Вопрос о смысле жизни называют проблемным, почему?



На этот вопрос нет однозначного ответа, с которым бы согласились все, о смысле жизни спорили во все времена, спор продолжается и теперь; на этот вопрос каждый должен ответить себе лично, исходя из своих убеждений, из своего опыта.

 

ПОЗИЦИИ ГЕРОЕВ В СПОРАХ ДРУГ С ДРУГОМ

Предмет спора Позиция доктора Рагина Позиция Громова
бессмертие Не верит (В конце концов вас заколотят в гроб и бросят в яму. — А бессмертие? — Э, полноте!) Верит в абсолютную силу человеческого ума. Верит (Вы не верите, ну, а я верю).
страдание Проповедует презрение к страданию, считает сострадание бессмысленным (Мудрец презирает страдание). Но страдания нужны, они возвышают душу. Боль -это только представление, от неё легко избавиться усилием воли. Считает позицию Рагина заблуждением. (Разве вы страдали когда-нибудь? Вы имеете понятие о страданиях? Страдания презираете, а небось прищеми вам дверью палец, так заорете во все горло!)
свобода Проповедь внутренней свободы (Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом). Требование полной свободы, в том числе и внешней. (Ужасно хочу жить, ужасно!)
справедливость Примирение с несправедливостью (жизнью правит случай). Не надо бороться против зла, в чем бы оно ни проявлялось. Протест против социальной несправедливости (На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением).
  У доктора своя жизненная философия. Он считает, что все в мире – «суета сует». Он привык лишь созерцать. Если нет условий для положительных изменений, то незачем и бороться. Рагин утверждает, что на этом свете все незначительно и неинтересно, «кроме высших духовных проявлений человеческого ума».   Только тогда Рагин почувствовал всю губительность своей философии, когда Никита жестко ударил своего бывшего начальника. Рагин закричал, стиснул подушку и впервые осознал, что такую же невыносимую боль должны были испытывать изо дня в день эти люди: «Как могло случиться, что в продолжение больше, чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого?». Так сама жизнь разрушает все философские иллюзии доктора, совершает трагическое возмездие. Громов не любит высокопарных слов. Он защищает естественные человеческие порывы. Когда человеку плохо, он кричит, протестует, реагирует. Человеку не все равно, что происходит с ним. Рано или поздно любому терпению приходит конец. Никакая философия не может остановить естественные чувства, желания. Учения, проповедующие равнодушие к богатству, удобствам жизни, страданиям и смерти, непонятны «для громадного большинства, так как это большинство никогда не знало ни богатства, ни удобств жизни. А презирать страдания значило бы для него презирать самую жизнь». Философия доктора Рагина для Громова – это философия «российского лежебока»: «Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этой палатой и теплым, уютным кабинетом нет никакой разницы. Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь»

 

Позиция Громова была гораздо убедительней уже потому, что Рагин не находит, что возразить в ответ, он лишь дает оценки высказываниям Громова: «вы прекрасно рассуждаете», «это оригинально» и т.п., но по существу он ничего сказать не может. Его «уразумения» разбиваются об убедительные аргументы противника.

Громов говорит просто и искренне, а Рагин всё время говорит пустые и красивые слова: «приятно поражает в вас…», «вы изволили сделать…», «благоволите выслушать меня...». Не думаю, что автору нравится такое пустозвонство. Автор на стороне Громова.

Последнее предложение главы Х заканчивается многоточием, но на этом месте должны были быть аргументы Рагина. Автор их не стал приводить. Почему? Скорее всего, потому что ничего убедительного или нового в них нет. Они Чехову не интересны или не очень важны. Из этого факта можно сделать вывод, что взгляды Громова более близки Чехову.

 В финале рассказа Рагину не удается спокойно и мудро отнестись ко злу, потому что это зло коснулось его самого. Он на практике проверил свою теорию.

 

Живой человек не может не протестовать против зла, насилия, несправедливости, смерти! – утверждает Громов, и Рагин в конце повести понимает, что он ПРАВ.

Сам доктор тоже будет кричать от негодования на Михаила Аверьяныча и на Хоботова: «Оба вон! Тупые люди! Глупые люди! Не нужно мне ни дружбы, ни твоих лекарств, тупой человек! Пошлость! Гадость!» и на Никиту тоже, и это доказывает, что сам он в своей теории разуверился. И в финале свобода ему нужна будет не только внутренняя, но и внешняя. Теория не выдержала испытания жизнью, как и у Базарова.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!