Важность верной методологии понимания исламских источников

Ислам и терроризм

Религиозные практики (общие положения)

Пять столпов ислама

В основе мусульманского культа лежат пять главных культовых обязанностей (аркан ад-дин), сформулированных ещё при жизни пророка Мухаммеда: исповедание веры (шахада), молитва (араб. салят, перс. намаз), пост в месяц рамадан (араб. саум, перс. ураза), милостыня (закят — в размере 2,5 % от дохода) и паломничество в Мекку (хадж).

 

Некоторые богословы к пяти «столпам ислама» добавляют ещё одну обязанность — джихад (араб. «усилие», «борьба за веру»), выражающуюся в рвении, усердной деятельности по распространению ислама. В IX веке в исламской догматике утвердилось понимание пяти форм джихада: духовный джихад (внутреннее самосовершенствование на пути к Богу), джихад меча (вооружённая борьба с неверующими), джихад сердца (борьба со своими страстями), джихад языка (повеление одобряемого и запрещение порицаемого), джихад руки (дисциплинарные меры в отношении преступников). В настоящее время вооружённый вид джихада используется террористическими и экстремистскими группировками мусульман как идеологическое обоснование своей деятельности.

Распространение

 

Регион традиционного распространения ислама охватывает Ближний и Средний Восток, Северную Африку, Центральную Азию, Северный Кавказ и часть Закавказья, Центральную Россию (Поволжье и Приуралье). За пределами региона традиционного распространения крупные мусульманские общины имеются в странах Западной и Южной Европы, Северной Америки, Тропической и Южной Африки]. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах — влиятельные меньшинства. В 28 странах, среди которых Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др., ислам признан государственной или официальной религией. Подавляющее большинство мусульман проживают в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.

Более трети мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитской юридической школы. Они проживают в Южной и Средней Азии, Китае, Турции и других странах. Маликиты преобладают в странах Магриба и в Судане. Шафиитская школа получила распространение в Сирии, Индонезии и частично в Пакистане. Влияние ханбалитского мазхаба распространяется на население Аравийского полуострова. В шиизме распространён джафаритский мазхаб. В настоящее время приверженцы шиизма живут в основном в Иране, Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне и Азербайджане. Небольшие группы шиитов есть в Афганистане, Пакистане, Индии, Сирии и Таджикистане.

 

Мировоззрение Ислама

Как и другие религии, Ислам необходимо рассматривать только в свете его собственного контекста, в свете присущих ему форм мышления и понятий (формируемых общим духом Корана и Сунны), а не секулярного и позитивистского контекста, как это часто можно наблюдать.

Истинно исламское сознание не позволяет человеку быть экстремистом, тем более террористом (само слово «Ислам» происходит от арабского слова с корнем «салям», означающего «мир»). Так как, во-первых, согласно Исламу, жизнь и воля человека - священны. Жизнь, душа, физическое тело, да и весь окружающий мир - все дано Всевышним во временное пользование (т.е. «аманат»), а истинный хозяин всего Творец.

Ислам признает каждого таким, какой он есть и не приемлет насилия в вопросах веры, образов жизни и взглядов, ибо согласно доктрине Ислама, подобное насилие означает неприятие замысла Творца, даровавшего человеку разум и силу воли. В Исламе первооснова, основа основ - благое намерение верующего. То, что сделано насильно (или же с целью показухи и т.д.), без чистосердечного намерения достичь довольства Создателя не является действительным и за это не воздастся «благом».

«То, что было им предписано, имело только одну цель: искренне поклоняться Аллаху Единому ... это и является истинной религией» (сура Байина, 4-й аят). Также в хадисе говорится «Поистине, дела (оцениваются) только по намерению и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести)...» (Сахих аль Бухари). Поэтому, Монтгомери Уотт, один из наиболее объективных исследователей Ислама отметил, что европейское представление об Исламе, гласящее, что Ислам - это якобы религия меча и насилия, далек от истины, на самом деле выбор между Исламом и мечом не ставился ни перед иудеями, ни перед христианами или представителями другой известной религии.

