ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СУНЬ ЯТСЕНА

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Благовещенский государственный педагогический университет»

 

Историко-филологический факультет

Кафедра всеобщей истории, философии и культурологии

 

 

Курсовая работа

 

на тему: Политический портрет Сунь Ятсена

по дисциплине: История стран Азии и Африки

 

Исполнитель: студент 3 курса «Г» ­­­­­­­­­­­­­­­­ ___________________ дата   ___________________ подпись   Е.Р. Макарова
Руководитель: к.ф.н., доцент ­­­­­­­­­­­­­­­­ __________________ дата   ___________________ подпись

 

Д.В. Буяров

 

Благовещенск 2019


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 БИОГРАФИЯ СУНЬ ЯТСЕНА.. 7

1.1 Образование и начало революционной деятельности. 7

1.2 Участие в Синьхайской революции. 12

1.3 Политическая деятельность после Синьхайской революции. 14

2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СУНЬ ЯТСЕНА.. 20

2.1 Три народных принципа. 20

1.2 Конституция пяти властей. 22

2.3 Попытки экономических преобразований. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования объясняется повышенным интересом к роли личности в истории. В данном отношении история Китая в прошлом столетии полна поучительных примеров, изучение которых может иметь огромную пользу в современной политической практике. Исследование жизни и деятельности выдающегося революционера-демократа и государственного деятеля Сунь Ятсена (1866-1925 гг.), сумевшего сплотить общество вокруг своей идеи, со временем не убывает, а возрастает. Многие называют его «Китайским Лениным», что является ошибочным и вызывает много вопросов, ведь его взгляды не носили абсолютно социалистический характер. Его деятельность оказала существенное влияние на преобразование в Китае, а также в других странах юго-восточной Азии, именно поэтому изучение природы его политических взглядов является в наши дни актуальной проблемой.

Появление новых источников и отказ историков от догматизма и субъективизма дают возможность проводить дальнейшие исследования по данному вопросу на современном уровне. Доступность архивов ставит перед учеными новые задачи, позволяет определить новый круг исследовательских проблем.

Степень изученности проблемы. Интерес к личности Сунь Ятсена мы наблюдаем на примере обширной литературы, посвящённой не только его биографии, но и тому историческому периоду, когда Сунь Ятсен вёл борьбу за независимость и процветание своей страны.

К числу обобщающих трудов, посвящённых прошлому Китая, и помогающих воссоздать интересующий нас период, относится коллективный труд под редакцией советского и российского историка-китаиста А.В. Меликсетова, также исследования специалиста в области истории и экономики Китая О.Е. Непомнина и Г.В. Ефимова. Они дают возможность получить представление о различных сторонах жизни в Китае, выяснить причины, которые привели страну к Синьхайской революции 1911 г. и дальнейшим реформам в стране.

Особого внимания заслуживают свидетельства непосредственных участников революционных событий в Китае, которые лично знали Сунь Ятсена. О судьбе выдающегося революционера Сунь Ятсена повествуется в монографиях И.И. Ермашева и выдающегося историка Г.В. Ефимова. В своих работах они сумели отразить особенность революционной борьбы основателя Гоминьдана против империалистического угнетения Китая. Судьба же самой партии Гоминьдан раскрывается в работе доктора исторических наук Н.Л. Мамаевой.

В особенности необходимо выделить труд одного из ведущих советских и российских историков, специалиста в области новой и новейшей истории стран Дальнего Востока, преимущественно Китая С.Л. Тихвинского, сумевшего внести колоссальный вклад в исследование истории Срединного государства в целом и фигуры Сунь Ятсена в частности.

Характеристика источников. Главным источником по теме исследования стали труды самого китайского революционера и государственного деятеля Сунь Ятсена, которые дают возможность осознать идеи самого китайского идеолога национально-освободительного движения. В собрании собраны важнейшие статьи, речи, лекции и другие работы политического, философского и экономического характера.

Сборник содержит значительный по своему объему труд «Три народных принципа», представляющий собой лекции по национализму, народовластию и народному благосостоянию.

Также в сборнике представлена крупная работа Сунь Ятсена «Программа строительства государства», состоящая из трех частей: «Духовное строительство» («Учение Сунь Вэня»), «Материальное строительство» («Промышленный план») и «Социальное строительство» («Первые шаги народовластия»).

В сборник входит «Конституция пяти властей», являющаяся первой Конституцией Китая. Благодаря ей государственная власть в Китае делилась на пять независимых друг от друга ветвей власти: законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и экзаменационную.

Также сюда следует добавить сборник материалов, посвящённых событиям Синьхайской революции, активным участником которой был сам Сунь Ятсен. Сборник включает документы и материалы по истории китайской революции 1911-1913 гг. Впервые на русском языке публикованы обращения революционного военного правительства, документы о развитии революционных событий в различных провинциях страны, документы революционного временного правительства Сунь Ятсена в Нанкине, документы Гоминьдана о «Второй революции» и др. Ценным источником являются и в основном также ранее не публиковавшиеся документы из русских архивов.

Целью курсовой работы является изучение основных вех политической биографии Сунь Ятсена.

Достижение поставленной цели курсовой работы невозможно без решения промежуточных задач, среди которых:

1. Изучить соответствующие источники и литературу.

2. Выяснить, какие факторы повлияли на становление Сунь Ятсена как революционного лидера.

3. Рассмотреть особенности политических взглядов Сунь Ятсена.

Объектом курсовой работы является жизненный путь и политическая деятельность Сунь Ятсена.

Предмет работы -  политические взгляды Сунь Ятсена в контексте его работ.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX в. по первую четверть XX в., что обусловлено периодом жизни китайского революционера.

Методологическая база исследования. При написании курсовой работы были осуществлены изучение и анализ источников и литературы по теме исследования, а также был использован биографический метод исследования.

Гипотеза - правившая династия в Китае не отвечала национальным интересам большей части китайского народа. Политическое участие Сунь Ятсена в Синьхайской революции способствовало падению монархического режима в Китае и установления республики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сунь Ятсена можно по праву считать ведущим идеологом Синьхайской революции.

2. Некоторые политические взгляды Сунь Ятсена в определенной степени носили идеалистический характер и не могли быть в полной мере реализованы в условиях развития Китая начала XX в. (на примере «Принципа народного благоденствия» и «Конституции пяти властей»).

3. Политические взгляды Сунь Ятсена формировались и эволюцио-

нировали под влиянием противоречивых условий исторического развития Китая с конца ХІХ в. до 20-х гг. ХХ в.


