Часть 4. Голландское искусство XVII века.



Духовные основы медицины. Виртуальное посещение музеев.

Работу выполнил: студент 175 группы – Геворкян Геворк

Задание 1. Виртуальный квест по Эрмитажу.

Часть 1. Искусство Древнего Египта.

1. Выяснить, где жил жрец Падиист и какие экспонаты связаны с его личностью.

Жрец Падиист жил в Древнем Египте во второй половине VII века до нашей эры.

С его личностью связаны непосредственно мумифицированное тело, погребальный комплекс, включающий три антропоморфных деревянных саркофага, алебастровые канопы для хранения мумифицированных внутренностей с крышками в виде голов сыновей бога Хора, хранилище для ушебти - деревянный ящик с изображением шакала, папирусы с текстами и изображениями книги мёртвых.

 

2. Что изображено на поверхностях саркофагов и зачем нужны эти изображения.

Поверхности саркофагов заполнены полихромной росписью с изображениями и погребальными текстами – стандартной жертвенной формулой и фрагментами из глав Книги Мёртвых. Эти изображения были призваны защищать умершего от всякого зла.

 

3. Найти деревянный ящик с изображением шакала. Выяснить, почему на нём изображено именно это животное; зачем использовался ящик; какого было назначение того, что в нём хранилось.

Шакал являлся священным животным бога-бальзамировщика – Анубиса, который также изображался с головой шакала. Ящик является хранилищем для ушебти. Ушебти – это статуэтки, которые изготавливались из дерева, камня, терракоты или фаянса, их помещали в могилу. По верованиям древних египтян, ушебти должны были замещать умершего на работах в полях загробного царства Осириса.

 

Часть 2. Искусство Древней Греции.

1. Найти и описать экспонат (в части экспозиции 121.1), имеющий отношение к медицине.

«Гигиея» – мраморная копия со скульптуры греческого оригинала, созданная в I веке н.э., Древний Рим. В греческой мифологии – Гигиея – дочь Асклепия, богиня здоровья, от её имени произошло слово «гигиена». Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Эти атрибуты, чаща и змея, составляют современный символ медицины.

 

2. В части экспозиции 113.1 найти и описать экспонат, аналогичный предыдущему.

«Афродита (Венера Павловская)» – скульптура, выполненная из мрамора в I веке, Древний Рим. Высота скульптуры составляет 141 см. Афродита иногда почиталась как богиня браков и родов, а также «детопитательница».

 

3. В части экспозиции 114.3 найти и описать экспонат, представляющий бога, в жертву которому приносили петуха. Какой символ объединяет три последних экспоната и какой смысл (предположительно) в него закладывали древние греки?

«Статуя Асклепия» – выполнена из мрамора в I-II веке, Древний Рим. Высота статуи составляет 207 см. Асклепий – бог, в жертву которому приносили петуха.

И Гигиею, и Асклепия изображают со змеёй – символом мудрости, знания, бессмертия и медицины в целом.

 

Часть 3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

1. В части экспозиции 221.2 найти и описать картину, изображающую святого, к которому жители Италии обращались за помощью во время эпидемии чумы. Раны на его теле напоминают чумные язвы. Это одна из последних работ художника6 скончавшегося от чумы в 1576 г.

«Святой Себастьян» – картина итальянского живописца Тициана (Тициано Вечеллио), написанная примерно в 1576 году, Италия. Выдвинутая вперёд фигура юноши занимает всю высоту холста и предстаёт перед нами подобно монументу. Лицо героя отражает глубокое страдание, его глаза, полные боли, словно в мольбе обращены к небесам. Стрелы летят со всех сторонон, палачи же не изображены, Себастьян стоит так, словно противостоит всему миру, ввергнутому в хаос и утратившему определённость форм.

Несмотря на то, что картина практически монохромна6 её тёмный калорит необычайно сложен. Краски же, образующие шероховатую, бугристую поверхность, создают впечатление густоты атмосферы, ощущение пространство, в котором невозможно дышать и жить. Кажется, героя можно уничтожить физически, но его дух не сломить.

 

2. В зале 214 найти и описать картину, на которой изображена мадонна, кормящая младенца грудью. Почему именно это изображение мадонны (среди других, находящихся в зале) можно считать в наибольшей мере выражающей идею материнской любви, доброты и милосердия?

«Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)» – картина итальянского художника и учёного-изобретателя Леонардо да Винчи, написанная в середине 1490-х гг. Относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве.

На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты, следовательно было принято решение отлучить ребёнка от груди. Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.

 

Часть 4. Голландское искусство XVII века.

1. В зале 249.3 найти и описать картину с «медицинским сюжетом». Больна ли «больная» и каким способом врач «привёл её в чувство»?

«Больная и врач» – картина голландского живописца Яна Стена, написанная примерно в 1660 году. Яркая одежда девушки, пышность тела и румяные щёки придают картине жизнерадостный тон и едва ли говорят, что девушка действительно больна. Потухшая свеча подле девушки возможно намекает на угасшую любовь со стороны возлюбленного, отсюда и «болезнь», как гласит голландская поговорка «там лекарство не поможет, где виной всему любовь». Девушка только оправилась от небольшого обморока, возможно поддельного. Врач привёл её в чувство запахом сжигаемого шнура, о чём говорит его полуобгоревший конец, ещё торчащий из стоящей на полу грелки.

 

2. В зале 245.4 найти и описать картину, изображающую сцену лечения больного знахарем-шарлатаном. Чем болен «больной»?

«Деревенский шарлатан (Извлечение камня глупости)» – картина фламандского живописца Адриана Браувера, исполненнае в 1620-е годы. Иконография картины восходит к произведениям нидерландских художников XVI в. на тему "Извлечения камня глупости". "Врач", как бы проводя операцию, надрезал бровь "пациента" и в то же время доставал окровавленный камушек, спрятанный между пальцев, который демонстрировал публике. В эрмитажной картине Браувера два таких блестящих камушка, якобы извлеченные шарлатаном из голов его пациентов, лежат на земле, на первом плане. Двое больных уже прооперированы: они показаны позади "врача". Один, с повязкой на лбу, сидит на земле, другой стоит к зрителю спиной и жестом воздетых рук просит пить. Его обливает вином из кувшина мужчина, высунувшийся из окна кабачка. Третьего же пациента, которого крепко держит старуха, шарлатан в данный момент оперирует. Браувер создал своеобразное произведение на тему "Извлечение камня глупости", воплощающее вполне определенную идею: человеческая глупость неизлечима хирургическим путем. Итак, оперируемый «болен» человеческой глупостью.

 

3. В зале 254 найти и описать картину, отражающую христианскую идею всепрощения и милосердия. К какому евангельскому сюжету она восходит?

«Возвращение блудного сына» - полотно голландского живописца Рембрандта Харменса ван Рейна, исполненное примерно в 1668 году. Является самым большим полотном Рембрандта на религиозную тему.

На картине изображён финальный эпизод притчи Иисуса Христа, 15-й главы Евангелия от Луки, иллюстрирующей неизречённое Божье милосердие и прощение ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Нему. Блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти». Главными персонажами являются отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, выступающий в образе самоправедного верующего и младший (блудный) сын, сыгравший роль отступившего от Бога верующего и вопиющего к Нему о прощении.

Этим полотном Рембрандт словно подводит итог своему жизненному и творческому пути, предавая себя на суд высшему милосердию и миру. 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!