Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы.

План

 

1. Сохранение национальных культурных ценностей в России

2. Религия в современной России

3. Свобода совести в России

4.Использованные источники

 

 

Сохранение национальных культурных ценностей в России

Сохранение традиционных нравственных религиозных ценностей, а также индивидуальных свобод человека представляется весьма важным в наше время. Национальные ценности в культурной и духовной сферах представляет собой большое богатство, вместе с тем являясь неиссякаемым резервом необходимым для того чтобы происходило воспроизводство признанных во всем мире общечеловеческих ценностей, равно как и национальных культурных и нравственных традиций народов.

На сегодняшний день культура существует в форме самовыражения народов. Национальные особенности отдельных народов проистекают из конкретно-исторических особенностей жизни и тех или иных народов, а также из их биосоциальной сущности.

Важнейшие особенности и значение национальной культуры любого народа заключается в ее самобытности, разнообразие и неповторимости.

Процессу развития особенностей культуры нации способствует создание своеобразных форм организации культурной жизни отдельных народов, которое помогает избежать подражания и копирования других культур. Культуры народа, не обладающая своими особенностями, сравнима с безликим человеком. Культура народов не является застывшим явлением, ее самобытность возрастает и обогащается одновременно с расцветом нации, с ростом уверенности в своем будущем, с укреплением своего места в мировой цивилизации. Бушманова А. В. Особенности правового режима культурных ценностей в РФ. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-1 С.91.

В содержание национальной культуры входят такие базовые элементы как, национальные ценности, которые общество хранит в своих культурных, семейных и социально-исторических традициях, передавая их из поколения в поколение, обеспечивая тем самым развитие общества в современных условиях. Необходимо выделить некоторые источники нравственности и человечности в сфере национальной культурной жизни, которые являются основополагающими для того, чтобы человек мог противостоять разрушительному влиянию и мог плодотворно развиваться, совершенствуя свое сознание, систему общественных отношений и свою жизнь в целом.

Традиционно принято считать, что к основным источникам нравственности в нашей стране относятся - многонациональный народ нашей страны, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. На основе традиционных источников нравственности можно определить базовые национальные ценности России. В первую очередь к национальным ценностям необходимо отнести патриотизм, проявляющийся в любви к России, в частности к своей малой родине, к своему народу, служение Отечеству. Не менее важна социальная солидарность, выражающаяся в личной и национальной свободе, доверии к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Гражданственность, как национальная ценность, заключается в служении Отечеству, в создании и укреплении правового государства, гражданского общества, закона и правопорядка, поликультурного мира, свободы совести и вероисповедания. Кроме того к национальны ценностям нашего государства необходимо отнести семью, труд и творчество науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу и человечество. Последнее проявляется в движении к миру во всём мире, многообразие культур и народов, прогрессу человечества, международному сотрудничеству. Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р. Культурная глобализация и этнокультурная индентичность общества как факторы модернизации современного образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №2 С.205.

В современном мире все сильнее становятся процессы глобализации, в связи с чем растет важность сохранения культурного наследия и культурных традиций народов. При этом нередко случается так, что усилиям общества по укреплению национальных культур противостоят различные общественные силы. Необходимо отметить, что современная культурная обстановка в нашей стране весьма сложна и противоречива.Однако в ней можно выделить ряд тенденций, которые характеризуют культурные процессы в современной России:

- Устранение монополии государства на культуру и ее деидеологизация. Данная тенденция способствует как росту свободы творчества и выбора в культурной сфере, однако вместе с тем произошла и потеря контроля над качеством и уровнем той культурной продукции, которая предлагается потребителю, например, в литературе, музыке, образование и т.д.

- Проникновение коммерческих структур в культуру, которое характеризуется преимущественным вложением капитала по большей части в высокодоходные и области культуры - в зрелища, развлекательную и эротическую индустрию. В качестве еще одного последствия коммерциализации можно назвать недоступность многих учреждений культуры для значительной части населения.

- Положительной тенденцией необходимо назвать возрождающийся интерес к дореволюционному культурному наследию, в частности к религии и церкви.

- Рост культурно-коммуникативной пассивности, выражающийся в ослаблении интереса к чтению, которое заменяют визуальные, зрелищные формы искусства, снижение посещаемости театров, музеев, библиотек.