БИОГРАФИЯ СУНЬ ЯТСЕНА

 

 

1.1 Образование и начало революционной деятельности

 

Сложившиеся благоприятные условия для модернизации и европеизации в южных районах Китая послужили формированию радикально настроенной молодежи. Одним из наиболее известных революционеров того времени был Сунь Ятсен, родившийся 12 ноября 1866 г. в небольшой деревне Цуйхэн, провинция Гуандун. Его родителями были бедные крестьяне. Заметив в своем сыне упорство и находчивость, отец отдал его в деревенскую школу, где он и познакомился с будущим создателем эмблемы «Синее небо с белым солнцем» Лу Хаодуном, но вскоре обстановка изменилась [14, с. 6].

В возрасте 11 лет Сунь Ятсена забирает его старший брат-эмигрант, который посылает мальчика в миссионерскую школу в Гонолулу. В течение трёх лет он изучает такие предметы как: английский язык, математику, христианство, историю Великобритании и другие предметы. В 1881 г. он с отличием заканчивает школу [4, с. 6].

Возросший интерес Сунь Ятсена к христианству сильно встревожил его брата и тот принял решение отправить его обратно на родину в Китай, опасаясь за то, что он забудет веру отцов. Пораженный бедностью своей родной деревни, Сунь Ятсен сбегает в Гонконг, где продолжает свое обучение. В 21 год он поступает в гуанчжоускую медицинскую школу, откуда переходит в медицинский институт Гонконга и в 1892 г. получает диплом лучшего студента [4, с.10].

Во время учёбы в институте, Сунь Ятсен связывает свою жизнь с политической борьбой за реформирование и освобождение Китая. Будучи студентом он с друзьями организует группу «Четыре бандита», в которой они обсуждают политическое положение Китая.

Изначально, еще в 1893 г., Сунь Ятсен не настаивал на насильственном свержении маньчжурской династии, он придерживался той точки зрения, что добиться улучшения внутреннего и международного положения Китая можно путем осуществления либеральных реформ. Такого же мнения придерживались многие представители реформаторского направления среди интеллигенции. Уже в конце 1893 г. Сунь Ятсен излагает свои взгляды на внутреннее и внешнее положение Китая в меморандуме, который предназначался видному цинскому сановнику Ли Хунчжану. В нем отчетливо прослеживается глубокое переживание юноши за текущее положение своей страны. Желая для своей родины возрождения и повышения международного престижа, Сунь Ятсен ищет все возможные пути, которыми этого можно было бы добиться. Сравнивая Китай с Западом, он отмечает, что главная сила запада в технической и военной мощи, а также в свободном положении членов общества, он замечает, что «земля может приносить наибольшую пользу, вещи могут находить исчерпывающее применение, а товары – беспрепятственно обращаться» [4, с. 18]. Эти четыре условия и есть первопричина богатства и могущества страны. Таким образом, Сунь Ятсен представлял буржуазную программу развития Китая и пытался склонить правительство к проведению преобразований в стране, опираясь на китайскую интеллигенцию, которая осознала необходимость заимствования западного опыта. Но планы молодого человека потерпели неудачу. Убедившись в продажности цинского феодального правительственного аппарата и в ненависти чиновников к прогрессивным преобразованиям в стране, Сунь Ятсен так и не получил ответа на предложенный им меморандум. Эти события подтолкнули юношу к более радикальным методам борьбы [14, с. 8,9].

Летом 1894 г. китайские войска потерпели поражение в начавшейся войне с Японией, что показало несостоятельность маньчжурского цинского правительства защитить интересы Китая. На основе этого Сунь Ятсен делает выводы, что завоевать независимость Китая можно лишь борьбой за свержение правящей династии. В августе 1894 г. он отправляется на Гавайские острова, с целью проведения антиманьчжурской агитации и сбора средств для революционной борьбы. В ноябре 1894 г. ему удалось создать Союз возрождения Китая (Синчжунхой) [2].

Общество возрождения Китая – первая китайская революционная организация, представляющая собой относительно малочисленную заговорщическую группу. В ее состав входили представители китайской эмигрантской буржуазии, которая не могла найти применения своим капиталам у себя на родине, в условиях феодального гнета. Основные программные установки организации были зафиксированы в её уставе. В нем говорилось о том, что Союз утверждается с целью возрождения государственного престижа Китая, свержения маньчжурской династии и установления демократического правительства [14, с. 9].

После поражения цинской армии в войне с Японией в стране начались массовые антиправительственные движения народных масс. Сторонники Сунь Ятсена настаивали на том, чтобы он отложил поездку в США и вернулся на родину. В декабре 1894 г. он возвращается в Сянган, а уже в январе следующего года создает отделения Союза возрождения Китая и устанавливает связь с другими местными подпольными антиманьчжурскими организациями. 26 октября 1895 г. члены Союза, разработав тщательный план действий, предпринимают попытку организовать вооруженное восстание в Гуанчжоу. Однако замыслы подпольщиков становятся известны цинской полиции. В ходе карательных операций под арест попадают более семидесяти человек, группа членов Союза подвергается смертной казни. Спасаясь от преследований организаторам восстания удалось бежать в Японию. Конец 1895 г. считается началом длительного периода в жизни Сунь Ятсена, с этого времени он вынужден находиться в эмиграции [5, с. 74-84.].

В 1896-1897 гг. Сунь Ятсен посетил Японию, США и Англию. Находясь в Японии Сунь Ятсен отрезает себе косу, тем самым показывая свое неповиновение правящей власти и символизируя о его вступлении на путь борьбы с маньчжурами. Из Японии он отправляется в Лондон, где продолжает вести пропаганду и собирать средства для будущего восстания. В скором времени он попадает в здание цинской дипломатической миссии, его спасает счастливый случай [4, с. 81].

Оказавшись на свободе, Сунь Ятсен совершает поездку по европейским странам. Он усиленно занимается самообразованием в области политики и экономики, знакомится с основными достижениями Запада, которые он считает крайне необходимыми для развития Китая. Но вскоре он осознает несовершенство государственного устройства в Европе.

В конце 1897 г. Сунь Ятсен поселяется в Японии. На тот момент Китай становится интереснейшим объектом для многих стран, которые осознавали слабость цинской династии и вели борьбу за богатства этой страны. Нахождение Сунь Ятсена в Японии было выгодно японскому правительству, чтобы получить во главе Китая правителя, снисходительно относящегося к своему восточному соседу. В 1899 г. Сунь Ятсен приступает к подготовке нового антиманьчжурского восстания на Юге Китая, это происходит в разгар движения ихэтуаней. Однако в 1900 г. восстание снова заканчивается неудачей [14, с. 10].

