Ислам. Происхождений, особенности вероучения и культа.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кулебакский металлургический колледж»

Специальность:                                                                      22.02.04                                                                 

Дисциплина:                                                                  «Философия»                                                                                                                                          

 

Домашняя контрольная работа по дисциплине история на тему:
«Ислам, как исторический тип взаимоотношений человеческого и божественного»

 


 

Группа:                                                                                        19-ТЗ
Студент:                                                                          Кайдаш А.О.
                                                                       
Преподаватель:                                                                 Гусева Л.П.
                                                                      

 

 

                                            Кулебаки
                                               2020г.

Содержание.

 

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Ислам. Происхождений, особенности вероучения и культа…….............6

3. Мир Ислама……………………………………………….………………...9

4. Трансформация Ислама…………………………………………………..10

5. Модернизация Ислама……………………………………………………12

6. Ислам и современность…………………………………………………..14

7. Список литературы……………………………………………………….17

 

Введение .

Арабское слово «ислам» однокоренное со словом «салям» — мир, и мусульмане приветствуют всех независимо от их национальности и вероисповедания словами «Ассаляму алейкум» — «Мир вам!», ибо это и есть предписание Всевышнего людям. Более того, Ас-Салям — «Мир» — это одно из имен самого Аллаха.

Третьей, наряду с буддизмом и христианством, «мировой» религией является Ислам или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Современный Ислам – вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух трети живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения. «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» ( от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху.

Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождений христианства и буддизма, т.к оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного, по мусульманской традиции, основателем Ислама был пророк божий Мухаммед (Мухаммад или Магомет), араб, живший в Мекке, он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране и передал их людям.
Коран – основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. Этика Ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п.
Невыполнимых моральных предписаний в Исламе, в отличие от христианства – нет..

В настоящее время ислам — господствующая религия в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Мавритании, Сенегале, Гвинее, Нигерии, Чаде, Египте, Судане, Сомали, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии и других государствах Аравийского полуострова, Турции, Албании, Иране, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Малайзии и Индонезии. Многочисленные общины мусульман имеются в России, Китае, Индии, Ливане, Боснии и Герцеговине, на Филиппинах и в США.

Ислам сыграл важную роль в истории человечества. Возникнув в Аравии в начале VII в., в IX-XI веках исламская цивилизация была самой активной в мире. Мусульманская культура дала миру философов, астрономов, математиков, мистиков, поэтов и историков.

Особую известность и на Востоке, и, позднее, в Европе, приобрел врач, физиолог, физик, поэт и философ Абу Али ибн Сина (около 980 — 1037), в Европе известный как Авиценна — таджик, писавший на арабском языке. Из более 160 написанных им книг наибольшей популярностью пользовался «Канон врачебной науки», еще в ХП в. переведенный на латынь и использовавшийся европейскими врачами почти до ХVI в. С изобретением книгопечатания он переиздавался в Европе более 30 раз. В этом трактате были обобщены достижения греческой, индийской иранской и арабской медицины.

Среди других крупных ученых того времени можно выделить астронома, географа, историка и математика Ал-Хорезми (IХ в.), одного из основателей современной алгебры, математика и астронома Ал-Бируни (Х-ХI вв.), высказавшего идею о вращении Земли вокруг Солнца, философа ибн Рушда (ХП в.), известного в Европе как Аверроэс. Он родился в Испании, в Кордове в семье судьи, создал философское учение (аверроизм), в котором отстаивал идею о неуничтожимости материи, выступал за отделение науки от религии. Он подчеркивал, что доводы разума важнее веры, но полагал, что Бог — это образ гармонии, поэтому религия нужна для поддержания всеобщего порядка. В математике арабы развили индийскую цифровую систему, введя в нее знак «О», что дало возможность изображать цифрами любые по величине числа. Вообще, индийская цифровая система стала известна в Европе через арабов.