Необходимо остановиться на очень важной теме, которая очень часто неверно преподносится и толкуется как самими мусульманами, особенно не имеющими специализированного образования, так и исследователями Ислама, это тема вероотступничества. Многие ошибочно полагают, что источники Ислама приказывают убивать человека за вероотступничество. Но в этой теме мирское наказание дается вовсе не из-за того, что человек поменял веру и вышел из Ислама, а дается во-первых, если имеют место деяния, являющие собой прямую угрозу другим людям, обществу, общественному порядку (такие как убийство, непризнание законной власти и поднятие мятежа или отказ выплачивать налоги или нанесение серьезного вреда здоровью людей и т.д.); во-вторых, если имеют место деяния, являющие собой предательство родины (все хадисы, имеющие отношение к этой теме, сказаны именно в отношении наказания мирских преступлений, отмеченных выше, но в отношении просто вышедших из Ислама, но не совершивших каких-либо тяжелых преступлений, Пророк Мухаммед не применял никаких наказаний).

Но просто выход из Ислама и переход в другую веру, если следовать верной методике толкования Корана и Сунны не влечет за собой какого-либо мирского наказания, а оставляется на Суд Божий, так как в противном случае, это противоречило бы общему контексту Корана и Сунны, провозглашающих свободу вероисповедания и свободу совести.

Во-вторых, согласно мировосприятию Ислама, гетерогенность общества - замысел Самого Аллаха. Ислам однозначно принимает религиозное, этническое, идеологическое многообразие человечества как дело угодное Всевышнему, как «Божий промысел», т.е. как неоспоримую реалию мирской жизни, и ни в коем случае не ставит перед собой цель насильственного распространения веры, или искоренения других, что является клеветой на Ислам, искажением исламского вероучения и мировоззрения.

Более того, мировосприятие Ислама характеризует не партикуляризм, а наоборот «всеохватность». Это мировосприятие ищет точки соприкосновения со всеми, например, в достоверном хадисе открыто провозглашается: «Вы все произошли от Адама, а Адам - был сотворен из земли. О, рабы божьи (люди) будьте братьями (и сестрами)». (Аль Бухари). В одном из последних ниспосланных Пророку Мухаммеду (с.а.с.) аятах Корана содержится призыв к «людям Писания» (христианам и иудеям) об единении вокруг веры в единого Творца: «О люди Писания! Приходите к слову, единому для вас и для нас. Никому кроме (Единого Творца) Аллаха не будем поклоняться, и не придавать Ему никого в сотоварищи...» (Аль Имран, 64). Что примечательно, в этом кораническом призыве нет второй половины «шахады» «Мухаммед-ун Расул-уллах», т.е. «свидетельства о пророчестве Пророка Мухаммеда». Этот призыв Корана можно охарактеризовать как «самый важный, значимый «эйкуменический» призыв, когда-либо наблюдавшийся в истории человечества».

«Всеохватность» мировосприятия Ислама зиждиться на том, что исламскому мировоззрению не свойственна самоидентификация посредством противопоставления себя инаковому «чужому», и это не свойственно ни интеллектуальным традициям, ни духовному наследию мусульман, вопреки написанным с призмы евроцентричного ориентализма трудам. Согласно исламскому мировоззрению, «чужим» с кем следует бороться и побеждать является «шайтан» (сатана) и его проводник в человеческой натуре «нафс-уль аммара», а не язычники, или безбожники, тем более, иудеи или христиане.

В-третьих, в Исламе «адль» (справедливость), точнее «адалет-и махза» (совершенная справедливость) - основополагающий принцип. Следовательно, никто не может нести ответственность за ошибки и грехи другого (н-р, сура «Зильзаль»). Именно Ислам наложил полный запрет на кровную месть и искоренил её, а кровная месть - является своего рода терроризмом. Также согласно принципу «адалет-и махза», интересы даже одного индивида не могут быть принесены в жертву ради достижения интересов большинства (хотя многие секулярные, модернистские системы взглядов принимают допустимость подобного жертвования).

В-четвертых, Ислам не приемлет присущий модернизму и почти всем секулярным идеологиям «макиавеллизм», предполагающий что «цель оправдывает средства». Так как согласно Исламу, к благой цели (достижению довольства Творца и вечного счастья) можно дойти только благими путями.