- Особым индикатором уровня развития культуры того или иного общества выступает язык, организующий характер и способ восприятия реальности. Современное состояние русского языка беспокоит прогрессивную российскую интеллигенцию. Голдырева В.А. Взаимосвязь культурных ценностей и отношения к инновациям // Российский гуманитарный журнал. 2013. №5 С.434.

Подводя итог, подчеркнем, что понимание места и роли культуры в общественной жизни, а также изучение закономерностей ее развития имеет весьма серьезное практическое значение. Проводимые государственной властью экономические и политические программы не будут иметь успеха без учета культурной составляющей, следовательно, повышение культурного уровня общества выступает важнейшей предпосылкой социально-экономического роста.

Религия в современной России

Описание религиозной жизни России наверное следует начать с принятия на Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Западную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда (и сейчас) занимал видную роль "Дранг Нах Остен" - поход на Восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать.

Русь, приняв христианство, еще долго оставалась под властью языческих воззрений, которые включились в православное вероучение. Вместе с византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчиненности церкви светским правителям.

Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300 г. в Киеве, затем некоторое время - во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Формирование государственности на Руси шло в направлении к сильной центральной светской власти. Церковь постепенно теряла функции непосредственного управления. Эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государственную власть успеха не имели. Приоритет государственной власти над церковной и определение статуса православной церкви как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г.

В XVII веке вновь обостряется борьба "священства" и "царства", но произошедший церковный раскол позволил царской власти взять контроль над церковью под предлогом защиты "правой веры". При Петре I была создана государственная система управления, упразднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в систему государственной политики.

Устройство Русской Православной Церкви: с 988 по 1589 г. она имела митрополитанское устройство (т.е. высший иерарх - митрополит - назначался Константинопольским патриархом), с 1589 церковь стала автокефальной (т.е. независимой от Византии (которой уже не было)). В 1721 году Петр Первый упразднил патриаршество и ввел Священный Синод, подчиненный правительству.

Согласно "Своду законов Российской империи" все религии на территории страны делились на три группы: государственную (православное вероисповедание), терпимые (староверы, инославные, т.е. христианские неправославные, ислам, иудаизм, буддизм, идолопоклонничество и т.д.), и нетерпимые (различные секты). Запрещенные секты в России (конец 19 века): молокане, хлысты, духоборцы, жидовствующие, адвентисты 7-го дня и др.

Все существовавшие в России и состоящие из Российских подданных христианские неправославные церкви а также представители всех иных незапрещенных вероучений пользовались правом свободного исповедания своей религии, но без права проповеди своего вероучения. От духовенства инославных и иноверных исповеданий российские законы требовали осуществления тех же мирских функций, что и от православной церкви: ведения записей о рождении, смерти, браке и т.д. Запрещались законом переходы из христианского вероисповедания в иноверное, из православного - вообще. Переход из одного иноверного вероисповедания в другое также не был свободным, исключение было только для евреев. Ограничения накладывались и на браки.

Не исповедывать какое-либо вероучение вообще запрещалось до начала прихода к власти большевиков. Распространение атеистических взглядов подвергалось уголовному преследованию.

Временное правительство, придя к власти, отменило все сословные, религиозные и национальные ограничения. Декретом "О земле" большевистского правительства от 26.10.1917 все монастырские и церковные земли были "национализированы". Другими декретами православная церковь была отстранена от государства, школы, армии, потерял юридическую силу церковный брак. Выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства прекратилось, наоборот, большевики стали варварски грабить церковь.

В конце 20-х религиозные организации были объявлены враждебными советской власти и "классовыми врагами", началась широкомасштабная кампания по закрытию храмов.

Православная религия была заменена на коммунистическую. Коммунистическая идеология СССР имела массу признаков религии: своего бога и его сподвижников, мучеников, святых и святыни; рай и ад (на земле), и другое. И когда несколько лет назад была разрушена вера в В.И.Ленина, т.е. с метафизической точки зрения, Ленин остался без энергетической подпитки, вся советская магическая система рухнула. Также, как и в случае разрушения дворца царя Кащея: иголку выдернули - и дворец разрушился. Вообще очень многие учения, даже не религиозного характера, становятся религиями из-за потребности многих людей в верить во что либо, верить именно слепо. Так "общечеловеческие ценности" и идеалы демократии воспринимаются часто не критически а догматически. Что-то может не нравиться - но ведь так пишут в газетах и говорят по телевизору ... . Жить только своим умом тяжело. Фашизм также может рассматриваться как религия - учение о превосходстве одной нации. Коммунизм - то же самое, только мирового господства должна добиться не нация, а класс.