Велики достижения арабов в астрономии и географии. Как правило, мусульманские географы не были кабинетными учеными. Географ Масуди, например, писал, что для изучения стран и людей бывал и монахом, и проповедником, и переписчиком, и медиком, и торговцем, и воином, и студентом, даже грабителем и еретиком. И описал он Иран, Египет, Индию, Китай, Цейлон, Мадагаскар, бывал и в Западной Европе. Он знал, что Каспийское море на самом деле озеро, первым из арабов описал Аральское море. Географ Ал-Идриси составил для короля Роджера II Сицилийского географическую карту Европы, над которой работал 15 лет. Ибн Баттута объездил земли от Сахары до Сибири. Ибн Ходрадбе, Ибн Даст и Ибн Фадлан оставили много ценных сведений о славянах VIII - Х вв.

В настоящий момент уже можно говорить о том, что существует миф о некоем «восточном колорите ислама». Уже давно наблюдается тенденция принятия ислама нонконформистски настроенными западными интеллектуалами, неверующими или принадлежащими к самым различным конфессиям, от ортодоксального христианства до стихийного гностицизма. Первая волна европейцев, осознанно в зрелом возрасте принявших ислам, была замечена еще в средине XIX века и возникла в среде британских офицеров и чиновников, вернувшихся из Индии и Афганистана.

Самая заметная фигура в списке принявших ислам представителей немусульманских народов — философ, основатель школы традиционализма француз Рене Генон. В молодости Генон успел побывать в большинстве тайных, в основном масонских обществ Франции. Став крупнейшим исследователем эзотерической символики древних культур, он в итоге нашел смысл жизни в исламе и умер в Каире, будучи суфийским шейхом и непререкаемым духовным авторитетом под именем Абдула Хайи.

Энергетический посыл «каирского отшельника» (как называли Рене Генона) был столь силен, что его путем пошли многие. Сам Генон, впрочем, утверждал, что его духовная судьба не может быть объектом для подражания и неодобрительно относился к переходу из одной конфессии в другую, особенно в среде «новых правых», как называли группу мыслителей, пытавшихся воплотить в политике принципы традиционализма.

 

Ислам. Происхождений, особенности вероучения и культа.


Ислам или мусульманство является самой поздней по времени возникновения мировой религией. Она появилась в VII в. В Аравии, но мусульмане придерживаются взглядов, что их вера существовала значительно раньше и лежит в основе как иудаизма, так и христианства.

Согласно мусульманской традиции, основоположником Ислама был пророк Мухаммед-араб, который жил в Мекке, на протяжении 23 лет получал от Бога «откровения», которые были изложены в священной книге мусульман – Коране.

Коран включает в себя прочти, молитвы, проповеди с которыми выступал Мухаммед. Он состоит 114 глав, которые в свою очередь разбиты на 6219 стихов. Коран написан на арабском языке. В ритуалах он используется в арабском оригинале. Мусульмане воспринимают его как непосредственную речь Аллаха.

Основная религиозная концепция Ислама – таухид или «единство». В основе её лежит вера в единого Бога. Вторая концепция – рисала («пророчество»). Она содержит идею о том, что Творец не может быть понятым человеком. Только его личное желание дать человеку знание о Себе, вызывать к Себе любовь, приводит к появлению веры и желанию изменить свою жизнь.

Символ веры Ислама состоит из двух утверждений: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммеда – Его пророка». Кроме Мухаммеда были и другие пророки, в том числе и Иисус, но люди не прислушались к ним. Аллах вынужден был призвать ещё одного пророка, который считался самым главным.

В основе мусульманского вероучения лежат пять «столпов веры»:

· признание единого Бога – Аллах и Мухаммеда, его посланника.

· обязательная молитва (салят).

· пост (ураза саум).

· Налог на пользу бедным (закят) – благотворительность.

· паломничество в священных город – Мекку (хаджж).

· к ним ещё добавляется указание о священной войне за веру (джихад).

Последователям Ислама могут стать только те, кто согласно мусульманским взглядам, сердцем воспринимает существование Аллаха. Имеет личный опыт богопознания. Кто ощущает полную открытость – в мыслях, действиях перед Богом. У кого главная цель жизни определяется услужением Богу.

