В землянке» Муз. К. Листов, сл. А. Сурков.



Мы продолжаем изучение тем: Дыхательные упражнения. Распевание. Вокально интонационные упражнения. Работа над вокальными произведениями.

Сегодня на уроке мы будем повторять упражнения и распевки прошлых 2 уроков (20.04 и 22.04).

Дыхательная гимнастика:

1) Вдох через правую ноздрю (левая закрыта), задержка дыхания, выдох через левую, вновь задержка дыхания и т. д. (5–6 раз).

2) Акцентированный вдох на два счета, удлиненный выдох на счет 1–8.

3) Вдох на 1 -2 счета, выдох с произношением звука «Ф» на 1–8 счета.

4) Вдох на 1 -2 счета, выдох с произношением звука «Р» на 1-8 счета.

Упражнение «Насос»

Представьте, что Вы накачиваете насосом шину колеса:

- наклонитесь глубоко, расслабьтесь, руки держат ручку насоса; выдохните (через рот);

- сделайте вдох на «дно колодца», не выпрямляясь;

- при подъеме тяните руками ручку насоса, представляя, что у Вас образуется «нейтральный» звук на поршне насоса;

- наклон с быстрым, легким, глубоким вдохом (в конце наклона);

- подъем с «нейтральным» звуком.

Упражнение «Шарик»

Представим, что у нас в животе находится воздушный шарик. Прокалываем его тонкой иголочкой и очень медленно с звуком «С» выдыхаем воздух. Затем повторяем это же самое упражнение на гласный звук «А». Запоминаем ощущения, которые сопровождают момент выдоха и задержки дыхания.

Упражнение «Свеча»

Это упражнение выполняется в положении стоя. При произведении полного вдоха расширяются нижние ребра, а мышцы нижней части брюшного пресса напрягаются. Выдыхать следует ровной концентрированной струей через узкую щель губ. Представьте, как вы дуете на горящую свечу, стараясь погасить огонь. Работу межреберных мышц нужно контролировать ладонями рук.

Артикуляционная гимнастика:

1. Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно весь язык.

2. Вытянуть язык вперед, поднять кончик языка вверх-вниз.

3. «Часики» (круговые вращения языка при сомкнутых губах).

4.«Укольчики» (уколоть языком правую, левую щеку).

5.«Улыбка Буратино» (максимально растянуть сомкнутые губы, собрать губы в трубочку).

 

Вокально-интонационные упражнения:

1.Пение с закрытым ртом. Упражнение пропевается со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, на сонорный согласный звук «М». При пении ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.

2. ( Вибрация губ, на звук Бррр) Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при подъёме и спуске. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3 Упражнения на легато на одной ноте, на любые слоги с гласными А-Э-И-О-У.

4. Пение стаккато (отрывисто) и легато(плавно, напевно без скачков) . Лью-у-у -, льо-о-о (расширяет звуковой диапазон, выравнивает регистровое звучание голосов, активизирует работу передней стенки живота).

4. Пение гаммы в восходящем движении - легато, в нисходящем движении – каждый звук повторяется 2,3,4,6 раз на стаккато.

Работа над дикцией.

Проговаривание скороговорок: от медленного темпа до быстрого, от пиано (активный шепот) до форте (добиваться четкой, активной работы губ, языка):

- «От топота копыт,

пыль по полю летит».

- «Мы перебегали берега, перебегали берега»

- «Проворонила ворона вороненка, проворонила ворона воронят»

 

 А так же мы познакомимся с песнями военных лет, с историей их создания.

 

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через

всю войну прошагали они вместе в боевом солдатском строю.

Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревал и сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.

И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио.

Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

Солдаты знали и любили, эти песни.

Это были такие стихи, от которых сжимались кулаки, стихи от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами. Все 1418 дней и ночей войны, вместе с народом шла трудным путем и песня.

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

 

Мы познакомимся с песнями ВОВ, занимающими особое место в музыкальной культуре страны, воспевающими её героев; вспомним наиболее известные песни войны,познакомимся с историей их создания.

В полдень 22 июня радио принесло страшную весть: в 4 часа утра фашистская Германия вероломно, нарушив пакт о ненападении.

 «Священная война».Муз. А. Александрова, сл. В.Лебедев – Кумач.

Песня "Священная война", ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом Василием  Ивановичем Лебедевым-Кумачом, тогда ещё в виде стихов, была прочитана по радио 24 июня 1941 года. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой "Вставай, страна огромная!" были опубликованы "Известиями" и "Красной звездой", и с тех пор стали звучать по радио регулярно.

