Искусство Крита. Кносский дворец.



Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит. В XVIII веке до н. э. критские племена пеласгов объединяются под властью одного правителя, а центром государства становится город Кносс.

Наиболее полным воплощением самобытных принципов критской монументальной архитектуры стал дворец в Кноссе, в греческих мифах он назывался лабиринтом (это слово происходит от термина лабрис - «двойная секира»,— излюбленного изображения в критском искусстве). Кносский дворец, общей площадью около 16 тыс. кв. м, представляющий сложное нагромождение сотен различных помещений, казался грекам-ахейцам зданием, из которого можно было найти выход. Слово «лабиринт» с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров. Это был сложный комплекс зданий, насчитывавший около 300 помещений самого различного назначения. Центральной частью комплекса был обширный прямоугольный двор, вымощенный гипсовыми плитами. В этом дворце, возможно, проводились празднества, представления, религиозные церемонии, включавшие излюбленные игры с быком. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения. Окружающие центральный двор царские помещения имели несколько этажей. Монотонные скопления многочисленных помещений оживлялись вкраплениями причудливых портиков, широкими каменными ступенями, открытыми террасами, многочисленными балконами и лоджиями. Огромная застройка дворца разделялась на несколько крупных ансамблей: прежде всего на помещения царской резиденции с тронным залом, на женскую половину, где проживала супруга царя, и храмовую часть. Одной из необходимых частей дворца были ремесленные мастерские, обслуживавшие не только царские нужды, но, возможно, и население соседних поселений. Обширный цокольный этаж был предназначен для хранения больших запасов продовольствия и сырья, поступавших сюда за счет налогов и сборов.

Архитекторы позаботились о бытовом благоустройстве. Водопровод и канализация, ванные комнаты алеты обеспечивали высокий уровень комфорта обитателям дворцовых помещений. Оригинально решалась проблема освещения многочисленных помещений. Была сооружен система световых колодцев – специальных окон и открытых веранд, через которые солнечный свет и свежий воздух проникали во все комнаты вплоть до темных хранилищ цокольного этажа.

Огромный Кносский дворец в 16 – 15 вв. до н.э. являлся уникальным архитектурным комплексом, совмещавшим в себе царскую резиденцию, главный храм и мощный производственный центр, отличавшийся высоким уровнем благоустройства и комфорта.

Критяне не возводили укреплений. В своем строительном искусстве они стремились к красоте, украшая сооружения фресками росписью красками по сырой штукатурке, которой овладели уже в XVI веке до н. э. Даже небольшие сохранившиеся фрагменты фресок, изображающие сцены из жизни, природу, до сих пор демонстрируют богатство цвета, фантазию, вдохновение и мастерство критских художников. Уже с первых шагов рождающейся минойской цивилизации обозначается интерес критских мастеров к изображению в цвете различных явлений окружающего мира. Мастерство критских художников в полном блеске раскрылось в многочисленных фресках, украшавших стены Кносского дворца. Здесь главный вход, Коридор Процессий, был украшен росписью, на которой богине подносят дары и новое одеяние. Критскую богиню олицетворяла гора или дерево — как универсальный, вселенский символ. Обилие прекрасных, сделанных в реалистической манере дворцовых фресок свидетельствует о прогрессе самобытного местного искусства.

Художественный диапазон фресковых изображений чрезвычайно разнообразен: дикая кошка на охоте, укротитель быка, акробаты, прыгающие на спине быка, торжественная процессия, несущая священные сосуды, кружащиеся в танце люди, наконец, неподражаемые по изяществу изображения морских существ. Шедевром критской живописи стали изображения придворных дам. В этих фресках неизвестный мастер проявил себя не только прекрасным знатоком цветовой гаммы, но и глубоким психологизмом: сколько достоинства, гордой уверенности в своей значимости и обаянии.

В минойских памятниках угадывается еще одна форма магического культа - поклонение быку. Из всех домашних животных, с которыми человек сталкивался в повседневности, редко какое больше поражало воображение человека, чем бык. Он свиреп и неукротим, его горбатая могучая спина высится как холм, увенчанный рогами.

Фрески показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Ему чужды застывшие позы, остановившиеся взгляды и самоуглубленность — т. е. все то, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья. Для критского искусства важен момент, верно схваченное движение, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спиной быка, вот бык уже пронзил рогом одну из своих противниц. Несмотря на то, что бык огромен, у него нет никаких шансов. Он летит в пространстве, почти не касаясь земли. Но борцы ловчее, проворнее его, они успеют одолеть его, прежде чем он нанесет им смертельные раны. Отличительной чертой критского искусства является «двойная перспектива». На фреске бык изображен в некоей средней зоне: бык не касается земли ногами, а задний план как будто падает на него сверху. На фреске нет линии горизонта — как будто стерлась граница между землей и небом. Тот же художественный прием использован на фреске «Собиратель шафрана».

В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асимметричность. Оно поражает непосредственно-радостным восприятием жизни.

Поклоняясь священным божествам в священных рощах, пещерах и на горных вершинах, критяне не строили храмов, не создавали монументальной скульптуры. Значительно большее значение имела мелкая пластика. К эпохе расцвета Критского государства относятся фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках. Из фаянса делались рельефные односторонние изображения, представляющие живые сцены, например изображение коровы с теленком.
В крито-микенской культуре было развито ювелирное искусство. Известны миносские ожерелья из золота, полудрагоценных камней и стеклянной пасты. Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца. Изделия критских мастеров из бронзы, золота и серебра были известны по всему Средиземноморью. Из бронзы критские мастера делали оружие, а также предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты.

Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту. В пифосах хранили зерно, воду, вино. У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам. Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично. Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Морские мотивы встречаются в критской орнаментике

ваз стиля камарес (найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название). Знаменитая ваза с осьминогом ассиметрична и словно подчиняется волнообразным щупальцам осьминога – то сжимается, то расширяется, колышется и пульсирует. Особой любовью у критских художников пользовались цветы — лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Замечательны композиции, представляющие цветы, склонившие свои головки под порывами сильного ветра.

Критская цивилизация погибла в XV в. до н. э. Причины её гибели достоверно неизвестны. Критской культуры не стало, но еще около 300 лет существовала близкая ей микенская культура на греческом материке. Художественная традиция, вся образная система микенского искусства находились под воздействием Крита.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!