Основные закономерности логического построения журналистского текста
Конспект лекции и ответ на вопрос
Тема 2. Восприятие. Особенности восприятия массмедийного продукта
План
1. Понятие и структура восприятия. Предметность, константность и целостность восприятия.
2. Когнитивный диссонанс.
3. Основные закономерности логического построения журналистского текста.
Понятие и структура восприятия
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Модальностей восприятия пять: зрительное восприятие, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное. Каждая из модальностей имеет свои особенности, но в то же время они подчиняются общим закономерностям.
Одно из свойств зрительного восприятия называется константностью. Оно проявляется в том, что мы более или менее стабильно воспринимаем известные нам формы, цвета, размеры независимо от ракурса или освещенности. Относительная константность, или стабильность, восприятия сохраняется также в нашем отношении к конкретным источникам информации, газетам, журналам, отдельным журналистам. А от этого отношения зависит степень доверия к источнику информации.
Другое важное свойство восприятия - стремление человека к определенности, ясности. Психологи называют это свойство предметностью восприятия. Оно находит свое проявление в том, что люди не просто смотрят на предметы, они постоянно их классифицируют.
|
|
С константностью и определенностью, или предметностью, восприятия тесно связаны также такие его свойства, как целостность, а также упорядоченность. Целостность восприятия выражает тенденцию по нескольким основным признакам воспринимать цельный образ объекта нашего внимания, и если у этого объекта даже чего-то не хватает, мы бессознательно дополняем его недостающими деталями.
Некоторые основные свойства человеческого восприятия, которые были затронуты здесь, имеют исключительно важное значение. В зависимости от развития, образованности, жизненного опыта люди по-разному реагируют на одни и те же факты, события, информации. Но все это не отменяет общих закономерностей восприятия. Чем выше развитие, образованность и культура человека, чем шире круг его интересов, тем тоньше и острее он воспринимает окружающую его действительность и информацию о ней. Информация, не учитывающая особенности восприятия, порождает трудности в ее осмыслении или недоверие к ней.
Когнитивный диссонанс
Теория когнитивного диссонанса основана и разработана американским психологом Л.Фестингером в 1957 году. Научное определение когнитивного диссонанса выглядит так: «Диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем отказа от одного «знания», перестав верить в него, либо приобретая новые, которые помогли бы снять диссонанс, либо, наконец, пересмотром каких-то своих прежних позиций.
|
|
В жизни каждому приходится довольно часто сталкиваться с состоянием когнитивного диссонанса, которое не позволяет достичь ясности восприятия и определенности в оценке событий. Особенно большие психологические последствия негативного плана когнитивный диссонанс приносит в тех случаях, когда создается за счет явных противоречий между тем, что сообщается в газетах, по радио, телевидению, и тем, что люди реально видят в жизни
В психологической науке часто используется понятие фрустрации. Вот как его раскрывает «Краткий психологический словарь»: «Психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и др.». Наиболее частыми защитными реакциями при фрустрации являются уход от трудных и тем более неразрешимых ситуаций, изменение отношения к поставленной цели, ее обесценение, пассивность, чувство апатии и безразличия, фиксация ригидных, т.е. стереотипных, бездумных форм поведения.
|
|
Основные закономерности логического построения журналистского текста
Как уже говорилось, стремление к целостному и упорядоченному восприятию действительности обеспечивает предметность и адекватность ее отражения в сознании человека. Для целостности восприятия необходима прежде всего необходимое и достаточное количество информации о том или ином объекте, явлении или процессе. Ясно, конечно, что в наши дни, когда поток информации настолько многообразен и огромен, выбрать из него то, что отвечало бы требованию необходимости и достаточности, составляет сложную задачу.
Соблюдение принципа значимости отдельных событий с позиций их идеологической, политической и нравственной оценки прослеживается довольно определенно и в наших СМИ. Но ведь даже в фильме бывает фон, на котором развивается основная сюжетная линия. В сообщениях СМИ, на наш взгляд, такой фон должен быть в форме регулярных аналитических материалов о положении в отдельных регионах и странах мира.
|
|
Также важнейшим условием успешности любой информационной деятельности является новизна информации, сообщаемой аудитории. Если в «фильме» нам будут повторять одно и то же, мы потеряем к нему интерес. Если повторение не ведет ни к чему новому, то исчезает само качество новизны и информация теряет свою ценность и интерес для аудитории.
Значимость событий, о которых дается информация, всегда зависит от такого их качества, как масштабность, т. е. степень их влияния на жизненные процессы, происходящие в мире, стране, области, городе, районе. Отсюда следует, что масштабность освещаемого факта должна соответствовать назначению конкретного СМИ.
Правильный отбор информации отвечает потребности людей в целостном восприятии событий в мире и в стране. Упорядоченность восприятия, стремление к гармоничности в построении образов внешнего мира означает не только целостность воспринимаемых объектов, но и их построение в определенные знакомые комплексы, формы, сочетания.
Всё изложение материала должно быть посвящено одной задаче: обоснованию этой идеи таким образом, чтобы она была осознанно принята аудиторией. С точки зрения психологической науки эта схема должна выглядеть так: изложение основной мысли - ее обоснование и доказательство фактами и аргументами - краткое повторение основной мысли в виде заключения.
Основная мысль статьи или сообщения, пользуясь терминологией правила «фигуры и фона», с начала и до конца должна выступать в роли фигуры, а все остальное должно составлять тот необходимый и достаточный фон.
Ответ на «странный вопрос»:
Я считаю, что такое возможно. Возможно, что для индейцев корабли были просто «фоном», чем-то незаметным, а своё главное внимание они акцентировали, например, на деревья, море.
Правило фона и фигуры»
А) Парижская газета: СЕНСАЦИЯ ВО ДВОРЦЕ КОНГРЕССОВ. ФРАНЦУЗ СТУПИЛ НА КОНТИНЕНТ МЕТРВЫХ
«Фигура» - президент Люсендер
«Фон» - ступление француза на Континент Мертвых
Лондонская газета: ЕВРОПЕЕЦ В ПОТУСТОРОННЕМ МИРЕ
«Фигура» - Феликс Кербоз
«Фон» - визит к смерти
Токийская газета: В ПОИСКАХ НАШИХ ПРЕДКОВ
«Фигура» - вопрос о возможности посещения страны предков
«Фон» - самоубийство Феликса Кербоза
Нью-йоркская газета: ЧЕРТОВЫ ФРАНЦУЗЫ
«Фигура» - роль в фильме
«Фон» - Люсендер – серийный убийца
Римская газета: РАЗЪЯРЕННЫЙ ПАПА
«Фигура» - Папа Римский
«Фон» - потусторонний мир
Мадридская газета: ДЕЛО ЛЮСЕНДЕРА
«Фигура» - г-н Жан Люсендер
«Фон» - Феликс Кербоз
Берлинская газета: ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР
«Фигура» - проблемы Франции
«Фон» - опыты над смертью
Пекинская газета: СМЕРТЬ, ПОСЛЕДНЯЯ КОЛОНИЯ
«Фигура» - колониальный аппетит
«Фон» - Феликс Кербоз
Б) I пример:
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!