Государственный строй СССР - имел множество черт феодализма.

В 1943, после встречи И.В.Сталина с руководством Русской православной церкви, на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский и Всея Руси. В 1945 религиозным организациям в СССР были предоставлены права юридических лиц. Правда, к концу 1940-х процесс "потепления" отношений между церковью и государством был приостановлен.

В конце 1980-х были сняты многие ограничения на деятельность религиозных организаций. Практически все религиозные течения развернули бурную деятельность. Появились и серьезно распространились различные секты. Вообще каждая религия изменяет сознание человека, пребывание же во многих сектах изменяет сознание человека так, что он не способен уже к нормальной жизни. Причем сам человек этого не замечает, ему нравится, чего нельзя сказать об окружающих.

В настоящее время по конституции 1993 года (глава 2, статьи 14-19) Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (Ст. 28).

В конституции зафиксирована свобода деятельности общественных организаций, при этом никто не может быть привлечен к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем (Ст.30).

Статья 59, пункт 3 Конституции устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (Ст.29).

Вообще, каждая религия - форма мироощущения. Подавляющее большинство верующих не разбирается в сложных теологических проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают ( если есть такая возможность) тот вариант религии, который отвечает их психологическому настрою. Существуют этносы - т.е. народы - объединения людей по национальному признаку, а существуют суперэтносы или цивилизации - объединения людей по сходству мироощущений. Например, славяно-православная цивилизация объединяет русских, украинцев, белорусов, сербов; западноевропейская - народы Западной Европы и Северной Америки, имеющие католическую и протестантскую религии, туда входят этнически разные народы, но все они имеют схожую культуру. Можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но нельзя быть наполовину христианином и наполовину мусульманином.

Сейчас популярны исторические учения, рассматривающие все явления мировой политики сквозь призму глобальной борьбы цивилизаций. У нас в этом направлении работал Л.Н.Гумилев, на западе сейчас популярны работы Сэмюэла Хантингтона. Они весьма интересны, так как он является директором института стратегических исследований при Гарвардском университете, где сейчас и разрабатываются перспективные модели нового мирового устройства.

С точки зрения Хантингтона, "Мировая политика вступает в новую фазу, в которой основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Великие раздоры в среде человечества будут порождены культурно-историческими различиями. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором в мировой политике.". Среди существующих сейчас цивилизаций профессор указывает западно-христианскую, мусульманскую, славяно-православную, индуистскую, конфуцианскую, японскую, африканскую и латиноамериканскую. Самые серьезные и кровопролитные конфликты будут происходить вдоль границ, разделяющих эти цивилизации.

 

 

Свобода совести в России

Как известно, основной ценностью и нашей страны, согласно Конституции 1993 года, является человек, его свободы и права. Свобода совести - это право каждого из нас верить в Бога согласно учению той или иной религии, выбранной нами самостоятельно, а также являться атеистом, то есть совсем не верить в него. Совесть в философии означает внутренний критерий нравственности при оценке своих действий, который регулирует действия и высказываемые мысли, а также ограничивает свободу человека определенными моральными рамками.

Современные исследователи совесть определяют, как способность индивидуума осуществлять в своих действиях нравственный самоконтроль, формулировать для себя самостоятельно моральные обязанности и ценности, требовать их выполнения от себя, а также производить оценку поступков, которые были совершены. При этом подчеркиваются личностные, индивидуальные начала каждого конкретного человека.

Понятие "свобода" Можно выделить, рассматривая интересующее нас понятие "свобода", разные подходы к его осмыслению. В частности, Рене Декарт считал, что это автономность и произвольность воли. Свобода также может быть рассмотрена в идеальном и материальном смыслах. Материальная сторона ее означает свободу действий и является ограниченной физическими возможностями людей и воздействием законов природы на каждую личность. Идеальная сторона ее зависит в большей степени от свободы воли отдельного человека. Она ограничивается его нравственной позицией. Под свободой, таким образом, подразумевается возможность поступать в соответствии со своими целями, своей волей, а не по внешнему ограничению или принуждению.

Если данное понятие рассматривать с точки зрения социологии, то это уже некоторая духовная ценность общества, важное его благо, которое было создано в результате исторического социального развития. Босов А.В. Факторы, способствовавшие формированию принципа свободы совести и вероисповедания в России // Вестник ВУиТ. 2012. №2 (76) С.96-97.

