Список источников и литературы

Вклад православного духовенства Карачаево-Черкесии в победу в Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. С началом войны Русская Православная Церковь оказывала различную помощь в борьбе с фашизмом. В первый день войны патриарший местоблюститель митрополит Сергий Страгородский написал обращение «Послание пастырям и пасомым христианской православной Церкви», в котором призвал священнослужителей и верных чад Церкви встать на защиту Отечества.

Митрополит Сергий Страгородский
Историки, оценивая вклад Русской Православной Церкви в победу в Великой Отечественной войне, говорят о различной деятельности Церкви. Так, на­пример, было собрано 300 миллионов рублей православными верующими в фонд обороны страны, переданы в армию эскадрильи «Александр Невский» и танковые колонны «Дмитрий Донской» [9]. Многие священники во время богослужений подкрепляли дух верующих, призывая не отчаиваться, не терять надежды на победу. Были случаи непосредственного участия духовенства в передаче важнейшей информации советским солдатам. В качестве примера оказания партизанской и иной помощи можно выделить деятельность таких священников как, Фёдор Пузанов (сообщал данные о передвижении немцев, снабжал одеждой и хлебом партизан, спас односельчан от плена), священник Николай Пыжевич (укрывал раненных партизан в своём доме), священник Василий Копычко (устроил в своём доме встречу партизан и подпольщиков), священник Иоанн Лойко (не оставил раненных односельчан, был сожжён немцами) и многие другие [6].

Конечно, данные факты помощи не исчерпывают вклад духовенства и верующих в победу. Ведь в каждом регионе страны множество отдельных историй, свидетельствующих о подобной помощи православного духовенства и верующих.

В данной статье рассказано о вкладе православного духовенства в победу в Великой Отечественной войне на территории современной Карачаево-Черкесии. Это священнослужители, служившие в храмах в 1941-1945 гг., а также те, кто впоследствии принял священный сан после войны: протоиерей Георгий Кубанский, протоиерей Василий Афонин, протоиерей Николай Пономарёв и протоиерей Пётр Козырь.

23 июля 1942 года Гитлером был учреждён план по захвату Кавказа под названием «Эдельвейс». И это не случайно. Ведь почти 90 % добычи нефти в СССР обеспечивали нефтеносные районы в Грозном, Баку, Майкопе. Также регион располагал месторождениями вольфрамомолибденовых руд, стратегически важными для военной промышленности. Возросло значение Кавказа и Кубани в обеспечении страны продовольствием, особенно зерном, так как украинские чернозёмы были потеряны. С захватом Севастополя порты Батуми, Поти, Сухуми стали основными базами Азовской и Каспийской флотилий, Черноморского флота. Через советско-иранскую границу шло около половины поставок по ленд-лизу, что также подчёркивало важность этого региона для немецко-фашистских захватчиков. По сути, захват Кавказа фашистами могло повлиять на исход не только Великой Отечественной, но и всей Второй Мировой войны.

Понимая пагубность положения, духовенство и прихожане Русской Православной Церкви города Черкесска, для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, оказывали посильную помощь. Так, например, в Фонд обороны Союза ССР было собрано 171.354 рубля. Об этом было написано в газете Красная Черкесия уже по окончании войны в 1945 году. Благодарственная телеграмма от вождя народа И. В. Сталина была направлена на имя настоятеля Покровской Церкви и благочинного г. Черкесска – протоиерея Георгия Кубанского, а также церковного старосты – Прокофия Павловича Бондаренко. В ней, в частности, говорилось следующее: «Прошу передать духовенству и верующим г. Черкесска и Черкесского благочиния, собравшим 171 354 рубля в Фонд обороны Союза ССР, мой привет и благодарность Красной армии. И. В. Сталин» [7, с. 1].

Священник Георгий Кубанский. Фотография  сделана во время ареста в 1930 году  
Священник Георгий Кубанский мог вспомнить прошлые обиды к советскому руководству – два ареста в 1920 и 1930 гг., за которыми последовала ссылка в 1931 году [1] и податься в ряды немецкой армии, но этого не сделал, а руководствовался интересами своей Родины, своего народа и молился за победу над фашизмом в храме, который в годы войны не был закрыт. Это тоже немаловажный поступок, который помог объединить приход и принести пользу армии.

В Покровском храме после войны служили и другие священники, воевавшие в годы Великой Отечественной войны и, в последствии, принявшие священный сан – это протоиерей Василий Афонин и протоиерей Николай Пономарёв.

