Минут на чтение стихотворения и рассматривание картин.



Листая истории нашей страницы

И лет отдалённых, и самых недавних …

 

Добрый день, уважаемые гости, члены жюри и экскурсанты!

Мы рады приветствовать вас в краеведческом музее «Родимый мой край соловьиный» Курской православной гимназии во имя преподобного Феодосия Печерского.

Экскурсию для Вас сегодня будем проводить мы, экскурсоводы:

Иванова Ульяна, Некрасова Дарья, Амелина Полина и Морозова Марина.

Сегодня мы будем рады вместе с вами перелистать страницы истории нашего музея, которые мы бережно собрали для одноименной экскурсии в рамках конкурса экскурсоводов и тематических экскурсий «Нашему музею 13 лет» городской воспитательной программы «Наследие предков в достойных руках».

От какой же даты оттолкнуться? Пожалуй, от 1994 года…

Судьбоносным событием в духовном просвещении Курского края стало решение Курской Епархия в лице правящего архиерея Ювеналия в апреле 1994 г. о создании православной гимназии.

Именно владыка посчитал, что Курску и области необходимо такое специализированное заведение, в котором дети должны воспитываться как православные христиане и в тоже время получать среднее образование, подобное тому, что давалось в дореволюционной классической гимназии.

В то время это было первым подобным учебным заведением не только в Курске, но и во всем Центральном Черноземье.

Сегодня очень сложно назвать точную дату основания нашего музея, потому что складывался он понемногу и разновременно.

Экспонаты самой первой экспозиции «Православный Курский край» приносили в дар гимназии очень разные люди: ученики, их родители, гости гимназии.

Вышитая икона Владимирской Божией Матери – дар выпускного класса 2002 года своему учебному заведению, которая сейчас висит над алтарными вратами храма.

Портретная галерея правящих архиереев Курского края, появилась в стенах гимназии в 2004 году стараниями людей неравнодушных и инициативных – Гайдукова Василий Викторовича, фотографа областного государственного архива Курской области, Дерябина Евгения Александровича художника-живописца, пономаря Введенского храма города Курска и Пискарева Сергея Павловича, секретаря Курского епархиального управления.

Фотогалерея репродукций старых дореволюционных фотографий храмов Курской епархии и Коренной пустыни конца XIX- начала XX века открылась в 2004 году благодаря Прудникову Олегу Юрьевичу, отцу ученика нашей гимназии Глеба Прудникова.

В 2005 году был подарен нам ныне покойным схимитрополитом Ювеналием и самый дорогой для нас экспонат – архиерейское облачение.

Примечательна история его появления: в 2005 году, когда педагоги и учащиеся гимназии поздравляли тогда владыку Ювеналия с Рождеством Христовым, он передал в БУДУЩИЙ гимназический музей свое праздничное облачение, в которое, по его словам, он облачался всего лишь раз. Оно состоит из саккоса, епитрахили, поручей, пояса и палицы.

К сожалению, мы пока не можем точно соотнести данное облачение с каким-либо праздником. По воспоминаниям очевидцев, схимитрополит Ювенилий говорил, что такое облачение используется архиереем во время богослужений в честь князей, прославленных в лике святых: Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского и др.

Очень интересен путь в наш музей картины «Собор Курских святых». Воспитанники нашей гимназии неоднократно выступали с благотворительными концертами для людей, оступившихся на своем жизненном пути.

Так было и в 2005-2006 учебном году. Гимназисты и педагоги выступали во 2-й Косиновской колонии и после выступления один из заключенных выразил желание написать икону «Собор курских святых» в подарок гимназистам.

НО!!!!

Икона – это графический образ, воплощающий лик Спасителя, Богородицы, святых или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

ü живописные картины на религиозную тему;

ü народные иконы;

ü церковные иконы.

