Идеи Кальвина и, в общем, пуританства:



Эпоха великих географических открытий

1418г.- сын португальского короля принц Генрих (Энрике) Мореплаватель основал на юго-западной оконечности Португалии замок, где построил мореходную школу и астрономическую обсерваторию.

Он собирал там знатоков морского дела, картографов, ученых и изучал возможности плавания по Атлантическому океану. Снаряжал множество морских экспедиций, которые исследовали западное побережье Африки, забираясь все южнее. Благодаря Генриху Мореплавателю Португалия к середине XV века стала ведущей морской державой, обогнав Испанию.

После взятия Константинополя турками в 1453 году, Средиземное море, как естественный путь на Восток, попало под контроль Османской империи. В результате турки перекрыли все торговые пути в том регионе, обложили налогами и цены на товары с Востока (пряности перец, гвоздика и т.д.) резко выросли.

Португальцы и Испанцы только что закончившие Реконкисту, ведут теперь борьбу с Османской империей и ищут обходные пути на Восток в Индию. Испанское и португальское дворянство (идальго), после 600 лет реконкисты, осталось без дела и рвется к заморским походам.

Цель португальцев обогнуть Африку с юга, пройти через Мыс Доброй Надежды и выйти в Индийский Океан.

1434.-(Италия) династия Медичи приходит к власти во Флоренции. Начинают править, хотя Флоренция республика и там есть свой совет.

Козимо Медичи (1389-1464г.)-купец и банкир.

Медичи изобретают вексель и создают систему филиалов своего банка (банков корреспондентов) по всей Европе, где можно было получить деньги, предъявив вексель.

С 1450 года в Италии набирает популярность жанр портрета, после использования Ян ван Эйком масляной техники. Ван Эйк разводил краски на масляной основе.

1469г.- брак короля Арагона Фердинанда II Католика и королевы Кастилии Изабеллы I Кастильской. Объединение королевств Кастилии и Арагона в будущую Испанию.

1474г.-Сандро Боттичелли пишет "Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи".

1477г.-заговор папы Сикста IV и рода Пацци против Медичи. Убили Джулиано Медичи, но Лоренцо Медичи (1449-1492г.) удалось спастись. Лоренцо повесил заговорщиков. Началась война с папой и королем Неаполя, но Медичи смог подкупить неаполитанского короля.

Лоренцо Медичи Великолепный добился торговых привилегий у османского султана Мехмета II Фатиха (Магомеда II).

Другие влиятельные династии в Италии: Сфорца (Милан Северная Италия), Борджиа испанская династия в Италии.

1478г.- папа Сикст IV основал в Испании Трибунал священной канцелярии инквизиции и назначил главой доминиканца Томазо Торквемадо. Главной задачей Торквемады было религиозное и политическое объединение Испании. Испанские правители получили у папы разрешение учреждать инквизицию и с ее помощью контролировать всех священнослужителей Испании, все религиозные ордена, а потом и епископов.

1483г.- Карл VIII (1483-1498)-король Франции.

1485г.-(Италия Флоренция) СандроБоттичелли пишет "Рождение Венеры".

1492г.- изгнание евреев из Испании. Доминиканец инквизитор Томазо Торквемадо убеждает Изабеллу и Фердинанда начать преследование нехристей в Испании.

1494г.- Тордесильский договор между правителями Испании и Португалии при посредничестве папы римского Александра VI Борджиа (испанца). Разделили Новый Свет между Испанией и Португалией.

Папа Александр VI имел прозвище "аптекарь сатаны", т.к. пользовался ядами для устранения врагов.

1494г.- Франция. Король ФранцииКарл VIIIпошел через Альпы завоевывать Неаполитанское королевство, при поддержке миланских герцогов Сфорца, т.к. имел кое-какие права от имени Анжуйского дома. Взял Неаполь почти без боя и принял титул короля Неаполитанского.