В-пятых, согласно Исламу, Всевышний - Творец не только человека, но и его удела («ризк»). Мусульмане должны свято верить в это, поэтому нет надобности в необоснованном беспокойстве по поводу нехватки ресурсов, работы и т.д., а эти причины являются движущими факторами расизма и ксенофобии во многих странах.

В шестых, верное кораническому и пророческому духу понимание Ислама (коим является понимание Ахлю-Сунны), характеризуется тем, что акцентирует внимание на духовном преображении человека, отдельно взятой личности и общества, воспитании души и разума, духовном и мирском образовании. Поэтому согласно мировоззрению Ислама, необходимо делать упор на поиск альтернативных политическому путей разрешения насущных проблем человека и общества, которые вытекают, прежде всего, из духовных проблем, духовного обнищания и дезориентации человека, а также общества (к сожалению, некоторые «модернистско-политические» течения, зародившиеся в качестве реакции на колониализм и на пост- колониальный синдром «инструментализировали» Ислам в качестве доктрины сопротивления и национально-освободительной борьбы или же использовали исламские лозунги с целью борьбы с авторитаризмом и преодолением социальной несправедливости, что также является отклонением, девиацией от понимания верного кораническому и пророческому духу понимания Ислама).

Т.е. для Ахлю-Сунны (в отличие от доктрины иранского шиизма и идеологии маргинальной секты «хариджитов»), воспитание идеальной личности с божественной моралью, и посредством этого формирование идеального общества имеет первостепенное значение, нежели политика или система управления.

Поэтому по ходу всей исламской истории почти все великие ученые Ахлю-Сунны руководствовались принципами, изложенными в хадисах «каковы вы - таковы и ваши правители», «если вы будете набожными и праведными, то и Всевышний сделает ваших руководителей мягкими к вам, изменит их в лучшую сторону», и не только не вмешивались в политику, а считали это большим заблуждением. Более того, один крупный исламский ученый современности (Бадиуззаман Нурси), отметил что «99% вопросов и тем охватываемых шариатом (прежде всего Священным Кораном и Сунной) касается основ веры, совершения поклонений, морали и личности человека, и только 1 % касается политики, но и об этом пусть подумают ваши руководители». Кстати ни в Священном Коране, ни в Сунне не говорится об определенном типе государственного устройства, так называемом «исламском государстве».

Следовательно, «глубоко ошибочно утверждать, что идеи мыслителей и течений, превративших Ислам в своего рода «секулярную идеологию протеста» популярны повсеместно в исламском мире. Это является очередным «ориенталистким» умозаключением («ориентализм» означает, процесс предвзятого и необъективного изучения, а в некоторых случаях открытого искажения культуры, истории мусульманских народов). Но современные исследователи в силу определенных причин, как правило, не придают надлежащего внимания всему тому, что «аполитично», т.е. вне политики или выше политики, особенно если речь идет об Исламе.

Как видно, заповеди Ислама, истинно исламское мировосприятие являются преградой перед всеми формами жестокости, насилия и принуждения. А все случаи проявления насилия и нетерпимости со стороны мусульман следует рассматривать как искажение, девиацию от основополагающих принципов Ислама.

Важность верной методологии понимания исламских источников

Одним из необходимых условий толкования Корана (тафсира) является выяснение того, является ли рассматриваемый аят мирововззренческим или же «обусловленным определенными неординарными условиями», т.е. ситуативным (исследователи, следующие позитивистской методологии, довольно часто упускают это из виду). Для этого необходимо знать причину ниспослания соответствующего аята (на арабском «нузуль-уль асбаб», что является отдельной наукой), иметь возможность целостного прочтения и толкования, т.е. знать контекст, цели Корана и Сунны, общий дух Ислама.

Из источников Ислама следует, что состояние мира является правилом (мирное сосуществование представителей различных этносов и религий), а состояние войны - временным исключением, строго привязанным к определенным условиям, при первой же возможности военные действия должны быть приостановлены. Аяты касающиеся ведения военных действий, применения силы, принуждения, ниспосланы только в связи с существованием определенных обстоятельств. И эти аяты строго регламентируют причины и формат применения силы, что считается вполне естественным, даже нужным в современном секулярном праве.