Широкие волнения народных масс, недовольных цинским правительством, ставили перед собой цель радикальных перемен в стране. Они были очень взволнованы положением Китая, превращавшегося в полуколонию империалистических держав. Во время нараставшей волны недовольства Сунь Ятсен вел огромную работу по сплочению и объединению революционных сил, в первую очередь среди активной китайской эмиграции. Летом 1905 г. в Токио им была создана и возглавлена первая общекитайская революционная организация – «Объединенный союз» (Тунмэнхуэй) [14, с.10].

В программу Объединенного союза были заложены разработанные Сунь Ятсеном идеи о трех народных принципах: национализм, народовластие и народное благоденствие. Были включены проекты конституционного устройства будущей республики, опирающиеся на европейскую модель. По мнению Сунь Ятсена, Конституция должна была ликвидировать социальное неравенство и наделить граждан Китая правами пяти властей [3, c. 63-77].

Социальный состав Объединенного союза был значительно больше, чем состав Союза возрождения Китая. В него входили элементы буржуазно-демократического Юга Китая и китайской эмиграции, представители буржуазно-помещичьих и культурно-просветительских кругов некоторых провинций Китая, мелкобуржуазные революционные организации китайских студентов в Японии и др. Всех их объединяла одна общая цель – свержение правящей цинской монархии. Благодаря органу Объединенного союза, выпускавшего свой журнал «Минь бао» («Народ»), Сунь Ятсену удалось вести эффективную пропагандистскую деятельность и организовывать работу лагеря. К 1906 г. организация достигла широкого распространения, были подготовлены и проведены десять восстания на территории Южного и Центрального Китая. Все они закончились поражением, но оказали огромное влияние на складывание революционной ситуации. Час гибели цинского правительства становился все ближе [16, с. 9].

Выдающийся революционный деятелей Китая Сунь Ятсен уже с юных лет посвятил свою жизнь борьбе за освобождение Китая от влияния империалистических государств. Получив европейское образование, изучив мировой социально-политический процесс и особенности мирового экономического развития, Сунь Ятсен стал ведущим идеологом освободительного движения в Китае. В его планы входило свержение правящей цинской династии, проведение демократических реформ и модернизация Китая, превращение его в сильное и независимое государство китайской нации.

 

 

1.2 Участие в Синьхайской революции

Огромное влияние на развитие конституционно-монархического движения в Китае оказала первая русская революция. Главным требованием восставших стало ограничение абсолютной власти маньчжуров путем введения системы конституционной монархии по западноевропейскому образцу. В мае 1911 г. осуществилась передача иностранным банкам монопольных прав на строительство железных дорог в Китае, что вызвало волнения в воинских частях модернизированной «новой армии». В то время многие китайские офицеры, которые обучались в японских военных школах были членами Объединенного союза, революционная пропаганда усиливалась с каждым днем [14, с. 12].

Вечером 10 октября 1911 г. в Китае вспыхивает Учанское восстание, ставшее началом Синьхайской революции (1911-1913), в результате которой была свергнута маньчжурская династия. Восставшие провозгласили учреждение Китайской Республики и обратились с призывом ко всей стране присоединиться к восстанию. Восстание быстрыми темпами набирало свою силу, уже к декабрю 1911 г. власть династии Цин существовала только на территории трех провинций – Хэнань, Чжили и Ганьсу [1].

Но реальная власть в провинциях находилась в руках представителей феодально-милитаристских сил, всё больше опасавшиеся за свою власть. О начавшейся революции Сунь Ятсен узнает, будучи в эмиграции. В октябре 1911 г. он возвращается в Китай и уже 29 декабря делегаты 17 революционных провинций избирают его временным президентом Китайской республики. 1 января 1912 г. в Нанкине состоится церемония вступления Сунь Ятсена на этот пост [14, с. 13].

Завершение переговоров с Севером об окончательном свержении маньчжурской монархии и установлении республиканского строя было главной задачей Сунь Ятсена. Еще одной задачей было предоставление признания республиканского правительства иностранными державами. Представители иностранных держав в Китае понимали, что сохранить маньчжурскую династию у власти уже невозможно и стали поддерживать кандидатуру командующего империалистической армии Юань Шикая на пост президента Китайской Республики.

12 февраля 1912 г. правлению маньчжурской династии в Китае был положен конец. Однако государственная власть в стране перешла в руки Юань Шикая, а не к революционному нанкинскому правительству Сунь Ятсена. На следующий день после низвержения династии Цин Сунь Ятсен во имя единства страны был вынужден отказаться от поста президента в пользу Юань Шикая. 1 апреля 1912 г. Сунь Ятсен официально сложил свои полномочия [4, с. 89].

В апреле 1912 г. в Пекине был создан временный парламент, не сумевший добиться создания ответственного перед ним правительства. Уступая пост президента, Сунь Ятсен рассчитывал, что представителям Южного и Центрального Китая удастся получить большинство мест в парламенте и тем самым контролировать деятельность Юань Шикая, лидера северной группировки, стремившегося создать сильную центральную власть. В связи с последними событиями Сунь Ятсен приступил к созданию новой политической партии Гоминьдан, что было связано с выборами в постоянный парламент [14, с. 14-15].

Сунь Ятсен являлся как теоретиком, так и практиком революции. Его жизни много раз угрожала опасность. После победы Синьхайской революции он добровольно отказался от верховной власти и погрузился в практическую деятельность, которая была направлена на осуществление основных принципов его теории.

 

 

1.3 Политическая деятельность после Синьхайской революции

13 августа 1912 г. ряд либеральных буржуазно-помещичьих партий Южного и Центрального Китая и Объединенный союз вошли в новую организацию – Национальную партию (гоминьдан). Требования партии отличались от революционной программы Объединенного союза. Её лозунгами выступали: «развертывание местного самоуправления», «проведение политического объединения» и т. п. В программе не нашло отражение такое требование, как уравнение прав на землю. Основные силы были брошены на подготовку выборов в Национальное собрание [9, с. 375].