 

Иконой считается образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона – это часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

Создание иконы – глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

 

Возвращаясь к картине, нужно сказать, что педагоги гимназии, конечно, подобрали для этого заключенного информацию о святых, прославивших духовными подвигами курский край. Тем более, что Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 24 июля 2003 г. подписал указ об установлении 1 августа ежегодного церковного празднования – Собора Курских святых.

И через какое-то время иконографическое изображение было написано, а затем передано в православную гимназию. Владыка Герман благословил, чтобы эта картина располагалась в стенах гимназии.

В 2006 году Прудников Олег Юрьевич, который ныне является настоятелем православного прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» села Большое Жирово Фатежского района Курской области, передал в дар нашему музею уникальную коллекцию нательных крестов и открыток, которую он приобрел за личные средства.

Так, коллекция открыток, датируемая концом XIX – началом XX века, позволяет познакомиться с событиями Ветхого и Нового Заветов, окунуться в жизнь еврейского народа на рубеже веков. Открытки выпущены очень ограниченным тиражом несмотря на то, что в Российской империи были очень популярны. Их дарили не только по православным праздникам. Такая открытка была большим подарком и на День рождения, и на рождение ребенка, и на свадьбу.

В 2007 году протоиереем Андреем Ивановым нам было передано Напрестольное Евангелие, датируемое XVIII веком, а также Библия, датируемая XIX веком.

При атрибуции этих книг, специалист областного краеведческого музея, отметил историческую ценность данного издания даже при сохранности нескольких листков, в то время как мы обладаем практически целой книгой. Уникальность Библии в том, что она относится к старообрядческим книгам XIX века, которые крайне редки даже в крупных музеях.

Так прирастая духовными реликвиями формировалась самая первая экспозиция «Православие в Курском крае», расположена в холле 2 этажа. Так называемый «музей в коридоре».

Но решающую роль в создании нашего музея сыграл неординарный человек, Истомин Виктор Леонидович. Курский меценат, общественный деятель, краевед.

Он был заместителем председателя Курского областного историко-родословного общества и членом президиума «Фонда Мира». В 2003 году стал лауреатом премии общественного признания «Курская антоновка» в номинации «Меценат».

Благодаря его помощи пополнялись экспозиции дома-музея Ф.А. Семёнова, экспозиции музея «Куряне и Российский флот» школы № 18, Курского краеведческого музея, которому он предал в дар около тысячи единиц хранения: книги кириллической печати VII-XIX веков, три иконы, старинную посуду из стекла  и фарфора,  а также многоцветные печные изразцы, чугунное печное литье и многое другое. Особое место среди них занимает золотоордынский перстень с надписью: “Да будет конец (пути) благополучен”.

Был награжден Золотой медалью Российского фонда мира за миротворческую и благотворительную деятельность, орденом Святого Станислава третьей степени за заслуги в деле сохранения исторической памяти и традиций Отечества

Виктор Леонидович очень бережно собирал исторические артефакты, открывал для курян забытые имена деятелей истории, культуры и искусства курской земли, много сделал для сохранения памяти о герое Русско-Японской войны лейтенанте А.С. Сергееве и возвращения в общественное сознание исторической памяти о замечательном художнике В.Г. Шварце.

А еще он был большим другом нашей православной гимназии, о чем свидетельствует его дар нашему образовательному учреждению – репродукции картин и копии личных документов нашего земляка Вячеслава Григорьевича Шварца, выдающегося русского художника, внесшего большой вклад в русскую живопись первой половины XIX века, оставившего о себе память, как о самом замечательном из воспроизводителей отечественной старины. Вячеслав Григорьевич досконально изучал не только исторические события, но и бытовые детали, характерные для той или иной эпохи. Поэтому его картины достоверно воспроизводят детали обстановки и одежды. При создании картин художник учитывал и известные факты о героях своих картин. Большое место в его творчестве занимают картины из эпохи царя Алексея Михайловича. Среди них "Иностранные послы в посольской избе XVII века", "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме", "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче".