   Василий Иванович Афонин родился 14 января 1926 г. в Орловской области. В зерносовхозе Жуки Старобешевского района Сталинской области Василий Афонин окончил семь классов. Вскоре началась Великая Отечественная война и два с половиной года семья жила на оккупированной немцами территории. После освобождения, в 1943 году, будучи несовершеннолетним, Василий Афонин вступает в ряды Красной Армии, чтобы вместе с миллионами солдат воевать за своё Отечество.

Василий Афонин за боевые заслуги был награждён Орденом красной Звезды и четырьмя медалями - «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и «За боевые заслуги» [8]. «И везде, – говорил всегда отец Василий, — мне помогала молитва…» «Я боюсь роптать на жизнь, Бога боюсь. Это Он вёл меня всю войну. Я ведь и ранен даже не был» [3].

В 1945 году после окончания школы офицеров Василий Афонин в звании младшего лейтенанта был направлен комсоргом в танковый батальон при Второй танковой Армии в оккупированную Германию, где прослужил до 1947 года.

В центре Василий Афонин (руки держит за спиной). Победоносный 1945 год

После демобилизации Афонин возвратился в город Макеевку, где жили его братья и мать. Работал воспитателем в школе ФЗО, затем был направлен комсоргом в ремесленное училище. И только в 1950 году решил ступить на путь священнического служения и поступил в Ставропольскую духовную семинарию. Окончил обучение с отличием, успешно отучился в Московской духовной академии. Женился на Антонине Максимовой, с которой прожил 53 года [5, с. 11].    

В феврале 1954 г. архиепископом Ставропольским и Бакинским Антонием (Романовским) Василий Афонин был рукоположен в сан диакона, а через месяц – в сан священника. За время своего служения поменял 28 приходов на Ставрополье, в Чечне, Калмыкии и Карачаево-Черкесии. Прошёл отец Василий и путь исповедника.

Протоиерей Василий Афонин
Когда отец Василий служил в г. Грозном, однажды, после вечерней службы, его прямо из храма забрали и увезли в неизвестном направлении сотрудники госбезопасности. Сутки о батюшке не было никаких вестей. Эти двадцать четыре часа казались бесконечно длинными для семьи отца Василия. Всю ночь матушка Антонина не могла найти покоя. Уже не раз к отцу Василию приходили сотрудники госбезопасности и силой, либо льстивыми уговорами пытались заставить его сотрудничать с ними - доносить на прихожан, предавать тайну исповеди и давать информацию о тайных христианах. Но отец Василий остался непреклонным [5]. 

 25 октября 1976 года отец Василий был назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Черкесска, в котором прослужил почти 30 лет [10, с. 58].

При отце Василии в Карачаево-Черкесии возводились православные храмы, в частности, он стал инициатором строительства Никольского собора, при Покровском храме г. Черкесска открыта первая воскресная школа, открыт Свято-Сергиевский лицей (ныне Свято-Сергиевская гимназия). В целом, отец Василий много сделал для восстановления духовной жизни в Карачаево-Черкесии. В 2001 году Василий Иванович Афонин, первый из священников Северного Кавказа, был принят в Союз писателей России. Он стал автором нескольких публицистических произведений и поэтических сборников.

 Пользовался православный священнослужитель авторитетом и у мусульман Карачаево-Черкесии. Добрый пастырь, миротворец и созидатель, – таким помнят протоиерея Василия Афонина земляки [10, с. 60].

Ветераном войны был и священник Николай Пономарёв.

Протоиерей Николай Пономарёв  
Николай Михайлович Пономарёв родился 28 декабря 1913 года в ст. Баталпашинской. В мае 1940 г. был призван в ряды Красной Армии, попал на фронт, где прослужил до самого окончания войны. Кавалер многих орденов и медалей. Был награждён орденом Отечественной войны II степени [12], участвовал в Сталинградской битве и битве за Будапешт 1944-1945 гг. [11, с. 398].

