Классицизм и ампир (нач. 17 – перв. треть 19 в.)



Класс

Дата 15.05.2021 г.

Тема: «Повторение и обобщение»

 

Ренессанс (14 – 16 вв.)

Искусство Возрождения, проникнутое светлым и разумным представлением о мире, несло идеи гуманизма, возвышало человека-мыслителя, человека-творца, его энергию, инициативу. Идеалом Возрождения становится гармонически развитый человек.

Для архитектуры Ренессанса характерно обращение к античной ордерной системе, которая сделала возможным создание ясных и четких объемов зданий, просторных интерьеров. В это время ведущее место заняли общественные строения, городские дома, виллы, палаццо, дворцы, фонтаны, ансамбли. Наиболее бросающиеся в глаза приметы архитектуры Ренессанса: наличие античных ордерных элементов в оформлении фасадов, строгий ритм в расположении оконных проемов, членение этажей с помощью межэтажных горизонтальных тяг, развитые, далеко выдвинутые карнизы, рустованные фасады, особенно в нижних этажах.

Крупнейшие архитекторы: Ф. Брунеллески, М. ди Бартоломмео, Б. да Майано, П. Ломбарди, Л. Альберти, Д. Браманте,Дж. Виньола, Дж. Вазари, Я. Сансовино, А. Палладио.

В живописи, начиная с Джотто, происходит становление искусства передачи анатомически правильного человеческого тела, глубины пространства с помощью перспективы, света и тени, виртуозно разработанной композиции и блестящего колорита (Мазаччо, А. Мантенья, П. делла Франческо,С. Боттичелли и др.).

Высокое Возрождение в Италии (кон. XV – перв. пол. XVI в.) выдвинуло гениальных Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, а также множество других замечательных художников и скульпторов, давших высокие образцы выражения физического и духовного совершенства человека в станковой и фресковой живописи, в станковой и монументальной скульптуре.

В период перв. треть XV - XVI в. происходит процесс распространения идей Ренессанса на другие страны Западной Европы, который получил название Северного Возрождения. В отличие от итальянского Ренессанса художники Северного Возрождения исходили не из отрицания идеалов средневековья, а занимались развитием традиций национального готического искусства. Их мало волнует красота человеческого тела и иллюзорная глубина изображаемого пространства. Для них более характерны готическая экспрессивность и магический реализм, сложное сочетание мистического мироощущения и гуманистического мышления.

Северное Возрождение дало блестящий ряд имен: Я. Ван Эйк, Р. ван дер Вейден, И. Босх, П. Брейгель – в Нидерландах; А. Дюрер, М. Грюневальд, Г. Гольбейн Младший, Л. Кранах Старший – в Германии; П. Леско, Ж. Фуке, Ж. Гужон – во Франции; Х. де Эррера, Эль Греко – в Испании.

Барокко и рококо (16 – 18 вв.)

 

Стиль барокко, как и ренессанс, исходит из Италии. Для барокко в архитектуре характерны усложненность форм, пластичность объемов и фасадов, стремление к причудливой игре света и тени, неожиданным эффектам, богатому скульптурному и лепному декору, который порой воспринимается как чрезмерно пышный и вычурный. Архитекторы барокко вместо устойчивых форм квадрата, круга применяют в планах сочетания овала, эллипса с прямоугольником и трапецией. Грандиозность размеров, монументальная мощь, сила впечатления – вот главнейшие соображения, которыми руководствуются архитекторы барокко. Внешняя архитектура совершенно затмевается блестящим убранством интерьера. Именно здесь монументальный декоративный стиль достигает своего высшего триумфа: парадные блистательные лестницы, коробовые своды потолков с изощренными лепными карнизами, картуши с выпуклыми волютами, подушкообразные гирлянды из листьев или фруктов, раковин и аканфовых листьев пышной лепки, поражающая игра цветовых тонов из разноцветного мрамора и стукко с позолоченными орнаментами. Все это великолепие дополняется блестяще выполненными фресками.

Крупнейшие архитекторы барокко: Джакомо делла Порта, Карло Мадерна, Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Барромини, Хосе Бенито ди Чурригерра, Жан Берен, Робер де Котт, фон Гильдебрандт, Маттеус Даниэль Пеппельман, Андреас Шлютер, Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Дмитрий Ухтомский, Савва Чевакинский.

