Основные ценностно-нормативные системы: утилитаризм.
Утилитари?зм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
История
Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. В более полной форме учение было разработано Иеремией Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.
Некоторые философы, например, австралиец Питер Сингер, рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия.
Наиболее известное определение утилитаризма основано на убеждении в том, что "наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей". Обычно подобная трактовка ассоциируется с именем Бентама (Bentham), который вполне одобрял ее, но первым такое определение дал Фрэнсис Хатчесон в работе "Исследование происхождения наших идей о прекрасном и добродетели" ("Inquiry into the Original of our Ideas of Beauty and Virtue", 1725). Концепция, согласно которой о действиях следует судить по их способности давать людям счастье, имеет давнюю историю, уходящую в древнегреческий eudaemonism (эвдемонизм). Однако важной и респектабельной, хотя пока и не господствующей, философией, она становится только в мирской и коммерческой среде Британии XIX в. Наиболее ясное представление об утилитаризме дают работы Бентама, особенно "Введение в принципы морали и законодательства" ("An Introduction to the Principles of Morals and Legislation"), однако к последователям этой философии можно отнести как Юма (Hume), так и Берка (Burke). "Наибольшее счастье наибольшего числа людей" – это индикатор духа и цели утилитаризма, но вместе с тем, по-видимому, еще и показатель проблем, которые терзают философов. Похоже, он подразумевает максимизацию населения, поскольку максимизация произведения ХxY достигается увеличением как значения Х, так и Y. Если большее число людей означает меньшее количество счастья в расчете на душу населения (ибо это означает сокращение пространства и ресурсов), то из этого следует, что данная дефиниция способствует неопределенной напряженности между количественными показателями и индивидуальным счастьем. Ясно, что утилитаристы, в т.ч. Бертам, имеют в виду наивысшее счастье либо конкретного числа людей, либо всего населения в целом. Убедительных концепций таких понятий, как "счастье", "боль", "удовольствие" и "полезность", не разработано. Бентам предлагает некий "калькулятор счастья", учитывающий "интенсивность", "плодотворность", "продолжительность" и прочие характеристики, но даже симпатизирующий ему современный утилитарист не позволит себе утверждать, что с помощью такого "калькулятора" можно реально получить какие-то определенные ответы или что он вообще применим.
|
|
|
|
10. Основные понятия, категории и принципы этики деловых отношений.
Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях.
Этика — принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.
Этические нормы
Этические нормы — система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.
Требования нравственности
Требования нравственности (морали) формируются в процессе общения и являются отражением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, воспитываемых в индивидууме убеждений и побуждений.
|
|
В отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках.
Нормы морали
Нормы морали выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Следует знать, что в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.
Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.
Применительно к бизнесу с этических позиций рассматривают то, как должно поступать в деловых отношениях, для того чтобы вы об этом знали и постарались принять внутренне и действовать соответственно. Именно поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.
|
|
Этика как дисциплина
Этика — одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как неотъемлемая часть философии.
Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен Аристотелем. По существу, решая практические, нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и злом и т. д.), этика уже с древности считалась "практической философией".
В последние годы в западной этике наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, бизнеса и др.). Рассматриваемый курс является, безусловно, прикладной этикой.
Основу предмета этики составляет учение о роли морали в деловых отношениях, о законах развития нравственных представлений, отражающих материальные условия жизни людей. Этика изучает природу нравственной деятельности, в том числе коммерческой.
Этика занимается также конкретно-социологическим исследованием морали в различных группах общества, показывает роль морального фактора в социальном развитии общества, в становлении человеческой личности.
Этика деловых отношений
Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности в коммерческой.
Понятие деловых отношений
Деловые отношения — это один из типов общественных отношений как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе.
На уровне деловых отношений в бизнесе работники должны быть ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприятие (например, заключить сделку), нам следует стремиться понять партнера делового общения.
Участники взаимодействия получают возможность влиять на знания, умения, отношения, чувства друг друга. В исследованиях профессора Б. Ф. Ломова, достаточно большое внимание уделившего аспектам социально-психологического феномена общения, четко представлена мысль, ставшая на сегодня хрестоматийной истиной: когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать и то, с кем и как он общается. Это знание партнера общения в профессиональной жизни не менее значимо, чем в быту. То есть сфера деловых отношений может раскрыть нам сущность нашего партнера, а также конкурента по бизнесу.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
• создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
• прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
• приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять[1].
1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).
2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т.п.).
3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует (формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).
5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности). .
8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).
Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux)Декларацию Ко — «Принципы бизнеса».
В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:
• ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
• экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
• этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
• уважение правовых норм;
•поддержка многосторонних торговых отношений;
• забота об окружающей среде;
• отказ от противозаконных действий.
Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах:
• обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;
• обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;
• сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;
• с вниманием относиться к их требованиям, предложениям, резолюциям.
Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:
• обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
• создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;
• быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
• прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников;
• в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;
• избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;
Принципы личности
1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
2. Уважай участников общего дела — это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.
3. Воздерживайся от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.
Принципы профессионала
4. Всегда веди дело сообразно средствам.
5. Оправдывай доверие, в нем — основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.
6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тот, который тоже выигрывает от сделки.
Принципы гражданина России
7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.
9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.
Принципы гражданина Земли
10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем.
12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они — просто другие
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1140; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!