Значение музыкальных дидактических игр в музыкальном воспитание детей старшего дошкольного возраста
Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»
Защищено с оценкой ________
Протокол №____ от _________
Курсовая работа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИГР В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
студентки 12б группы
Гурович Маргариты Максимовны
Специальность 44.02.01
«Дошкольное образование»
Руководитель
Федина Елена Николаевна
Санкт-Петербург
2021
Оглавление
Введение…………………………………………………………………… стр.3
1. Значение музыкальных дидактических игр в музыкальном воспитание детей старшего дошкольного возраста…………………………… стр.8
2. Этапы музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………… стр.
Введение
Музыкальные дидактические игры – способ развития творческой деятельности детей. Музыка сама по себе, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению, анализировать и сравнивать, улучшает навыки социального общения. Каждый ребенок по-своему воспринимает то, что он слышит, а кто-то и вовсе может ничего не понимать, потому что ещё не развито восприятие музыки. В этом нам и помогут музыкальные дидактические игры.
|
|
Музыкально-игровая деятельность дошкольников несёт в себе задачу приобщения детей к чарующему миру музыки, насыщает духовной красотой. Она тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В игре ребёнок получает образование, удовольствие от самого процесса, открывает в себе новые возможности, а также музыкальный опыт, активизирует творческий потенциал, получает развитие интеллекта и своих чувств. Появляется радостные эмоции, творческая инициатива, желание участвовать в коллективе, игра отличается своими разнообразными и воспитательными возможностями. И чем раньше будут заложены эти компоненты, тем активнее и насыщеннее будет жизнь ребенка, и тем опытнее он будет в музыкальном воспитании.
По утверждению специалистов, дошкольный возраст – сенситивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».
|
|
Музыкальное воспитание в детском саду является частью общей подготовкой детей к школе. Содержание и методы музыкальных дидактических игр от части направлены на решение этой задачи.
В конечном итоге ребенок к концу дошкольного детства должен достигнуть такого уровня музыкального развития, который позволит ему не отставать от новой социальной позиции – школьника – проявлять свои творческие способности и быть эффективнее в школьной среде.
Безусловно, сама организация использования музыкальных дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкального воспитания детей, большого творчества и мастерства.
Курсовая работа относится к МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
Цель работы: доказать значимость развития музыкального воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных дидактических игр.
Цель определила следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкальных дидактических игр в отечественном музыкальном воспитании дошкольников.
2) Определить психолого-педагогическое воздействие музыкальных дидактических игр на развитие музыкального воспитания дошкольников.
|
|
3) Раскрыть значение музыкальных дидактических игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкального воспитания.
4) Выявить условия музыкального воспитания в дошкольном учреждении.
5) Проанализировать и сделать выводы.
Предмет исследования – процесс развития музыкального воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных дидактических игр.
Объект исследования – условия, необходимые для музыкального воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – развитие музыкального воспитания будет проходить успешно если:
1) определены особенности музыкального воспитания дошкольников через музыкальные дидактические игры;
2) выявлены критерии развития у детей музыкального воспитания;
Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста;
2) провести анализ программ музыкального воспитания с позиции развития через музыкальные дидактические игры;
Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Выготский Л. С., Подьяков Н.Н., Усова А,П., Люблинская А.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Жуковская Р.И.); музыкально-эстетического развития и 4 воспитания дошкольников (Ветлугина Н.А., Дзержинская Л., Метлов Н., Радынова 0., Теплов Б.М., Кабалевский Д.Б., Асафьев Б.В., Неменский Б.М.).
|
|
Методы исследования:
1) анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы;
2) анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий;
3) диагностика;
4) наблюдение;
5) беседа.
Практическая значимость исследования заключается в доказательстве значимости развития музыкального воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных дидактических игр.
Словарь основных понятий
Анализ – метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.
Гипотеза – вероятностное предположение, выдвигаемое с целью объяснения какого-либо явления.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.
Воспитатель – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).
Дидактическая игра – это игра с правилами, специально создаваемая педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Она направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Задача – проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.
Игра – вид непродуктивной деятельности, основной мотив которой заключен не в результате, не в получении утилитарных вещей, а в самом процессе; основной вид деятельности дошкольника.
Интеллект от лат. intellectus «восприятие»; «понимание»; «понятие») – совокупность всех познавательных процессов индивида (ощущений, восприятия, представления, памяти, воображения, мышления); общая способность к познанию, решению проблем, связанная с успешностью в любой деятельности.
Музыкальное исполнительство – область художественного творчества, связанная с воссозданием реального звучания музыкальных произведений. К музыкальному исполнительству относится творчество певцов, инструменталистов, дирижёров. Наряду с созданием, распространением музыки и её восприятием.
Инициатива – принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.
Коллектив – группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи.
Музыкально-игровая деятельность – является одним из ведущих средств, при развитии у детей творческих способностей.
Музыкальные дидактические игры – это музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.
Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности.
Музыкальный опыт – это сочетание знаний, умений и навыков в музыкальной сфере.
Музыка – вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».
Методы обучения – система взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
Мышление – восприятие окружающей действительности. Основное качество мышления – это его логичность, т.е. умение делать правильные выводы.
Нравственно-эстетические переживания – базисный уровень эстетического сознания человека, исходное и конечное звено всех видов полноценной эстетической деятельности.
Педагог – человек, профессионально занимающийся педагогической деятельностью и воспитательной работой.
Педагогический процесс – это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой
Представление – понимание и знание чего-либо основанное на практическом опыте.
Природный дар человека – определенные способности человека, которыми его наградила природа. Талант к чему-либо.
Сенситивный (сензитивный) период – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Социальная позиция – это место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей.
Творчество – деятельность, результат которой есть создание чего-либо качественно нового.
Творческая деятельность дошкольников – это их способ выразить свой взгляд на мир и свои ощущения
Творческое развитие ребенка – это гармоничное развитие его личности и индивидуальности. Оно тесно связано с развитием способности, выразить своё эмоциональное содержание.
Творческий потенциал – способность и решимость человека к достижению целей и преодолению препятствий, возникающих при решении задачи
Развитие – это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.
Формирование – «качественные изменения», которые происходят под влиянием каких-либо внешних управляющих сил
Эффективность процесса – результативность, полученная в ходе достижения цели.
Значение музыкальных дидактических игр в музыкальном воспитание детей старшего дошкольного возраста
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!