Выражаем свое мнение по сформулированной проблеме

Алгоритм выявления проблемы художественного текста

Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.
Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях
Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство — равнодушие, черствость, эгоизм)
Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае можно использовать следующий алгоритм:

Выявите основную мысль текста.
Запишите её в виде законченного предложения.
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

 

Выбор одной проблемы из нескольких. Основные способы формулирования проблемы

       Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких? Необходимо опираться на два вопроса:

Ø какая проблема находится в центре внимания автора?

Ø к какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?

Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту. Так как выбор проблемы определяет всю дальнейшую работу над сочинением, постарайтесь уже на начальном этапе просчитать, каким путем вам предстоит идти.

       Как сформулировать проблему? Существует несколько способов формулирования проблемы.

Способы формулирования проблемы

Проблему можно

Ø сформулировать самостоятельно (своими словами);

В том случае, если проблему можно сформулировать кратко — одним словом или словосочетанием, — подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в Р.п.», например: ü Автор поднимает проблему совести. ü Автор предлагает нам задуматься нал проблемой «отцов и детей». ü В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений: ü Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. ü Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?  

Ø процитировать;

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:

«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачёв.

Ø указать номера предложений из текста.

Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

НО! Избегайте предложений с несколькими существительными в Р.п., например:

       В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменить глаголом:

       Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

Согласие / несогласие с позицией автора

? Обязательно ли соглашаться с автором или следует спорить?

       Молодому человеку часто очень хочется спорить, отстаивать свою позицию, порой самую неожиданную. Но в подавляющем большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. Например, автор пишет о том, что человек должен бережно относиться ко всему живому. Стоит ли спорить с этим утверждением? Думаю, нет. Или же в тексте говорится о необходимости гуманного отношения к окружающим. В этом случае нет причин для спора.

= > Не стремитесь к «спору ради спора». Пытаясь любой ценой оспорить очевидное, вы ставите себя в невыгодное положение.

       Другое дело, когда точка зрения автора действительно вызывает у вас резкое возражение и вы уверены, что сможете подобрать веские аргументы в поддержку своей позиции. Основанием для спора могут также служить некоторые сложные философские или социальные вопросы, на которые невозможно дать единственный правильный ответ. Приведём пример.

 

В наши дни профессионализм почему-то отождествили с высокой квалификацией и высоким качеством выполняемых работ и оказываемых услуг. А это неверно. Все врачи — профессионалы, но мы прекрасно знаем: есть среди них и плохие, и хорошие. Все слесари — профессионалы, но и они бывают разные. Короче говоря, профессиональное — это не обязательно гарантирующее высокое качество, но обязательно выражающее определенное отношение между производителем и потребителем, между исполнителем и заказчиком. Профессионал — это работник, который за плату, дающую ему средства к существованию, обязуется исполнить заказ любого обратившегося к нему клиента.        Вот почему я с грустью смотрю на людей, называющих себя профессиональными политиками.        «Э-эх! — думаю я. — Чем ты гордишься? Тем, что готов за деньги выполнить политический заказ любого обратившегося к тебе клиента? Но достоинство ли это?» (По Г.Смирнову)
Фрагмент сочинения Я не вполне согласен с позицией автора. По моему мнению, профессионализм — это не только принадлежность к определенной профессии, но и профессиональное мастерство. Например, плохого врача язык не повернётся назвать профессионалом. Если врач не может поставить правильный диагноз и его лечение может навредить человеку, как же такой «профессионал» может сдержать клятву Гиппократа?! Конечно, кроме профессионализма, есть честь, совесть, человеческое достоинство, но все эти качества только направляют человеческие умения в нужное русло. Мне кажется, многие беды нашей страны связаны с нехваткой профессиональных врачей, учителей и политиков, а также с неумением государства ценить труд настоящего профессионала.

 

Приведем некоторые конструкции, которые могут помочь выразить свою позицию.