Однако нас интересует свобода совести в юридическом аспекте. В 1993 году принята была Конституции РФ. В 28-й статье этого документа затрагивается этот вопрос. Нередко свобода совести в нем равнозначна вероисповеданию, она отождествляется также атеизмом или же с выбором между ними. Тем не менее, совесть и свобода хотя и являются ядром религиозной нравственности, они не определяют ничем не ограниченного выбора между отрицанием Бога и верой в него. Совесть - душевное свойство, присущее каждому человеку вне зависимости от его признания или отрицания. Оно заключается во врожденном различении и познании добра и зла. Нравственные нормы определяют этот наш внутренний регулятор действий. Ими руководствуется человек во внешнем проявлении собственных чувств и мыслей. религиозный культура российский

Поскольку Россия - государство светское, в котором церковь от государственной власти отделена, его гражданам дается право на свободу совести, то есть самостоятельно определять и выбирать нравственные основы зла и добра согласно религиозным убеждениям или же тем, что называют "общечеловеческой моралью". Эта свобода, таким образом, равнозначна свободе мировоззрений и убеждений, которые не имеют идеологического и политического содержания, о чем говорится в Конституции РФ (часть 1-3).

В основном документе нашей страны "право на убеждения" не сформулировано прямо. Однако принуждение отказываться от убеждений или выражать их запрещается (часть 3, статья 29). Так реализуется право на свободу совести.

В статье 28 Конституции нашей страны при характеристике отношения к религии человека употребляется, кроме понятия "свобода совести", также такой термин, как "свобода вероисповедания". "Свобода религии" встречается в нормах международного права. В 28-й статье Конституции РФ понятие "свобода вероисповедания" оценено, как равнопорядковое рассмотренному выше понятию "свободы совести", однако не равнозначное ему.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что свобода совести и вероисповедания соотносятся как видовое и родовое понятие, как частное и общее. Обе они предполагают, что никакая власть - ни духовенство, ни государство - не имеют права вмешиваться в религиозную жизнь отдельного человека.

Отметим, что у каждой отдельной личности есть право на религиозную свободу. Однако, пользуясь ей, нужно придерживаться нравственного принципа социальной и личной ответственности. Дело в том, что гражданское общество вправе защищать себя от возможных злоупотреблений, возникающих под видом религиозной свободы. Обеспечение этой защиты - дело гражданской власти. Именно на нее возлагается также первостепенная обязанность поддерживать и охранять религиозную свободу различными средствами, включая справедливые законы, а также обеспечить благоприятствующие развитию в стране религиозной жизни условия. Большакова В.М. Право на свободу совести и свободу вероисповедания: особенности реализации в современной России // Власть. 2015. №2 С.129.

В целом в современной России приходится констатировать, что текущая государственная политика в сфере свободы совести, зачастую тяготеет к неправовому контролю и подавлению свободы мировоззренческого выбора. Данное обстоятельство идёт вразрез с чаяниями россиян занять достойное место в мировом сообществе.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы.

Сохранение национальных, религиозных, культурных традиций и обеспечение свободы совести в России является важнейшей предпосылкой для социально-экономического роста нашей страны, способствующей тому, чтобы наше государство заняло и закрепило за собой достойное место в мировом сообществе. Сохранение культурных традиций способствует укреплению национальной идентичности, росту самосознания в обществе. Религия всегда являлась объединяющим фактором для нашей страны, вследствие чего возрождение и укрепление религиозных традиций весьма важно в наше время с учетом непростой международной обстановки. Вместе с тем в последнее время в государственной политике стали наблюдаться негативные тенденции. Можно констатировать рецидивы тоталитарной политики по отношению к культуре, попытки введения цензуры и запретов. Данные тенденции идут в разрез с мировой общественной мыслью. Как следствие зачастую можно наблюдать критику современной государственной политики в России со стороны мирового сообщества. Соблюдение прав человека, в частности, права на свободу совести, безусловно, будет способствовать тому, чтобы наше государство заняло достойное место в мировом сообществе.

Источники

Большакова В.М. Право на свободу совести и свободу вероисповедания: особенности реализации в современной России // Власть. 2015. №2 С.128-132.

 Босов А.В. Факторы, способствовавшие формированию принципа свободы совести и вероисповедания в России // Вестник ВУиТ. 2012. №2 (76) С.94-101.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!