Например, известен исторический факт о том, что царь Алексей Михайлович был большим любителем шахмат. И Шварц использовал эти сведения в своей картине (показать картину «Сцена из домашней жизни русских царей»).

При создании своих картин художник опирался на труды историков. В кремлевской Оружейной палате Вячеслав Шварц рисовал с натуры утварь, одежду, оружие и предметы обихода XVI -XVII столетий, все это можно увидеть, если внимательно и вдумчиво познакомиться с нашей экспозицией.

А кто знает, когда Шварц написал свою первую картину?

Слава Шварц 1838 года рождения, сын известного генерал-лейтенанта, участника Отечественной войны 1812 года с самого раннего детства проявлял необыкновенную любовь к рисованию. Трехлетним мальчиком он чертил мелом по стенам и на деревянных досках, и эти детские его рисунки изображали горы, крепости, солдат, лошадей…. Пяти-шести лет он довольно бойко делал рисунки карандашом. Как правило, это были военные сцены: ведь юный художник весь находился во власти слышанных им рассказов об опасных походах, о коварных врагах, о храбрых героях. Иногда отец сам рисовал вместе с сыном, показывал ему картинки, словом, стремился развить способности мальчика.

В нашей экспозиции есть один из ранних рисунков будущего художника. На нём для памяти рукой отца написано: «1843 года. Первый рисунок Вячеслава Шварца. За Кавказом в крепости Новых - Закаталах».

В 1859 году Шварц с золотой медалью закончил Царскосельский лицей, тот самый, где Пушкин свои первые стихи сложил. Поступил с чином IX класса на службу. (Титулярный советник — гражданский чин IX класса. Слово «титулярный» здесь означает «номинальный» — уже не секретарь, но ещё не полноправный советник, своего рода кандидат в советники)

В том же 1859 году с разрешения своего начальства, Шварц поступил вольнослушателем в Петербургский Университет «по части восточных языков» и сразу увлекся лекциями профессора Костомарова по истории, к которой всегда чувствовал склонность. И почти тогда же начал заниматься в Академии Художеств.

Более подробно жизнь и творчество художника, мы рассматриваем в тематической экскурсии «Путешествие по экспозиции Шварца».

Сейчас же мы хотели обратить ваше внимание на то, что серьезно и профессионально живописью Вячеслав Георгиевич занимался всего около 10 лет.

Почему? Обратите внимание на портрет в центре нашей экспозиции.

Как Вы думаете, сколько лет человеку, изображенному на картине?

На самом деле – это автопортрет Шварца, который он написал во второй половине 1860-х годов. Если учесть, что умер художник в 1869 году в возрасте 31 года, то человеку, изображенному на картине, нет еще и тридцати лет…

Жизнь Вячеслава Шварца оказалась слишком короткой: он прожил 30 лет, срок его занятий живописью составил не более 10 лет, но именно о нем сказал Владимир Васильевич Стасов: «Один из самых важных художников, какие у нас [в России] только были…»

Мы гордимся, что наша гимназическая галерея репродукций картин В.Г. Шварца является единственной в Курске и Курской области.

И предлагаем вам чуть внимательнее познакомиться с картинами нашей галереи, чтобы выполнить наше задание: найдите картины, встречающиеся в стихотворении курского поэта Юрия Асмолова «Белый Колодезь»…

минут на чтение стихотворения и рассматривание картин.

Ответы участников

К 2014 году окончательно сформировался экспозиционно-тематический план нашего музея: «Православие в Курском крае», «Картинная галерея репродукций картин Вячеслава Шварца» и «Отечества достойные сыны». В связи с этим, по решению взрослого и детского Совета музеев, музей был реорганизован и получил название «Родимый мой край соловьиный».

Особенно сложен был путь экспозиции «Отечества достойные сыны». Чтобы поближе познакомиться с ней, давайте пройдем месту ее расположения.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!