После ухода с поста временного президента Сунь Ятсен направил свои силы на пропаганду планов экономического развития Китая и улучшения условий жизни китайского народа. Он подверг критике социальное неравенство, господствующее в капиталистических странах Европы и Америки. Сунь Ятсен призывал республиканское правительство к проведению такой политики, которая не дала бы возможности распространения в стране капиталистических монополий. Он призывал установить государственный контроль над производством, национализировать крупные предприятия и железные дороги, а также передать земельную ренту в руки государства. Он стремился построить в Китае «социализм» и полностью ликвидировать общественное неравенство между богатыми и бедными. Но при сохранении полуфеодального и полуколониального положения в Китае, планы Сунь Ятсена носили лишь отвлеченный характер [14, с.15,16]

Поставленные Сунь Ятсеном цели не нашли отклика у руководителей II Интернационала, поддерживавшие политику иностранных государств в Китае. Однако деятельность китайских революционных демократов отметил глава большевистской партии России В. И. Ленин.

Резкое изменение в соотношение сил оказалось неблагоприятным для китайской революции. Международная обстановка не была на стороне Сунь Ятсена и его последователей. Юань Шикай вел активные переговоры с банковским консорциумом о получении крупного займа, что вызывало недовольство со стороны республиканцев. 8 апреля 1913 г. состоялся созыв Национального собрания, который отказался санкционировать договор о займе. Тем не менее, Юань Шикай все же подписал соглашение о займе и перешел к политике открытого контрреволюционного террора против Гоминьдана. [12, с. 205-206.]

2 мая 1913 г. Сунь Ятсен посылает телеграмму в Лондон, в которой протестует против займа, объявляя его недействительным и нарушающим конституцию Китайской Республики. Но текст телеграммы не был опубликован английским правительством. Реакционный союз иностранного капитала с Юань Шикаем был осужден лишь большевистской партией в России, которая снова выступила в защиту китайской демократии [14, с. 18].

В июле 1913 г. Сунь Ятсен провозгласил начало «второй революции». В южных и центральных провинциях Китая вспыхнула волна выступлений против юаньшикаевской реакции. Однако Юань Шикай сумел быстро подавить выступления. Под надежной поддержкой империалистических держав, он заставил парламент «избрать» его президентом Китайской Республики [6, с. 10].

Сунь Ятсен был вынужден эмигрировать в Японию, где он сосредоточил все свои силы на воссоздании революционной партии, для организации борьбы против Юань Шикая, который в ноябре 1913 г. объявил партию гоминьдана вне закона. 12 января 1914 г. Юань Шикай полностью распустил парламент, а 1 мая того же года он отменил временную конституцию, принятую в Нанкине в 1912 г. и опубликовал проект собственной конституции, по которой президенту предоставлялись почти неограниченные права [14, с. 19].

8 июня 1914 г. в Токио состоялось собрание новой революционной организации – Китайской революционной партии (Чжунхуа гэминдан), в её программе были поставлены задачи: свержение диктатуры Юань Шикая, недопущение реставрации монархии и восстановление демократической временной конституции 1912 г. 

В провинциях Южного и Восточного Китая все чаще вспыхивали антиюаньшикайские восстания республиканцев, которые Юань Шикаю удавалось подавлять с помощью бэйянской милитаристской группировки. Но после принятия в мае 1915 г. унизительного «21 требования» империалистической Японии, суть которых сводилась к превращению Китая в японскую колонию, Юань Шикай оказался бессилен успокоить широкое народное волнение. 25 декабря 1915 г. началось вооруженное восстание против пекинского правительства, подавить которое бэйянским войскам не удалось. 22 марта 1916 г. Юань Шикай вынужден был отказаться от планов восстановления монархического строя. 6 июня того же года Юань Шикай неожиданно умирает [14, с. 19-20].

Смерть Юань Шикая на время сняла вопрос о восстановлении монархии в Китае. Власть в Пекине ослабла и перешла к местным генералам-милитаристам, на первый план в политической жизни страны снова вышли военные. Роль парламента выходила на второстепенный план, он мог лишь санкционировать свершившиеся против его воли события. 21 июня Сунь Ятсен вернулся из эмиграции в Шанхай, а затем отправился в Гуанчжоу, с целью организации борьбы против милитаристов бэйянской клики. Реальная власть находилась в руках премьер-министра Дуань Цижуя, который хотел с помощью империалистических держав разделаться с парламентской оппозицией. В августе 1917 г. Дуань Цижуй настоял на том, чтобы Китай официально объявил войну Германии. Сунь Ятсен выступал против вовлечения Китайской Республики в мировую войну, понимая её негативные последствия для китайского народа.

18 сентября 1917 г., распущенный ранее парламент, открыл свои заседания в Кантоне, на котором Сунь Ятсен принял решение о проведении военной экспедиции против милитаристов Севера. 7 октября 1917 г. им была объявлена война [10, с. 425-427].

В мае 1918 г. генерал Лу Жунтин потребовал смещения Сунь Ятсена с поста верховного главнокомандующего. Сунь Ятсен был вынужден подать в отставку и уехать в Шанхай, где он занялся написанием своего труда «Программа строительства государства», он призывал буржуазию к необходимости политического объединения страны, к революционному свержению правительства милитаристов и бюрократов, созданию сильного общенационального правительства и развитию национальной экономики страны с использованием иностранного капитала в своих целях. Программа представляла собой систематизированное изложение политических и экономических планов Сунь Ятсена и преследовала цель сплочения вокруг восстановленной 10 октября 1919 г. в Шанхае Национальной партии Китая (Чжунго гоминьдан) всех антифеодальных сил [14, с. 25,26].

В это время начинается этап подъема революционной практической и теоретической деятельности Сунь Ятсена. Поднявшееся в мае-июне 1919 г. движение китайского народа против унизительных для Китая условий Версальского мирного договора, вошедшее в историю как движение «4 мая», стало следствием проникновения в Китай освободительных идей Великой Октябрьской социалистической революции в России [8, с. 519]. Начавшееся с выступления студентов в Пекине, движение было поддержано широкими слоями китайской молодежи и интеллигенции. Впервые на арену политической жизни страны выступил пролетариат. Это была истинная культурная революция, которая позволила приобщить к грамотности и облегчить образование миллионам китайцев. Основная часть участников революционной борьбы вошла в ряды суньятсеновской партии и сформировавшейся в 1921 г. Коммунистической партии Китая (КПК) [14, с. 26-31].