Против него в Италии папа Александр VI, Венеция, король Германии Максимилиан I, король Арагона и Сицилии Фердинанд II.

Карл VIII ушел обратно во Францию.

1496г.- Фердинанд II с союзниками испанцами захватил обратно Неаполь. В общем, итальянский поход французского короля не принес результатов.

1498г.- экспедиция Васко де Гамо достигла западных берегов Индии, прибыв в Калькутту. Далее португальцы идут дальше, пересекают Индийский Океан и высаживаются в юго-восточной Азии в Малаке. В Индии они сажают вице-короля в Гоа.

1498г.- король ФранцииКарл VIII помер.

1498г.- королем Франции стал Людовик XII (Louis XII) (1498-1515г). Время правления пришлось на начало итальянских войн (1494-1559).

Тогда французские короли претендовали на Неаполитанское королевство в Италии. Людовик предъявил притязания на герцогство Миланское, как внук Валентины Висконти дочери миланского герцога, которая была замужем за герцогом Людовиком Орлеанским.

1499г.- французский корольЛюдовик XII с армией перешел через Альпы и взял Милан.

1501г.- Людовик XII захватил часть Неаполитанского королевства.

1502-1524г.- шах Исмаил уничтожает тюрко-персидскую империю в Иране, преследует суннитов и суфийские ордена возникает шиитская иранская империя Сефевидов.

1503г.- из-за неаполитанских территорий Людовику XII пришлось воевать с Испанией с Изабеллой и Фердинандом Арагонским. Он проиграл в 1504 году и отказался от притязаний на Неаполь.

Французский король закрепляет свою власть на севере Италии.

В первой половине XVI века Запад встал на путь технического прогресса Нового Времени.

Начало XVI века португальцы вторглись в Индийский океан и это был сильнейший удар по торговому и политическому господству мусульман в Южных морях.

К XVI веку существуют три могущественные исламские империи Османская, Сефевидская, империя Тимуридов в Северной Индии (империя великих Моголов), империя узбеков.

1503г.-шах Исмаил контролирует Азербайджан, Западный Иран, бассейн Тигра и Ефрата. Империя Сефевидов-исповедует шиизм. Присоединяет Хорасан, но в 1512 году османы останавливают его. Жестоко преследуют суннитов. Шиизм двунадесятников (двенадцать).

1504г.-(Италия Флоренция) Микеланджело Буонарроти изготовил мраморную статую "Давид". Пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время (2020г.) оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции. Статуя изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом.

Липпи, Перуджино, Леонардо, Микеланджело.

Ренессанс выввел живопись из церкви и поселил в частном особняке.

1505г.-(Италия Флоренция) Леонардо да Винчи (1452-1519) пишет картину Джоконда. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo - «Портрет госпожи Лизы Джокондо».

Джоконда (Лувр)- Мона Лиза. Мона сокращение от мадонна-моя госпожа.

На картине Лиза Герардине жена торговца шелком Франческо дель Джокондо.

Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движение в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях, но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине чётко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.

Леонардо да Винчи как художник: "Мадонна в скалах", "Вакх", "Иоанн Креститель", "Тайная вечерь".

Заказчиком искусства в те годы была в основном церковь, поэтому писались в основном произведения на библейские темы.

Изучение пропорций человеческого тела. Леонардо рисует "Витрувианского человека" ставшего эмблемой эпохи Возрождения, гармоничный человек. Соблюдены все пропорции по записям древнеримского ученого Витрувия. Ухи размером в треть от лица, высота шесть локтей и т.д.

Также Леонардо изучал анатомию. Вскрывал трупы.

Изобрел колесцовый замок для пистолета.

Кодекс Леонардо да Винчи это записки Леонардо, собранные и сшитые в тома. Всего двенадцать кодексов: "Атлантический", "Арундело", "Виндзорский", "Трактат о полете птиц" и др. Свои записи Леонардо шифровал: писал зеркально и справа налево, т.к. считал, что наука она только для избранных.

