В творчестве Пастернак черпает силы противостоять хаосу, стихии разрушения, бушующей в мире.

Во - вторых, инфинитивами.

В – третьих, неожиданными эпитетами: «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть», метафорами: «дно очей», «ветер криками изрыт». Кроме того, стихотворение соединено «скрепами» - повторами: «плакать», «писать о феврале навзрыд» - в конце; единством цветового решения: «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют». Несмотря на «чёрный» колорит, создаётся впечатление яркости, блеска, бликов. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией «И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». Пастернак заявляет о своих поэтических принципах: подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души.

«Быть знаменитым некрасиво».

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

 

Как раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве?

Автор убеждён в независимости искусства. Поэт подчёркивает: признание, если уж оно и пришло, должно быть естественным следствием «самоотдачи» в искусстве, а не «самозванства». Он словно предвидит грядущую славу настоящего творца — и тут же настаивает на том, что человек «не должен отличать» «пораженья от победы». Ему необходимо полное принятия всего, что с ним происходит как знака судьбы. Скромность и достоинство — вот чему учит своего читателя Борис Пастернак.

 «Весна»

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы.

 

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,

Оставленный звездой без продолженья

К недоуменью тысяч шумных глаз,

Бездонных и лишенных выраженья.

 

«После грозы»

Пронесшейся грозою полон воздуx.

Все ожило, все дышит, как в раю.

Всем роспуском кистей лиловогроздыx

Сирень вбирает свежести струю.

 

Все живо переменою погоды.

Дождь заливает кровель желоба,

Но все светлее неба переxоды,

И высь за черной тучей голуба.

 

Рука xудожника еще всесильней

Со всеx вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выxодят жизнь, действительность и быль.

 

Воспоминание о полувеке

Пронесшейся грозой уxодит вспять.

Столетье вышло из его опеки.

Пора дорогу будущему дать.

 

Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Душе воспламененной чьей-нибудь.

 

«Золотая осень».

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

 

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

 

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

 

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

 

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

 

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

 

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

 

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

 

Каков образ природы у Пастернака, какими приёмами он создаётся?

Природа в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает словами действия, поступки природы. Природа может не только «очеловечиваться»: «ветер лускал семечки, сорил по лопухам», но и трансформироваться в животное: «Рассвет холодною ехидной вползает в ямы», в растения: «пахнет сырой резедой горизонт», «Полуночь в полях назревает», приобретать немыслимые размеры: «огромный сад тормошится в зале в трюмо…». Чаще всего поэт использует метафоры, олицетворения, реже – сравнения: «ползла, как пасынок, трава в ногах у ней». Широко используется звукопись, благодаря чему образ природы приобретает свежесть и первозданность, становится слышимым и видимым). 

- В чем же Пастернак черпает силы?

В творчестве Пастернак черпает силы противостоять хаосу, стихии разрушения, бушующей в мире.

Анализ стихотворения «После грозы». Ответьте письменно на вопросы:

- Какой предстает природа после грозы?

- Как чувствует себя художник?

- Какие мысли посещают его о будущем и настоящем?

- Какова основная мысль стихотворения?

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!