Революция 1917 г. в России оказала воздействие на оформление партии Гоминьдан. В ноябре 1923 г. Сунь Ятсен объявил о реорганизации гоминьдана и о своем намерении опираться на широкие народные массы, изучать и применять в Китае опыт революционной России и русских коммунистов. Сунь Ятсен понимал, что без собственных вооруженных сил революционная партия в Китае обречена на провал и в 1923 г., вновь оказавшись у власти в Кантоне, он направляет все усилия на создание новой партии и собственной армии. На I съезде Гоминьдана 20 января 1924 г. приняли участие сами коммунисты, была провозглашена политика единого фронта, ядром которого должна была стать строго централизованная по советской модели группа революционеров радикального толка. Благодаря советским военным советникам (М.М. Бородин, П.А. Павлов, В.К. Блюхер) была восстановлена деятельность военной школы в Вампу. Авторитет Сунь Ятсена возрастал, на его сторону перешли некоторые милитаристы Северного Китая. Гоминьдановцы вели активную работу в различных общественных организациях, особенно на юге страны. Постепенно складывались основы для усиления власти революционного гоминьдановского юга [19, с. 83-101,120].

12 марта 1925 г. Сунь Ятсена не стало, ему так и не удалось добиться осуществления своих благородных замыслов. Его смерть стала огромной утратой для революции, но не приостановила уже наметившегося процесса. Создались условия для выступлений в поход на север, при этом первым из них была прочная революционная армия [7].

Политика Юань Шикая на посту Президента Китайской республики и интриги китайских традиционалистов заставили Сунь Ятсена покинуть страну и продолжить борьбу за демократические ценности.

Свержение маньчжурской династии и провозглашение республики не означало, что в стране была окончательно похоронена монархическая идея, так как она продолжала сохраняться в сознании значительной части приверженцев китайского традиционализма.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СУНЬ ЯТСЕНА

 

 

2.1 Три народных принципа

 

В преддверии XX в. в Китае назревала революция, которую могла возглавить только национальная буржуазия, так как пролетариат страны в это время был ослаблен. Реформистские иллюзии буржуазии потерпели крах, а монархические традиции к этому времени оказались подорванными. Китай полностью находился под властью маньчжурской династии.

Многочисленные неудачи реформистов привели к объединению всех патриотических сил. Это объединение выдвинуло на первый план истории выдающегося политического и общественного деятеля Китая Сунь Ятсена, на формирование идей которого огромное влияние оказали труды американских и западноевропейских мыслителей. Сунь Ятсен представлял интересы крестьянской демократии Китая первой четверти XX в. Он стремился осуществить свои главные идеи, ликвидировать правящую монархию, утвердить принципы республиканского строя, социальной справедливости, национального суверенитета и борьбы с империализмом.

Свое отражение они нашли в его политической доктрине о «трех народных принципах» («Сань минь чжуи»). Однако государственно-правовые взгляды он изложил в учении «о конституции пяти властей», непосредственно связанном с «тремя народными принципами» [4, с. 55-58].

При создании «трех народных принципов» Сунь Ятсен опирался на их универсальный характер, так как вся история стран Европы и Америки, это история претворения в жизнь таких великих принципов, как национализм, народовластие и народное благоденствие. И естественно, что эти принципы могут быть осуществлены в Китае.

Три народных принципа, которые пропагандировал Сунь Ятсен, представляли собой учение, объединившее китайские и зарубежные идеи, которые соответствовали мировым стандартам [17, с. 8].

Принцип национализма для Сунь Ятсена заключался прежде всего в свержении маньчжурской династии и воссоздание китайской национальной государственности. Он предполагал положить конец иностранному империализму, потому как свержение маньчжуров должно было создать базу для сильного Китая, недоступного для захвата чужеземцами власти.

Принцип народовластия составляет основу политической революции. Он предполагает создание демократического правительства и уничтожение императорской власти. Методом решения проблемы выступает революция как «дело народа». В этом Сунь Ятсен видел залог успеха, так как старая система управления подлежала абсолютной замене республиканскими порядками.

Принцип народного благоденствия был напрямую связан с проведением социально-экономических реформ: решение аграрного вопроса с помощью уравнения прав на землю и установления твердых прав на нее. Это могло бы ликвидировать монопольное право богатых, предоставить населению свободу в области производства, а также поднять благосостояние народа [14, с. 10, 11].

Но уже 20 января 1924 г. на I съезде партии Гоминьдана был принят «Манифест», где содержалось детальное изложение новой политической программы Сунь Ятсена, новая интерпретация его трёх народных принципов [14, с. 33,34].

Принцип национализма, призывавший ранее лишь к консолидации всех народностей Китая в единую большую нацию, теперь выражал идеи национальной независимости китайского государства и требование полного равенства всех национальностей страны. Был также провозглашен принцип мира как главная линия внешней политики китайского правительства. Антиимпериалистическая направленность принципа способствовала росту популярности Сунь Ятсена и его партии в стране.

Принцип народовластия, ранее рассматривавший лишь свержение феодально-милитаристского строя и учреждение буржуазно-демократической конституционной республики, был дополнен предоставлением широким народным массам подлинных демократических прав и свобод.

Принцип народного благоденствия заключался в том, чтобы все люди были в равной степени обеспечены средствами к существованию. Сунь Ятсен считал, что добиться этого возможно только за счет введения «ограничения капитала» и уравнивания прав на землю. Он полагал, что революция будет завершена только после того, как крестьяне самостоятельно будут пользоваться плодами своего труда. Третий принцип Сунь Ятсена, как и два первых, носил ярко антиимпериалистическое содержание [14, с 631-633].

Анализ «трех народных принципов» Сунь Ятсена обнаруживает в них один из вариантов «идеального» государственного капитализма.

 

 

2.2  Конституция пяти властей

 

В ходе гражданской войны 1917-1924 гг. Сунь Ятсен подверг критике западную демократию, полагая, что на Западе народ отстранен от управления государством и никаких прав не имеет, за исключением формального всеобщего избирательного права. Его отталкивали бюрократизм и коррупция, присущие западному парламентаризму. Однако вывод, к которому он пришел, был достаточно радикальным: парламентаризм и представительная демократия для Китая очень вредны. Выход Сунь Ятсен видел только в создании чисто китайской модели демократии.

Данной моделью стала «Конституция пяти властей». Благодаря ей государственная власть в Китае должна была разделиться на пять самостоятельных и независимых друг от друга ветвей власти: законодательную (принадлежит парламенту), исполнительную (главой является президент), судебную (отправляют судьи), контрольную и экзаменационную (особые палаты, входящие в состав правительства). Каждая ветвь власти на национальном уровне была представлена юанем, то есть высшим органом; на провинциальном уровне они объединялись в провинциальные управы. На вершине пирамиды государственных органов находилось Национальное собрание, в состав которого избирался один представитель от уезда [11, с.176].