Долгое время Исламская традиция вырабатывала у мусульман отрицательное отношение к этетической форме сознания. Запреты на различные виды искусств, с точки зрения Ислама, были необходимы для развития у мусульман глубокой веры. Отрицание художественного восприятия мира рассматривалось и как путь преодоления страстей. Кроме этого Ислам стремился укоренить в каждом мусульманине чувство покорности перед Богом. Человек должен знать своё место, понимать, что он не может ни в какой мере по своим способностям и талантам уравнивать себя с Богом, и потому не должен стремиться к созданию ничего нового. Но, поскольку при всех запретах, человек не может полностью отказаться от искусства творчества, эта естественная потребность человека воплотилась в определенных направлениях искусства. В мусульманском мире огромных высот достигла декоративная живопись. Коран вмещает в себя образцы высокоразвитого художественно-образного мышления. Особое развитие получила арабская каллиграфия. Эти направления эмоционально-художественного постижения мира явились и глубокими выразителями мусульманской философии: совершенство, гармония и красота небесного мира и устремленность к нему.

Для мусульман характерна и глубокая вера в магическую силу слова. Чтение Корана, молитв, любые обращения, приносимые на арабском языке, имеют особый, мистический смысл.

 

Ислам возник тогда, когда буддизм и христианство, ряд других религий уже существовали как развитые религиозные системы. Поэтому в Исламе можно обнаружить ряд идей иудаизма и христианства, переосмысленных арабским сознанием. Общим с иудаизмом и христианством в исламе является представление о Высшем Начале. Бог – трансцендентное начало, Он един, никто не в состоянии Его постичь, никто не знает Его настоящего имени. Сотворение мира и человека, акт непослушания первых людей и изгнание их из рая – представляют собой повторение библейского сюжета.

Общность таких основополагающих представлений привела к тому, что мусульмане с особым почтением относятся к христианам и последователем иудаизма, называя их «людьми Писания» и братьями по вере. В истории известно множество случаев не просто веротерпимости, и толерантного отношения между этими религиями, а того, к чему мы сегодня можем стремиться – веролюбия. Интересный пример приводит отец А. Мень: «Когда разоряли храмы, - рассказывает он, - какой-то лихой комиссар постановил закрыть церковь, и его сподвижники устроили последнюю вечеринку и вытащили их храма алтарь, престол, чтобы использовать его в качестве стола для закуски. Это было на Волге. Соседи – мусульмане пришли, разогнали пьяных, взяли алтарь и отнесли его обратно в Храм. Они были возмущены! Они не были христианами, но у них было чувство святыни».

Вероучения и догматика Ислама отличаются простотой и доступностью, сложная, развитая обрядность отсутствует. В Исламской религиозной системе превыше всего стоят ритуал, дисциплина.

 

Мир Ислама.

Ислам настолько трансформировал социально-культурную структуру этих стран, что при всей их отдаленности от арабов и специфичности их традиционной культуры они восприняли огромное количество элементов арабской культуры. Более того, даже свою специфическую форму ислама некоторые из них, как шиитский Иран, опять-таки восприняли у арабов. К этому необходимо добавить, что Коран долгие века существовал только на арабском - перевод его на другие языки воспрещался. Поэтому арабский язык, как латынь в католической Европе, был широко распространен во всем исламском мире. На этом языке обращались к Аллаху, на нем читались проповеди в мечетях, ему учили учеников в медресе. Любой грамотный и образованный человек в государствах ислама обязательно знал арабский, говорил и писал по-арабски.

Таким образом, арабский язык, арабская культура и государственность сыграли существенную роль в формировании того общего, что связывало между собой все страны ислама. Иными, словами, арабо-исламские традиции цементировали ту общность, которая нередко характеризуется как "мир ислама". Термин этот, в принципе вполне правомочный, адекватно отражает реальную обстановку. Как-никак, а ведь именно ислам со всей его культурной традицией на протяжении многих веков был фактическим рубежом, разделявшим Европу и Азию, Европу и Африку не только территориально-географически, но также и в религиозно-культурном плане.