В Исламе применение вооруженной силы дозволено только со стороны легитимного органа и только для предотвращения деятельности того, кто мешает сохранению состояния мира и спокойствия, и только тогда, когда все другие меры исчерпаны.

Пророк Мухаммед (с.а.с.) первым в истории человечества еще в 7-м веке заложил основы гуманитарного права, одной из самых молодых отраслей современного международного права. Каноны Ислама категорически запрещают убивать во время военных действий всех тех, кто не воюет - детей, женщин, немощных, монахов, священников занятых богослужением, тех, кто сложил оружие, попавших в плен.

Ислам наложил запрет на пытки, глумление над телами погибших, уничтожение посевов, деревьев, скота, жилищ. Также в Исламе приказывается оказание посильной помощи раненым противника. Эти стандарты были достигнуты секулярным международным правом только в 20-м веке, да и то, существуют серьезные пробелы в праве (следует напомнить следующий ужасный факт - вплоть до последнего времени в международном праве открыто не запрещалась практика бомбежки (!) мирных жителей, будь-то в городах или сельской местности), а существующие нормы часто нарушаются.

Такие предписания Ислама, как например, предписывающие борьбу с лицемерами или жесткое отношение к определенным категориям неверующих, по своей сути являются положениями «саниян ва би-ль арад», т.е. второстепенного значения и они строго обусловлены определенными обстоятельствами, т.е. привязаны к определенным реально существующим условиям». Те, кто выставляет их на передний план, не принимая в расчет причин, которыми они обусловлены, не понимают ни сути Коранических предписаний, ни сути причин их ниспослания, ни вообще сути Ислама.

К сожалению, незнание вышеуказанной классификации аятов Корана, незнание причин их ниспослания, особенно в которых речь идет о применении силы, приводит к тому, что некоторые отвергают миролюбивую природу Ислама. Также этим незнанием пользуются лидеры и «наставники» террористов, легитимируя свои чудовищные идеи священным Писанием. Поэтому некоторые исламские ученые придерживаются того мнения, что чтение неподготовленными людьми простого «перевода смыслов» аятов Корана, а не толкований, чревато многими опасностями. Так как, не имея представления об общем контексте Корана, о причине ниспослания аятов, можно прийти к глубоко ошибочным заключениям, например, «ситуативные» аяты принять за мировоззренческие, особенно в теме войны и применения силы.

Необходимо учитывать также и то, что неверное понимание Сунны может привести к неверному толкованию хадисов, что также чревато большими опасностями. Верное понимание Сунны требует специализированного знания, к тому же в контексте присущем Исламу, т.е. знаний основанных на многовековой методологии (традиции) понимания Сунны. Например как было пояснено выше в теме вероотступничества, из-за этого незнания некоторые хадисы понимаются глубоко ошибочно, хотя все хадисы, имеющие отношение к вероотступничеству, сказаны именно в отношении наказания совершенных тяжких мирских преступлений, тогда как в отношении просто вышедших из Ислама, но не совершивших каких-либо тяжелых преступлений, Пророк Мухаммед (с.а.с.) не прибегал к никаким наказаниям.

Абсолютная нетождественность Ислама и терроризма

Привести общепринятое определение понятия «терроризм» крайне сложно, существует очень много определений и трактовок. В самом простом виде терроризм можно охарактеризовать как политику, основанную на систематическом применении террора («terror» с латинского страх, ужас), т.е. «насилия», «устрашения». Оксфордский словарь трактует терроризм, как «систематическое использование насилия и угроз для того, чтобы подвинуть правительство или общество к принятию определенных политических требований».

Одним словом, «насилие», «устрашение» - ключевые элементы терроризма. Но как было отмечено выше, мировоззрение Ислама строится только на доброй воле, истинной гуманности, искренности и справедливости. Следовательно, терроризм без каких-либо оговорок вне Ислама, и он не может быть даже неверной трактовкой Ислама, ибо неверная трактовка, неверное толкование предполагает «совершение ошибки», т.е. предполагает «ошибание толкователя, действующего в определенных дозволенных рамках».