1506 г.-Эрнан Кортес находит на востоке Кубы золото.

1508-1512г.- По заказу папы Юлия II Микеланджело Буонарроти выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы.

Скульптуры Микеланджело: "Давид" (Флоренции). Давид готовится на битву с Голиафом. "Вакх". Pieta (Собор Святого Петра в Риме) Мария оплакивает тело Христа.

1509г.- Альфонсо де Альбукерке пришел с флотом в Индию, стал вице-королем и начинает создавать португальскую колониальную Империю. Также португальцы открывают побережье Бразилии в Америке, и там тоже основывают свои колонии.

Альбукерке понимает, что маленькая Португалия не способна с небольшим людским резервом контролировать такие большие территории на Востоке, следовательно, надо захватить опорные пункты на морском пути и периодически посылать экспедиции.

Цели португальцев:

1. Доставка пряностей в Европу.

2. Контроль над морской торговлей на азиатских океанах. Обложить налогами всю торговлю в том регионе.

Малака (Malaca) - основана в начале XV века, первоначально была султанатом. Стала опорой мусульманского купечества в этом регионе. Центр перевалочной торговли. Товары из Индонезии и Индии перепродавались и шли в арабские страны и Европу. Альбукерке штурмом взял Малаку и вырезал всех мусульман.

В общем, португальцы вели торговлю, перепродавая товары, но т.к. им самим нечем было торговать, кроме оружия, то скоро португальцы разорились.

1509г.- Генрих VIII Тюдор (1509-1547г)король Англии.

Генрих осуществил английскую реформацию. Церковные реформы в Англии, в результате которых англиканская церковь отделилась от римской католической церкви.

Чтобы выйти из-под влияния католической церкви он начинает в Англии реформацию сверху. Создает англиканскую церковь. Это церковь подчиняющаяся не папе, а государству.

Результат английской Реформации - утверждение новой церкви. Имеет характер политической революции сверху. Король не может эффективно управлять страной, когда треть территории в руках католической церкви, у которой особые права, и она может независимо судить и платить налоги.

Вешал бродяг из числа крестьян, которые разорились в результате проведения политики огораживания. Разорения мелких крестьянских хозяйств.

С развитием английской суконной промышленности при Тюдорах XV-XVI веков и ростом цен на шерсть особое значение приобрели пастбища, которые изымались землевладельцами-лордами у крестьян (переводились в домен) и сдавались внаём фермерам. Возможность такого изъятия земли была обусловлена особенностями земельной собственности в Англии, где основная масса пахотной земли находилась в руках дворян, церкви и короны.

C 1529 года Генрих VIII действует против католической церкви.

1511г.-у португальцев в Южных морях укрепленные торговые посты на Ормузе (в устье Персидского залива), на Гоа (западный берег Деккана) и в Малаке проливах ведущих к Южно-Китайскому морю. Эти посты мешают дальней торговле мусульман, индусов, китайцев т.к. конкуренция их собственному экспорту в Европу. Перекрыли торговый путь через Красное море в Египет.

1512г.- присоединение Наварры к Испании.

С 1512 года французские войска Людовика XII в Италии терпят поражения. Он теряет Милан. Казна опустела.

1513г.-(Италия Рим) Рафаэль Санти пишет "Сикстинскую мадонну". На следующий год становится главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра.

Концепция гражданского гуманизма-даже если у тебя дохера денег, то этого недостаточно, чтобы считать себя благородным. Надо к тому же разбираться в исскустве и совершать добрые дела. Развивать личное самосознание, самосовершенствоваться.

1514г.- король ФранцииЛюдовик XIIзаключает мир с Англией и Испанией.

1515г.- Людовик XII помер. Франциск I (1515-1547)сталкоролем Франции.

1516г.-выходит книга Томаса Мора "Утопия" об идеальном обществе.

