Соотношение религиозной, научной и философской картин мира
Тема 3.1. Философская, религиозная и научная картины мира.
Заполнить таблицу, опираясь на текст лекции и отправить на проверку:
Религиозная картина мира | Научная картина мира | Философская картина мира |
Религиозная картина мира
В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек находится как бы между ними: с одной стороны, он - венец божественного творения, с другой - царь природы.
В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу.
Основная проблема религиозной картины мира:
- соотношение Бога и человека.
При этом считается, что мир сотворен по замыслу неземного существа. Однако в тоже время Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность, обладающая разумом и волей:
- Бог сотворил мир, дал ему законы;
- Бог творит чудо, способен вызывать сверхъестественные явления, и т.д.
Общим для различных религиозных учений и конфессий является принцип божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.
Научная картина мира
Научная картина мира, систематизирующая эмпирические (опытные) и теоретические знания о различных его сферах, представленные в науках о космосе, о неорганической и органической природе, об обществе и человеке, зародилась в Новое время.
|
|
Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества.
Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.
Основная проблема научной картины мира:
- синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое.
Научная картина мира функционирует как исследовательская программа, которая направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения.
Мир в науке рассматривается как совокупность элементарных объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся определенным закономерностям. Синтез знаний, получаемых в различных науках, является весьма сложной процедурой. Он предполагает установление связей между предметами наук. Видение предмета наук, представление о его главных системно-структурных характеристиках выражено в структуре каждой из наук в форме целостной картины исследуемой реальности. Этот компонент знания часто называют специальной (локальной) научной картиной мира.
|
|
Философская картина мира
В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, т.к. ему присущ разум, благодаря которому он способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.
Пространство в философской картине мира выступает как способ упорядочения внешних восприятий, время – как способ упорядочения внутренних переживаний. Философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.
Основная проблема философской картины мира:
- соотношение мира и человека.
Первоначальное отношение человека к миру было исполнено благоговения перед его величием. Мир представлялся всеобъемлющим животворящим началом, которое никому не дано познать и изменить. Задача человека виделась в том, чтобы уловить тайные ритмы мироздания и поступать в согласии с ними. Идея абсолютного господства мира над человеком превалировала в мифологическом сознании, а также в древнеиндийской и древнекитайской философии.
|
|
Первые европейские философы представляли мир как упорядоченное, организованное целое. Мировоззрение древнегреческих философов досократовского периода было всецело космоцентристским. Устройство мироздания, структура космоса – основной предмет их размышлений. Человек же, по их представлениям, – это «маленький космос» (микрокосм), капелька, в которой отражается «большой» космос (макрокосм).
Начиная с Сократа, философы видели свою задачу уже не столько в познании мира вне человека, сколько в постижении самого внутреннего мира человека, мира его чувств и мыслей. Сократ произвел «антропоцентристский переворот» в античной философии. После него внешний мир стал рассматриваться не обособленно от человека, а в соотношении с ним. Философская картина мира становится образом человека в мире. Так, по Аристотелю, особое положение человека в мире определяется центральным положением Земли в структуре мироздания. После Аристотеля космос стал отождествляться с миром вообще.
|
|
В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек оказался как бы между ними: с одной стороны, он венец божественного творения, с другой – царь природы. В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу. Господство теоцентризма в философии было, по существу, безраздельным.
Н. Коперник, «сдвинув» Землю с центра мироздания, пробил первую брешь в религиозной картине мира. Наивной религиозной вере развивающаяся наука противопоставила проверенное опытом знание о природе, в том числе и о строении человеческого тела. В эпоху Возрождения философия обращается к осмыслению целостной телесно-духовной природы человека, его способности к преобразованию предметной среды, его творческой индивидуальности. Теоцентризм постепенно отступает перед антропологической ориентацией философии.
Философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру, входят в третий блок оснований науки.
Соотношение религиозной, научной и философской картин мира
Религиозная, научная и философская картины мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Во 2-ой половине XX в. стало очевидно, что ни одна из картин мира не может утвердить свою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобы допустить сосуществование всех трех картин в едином объеме человеческого знания.
Соотношение религиозной, научной и философской картин мира:
- Религиозное понимание мира теоцентрично и страдает умозрительностью, бездоказательностью.
- Научная картина мира чрезмерно рационализирована и – по сути своей – космоцентрична. Научное понятие Вселенной охватывает ныне все известные действительные миры (мегамир, макромир, микромир), но «присутствие» человека в ней не обязательно (он вполне может превратиться здесь в «некий плазмоид» - В. В. Казначеев).
- Современная философская картина мира поистине антропоцентрична: здесь «разум» становится «духом», а «космос», «Вселенная» – миром человека, поскольку они рассматриваются через призму интересов живого индивида.
Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования.
Определить место человека во Вселенной – значит раскрыть философское понимание мира, т. е. понять его всеобщую сущность, которая выявляется именно в отношениях этого мира и человека.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 1113; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!