 

 

Трансформация Ислама.

Пережив эпоху внешних вторжений - тюрков, монголов, воинов Тимура,- мир ислама на рубеже XV-XVI вв. далеко отошел от первоначального политического единства времен халифата. В XVI в. большая часть территории халифата оказалась под властью Османской империи. Самостоятельным сильным государством стал сефевидский Иран, центр шиитского ислама. Третьей крупной исламской империей была Индия Великих Моголов. В каждой из этих империй ислам существовал как самостоятельная политическая сила, приспосабливающаяся к обстоятельствам. В Индии это был поиск сосуществования с индуизмом, в Иране - процесс дальнейшего становления шиизма как оппозиционного направления в исламе. В империи Османов, включившей в себя почти все арабские земли и народы, традиции халифата были наиболее прочны - только функции халифа перешли к турецкому султану, ставшему повелителем правоверных.

Неудивительно, что последующая трансформация ислама в каждом из упомянутых регионов (в XVII- XIX вв. к ним прибавился еще один - Голландская Индия, Индонезия) шла своим путем. Кроме того, важно учесть, что после эпохи Великих географических открытий, Ренессанса и начала буржуазного развития и колониальной экспансии европейских держав общая ситуация в мире резко изменилась. Под нажимом поднимавшейся Европы с ее капиталистическими потенциями традиционный Восток начал подвергаться глубокой, коренной ломке, затронувшей также и его религии. И хотя религий эта ломка коснулась в наименьшей степени, этого было вполне достаточно для того, чтобы уже в XIX в. весь мир ислама, в лице, прежде всего его духовных вождей, культурных лидеров, остро ощутил, что необходимы изменения - в противном случае религии и всей связанной с ней культурной традиции грозит катастрофа.

Началась эпоха реформ и трансформации ислама, сложная и противоречивая, с различными поступательными и реверсивными движениями, под знаком которых ислам живет и в наши дни. Первым серьезным реформационным движением в исламе был ваххабизм, направивший свой основной удар на рубеже XVIII- XIX вв. против отклонений от чистоты первоначального ислама. Пуритане ваххабизма сумели удержать свои позиции, хотя и не без потерь, лишь в том небольшом и отсталом районе исламского мира, где это движение появилось. Однако то, что оказалось возможным для населенной бедуинами отсталой периферии арабского мира, не годилось для других, более развитых районов. Здесь нужны были более радикальные преобразования, которые могли бы приспособить традиционный ислам к новым запросам, к новым уровню и ритму жизни. Начало движениям в этом направлении было положено в шиитском Иране.

Речь идет о движении последователей Баба, о ба-бизме и бехаизме. В 1844 г., ровно через тысячу лет после исчезновения легендарного двенадцатого имама, основатель этого движения объявил, что он - Баб, т. е. врата, открывающие путь для истины, для Махди. Число почитателей этого Баба и сторонников ожидаемого Махди стало быстро расти, а проповеди самого Баба, перемежавшиеся призывами к свободе, равенству, равноправию женщин и т. п., пользовались огромным успехом. Вскоре Баб по настоянию ревнителей ислама был арестован и в 1850 г. убит. Жестокие гонения обрушились и на всех его последователей, часть которых бежала в Ирак под защиту турецкого султана. Один из них, Бехаулла, объявил себя тем Махди, прихода которого ожидал Баб. Сторонники Бехауллы, бехаисты, восприняли многое из западных идей, выступали против войн, за всемирную общность людей, за терпимость, любовь, равноправие и даже за передел имуществ. Хотя беха-изм в целом не достиг больших успехов и не получил широкой поддержки, его влияние в кругах интеллигенции дало результаты. Можно сказать, что идеи бабизма и бехаизма создали в исламском обществе ту среду, которая в дальнейшем породила многие новые движения, направленные на реформацию и модернизацию ислама.