1519-1521г.-Эрнан Кортес решает осуществить экспедицию в центр мексиканской империи ацтеков город Теночтитлан, где правит вождь ацтеков Монтесума. Кортес убил Монтесуму, но его отряд перебили ацтеки и ему пришлось бежать из города. Через полгода Кортес вернулся и перебил жителей города 100000 ацтеков.

 

Начало Реформации.

В течении двухсот лет короли и другие правители постепенно ограничивали власть римского папы на своих территориях, признавая ее лишь в той степени, в какой это отвечало их интересам, добиваясь права назначать епископов.

Для эффективного управления страной правителям необходимо было ограничить влияние папы Римского, чтоб не лез собака не в свое дело. Очень хотелось отменить церковные привилегии т.к. церковь не платила налогов. Чем слабее становилась католическая церковь на данной территории, тем сильнее звучали призывы к ее реформированию.

Предпосылки к реформам: централизация управления и судопроизводства, появление гражданской службы. Идеи нации, самосознания и патриотической верности. Становление национальных государств, привело к краху представлений о едином христианском мире. Повышение образованности знати, правителей, среднего класса, купцов в связи с изобретением печатного станка.

В христианстве всегда было много людей убежденных, что жизнь верующего должна быть подражанием жизни Христа, т.е. лишенной мирских богатств, проводимой в бедности и целомудрии.

Бедность является высшим проявлением христианской добродетели. По хорошему верховные первосвященники, наместники Христа, должны были подражать ему в своей жизни-жить в бедности, в трудах. Но церковные приходы и прежде всего сам Рим, чаще стремились к накоплению золота, чем к христианской добродетели.

Все в церкви продавалось за деньги-прощения, мессы, свечи, обряды, чудеса, приходы и само папство. Практика продаж церковных должностей-симмония. Безнравственность духовенства, монахов и папы. Коррупция и незаконные доходы церкви. Нарушение целибата. Алчность и продажность католического духовенства, его бытовое разложение.

Августин говорил о неспособности человеческих поступков изменить Божественные планы относительно спасения или проклятия. Но заказывая богослужения, жертвуя, покупая индульгенции у священников, пытались повлиять на решения Бога.

Римская администрация жила не по средствам, папы брали деньги в долг у банкиров. Банкиры были тесно связаны с источниками папских доходов: ассигнованиями, освобождением от налогов, обетов и продажи индульгенций, стремясь получить обратно не только долг, но и долю от прибыли.

Согласно католическому догмату умершие люди страдают в чистилище, где их дущи очищаются от грехов, но можно купить индульгенцию для умершего и душа улетит из чистилища на небо.

"Есть множество различий между нами и первыми христианами и они такие же как между золотом и навозом". Мартин Лютер.

Ренессанс - духовное и умственное движение формировавшее новое мышление. Новая атмосфера индивидуализма, восхищения человеком, природой и искусством.

Гуманисты Италии - любовь к классической античности, стремление к возрождению античных традиций. В северной Европе, Франции, Германии, Англии - христианский религиозный гуманизм (Эразм Роттердамский, Томас Мор и др.)

Гуманисты- первая светская школа мысли, т.е. они не относились к церкви. Грамотность до этого была монополией церкви.

Гуманисты изучают древние рукописи, ищут источник учения, мудрости. В Средние века таким источником была только Библия. Гуманисты находят мудрость в Античности. Они переводят, изучают и комментируют античные текста.

Такие люди обычно жили при дворе богатых людей и занимались воспитанием их детей.

Реформация - комплексное социокультурное явление, охватившее западную Европу в XVI-XVII веке.

К концу XV века усиливается власть местных правителей (государства), а власть папы уменьшается.

XVI век для Европы время наступления новых тенденций, все более значимых.

С XVI века на Западе стал господствовать экономический рационализм, как компонент укоренившейся на Западе буржуазной рационализации жизни.

Тенденции Нового времени: постепенный уход традиционного общества, на первое место выходят рыночные отношения, торговля, развитие городов. Возникают новые сословия бюргерство, предпринимательство, которые нуждаются в деньгах.