Согласие Частичное согласие Несогласие
Я полностью согласен (согласна) с автором… Я тоже считаю, что… Трудно не согласиться с автором… Я разделяю чувства автора (негодование, неприятие, восторг и т. д.) и думаю... В чем-то я согласен (согласна) с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить… Позиция автора близка мне, но… Думаю, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд... Я считаю, что автор не прав, потому что… Я считаю необходимым возразить автору… Я думаю, следует не согласиться с автором… Мне кажется, автор не вполне прав...

      

Спор с автором требует от пишущего подчеркнутой вежливости, корректности. Постарайтесь смягчить своё несогласие с помощью вводной конструкции (я думаю, мне кажется, как мне представляется, по всей видимости и т. п.).

Ни в коем случае не оскорбляйте своего оппонента (Только ненормальный может утверждать подобное), воздержитесь от резких высказываний, и это особенно важно при опосредованном, «заочном» диалоге.

       В книге С.И. Поварнина «Спор. О теории и практике спора» читаем: «Важное условие настоящего, хорошего и честного спора (для убеждения он или для победы и т. д. – всё равно) — уважение к убеждениям и верованиям противника, если мы видим, что они искренни… Обычно люди… склонны считать человека, который держится других убеждений, или идиотом, или мерзавцем и во всяком случае настоящим «врагом»… Опровергать можно самым решительным образом, но не оскорбляя чужих убеждений насмешками, резкими словами, издевательством; особенно — не глумясь над ними перед сочувствующей нам толпой. Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума».

       Помните, что этическая корректность автора сочинения тоже оценивается экспертом.

 

 

Итак,                                                         Памятка

Выражаем свое мнение по сформулированной проблеме

1. После выражения своего согласия/несогласия с авторской позицией обязательно пропишите то, с чем конкретно вы соглашаетесь / не соглашаетесь, то есть свой тезис!

Например: Вариант 1.  С мнением автора трудно не согласиться. Вряд ли кто-то будет отрицать противоестественность войны, ее ужас и безумие — то есть все то, что пронзительно чувствуют и переживают герои Л. Андреева.

Вариант 2. Мне близка позиция автора. Действительно, война — это какое-то недоразумение, не укладывающееся в сознании, это и правда какое-то «безумие», заставляющее усомниться в разуме человека.

 Вариант 3. Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть свое потребительское отношение к природе.

2. Если в сочинении вам необходимо не согласиться с автором, делайте это — только очень дипломатично и деликатно, не допускайте грубостей в адрес автора или по отношению к его точке зрения!

3. Используйте типовые конструкции для выражения собственного мнения по тому или другому вопросу (проблеме, положению, позиции автора, оппонента).

Например:

· С авторской позицией трудно (не) согласиться.

· Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.

· Хочется прежде всего подчеркнуть…

· Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя). Вызывают возражения (сомнения) лишь некоторые положения авторской позиции. Во-первых, …

· Трудно согласиться с …

· Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…

· Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

· На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.

· Точка зрения автора, как мне кажется, довольно спорна.

· Думаю, дискуссионным является утверждение автора о том, что…

· Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что…

· При всем моем уважении к автору, я все-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы.

· Я (не) разделяю позицию автора (точку зрения автора), потому что…

· Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как…

· Я полагаю (считаю), что…

4. Свое «я» вы можете выразить при помощи:

вводных конструкций (безусловно, конечно, разумеется, действительно, пожалуй, думаю, полагаю и др.);

деепричастных оборотов в сочетании с безличными конструкциями:

· Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…;

· Размышляя (раздумывая) над позицией автора, прежде всего хочется отметить…;

· Разделяя точку зрения автора, хочется заметить…;

· В основном (практически во всем) соглашаясь с точкой зрения автора (разделяя точку зрения автора), хочется возразить ему лишь в одном…;

безличных конструкций в сочетании с придаточными уступительными:

· Как ни удивительно, но трудно не согласиться с мнением автора;

· Как ни странно, но с точкой зрения автора сложно не согласиться;

конструкции с частицей «ли»:

· Вряд ли кто-то не согласится с мнением автора;

· Вряд ли кто-нибудь осмелится возразить автору (не согласиться с точкой зрения автора);

· Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!