ВОПРОС: Критики Навального обвиняют его в национализме. На каком из теоретических подходов, описанных в главе 13, базируется его аргументация?

Социология. Альзинская Юлия, ЭиУП(о)-12

Этносоциальные общности

ВОПРОС 1. Определение и характеристика общего понятия этничности.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается в том, что в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной связи с другими соц. группами – классами, стратами, соц. институтами.

Для характеристики отличительных черт этнических групп (человеческая общность, обладающая общими этническими признаками), социальной организации культурных различий используется термин “этничность”.

Этничность – специфический тип социальных отношений, способов и форм внутреннего и внешнего взаимодействия людей, которое принято в данном обществе, и которое воспроизводится путем передачи ценностно-нормативных установок и стереотипов поведения.

В отечественной социологии принято выделять стадиально-исторические разновидности этноса – род, племя, народность, нацию, – связывая их с определенными общественно-экономическими формациями (уровнем развития производственных сил, отношений).

Исходя из прочитанного, можно выделить следующие характеристики этничности:

· Наличие представлений членами группы об общем территориальном и историческом происхождении;

· Наличие единого языка, культуры;

· Чувство “отличительности”: члены определенной группы осознают свою принадлежность к конкретной группе;

· Единство верований;

· Объединение людей, связанных совместной хозяйственной деятельностью и т.п.

ВОПРОС 4. Сравнительный анализ этничности в рамках конструктивистской и инструменталистской парадигмы.

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ рассматривает этничность как инструмент, используемый политической элитой для достижения определенных результатов, как идеологию, создаваемую для мобилизации группы.

Существенной чертой всех инструменталистских концепция является их опора на функционализм и прагматизм.

Этничность –

· Продукт этнических мифов, которые создаются элитой общества и используются ею для достижения определенных выгод и получения власти;

· Эффективное средство для преодоления отчуждения, характерного для современного общества массовой культуры, потребительских ценностей и прагматизма, восстановление национальной гордости, как социальная терапия.

Этносы воспринимаются как факт, данность. Этносы служат определенным целям и конкретным интересам человека, облегчая его жизнь в обществе.

Этническая мобилизация выступает как потребность различных этносоциальных групп в изменении стратификации (стремление подняться в высшие слои общества), в разделении рынка, для чего требуется участие во власти.

В соответствии с инструменталистским подходом, этническая группы есть общность, объединяемая интересами, а этничность – средство для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе.

КОНСТРУКТИВИЗМ – альтернативный примордиализму научный подход. Общим для всех представителей конструктивизма является трактовка этноса, не как первозданной общности людей, а как социального и интеллектуального “конструкта”, искусственного социального образования, созданного в результате целенаправленной деятельности интеллектуальных и политических элит (писателей, ученых, художников, политиков). Они создают историю этноса, его предания и мифы, вырабатывают национальную идеологию и осуществляют идеологическое воздействие.

Э. Геллнер, один из классиков конструктивистского подхода, считал, что этничность является не только интеллектуально сформированными конструкторами, но и ситуативными, нередко “названным” феноменом, изменчивым и подверженным манипуляциям явлением группового сознания.

Для обоснования своих взглядов конструктивисты активно используют в качестве аргументации факты искусственного создания и внедрения этнических тенденций, опыт формирования и построения искусственно созданных этносов (например, украинцев).

Отличить один этнос от другого можно посредством определенных существенных признаков – этнических маркеров (физический облик, язык, религия, культура, происхождение и др.).

Одним из важнейших этнических маркеров выступает национальная история.

Ф. Барт интерпретирует этничность как аспект социальной организации, т.е. этнической группы, как наиболее широкую категорию соц идентичности, ситуативный феномен, создаваемый средствами символического различения.

Источником, питающим межэтническое противопоставление “мы” и “они”, по Барту выступает культура, в которой этнофоры (носители этничности) черпают необходимый материал для построения “границ”, являющихся главным этнодифференцирующим признаком.

Конструктивистский подход акцентирует свое внимание на изучении феномена этничности как социально-исторического конструкта, на появление которого в большей степени повлияло зарождение капитализма и создание централизованных государств.