Иногда при этом использовалась та же, что и в ба-бизме и бехаизме, идея мессии-Махди. Под знаком этой идеи среди мусульман Восточного Судана в Африке в конце XIX в. прокатилось мощное движение махдизма, направленное своим острием против европейских колониальных захватов, в защиту местных интересов и привычных исламских традиций.

 

Модернизация Ислама.

Начатые под знаменем махдизма движения за реформы стали всё заметнее приобретать новую окраску во второй половине XIX в. Верхи образованных мусульман в сравнительно развитых исламских странах постепенно перенимали распространившиеся к тому времени в Европе различного рода идеи, теории, концепции, от умеренно либеральных до революционных, включая социализм различного толка.

Не сразу и не везде эти идеи получали распространение, но их влияние в целом становилось все более ощутимым; они явно подстегивали процесс реформации ислама, который давно уже был вызван к жизни потребностями эпохи.

Среди движений за реформу видное место занял в это время панисламизм, у истоков которого стоял знаменитый мыслитель и реформатор Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1838-1897). Уроженец Афганистана, он в тридцатилетнем возрасте покинул родину, жил в Каире и Стамбуле, затем в Индии, написал ряд произведений как общефилософского, так и политического характера. Выступая с идеями модернизации ислама, Джемаль аль-Афгани разработал и выдвинул концепцию панисламизма, суть которой состояла в том, что все сыны ислама должны объединиться в борьбе против иноверцев-колонизаторов, за восстановление первоначальной чистоты ислама. Идеи Джемаля поддержали некоторые другие влиятельные деятели и реформаторы, в их числе - муфтий Египта и профессор мусульманского университета аль-Азхар в Каире Мухаммед Абдо (1849- 1905). Высланный из Египта англичанами за участие в национально-освободительном движении, Абдо в начале 80-х годов жил в эмиграции в Париже, где в то время находился и аль-Афгани. Оба реформатора начали издавать первую в истории исламских народов газету, в которой пропагандировали свои взгляды, развивали демократические и освободительные идеи, звали к реформам. Важное место в идеях панисламистов занимали призывы к объединению мусульман вне Зависимости от политических рамок исламских государств, к очищению и модернизации ислама.

Ища реальную силу для осуществления поставленной цели, идеологи панисламизма вынуждены были апеллировать то к турецкому султану, то к иранскому шаху, получая поддержку с их стороны. Но это вело к тому, что демократические и освободительные элементы буржуазного развития постепенно исчезли из лозунгов панисламистов, так что уже в первые десятилетия XX в. их движение превратилось в довольно консервативную силу. Лозунги панисламизма были охотно взяты на вооружение крайней реакцией, которая под их прикрытием нередко держала курс на политическую экспансию (особенно это относится к последнему турецкому султану Абдул-Хамиду II). В Индии идеи панисламизма нашли свое выражение в форме движения сторонников восстановления халифата (халифатистов). Но с 20-х годов XX в. позиции панисламистов были сильно ослаблены. Их попытка восстановить халифат и избрать халифа после ликвидации султаната в Турции в 1924 г. успеха не имела. И хотя панисламизм как течение продолжал существовать, влияние его шло на убыль. На смену ему в различных странах ислама приходили новые модернизаторско-реформаторские концепции, главным образом националистического толка, ставившие своей целью реформы социально-политической и религиозно-культурной жизни в своей стране.

 

 

Ислам и современность.

Сначала колониальное унижение и остро ощущавшаяся отсталость исламских стран вызвали к жизни энергичное движение модернизации ислама, если после второй мировой войны крушение колониальной системы повлекло за собой эпоху радикальных социальных преобразований и вызвало к жизни лозунги "исламского социализма", то с 70-х годов усиление экономической и политической мощи стран ислама стало вести к росту националистических амбиций правящих слоев многих из этих стран и соответственно увеличению роли ислама в качестве мощной национальной традиции, на которую удобнее всего опереться в борьбе с иноземными влияниями.