Функции законодательного, исполнительного и судебного юаней были примерно такими же, как у их западных аналогов. Контрольный и экзаменационный юани должны были осуществлять «непрямой контроль» народа за деятельностью первых трех юаней через своих представителей. Вместе с тем Сунь Ятсен считал, что народ необходимо наделить и «прямой властью» через «четыре права народа» (право избирать и отзывать, право инициативы и референдума).

В концепции Конституции прослеживается влияние как традиционных китайских политических воззрений, так и западных идей. К первым относится выделение в качестве самостоятельной ветви экзаменационной власти - прямой наследницы шэньши. Вторые заметны в самом принципе разделения властей (Д. Локк, Ш. Монтескье), а также в том, что власть разделялась именно на пять ветвей (Б. Констан). Дополнение пятичленки местным самоуправление – на уровне уезда, связано с именем Б. Констана, хотя сам Сунь Ятсен настаивал на своем приоритете. Вслед за видным представителем европейской политической мысли – А. Токвилем – Сунь Ятсен считал необходимым начинать преобразования с местного самоуправления, как фундамента демократии [14, с. 648-649].

Процесс политического переустройства Китая Сунь Ятсен делил на три периода. Первый – «период военной власти» – характеризовался как разрушительный. В ходе данного периода достигалось уничтожение противника. Второй – «период политической опеки», отводился на развитие и становление местного самоуправления. Третий – «период конституционного правления» выражается в создании органов государственной власти – юани и провинциальные управы. Последний период, как и предыдущий, характеризовался как созидательный. Но Сунь Ятсен не придерживался выработанной им последовательности, и второй период, то есть «период политической опеки», наполнившись новым содержанием, затянулся. Прочность «политической опеки» можно проследить в современном Китае, а также в ряде стран Восточной и Юго-Восточной Азии [15, с.195].

Логика, представленного перед нами учения, опирается на понимании Сунь Ятсеном сущности государства. Государство, по его мнению, это люди, выступающие носителями морального духа, а политика государства в свою очередь проявление духовной воли этих людей. Поэтому успехи или поражения в политике зависят в первую очередь от духовной воли граждан.

Создать государство нового типа, значит подчинить интересы государства интересам народа. Если каждый объединит свои усилия с усилиями своих товарищей, то вместе они смогут вести борьбу за создание подлинной республики. Юридической базой такой республики призвана была стать «конституция пяти властей».

 

 

2.3  Попытки экономических преобразований

Под воздействием противоречивых условий исторического развития Китая с конца ХІХ в. до 20-х гг. ХХ в. начинают складываться социально-экономические взгляды Сунь Ятсена.

Уже в начале XX в. Сунь Ятсену удалось разработать развёрнутую программу построения современного высокоразвитого государства на основе осуществления радикальных политических и экономических преобразований и достижения национальной независимости. Данная программа не была полностью законченной, она постоянно дополнялась и уточнялась по мере накопления политического опыта Сунь Ятсена и углубления социальных разногласий в стране. Однако, некоторые идеи положенные в основу программы доказывают своё существование и в современных условиях.

Программу Сунь Ятсена к тому времени можно считать самой глубочайшей по познанию сути модернизации, так как её реализация впервые ставилась в зависимость от свержения феодального политического режима и согласовывалась с созданием демократической республики как гарантии проведения политики преобразований, формированием демократической политической системы и решением аграрного вопроса, который считался ключевым этапом модернизации Китая [4, 54-58].

Свержение в 1912 г. цинской династии в Китае и установление республиканского строя, стали предпосылкой начала модернизации традиционного китайского общества. Первым временным президентом республики был избран Сунь Ятсен.

В это время он многократно выступал со своей программой социально-экономических преобразований, которые были нацелены на преодоление инерции и приведение в движение традиционной культуры. Остро стоящий на тот момент аграрный вопрос, заслуживал особого внимания в программе Сунь Ятсена. По его мнению, требование уравнения прав на землю было идентично понятию национализации земли. Он развивал мысль о том, что цена на землю в Китае ещё очень низка, за исключением Гонконга и Шанхая, где стоимость на землю во много раз выше. В перспективе, после революции, с развитием государства будут быстро расти цены на землю. И возросшая земельная рента в будущих промышленных районах будет передаваться в собственность государства в виде единой ренты-налога. Осуществление идеи уравнения прав на землю Сунь Ятсен считал важным компонентом деятельности новой республиканской администрации [13, с.223].

Основная экономическая слабость программы Сунь Ятсена была в том, что он передавал земельную ренту государству только в районах с развивающейся капиталистической экономикой, а каким способом добиться капиталистического развития этих районов, проект Сунь Ятсена умалчивает. Сунь Ятсен не призывал крестьянство к борьбе за землю. Было абсолютно неясно, каким образом предстоящая фактическая национализация земли связывается с лозунгом земельного уравнения, т.е. как демократическое государство распределит земли крупных землевладельцев среди крестьян. Неопределенность этих моментов придавала утопические черты принципу народного благоденствия.

Исторические условия Китая того периода (раздробленность страны, полунезависимая деятельность милитаристских группировок, неспособность центральной власти осуществить общенациональные программы) ставили на первый план задачу создания системы связей, которая обеспечила бы развитие современного производства и продовольственно-сырьевой базы периферии внутренних районов. При таких обстоятельствах наиболее важным было создание сети железных дорог. Сунь Ятсен в своем проекте железнодорожного строительства предлагал реализовать принцип народного благоденствия и начать внутреннее переустройство Китая именно с железнодорожного строительства, что должно было привести к повышению уровня производства. Добиться этого можно было лишь путём привлечения иностранного капитала [18, с. 118].

Так, Сунь Ятсеном был разработан десятилетний проект масштабного строительства сети железных дорог в стране. В нём планировалось создать пять железнодорожных систем: Центральной, Северо-Западной, Северо-Восточной, Юго-Восточной и Высокогорной, а также начать строительство вагоностроительных и паровозостроительных заводов для обеспечения эксплуатации сооружаемых железных дорог.

