.Дефо «Робинзон Крузо» ( задание «Тяжелым трудом будешь добывать хлеб свой…» ( с. 123 (II часть) или «РобинзонКрузо – главный герой романа Д.Дефо) - тема на выбор ученика.

 

Все написанные учеником работы должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя. Считаем обязательным обратить на это внимание учителей, преподающих литературу в пятом классе, потому что именно на этом этапе допускаются те недоработки, которые затем приводят к недоумению: почему же школьники не умеют писать сочинение. Мы знаем, как научить писать сочинение, а знаем ли мы, как его… проверить? Абсолютно ясно: если ученик, увидев оценку за сочинение, закрыл тетрадь и не задал учителю сакраментального вопроса «За что?» - сочинение писалось напрасно.

Еще в 1837 году А. Ободовский в «Руководстве к дидактике, или науке преподавания, составленном по Нимейеру» писал: «сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений».

Именно педагогическая рецензия является важнейшим средством формирования у учащихся навыков создания письменных текстов, она дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении: учитель рецензирует каждое сочинение школьника, учитывая психологические особенности ребенка, дает необходимые советы и рекомендации, ведет диалог с учеником, выражает веру в его возможности, отмечая положительные стороны работы и наметившийся прогресс в знаниях и умениях учащегося. В педагогической рецензии учитель может проявить толерантность и выразить эмпатию по отношению к ученику.

Следует отметить, что обязательное выделение учителем положительного в сочинении является важным мотивационным фактором для дальнейшей творческой деятельности ученика. Учитель самостоятельно определяет, как лучше это сделать: в начале или в конце рецензии, характеризуя все сочинение или отдельные его аспекты

Задача учителя – не просто обосновать поставленную за сочинение оценку, а дать конструктивный анализ работы, выполненной учеником: оценить ее достоинства и недостатки, высказать рекомендации к совершенствованию. Написав сочинение, ученик (как всякий автор произведения) стремится получить оценку своей работы. Причем, он, естественно, нацелен получить именно положительную оценку. Как у всякого автора, у школьника в данном случае обостряются амбиции и явно проявляется личностное начало в отношении к «своему» произведению. Взаимоотношения ученика и учителя в случае рецензирования сочинения могут оказаться затрудненными, если отсутствует единство в критериях оценки сочинения; если автор рецензии оценивает отрицательные (по мнению учителя) личностные качества ученика, а не качество созданного текста. («Данную работу нельзя назвать сочинением. Это уровень ученика начальной школы. Нельзя так нагло, списывать»).

Рецензия, будучи адресованной конкретному ученику, должна содержать обращение, имя; в ней следует использовать глаголы, обозначающие советы, рекомендации, при этом употребляются не только формы повелительного наклонения, но и изъявительного и условного наклонения, типа: поразмышляем, вспомним, можно было бы написать и т.д.

Педагогическая рецензия должна предполагать возможность доработки и переработки созданного текста (а не только учета замечаний рецензента-учителя при создании новых текстов). В этом случае педагогическая рецензия действительно реализует свою обучающую задачу.  

Доброжелательный тон должен стать обязательным для педагогической рецензии: «Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога - крайне важна особая внимательность и справедливость» [2: 477].

Если ученик получит проверенное учителем сочинение и прочтет: «Молодец! Хорошее, серьезное сочинение. Много интересных, самостоятельных мыслей. К сожалению, не до конца продумал заключение. Учти это в следующих работах», – он поймет, что учитель действительно заинтересован в его успехах и ждет от него настоящей победы над этим сложным и коварным жанром – школьным сочинением.

И не будем забывать о том, что любой текст, созданный учителем – это образец для подражания.

Литература

1. Т.А. Ладыженская. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1974.

2. В. А. Сластенин и др. Педагогика. М., Академия, 2002.

 


[1] Из опыта работы Бородиновой Любови Михайловны, учителя русского языка и литературы

МОУ Сретенская СОШ Рыбинского МР, и Соловьевой Марины Анатольевны, старшего преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин ИРО (г. Ярославль)

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 342;