Но в терроризме - существует явное и преднамеренное коверкание религиозных источников или явно ошибочная методология толкования, полностью игнорирующая предусмотренную методологию толкования религиозных текстов. И все это никак не может быть преподнесено как «неверное толкование». Например, никто не может сказать, что утверждение гласящее, что «после Священного Корана будет новое откровение» является просто неверной интерпретацией исламских источников, так как это утверждение - полностью вне Ислама. Подобно этому, никто не может назвать неверной трактовкой Христианства взгляды секты, адепты которой верят в то, что, совершив массовое самоубийство, они встретят Мессию, так как это толкование полностью вне христианства.

Кто толкует в этом духе (будь-то Ислам, или Христианство), будет действовать в недозволенных рамках толкования. Следовательно, утверждение гласящее, что убийство невинных людей ради достижения каких-либо целей или запугивание общества (составные элементы терроризма) допустимо в Исламе- полностью вне Ислама, не может даже считаться неверным толкованием источников Ислама. Как отмечал много раз турецкий ученый и мыслитель Ф. Гюлен, «мусульманин не может быть террористом, а террорист не может быть мусульманином», коротко и ясно!

Верующий, воспринявший истинно религиозное сознание не может встать на тропу терроризма, в каких бы тяжелых условиях он не был бы. Поэтому когда в мусульманском мире было сильно истинно исламское мировоззрение, питающееся из «классического» толкования источников (взгляды Ахл-ю Сунна), терроризма не было.

Проблема терроризма (вернее отождествление терроризма с Исламом) появилась только в последние десятилетия. Несмотря на то, что до середины 20-го века была открытая оккупация и колонизация населенных мусульманами территорий, и, что от рук колониальных и оккупационных сил гибли сотни тысяч мусульман, также несмотря на планомерное унижение, грабежи местного населения, посягательства на их святыни, со стороны мусульман не было терроризма, не было убийств невинных людей, более того не было терактов с использованием смертников, хотя взрывчатые вещества использовались в период уже с конца 19-го начала 20-го веков, который являлся апогеем колониализма в мусульманских странах. Ни одна без исключения организация идейных мусульман не прибегла к терроризму. Потому, что в эти годы истинно исламское сознание было еще живо, и влияние истинно исламского мировосприятия на людей было сильным.

Но к середине 20-ого века, после победного шествия анти-религиозного модернизма по миру происходит надлом и в сознании мусульман. Уже в ходе национально-освободительной борьбы имевшей место в 2-й половине 20-ого века, можно заметить отдельные случаи терроризма, но (!) осуществленные секулярными, в основной своей массе националистическими или левыми (марксистскими или маосистскими) группами.

Ослабление роли «улема» (признанных и авторитетных исламских ученых), которая является «хранительницей исламского наследия и верной методологии понимания исламских источников», более того нивелирование роли «улема» в большинстве мусульманских стран, а в некоторых их физическое уничтожение - одна из причин ослабления и вымывания истинно исламского мировосприятия в мусульманском мире.

В ходе исламской истории были прецеденты культивирования насилия маргинальными группами, такими как Хариджиты и приверженцы Хасана Саббаха (ассассины), но они согласно единодушному признанию мусульманских ученых считались вышедшими из лоно Ислама. Это можно сказать и о «нео-Хариджитах» современности.

В общем можно отметить, что самое активное распространение экстремистских идей и движений в мусульманском мире можно увидеть в период форсированной модернизации, когда исламское сознание стало рушиться под натиском «модернизма», в результате чего в исламском мире зародился этнический, региональный, политический и конфессиональный партикуляризм (т.е. дробление и последующие за ним конфликты) и в конечном счете, появилась проблема терроризма. Но никто не может назвать неверной трактовкой Ислама модернистскую идеологию терроризма, отбрасывающую всё классическую методологию понимания источников Ислама, и берущего на вооружение только 6-7 аятов (вырванных из контекста) из более чем, 6000 тысяч аятов Корана.

 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!