Отрасли, которые имели общегосударственное значение (железные дороги, горнодобывающая промышленность, сооружение трёх портов (Северного, Южного и Восточного), энергетика и инфраструктура) должны находиться под контролем государства. В своей программе Сунь Ятсен также упоминает о создании таких органов, как единого экспортного управления для торговли зерном, единого управления для разведения чая и руководства шелководством, которые выступали общегосударственными организаторами производства и частично реализовывали государственную монополию внешней торговли. Планы развития текстильной и пищевой промышленности, (кожевенное и шерстяное производство, создание единой системы элеваторного хозяйства в стране с регламентированными запасами зерна) предполагают установление государственного контроля как над пищевой, так и над лёгкой промышленностью, включая единообразно организуемую сеть распределения этих товаров [4, с. 32,118].

Особое внимание Сунь Ятсен уделял пищевой промышленности (включая производство сельскохозяйственных продуктов), которая была призвана решить проблему питания. Решение данной проблемы было напрямую связано с использованием заброшенных земель, освоением новых в окраинных провинциях и увеличением урожайности на уже обрабатываемых площадях. Осуществлять все сельскохозяйственные работы Сунь Ятсен предлагал с использованием современной сельскохозяйственной техники.

Необходимость сооружения в Китае шоссейных дорог и строительства автомобильных заводов служила основой для будущего развития автомобильного транспорта.

Горнодобывающей промышленности было отведено важное место, так как Сунь Ятсен видел в ее развитии достижение экономического прогресса и материального благосостояния.

В плане были высказаны соображения о ещё не открывшихся, но богатых запасах нефти в Сычуани, Синьцзяне и Шэньси. Для разработки запасов меди в провинциях Сычуань Сунь Ятсен рекомендовал установить на медных рудниках современные машины, привлекая крупные инвестиции.

 В «Промышленном плане» наиболее полно раскрыты идеи Сунь Ятсена о развитии производительных сил. Его можно свести к трём основным направлениям: во-первых, это ускоренное развитие инфраструктуры, железных дорог и морских портов; во-вторых, быстрое развитие промышленности, в первую очередь тяжёлой и горнорудной, а также пищевой, лёгкой, автомобильной, полиграфической и жилищного строительства; в-третьих, развитие сельского хозяйства путём его механизации и улучшения агротехники. План ставил перед собой общие технико-экономические задачи и предоставлял детальную разработку строительства современного производственного аппарата. В этих планах полностью выявилось стремление автора к модернизации страны с использованием достижений мировой науки и техники, стремление ликвидировать традиционный китайский изоляционизм и включить Китай в поток прогрессивного развития [14, с. 23].

Представление о решающей роли государства во всех сферах жизни общества является отправным пунктом программы преобразований. Сунь Ятсен видел прогрессивные социально-экономические преобразования как непрерывное возрастание социально-экономической роли китайского национального государства: от полуколониальной структуры к государственно-капиталистической системе без частного предпринимательства, а затем к полной государственной централизации капиталов. Решение аграрного вопроса он также представлял через государственное регулирование. По мнению Сунь Ятсена, введение единого налога и отмена всех остальных поборов должны были разрушить традиционную систему эксплуатации крестьянства и способствовать реализации лозунга «Каждому пахарю свое поле». Однако Сунь Ятсен понимал, что решить проблемы нищеты и отсталости страны, уничтожив традиционную систему эксплуатации и изменив поземельные отношения, будет очень трудно. Но решить эти проблемы он рассчитывал при помощи развития производительных сил (механизация, ирригация и т.п.) при поддержке национального государства. Таким образом, решение аграрного вопроса освещалось как интегральная часть программы социально-экономической перестройки Китая [14, с. 688].

В общем, в экономических взглядах Сунь Ятсена была заложена идея государственного руководства экономикой и централизованного контроля над основными её отраслями.

Все сильные стороны программы промышленного развития сводились к нулю отсутствием конкретной программы решения аграрного вопроса и подъёма сельского хозяйства, а без этого невозможно осуществить подъём всей экономики страны и решить проблему индустриализации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На рубеже XIX-ХХ вв. Китай испытывал серьёзный социально-экономический и политический кризис, который коснулся всех сфер жизни общества. Маньчжурская династия, правившая на тот момент государством, не отвечала национальным интересам большей части китайского народа. В подобных условиях формировался единый протестный фронт, в который входили разные слои населения.

 Изначально режиму удавалось подавлять проявления недовольства, но к началу Синхайской революции 1911 г. у маньчжуров совсем не оставалось сил для противостояния народным массам. Цинская династия рухнула, а победившие силы революции предприняли попытку создать в Китае общество на демократических ценностях. Сунь Ятсен выступил одним из идеологов и организатором таких преобразований. Однако не все политически активные слои населения были готовы принять его идеи.

Лидер китайской революции Сунь Ятсен с юных лет был увлечён идеей борьбы за независимость своего народа. Получив европейское образование, он разбирался в идеях демократии и свободы, присущих европейской культуре. Разочаровавшись в мирных методах борьбы за народное благополучие, он стал готовить революцию в Китае, в связи с этим им была создана партия «Синчжунхуэй» («Союз возрождения Китая»).

 Правительство успешно подавляло выступления революционеров и Сунь Ятсену пришлось скрываться за рубежом, но и там он оказался в руках агентов правительства. С большим трудом ему удалось освободиться, после чего он продолжил подготовку к революции.Начавшиеся в Китае волнения, переросшие в революционную борьбу, вынудили Сунь Ятсена вернуться в Китай. Его «три народных принципа»: национализм, народовластие и народное благоденствие нашли большое количество сторонников. Под «национализмом» понималось свержение маньчжурской династии, как символа отсталости и слабости страны. Принцип народовластия предполагал уничтожение императорской власти и введение демократического конституционного режима, а принцип народного благоденствия был связывал с проведением социально-экономических реформ. Державы Запада рассматривались революционерами в качестве потенциальных союзников в процессе осуществления модернизации, что было выгодно самому Западу, так как ослабление правящего режима было в его интересах.

1 января 1912 г., свергнув власть династии Цин, было провозглашено создание Китайской Республики и вскоре проведены парламентские выборы, сторонники избранного президентом Сунь Ятсена сразу реализовали два из «трех народных принципов» – национализм и народовластие. Труднее сложилась ситуация с народным благоденствием. Приступить к строительству государственного социализма помешала политическая нестабильность. Через несколько месяцев Сунь Ятсен добровольно покинет пост президента в пользу генерала Юань Шикая, который вскоре попытается стать новым императором. Его попытки найдут противников в других региональных военно-политических группировках и в результате гражданской войны 1916 г. Юань Шикай будет смещен с политической арены, а на нее выйдут милитаристы.