СРАВНИВАЯ ОБА ПОДХОДА, можно заметить, что последователи инструментализма четко представляли этничность, как инструмент, благодаря которому элита достигает свои цели, считали этничность данностью), а вот представители конструктивизма были уверены наоборот в том, что этничность – феномен, этничность – конструкт, который возник как следствие создания централизованных государств, этничность – результат деятельности элит (именно элиты создают этнос).

 

ВОПРОС 6. В чем заключается сущность “широкого” и “узкого” подхода к этничности в концепции Ю. В. Бромлея. Дать определение базовым понятиям в его концепции: “этнос”, “этникос”, “этносоциальный организм” (ЭСО).

Исходный пункт теории Ю. В. Бромлея состоит в том, что в этносе по-разному сочетаются, с одной стороны, собственно этнические свойства (язык, традиционная культура, этническое самосознание), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия этих собственно этнических свойств (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, гос-правовые).

Исходя из этого этнос и получает двойственную природу и 2 смысла – узкий и широкий:

o Узкий смысл: Этнос получил наименование“’этникос” и включил в себя все собственно этнические характеристики;

o Широкий смысл: Этнос был назван этносоциальным организмом (ЭОС) и выглядел как сочетание собственно этнических элементов и условий его складывания и функционирования (например, все украинцы будут этникосами, а украинцы, живущие в пределах Республики Украина – ЭОС).

Этнос/этничность в примордиализме понимается как изначально заданные устойчивые людские множества, обладающие набором имманентных (свойственных) ему характеристик, как общность людей, выступающая в истории общества и реальной жизни индивида в своих конкретно-исторических формах. Его формирование – длительный исторический процесс, а естественные предпосылки – общность территории, языка, культуры и самосознания.

 

ВОПРОС 8. Кому принадлежит определение: “Национализм – это прежде всего политический принцип, который требует, чтобы политические и национальные единицы совпадали, а управляемые и управляющие принадлежали к одному этносу”?

Определение принадлежит Эрнесту Андре Геллнеру. Он считал, что нацию создает две составляющие:

1. Культура – система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения;

2. Воля людей.

Он считал, что “нация – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей”.

 

ВОПРОС: Критики Навального обвиняют его в национализме. На каком из теоретических подходов, описанных в главе 13, базируется его аргументация?

В рамках такого теоретического подхода как примордиализм сформировалась концепция, которая получила название этноцентризма. Данная концепция говорит о том, что некоторые люди считают свой собственный народ или собственную расу центральной, и что она превосходит остальные. На этом теоретическом понятии и основываются обвинения Навального в национализме. Теперь стоит разобраться “почему”.

Для начала нужно более точно раскрыть понять “этноцентризм”:

· С одной стороны, с этим понятием связывают такие чувства, как: чувства национального достоинства, патриотизм. И это лишь положительная сторона этого понятия;

· С другой стороны, это понятие обозначает национализм и дискриминацию других народов. И это, несомненно, является негативной стороной “этноцентризма”.

К сожалению, негативная сторона этого понятия превалирует.

Сторонники примордиалистской теории придерживаются мнения о том, что люди, которые принадлежат к какой-то одной этнической общности, обладают определенным набором культурных особенностей, которые объясняют их поступки, поведение, манеры и т.п. Также примордиалисты считают, что человек имеет естественную связь с какой-либо определенной группой. Данная теория основывается на оценке норм и ценностей своей группы, как правильных, в то время как нормы и ценности другой культуры ими воспринимаются, как непонятное и неправильное, или вовсе не воспринимаются.

Сам Навальный, кстати, считает себя “русским националистом”. Так, если судить по его высказываниям, можно заметить, что он не воспринимает другие национальности, даже относится к ним враждебно; неуважительно отзывается о людях другой национальности.

Но все мы прекрасно знаем, что Навальный долго является активным участником политической жизни нашей страны. И ясно, что любой политический деятель будет пользоваться своими методами и инструментами для достижения власти. И как мне кажется, Навальный как раз и использует национализм для достижения своих целей, так вот:

Делая вывод, можно сказать, что обвинения Алексея Навального в национализме основаны на таком подходе как примордиализм с нотками инструментализма (его я описывала в 4 вопросе), поскольку в политической борьбе именно национализм является одним из инструментов в руках Навального.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 446; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!