После войны служил псаломщиком в Покровском храме г. Черкесска и работал на заводе «Молот». Рекомендовал к рукоположению в священный сан Николая Пономарёва протоиерей Борис Чикильдин [2, с. 2].  В 1957 году Николай Пономарев был рукоположен в сан диакона, а в 1958 году в сан священника. Священническое служение отца Николая проходило во многих храмах Ставропольского края, а с 1981 года в Покровском храме г. Черкесска. Здесь он прослужил до самой своей кончины. При отце Николае в храме активно развивалось социальное служение. Подтверждением являются статистические данные. Так, например, Покровская церковь ежегодно отчисляла около 20 % доходов в Фонд Мира. Также клир и прихожане активно помогали войнам-интернационалистам, Красному Кресту, Детскому фонду, домам престарелым. И в этом немалая заслуга прот. Николая.

Ветераном войны был и настоятель Петропавловской церкви ст. Зелнчукской – протоиерей Пётр Козырь.

Протоиерей Пётр Козырь
Родился Пётр Павлович Козырь в селе Благодатном Петровского района Ставропольского края 29 июня 1926 года. В селе Благодатном окончил 7 классов. Работал в колхозе. В 1943 г. был призван в ряды Красной Армии. Участвовал в боях за освобождение Венгрии, Румынии, Австрии. Послевоенное время, с 1945 по 1950 годы, служил на Финском полуострове Поркалауд на кораблях Балтийского флота. С 1950 года по 1958 год в совхозе Западном работал на строительстве, а в колхозе села Благодарного - на каменном карьере. В 1958 году поступил в Ставропольскую духовную семинарию. Но, проучился здесь недолго – 2 года, так как семинария была закрыта. Духовное образование Пётр Козырь продолжил в Саратовской семинарии, а последний курс в 1962 году окончил в Московской духовной семинарии. 28 января 1962 года рукоположен в сан диакона, а 6 июня этого же года в сан священника. Прослужил во многих храмах страны. Последним местом служения стал Петропавловский храм ст. Зеленчукской КЧР, в котором он прослужил с 1997-2013 гг. Отец Петр был награжден: «Орденом Великой Отечественной войны», «Орденом Дружбы народов», «Медалью Победы над Германией», «Медалью Маршала Жукова», «Медалью 30-летия Победы», «Медалью 50-летия Победы» [4].
     Таким образом, Русская Православная Церковь активно боролась в дни войны с тем злом, которое обрушилось на наше Отечество – фашизмом. Это не только материальная помощь солдатам Красной Армии, но и всевозможная проповедь, способствующая подъёму духа населения и солдат. Священники оказывали помощь партизанам, раненым солдатам. Многие солдаты впоследствии стали священнослужителями. Среди них были и священнослужители Карачаево-Черкесии. Будем благодарны тем, кто отдал свои жизни ради мира во всём мире, и взирая на их жизнь, подражать их мужеству и героизму.

Список источников и литературы

1. Архив УФСБ России по Ставропольскому краю. Уголовное дело № 13892-пф 1930 года производства.

2.  Архив Ставропольской и Невинномысской епархии. Автобиография протоиерея Николая Михайловича Пономарева.

3. Воин, священнослужитель, писатель. // День республики. Главная газета Карачаево-Черкесии [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.denresp.ru/kultura/4522-voin-svyashennoslughitel-pisatel.html

4. В Петропавловском храме ст. Зеленчукской вспомнили протоиерея Петра Козыря// Зеленчукская правда [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zelpravda.ru/religija/v-petropavlovskom-hrame-stanitsy-zelenchukskoj-vspominali-protoiereja-petra-kozyrja.html

5. Иоанн Афонин, дьякон. Дипломная работа. Жизнеописание протоиерея Василия Афонина // Ставропольская Духовная Семинария. Кафедра истории Русской Церкви. – Ставрополь, 2009.

6. Как воевали священники во время Второй мировой войны//Комсомольская правда [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vologda.kp.ru/daily/26189.5/3077545/

7. Красная Черкесия. 28 февраля 1945 г., № 41.

8. Подвиг народа. Афонин Василий Иванович [электронный ресурс]. Режим доступа: http://podvignaroda.ru/?#id=24409070&tab=navDetailManAward

9. Русская Церковь и война: только 1 колонна танков и 300 миллионов рублей? [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravmir.ru/o-vklade-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-v-pobedu-v-velikoj-otechestvennoj-vojne/

10. Гурин А., иерей. Святые наших дней / иерей А. Гурин, М. Б. Осинина. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского государственного аграрного университета, 2019.

11. Твердохлебов С.П. Черкесск: ориентир в океане фактов и событий. Краеведческий путеводитель в трёх томах. Том 2.

12. ЦАМО. Юбилейная картотека награждений. Шкаф 18, ящик 16, №87.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!