Усиливаются национальные чувства среди европейцев, возникают первые ростки отношения к вере как личному делу человека, развитие светской учености. Развитие гуманизма черпающего вдохновение из античной классики, начало книгопечатания, распространение городской коммерционализированной культуры.

Горожане ремесленники, торговцы, предприниматели имели тенденцию к практической рационализации жизненного поведения. Уход от природы. В основе существования технический и экономический расчет. Переход от традиционализма к рационализму.

Крестьяне тесно связанны с природой и экономически зависимы от природных сил.

В городской среде зародилось стремление к активной аскезе, к деятельности угодной Богу как религиозному долгу. Миссионерские мотивы-человек как орудие Бога.

Церковь себя компрометировала. Духовенство считалось хранителем общественного спокойствия, и обязано было порицать алчность и поощрять бедность, не заниматься ростовщичеством и симмонией, не прелюбодействовать и быть образцом справедливости и милосердия.

Но, как и раньше случалось в истории христианства, церковь начала терять свой изначальный чистый дух. В церкви процветала коррупция священников с целью обогащения. Продажа индульгенций.

В среде монашества и в самой церкви начинают формироваться оппозиционные движения с целью возвращения к ранним истокам христианства, очищение христианской церкви от всего лишнего, что она накопила за столетия своей истории. Стремление сделать церковь такой, какой она, по их мнению, была в древности при первых христианских общинах. Призыв реформации возвращение к истокам и очищение христианской церкви.

Реформа церкви была неизбежна и началась в Германии, но до этого были предшественники Реформации:

Джон Виклиф (1324-1384г.) - английский богослов, профессор Оксфорда, основатель движения Лоллардов-проповедников из народа, реформатор, предшественник протестантизма. Переводчик Библии на английский язык. Был против алчности духовенства, т.к. у Христа и апостолов не было имущества и светской власти. Был против папской власти в Англии, против десятины и за секуляризацию церковных земель королем, за это преследовался церковью. Но на его стороне была королевская власть. Отвергал католическое учение о чистилище и индульгенциях. Отвергал действительное присутствие Христа при евхаристии, а только духовное.

В 1381г. после поражения крестьянского восстания дворяне отвернулись от Виклифа и его отлучили от церкви и выгнали из университета. Главный труд: Триалог.

Вильям Оккам (1285-1347)- францисканский монах из Англии, преподавал теологию и философию в Париже. Сторонник номинализма (дичь какая-то). Отрицал светскую власть папы Римского. Преследовался церковью. С 1328 года в Германии под защитой императора Людовика Баварского.

Эразм Дезидерий Роттердамский (1469-1536) северо-европейский гуманист, критик католической церкви. Был монахом, читал классических авторов, учил латинский и греческий языки, был преподавателем греческого языка в Кембридже. Корефанился с Генрихом VIII и Томасом Мором. В 1516 году вернулся в Германию где Карл V Испанский сделал его королевским советником. Короче очень умный и авторитетный человек в Европе того времени. Родоначальник протестантской догматики, ругал и высмеивал католическую церковь еще до Лютера. Писал о безнравственности духовенства, монахов и папы, коррупции и незаконных доходах церкви. Призывал вернуть церкви святость и чистоту. В общем, критик церкви.

Основные труды: Похвала глупости.

Франсуа Рабле (1494-1553)-французский писатель, редактор, врач. Один из величайших французских сатириков, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

"Гаргантюа и Пантагрюэль" о двух великанах-обжорах, отце и сыне. Основным объектом сатиры Рабле является церковь, белое духовенство и монашество. Автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» в молодости сам был монахом, однако такая жизнь пришлась ему не по душе, и с помощью своего покровителя Жоффруа д’Этиссака Рабле смог без каких-либо последствий покинуть монастырь.