Здесь, разумеется, все далеко не однозначно. Под знаменем ислама поднимаются силы, борющиеся за национальную независимость, за освобождение той или иной страны от давления иностранных держав, как то случилось, например, в ходе революции в Иране. Однако нельзя забывать о том, что в ходе этой справедливой борьбы порой - как в том же Иране - проявляются едва ли не самые консервативные стороны ислама с его призывами ограничить права женщин, ориентироваться на жесткие нормы шариата. Нельзя забывать и о том, что националистический уклон с опорой на первозданную силу ислама ведет к усилению позиций наиболее реакционных слоев и соответственно к ослаблению позиций слоев прогрессивных. Правда, в ряде современных стран ислама по-прежнему идут прогрессивные преобразования, в том числе и под лозунгами "исламского социализма". Некоторые страны ислама, как известно, избрали даже путь социалистической ориентации. Но, отмечая несомненную позитивность этого, нельзя упускать из виду то существенное, о чем уже говорилось: в наши дни в мире создались определенные объективные условия для оживления ислама в его наиболее жесткой форме.

Ислам как религиозная доктрина и форма социальной организации всегда играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели христианство в Европе. Никогда, даже в пору своего полного господства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам же заполонил собой все поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений и формы политической администрации, социальную структуру, Культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама - она просто протекала в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с ним,- все равно ислам был тем фундаментом, на котором стояли и от которого отталкивались правоверные. Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры или хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно (например, в манере Рабле или Вольтера). Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось, что за это сжигали на кострах - как раз костров-то в исламе никогда не было. Невозможно было потому, что в условиях абсолютного господства ислама, его всеобщности, интегральности выступить против него означало бы выступить против всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, т. е. противопоставить себя этому обществу, оказаться как бы вне его, вне закона.

Все это стократ усиливало позиции ислама, придавало силу и прочность его культурной традиции, его влиянию на население, причем даже тогда, когда обстановка в мире резко изменялась, жизнь теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой. Вышесказанное объясняет те формы, в которых протекала трансформация ислама в мусульманском мире. Только в Турции, где антиклерикальные силы возглавили кемалистскую революцию и привели страну к радикальным преобразованиям, оказалось возможным решительным рывком вырваться из объятий ислама - хотя и не полностью. Во всем остальном мусульманском мире, в том числе и в тех странах, где охотно говорят об "исламском социализме" и где действительно осуществляются порой радикальные социальные преобразования, ислам, не будучи решительно отброшен, сумел видоизмениться, трансформироваться, адаптироваться, даже укрепиться - и теперь с ним уже справиться нелегко. Вписавшись в современную структуру, даже в меру признав авторитет науки, ислам продолжает давить на поступательное развитие общества своими тысячелетними традициями, подчас искусственно ныне реставрируемыми, как это можно видеть на примере некоторых стран, справедливо считающихся ныне радикальными и даже осуществляющими революцию.

Конечно, современные мусульманские улемы - нечета мутакаллимам тысячелетней давности. Они хорошо образованны, живут в ногу с современностью, не говоря уже о том, что многие из них пользуются всеми благами современной цивилизации, вплоть до телевизоров и автомобилей. Но они по-прежнему влияют на духовную жизнь страны и играют активную роль в политике. Более того, за последние годы это влияние заметно усилилось, а роль авторитетов ислама в определении политического курса стала еще более активной, как это видно на примере Ирана.

Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается сегодня одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо, с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности, основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Ислам сегодня - в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран в определении политики и тактики всех развивающихся стран, стран "третьего мира",- имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.

 

 

Список литературы:

· В. Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902.

· Л. Климович, Книга о Коране, - М. 1986.

· Ислам, краткий справочник, «Наука», - М. 1983.

· История средних веков: Европа и Азия / Авт. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчёк и др. — Мн.: Харвест, 2000.

· Уотт У. Монтгомери Влияние ислама на средневековую Европу. — М. — 1976.

· Коран. — М.: МНПП «Буква», 1991.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!