Ежедневно звучащее по радио стихотворение с таким ярким и востребованным содержанием привлекло внимание ряда композиторов, и спустя 3 дня, 27 июня была подписана в печать небольшая книжица с песней на эти стихи.

Первая и главная песня войны была написана всего на третий день после её начала.

Александр Васильевич Александров, известный композитор-песенник, создатель и руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии сразу зацепил взглядом стихотворные строчки. Прочитав первый куплет, с газетой в руке отправился в свой кабинет и сел за рояль. На печатать слов и нот не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. 27 июня на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны, одна из не уехавших ещё на фронт групп ансамбля впервые исполнила эту песню. Все помещения вокзала были до отказа заполнены военными. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну». 15 октября песня впервые прозвучала в эфире Всесоюзного радио. С этого дня она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучала как воинская присяга, она не обещала скорой победы, она звала на бой.

В землянке» Муз. К. Листов, сл. А. Сурков.

Песня «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта Алексея Александровича Суркова, которое он посвятил жене и  написал в письме.В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Яковлевича Листова, что тот написал для них музыку, 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде».

Её любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. Песня, вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны.

 «Священная война»
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей.

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Гнилой фашистской…

 «В землянке»

 

Бьется в тесной печурке огонь,На поленьях смола, как слеза.И поет мне в землянке гармоньПро улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кустыВ белоснежных полях под Москвой.Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой.(2 последние строчки петь 2 раза) Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега. До тебя мне дойти не легко, А до смерти – четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке теплоОт твоей негасимой любви. (2 последние строчки петь 2 раза) Бьется в тесной печурке огонь,На поленьях смола, как слеза.И поет мне в землянке гармоньПро улыбку твою и глаза.

Домашнее задание:

Повторить правила работы над песней. Приступить к разучиванию песни «В землянке» самостоятельно пользуясь правилами работы над песнями.

Правила работы над песнями.

Работа над мелодией.

Не нужно сразу исполнять мелодию вместе со словами. Лучше попробуйте сначала пропеть её на вашу любимую гласную, без аккомпанемента. Можете сочетать несколько гласных, такие как «а» или «о». Будьте полностью сосредоточены на мелодии и постарайтесь ее качественно выучить. При работе обращайте внимание на самые высокие и самые низкие звуки. Следите, чтобы вы не фальшивили в этих местах и смогли качественно вытягивать эти ноты. Следите за ритмом, держите голосом ноту столько, сколько требуется. Если возникают какие-то трудности с определенным местом, остановитесь на нем и пропойте отдельно несколько раз.

Работа с дыханием.

Поймите, в каких местах вы будете брать дыхание при исполнении.
Старайтесь делать это достаточно часто, не расходуя весь воздух полностью, но помните о правильной фразировке в песне и о кантиленах.
Обязательно меняйте дыхание на паузах. После длинного проигрыша набирайте воздух заранее, чтобы вовремя начать фразу. Можете проставить в нотах определенные пометки в местах, где нужно брать дыхание.

Работа над текстом песни.

Прочтите текст вслух и постарайтесь определить трудные места, сложно выговариваемые слова. Следите за четкостью дикции. Выбранные трудные места проговорите отдельно от всего текста. Попробуйте сделать из них скороговорку и проговорите их сначала медленно, а потом как можно быстрее. Доведите темп скороговорки до значительно более быстрого, чем темп самой песни. Тогда вы будете точно уверены в этих местах, и они не будут приносить вам сложностей во время пения.

Работа над драматургией.

Теперь нужно поработать над тем, чтобы песня имела какой-то смысл, была окрашена вашими эмоциями. Для этого нужно душой прочувствовать саму суть текста. Попробуйте прочитать слова в виде стиха, как будто вы стоите на сцене и играете в какой-то пьесе. Подумайте над смыслом, попробуйте соотнести слова с какой-то жизненной ситуацией, которая будоражит ваши эмоции.

Соединение всех компонентов.

Теперь, когда вы качественно проработали все составляющие песни, пришло время объединить их.
Запишите своё исполнение на диктофон, чтобы выявить самые заметные ошибки. Не отчаивайтесь, если сначала исполнение покажется вам неудачным! Поймите, что именно вы сделали не так, и тщательно исправляйте все недочеты.
Не старайтесь копировать других исполнителей и сравнивать себя с ними. Поэкспериментируйте с динамикой и громкостью звука. Наполните исполнение «своим» смыслом. И у вас обязательно получится что-то уникальное и неповторимое!

Наше занятие подошло к концу. Спасибо большое за работу!

Здравствуйте, ребята! (29.04.2020)


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!