В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой - невежество и лень монахов (зная последний предмет не понаслышке). Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации — непомерное стремление к наживе, претензии пап на политическое господство в Европе, ханжеское благочестие, прикрывающее развращённость служителей церкви.

В своём романе Рабле не только борется со «старым миром» при помощи сатиры и юмора, но и провозглашает новый мир так, как он его видит. Средневековой косности и бесправию Рабле противопоставляет идеалы свободы и самодостаточности человека.

Ян Гус (1369-1415)-идеологчешской реформации. Священник и ректор пражского университета. Учение Джона Уиклифа оказало влияние на Гуса. Гус был против взимания платы за таинства, продажи должностей и индульгенций. Хотя король Чехии Вацлав IV поддерживал Гуса, католическая церковь осудила его в 1414 году на Констанцском соборе. Император Сигизмунд обещал, что Яна не тронут, если он прибудет на собор, но обманул, и Яна Гуса сожгли.

Германия в то время являлась основной ареной для сбора десятины. Франция в 1516 году смогла договориться с Римом, заключив Болонский конкордат, а в Англию папских легатов вообще не пускали. На почве недовольства римской католической церковью интересы всех сословий Германии сошлись.

В Германии того времени центральное правительство не играло большой роли. Власть была у князей, городских магистратов, крупных феодалов.

1516г.- Болонский конкордат с папой Львом X. Французский король Франциск I, получил право самому назначать людей на церковные должности. На территории Франции закреплено подчиненное положение церкви по отношению к королевской власти.

 В Англии короли контролировали назначения в епископы.

Т.е. в Северной Европе власть папы римского уже довольно сильно ослабла.

Мартин Лютер (1483-1546) создал учение об оправдании верой. Монах из ордена Августина, доктор теологии, преподаватель университета в Виттенберге. Лютер пытался в монастыре путем аскезы постичь истину и обрести веру, достичь спасения путем аскезы. Многое взял из идей Августина Аврелия.

Мартин сильно недоволен церковной практикой продажи индульгенций (отпущения грехов за деньги), ставшей в ту пору средством обогащения папской казны. Папой тогда был Лев X. Лютер нашел много авторов, убедивших его, что папа вовсе не обладает божественным правом главы всех церквей. Высшая власть в церкви принадлежит Вселенскому собору, а папа является главным слугой его.

1516г. - король Франции Франциск Iзавоевал Миланское герцогство.

1517г.- Лютер прибил к двери Виттенбергской церкви (в Саксонии) бумагу с 95 тезисами на латинском языке, накануне дня всех святых перед 1 ноября.

 Основной мотив и идея написания 95 тезисов — критика практики индульгенций и эксклюзивных прав римского папы прощать грехи, а также утверждение Священного Писания как единственного авторитета.

Быстро появились переводы на немецкий язык. Тезисы распространились по Европе благодаря уже изобретенному Иоанном Гутеннбергом печатному станку. Это сильно ускорило реформацию.

Идеи Лютера: только искренняя вера в Бога, а не добрые дела в пользу церкви приводят к спасению. По мнению Лютера, спасение должно достигаться истинной верой человека в Бога и раскаянием. Он выдвигает тезис оправдания только верой (Sola fide).

Лютер хочет устранить посредников (структуры, иерархии) между Богом и человеком. Обвиняет церковь в магии (таинствах и обрядах).

На стороне Лютера был курфюрст Фридрих Саксонский. 

Этический вклад лютеранства- отрицание превосходства аскетического долга над мирскими обязанностями. Профессиональная деятельность, главная задача поставленная Богом перед человечеством.

1517г.-Османы отвоевывают Египет и Сирию у мамлюков. Султан Селим захватывает Египет, одолев последнего мамлюкского султана Гури. К своим анатолийско-балканским владениям османы добавляют восточные арабские земли.

1520-1566г.-падишахом в Османской империи стал Сулейман Кануни (Законодатель) (Сулейман Великолепный).

XVI век Османская империя ведет борьбу с испанцами за территории Западного Средиземноморья.