Со второй четверти 18 века барокко переходит в рококо, которое как архитектурный стиль проявилось лишь в декоре с его изысканностью, артистизмом и использованием причудливых очертаний раковин в качестве излюбленного мотива. Характерные для барокко тяжеловесность и приверженность к симметрии в рококо сменяются изяществом и любовью к асимметрии, возведенной в художественный принцип.

Для барокко в скульптуре характерно повышенное внимание к человеческим страстям, моментам наивысшего напряжения духовных и физических сил. Отсюда сложные ракурсы, острая динамика, выразительные жесты и мимика, развевающиеся одежды, повышенная декоративность. Классический скульптор барокко – Лоренцо Бернини.

Барокко в живописи сопровождается вторжением светского начала в религиозную живопись, при этом жанровая живопись претендует на главенствующее место. Парадный портрет вытесняется интимным, а в пейзажной живописи утверждается пейзаж настроения. Живопись барокко вывела на передний план вместо линии цветосветовые отношения, открытый мазок, живописную вибрацию, размытость контуров предметов, уходящих в сгущения мрака.

Крупнейшие художники барокко: Караваджо, Аннибале Карраччи, Гвидо Рени – в Италии; Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Антонис ван Дейк, Якоб Иорданс, Франс Снейдерс – во Фландрии; Франс Хальс, Рембрандт Харменс ван Рейн, Якоб ван Рейсдаль, Ян Стен, Ян Вермеер Делфтский – в Голландии; Хусепе де Рибера, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Эстебан Мурильо – в Испании; Жорж де Ла Тур, Симон Вуэ – во Франции.

Эпоха рококо в живописи с наибольшим блеском проявилась во Франции целым рядом значительных художников: Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар, Жан-Батист-Симеон Шарден. В Италии живопись рококо представляют Джованни Баттиста Тьеполо, а также Антонио Каналетто и Франческо Гварди с их городскими пейзажами-«ведутами», в Англии – Уильям Хогарт, Томас Гейнсборо и Джошуа Рейнольдс. Для живописи рококо характерны легкость, изысканность, прихотливое изящество, игривость, куртуазность.

Классицизм и ампир (нач. 17 – перв. треть 19 в.)

 

Архитектура классицизма обращается к формам античного зодчества. Ей присущи логичность планировки и строгий геометризм объемной формы, более последовательное использование античной ордерной системы, чем в ренессансе и барокко. Внешнее декоративное убранство ограничивается до последней степени. Свободная фантазия уступает место строгой академической правильности, а склонность архитектуры барокко и рококо к кривым линиям – жесткой прямолинейности. преимущественно в виде толстых лавровых валов, и легкие драпировки, прикрепленные в виде дуг между розетками. В качестве декоративных форм часто применяются пальмовые ветки, натуралистически обработанные цветы и растения, чаще всего лавры, розы, плющ и виноградные лозы.

Поздний классицизм в перв. четв. 19 в. принимает черты ампира с его массивностью, монументальностью, помпезностью. Ампир, прославляющий наполеоновскую империю, следует древнеримским и древнеегипетским образцам: триумфальные арки, сфинксы, резной египетский орнамент, воинские доспехи, орлы, знамена, лавровые венки и т. п.

Крупнейшие архитекторы классицизма: Жюль Мансар, Андре Ленотр, лорд Берлингтон, Жак-Жермен Суффло, Роберт Адам, Томас Джефферсон, Джакомо Кваренги, Жан Тома де Томон, Чарльз Камерон, Василий Баженов, Матвей Казаков, Карло Росси.

В живописи классицизм отдает предпочтение картинам на исторические, мифологические и религиозные темы как высоким жанрам, он исповедует строгие устойчивые композиции, сдержанный коричнево-зелено-голубой колорит.

Крупнейшие мастера классицизма: Никола Пуссен, Жан-Батист Грез, Жан-Луи Давид, Жан-Огюст-Доминик Энгр, Антонио Канова, Бенджамин Уэст, Джон Синглтон Копли, Анжелика Кауфман, Бертель Торвальдсен, Александр Иванов, Михаил Козловский.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!