После смерти диктатора Юань Шикая внутриполитическую обстановку в Китае стала определять борьба между различными милитаристскими кланами. Шёл процесс раскола государства на две части Север и Юг. Все эти события осложнялись вмешательством иностранных государств. В это время Сунь Ятсен создаёт партию «Чжунго гоминьдан» (Китайская национальная партия). Происходящими событиями в Китае заинтересовался Коминтерн, которым было принято решение поддерживать народно-освободительную борьбу китайского народа. Став политическим партнером Китая, свои позиции усилила Коммунистическая партия Китая. Во многом эта была личная заслуга самого Сунь Ятсена, который смог убедить руководство партии в необходимости развития единого антиимпериалистического фронта.

После Синьхайской революции Сунь Ятсен пересмотрел свои идеологические построения. Его вера в то, что послереволюционный Китай заживёт по-новому, демократической и свободной жизнью не оправдались. Необходимо было продолжать борьбу, но уже с собственными милитаристами и мировым империализмом.

Активное участие Сунь Ятсен принял в формировании новой партии Гоминьдан, опиравшуюся на революционную армию. Её новая программа основывалась на трёх принципах, которые содержали обновленную редакцию. Теперь национализм виделся в борьбе с китайским милитаризмом и мировым империализмом, народовластие должно было основываться на конституции «пяти властей». Это были законодательная, судебная, исполнительная, экзаменационная и контрольная власти. Народное благоденствие связывалось со справедливым решением земельного вопроса. Во всём этом Сунь Ятсен отыскал поддержку со стороны советского руководства.

Благодаря настойчивости и харизме Сунь Ятсена, в состав Гоминьдана вступили представители Китайской коммунистической партии, это позволило создать единый антиимпериалистический фронт. С властью Сунь Ятсена должны были считаться его самые непримиримые противники. Но его неожиданная смерть помешала успешному достижению поставленных им задач. Внутри Гоминьдана стали возникать конфликты, ослабившие эту партию. Но философско-теоретическое наследие Сунь Ятсена оставалось востребовано всеми ведущими политическими силами страны.

Сунь Ятсен являлся исключительной личностью в истории Китая. Являясь выходцем из крестьянской семьи, он все же смог получить высшее образование и посвятил всю свою жизнь служению народу. Он был истинным патриотом своей страны. Его главным делом было свержение правящей цинской монархии. Кроме этого он хотел вывести Китай из кризиса и преобразовать его. Основные идеи на этот счёт он изложил в «Программе строительства государства».

В эту программу входили три самостоятельные работы, которые представляли собой попытку систематизированного освещения политической и экономической программы Сунь Ятсена в новых условиях, сложившихся уже после Первой мировой войны. Планы Сунь Ятсена выступали своего рода иллюзией о возможности послевоенного урегулирования империалистических противоречий между участниками Первой мировой войны мирным путем и надежды на изменение политики держав по отношению к Китаю.

В Советском Союзе считали, что взгляды Сунь Ятсена не соответствовали официальной идеологии, они были ошибочными, бесперспективными и утопичными. Однако, Сунь Ятсен все же смог стать одним из самых почитаемых исторических деятелей в советской историографии.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Белов, Е.А. Учанское восстание (1911 г.) / Е.А. Белов. – М. : Наука, 1971. – 250 с.

2. Борох, Л.Н. Союз возрождения Китая / Л.Н. Борох. – М. : Наука, 1971. – 203 с.

3. Борох, Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало ХХ века) / Л.Н. Борох. – М. : Наука, 1984. – 300 с.       

4. Ермашев, И.И. Сунь Ятсен / И.И Ермашев. – М. : Молодая гвардия, 1964. – 320 с.

5. Ефимов, Г.В. Некоторые сведения о революционной деятельности Сунь Ятсена в 1907-1909 гг. / Г.В. Ефимов // Сунь Ятсен. 1866-1986: К 120-летию со дня рождения : cб. статей, воспоминаний, документов и материалов. - М. : Наука, 1987. – 319 с.

6. Ефимов, Г.В. Сунь Ятсен. Поиск пути. 1914-1922 / Г.В. Ефимов. - М. : Наука, 1981. – 243с.

7. Ма Луншань. Дискуссия китайских ученых по вопросам о народничестве и китайской революции // Проблемы Дальнего Востока. – 2003. – № 2. – С. 126-128.

8. Мамаева, Н.Л. Гоминьдан в национально-революционном движении Китая 1923-1927 гг. / Н.Л. Мамаева. – М. : Наука, 1991. – 211 с.

9. Меликсетов, А.В. История Китая / А.В. Меликсетов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : «ОНИКС», 2007. – 752 с.

10. Непомнин, О.Е. История Китая. XX век / О.Е. Непомнин. – М. : Ин-т востоковедения РАН, 2011. – 736 с.

11. Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 1 / Ин-т востоковедения РАН. – М. : Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. – 395 с.

12. Синьхайская революция. 1911-1913 гг.: сборник документов и материалов / отв. ред. С. Л. Тихвинский. – М. : Наука, 1968. – 348 с.

13. Социальная структура Китая: XIX-первая половина ХХ в. / отв. ред. О.Е. Непомнин, Н.И. Фомина. - М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – 436 с.

14. Сунь Ятсен. Избранные произведения /Сунь Ятсен; под ред. С.Л. Тихвинского – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. – 759 с.

15. Тихвинский, С.Л. Избранные произведения: в 5 кн. Кн. 2. История Китая первой четверти XX века / С.Л. Тихвинский – М. : Наука, 2006. – 288 c.

16. Тихвинский, С.Л. Сунь Ятсен – великий китайский революционер-демократ, друг Советского Союза / С.Л. Тихвинский // Сунь Ятсен. 1866-1986: К 120-летию со дня рождения: cб. статей, воспоминаний, документов и материалов. - М. : Наука, 1987. – 319 с.

17. Тихвинский, С.Л. Реформы и революции в Китае / С.Л. Тихвинский // Новая и новейшая история. – 1999. – № 2. – С. 3-15.

18. Хохлов, А.Н. Сунь Ятсен и его планы железнодорожного строительства в Китае. // Вопросы Истории. - 2006. – №5. – С. 118.

19. Черепанов, А.И. Записки военного советника в Китае. Из истории Первой гражданской революционной войны (1924-1927) / А.И. Черепанов. – М. : Наука, 1964. – 288 с. 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 1534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!