1521-1526г.- первая война Франциис Габсбургами.

Император Карл V Габсбург хочет вернуть Милан и Бургундию. Карлу V помогает Генрих VIII английский король.

1524-1526г.- крестьянская война в Германии. Три основных района восстания с юга на север: Швабский, Франконский, Тюринго-Саксонский. Мятежи крестьян под знаком башмака в Южной и Центральной Германии. Сжигают замки и монастыри. В Саксонии под руководством Томаса Мюнцера, который выступает за то, чтобы вся собственность на крестьянских землях была общая.

Возросшая роль рынка и денег побуждала светских и церковных феодалов изменять уже устоявшиеся обычаи. Повышение платежей зависимых крестьян и урезание права общин на альменду и на самоуправление, ущемление феодалами экономических, социальных, правовых интересов крестьян.  Как раз в это время стал терять свою устойчивость авторитет властей, особенно церковных, вследствие Реформации.

Томас Мюнцер (1489-1525) - радикальный проповедник Реформации и лидер крестьянского восстания в Саксонии. Томас Мюнцер учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлекся учением немецкого мистика Таулера о внутренней религии. В начале 20-х годов он отказался от учения Лютера и, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и мечтам об обобществлении всего имущества и отказу от частной собственности.

Богословские расхождения Мюнцера и Лютера, помимо разной социальной ориентации и разных взглядов на таинство крещения, заключались также в том, что Мюнцер в отличие от Лютера признавал свободу воли человека и главную роль именно свободы воли, а не божественной благодати в спасении. Мюнцер, в отличие от Лютера, не признавал главным и единственным авторитетом святое писание.

"Двенадцать статей" - главный программный документ крестьянской войны. Отмена личной несвободы и крепостного права. Отменить дворянские привилегии на рыбную ловлю и охоту, ибо Бог дал человеку «…власть над всеми зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде».

Сократить, хотя и не отменить вовсе, барщину. Размер арендной платы за землю не должен разорять крестьянина. Возвратить общинам незаконно захваченные у них земли.

В мае 1525 г., когда в числе руководителей восстания в Тюрингии встал Томас Мюнцер, Лютер, узнав о массовых убийствах, написал брошюру “Против шаек крестьян, сеющих убийства и разбой”. В этом памфлете Лютер с ненавистью и яростью осуждал мятеж и призывал "рубить, душить, колоть" повстанцев "как бешеных собак". Усмирители восстания действовали подобным образом и без его призыва, но с этого времени Лютер твердо связал свою судьбу с существующими властями.

1525г.- короля ФранцииФранциска I взяли в плен, и он уступил Карлу V Бургундию, Артуа, Фландрию и Неаполь.

Карл V был также королем Кастилии и Арагона (Испании) под именем Карлос I.

1526-1530г.-изгнанный из своего государства в Фергане Бабур из рода Тимуридов подчинил Кабул, разгромил делийские армии и захватил исламскую Северную Индию (битва при Панипане). Основывает Индо-Тимуридскую (Могольскую) империю (Империю Великих Моголов). 

1526г.-после битвы при Махаче Венгрия вынуждена платить дань тюркам.

1526-1530г.- Вторая война Франции с Габсбургами.

Выйдя из плена, Франциск отказался выполнить договор и опять начал войну.

Франциск I сохранил Бургундию, но лишился Фландрии, Артуа и отказался от притязаний на Милан и Неаполь.

1527г.- разграбление Рима армией Карла V в ходе войн Коньякской лиги. Папа Климент VII создал Коньякскую лигу, куда вошли итальянские государства Флоренция, Венеция и Милан с целью ослабить экономическое и политическое влияние Габсбургов на католическую церковь.

1529г.-осада османами Вены.

1529г.- рейхстаг в Шпеере, съезд германских князей. На сейме принято решение запретить реформы внутри церкви. Часть князей сторонников реформы церкви в духе Мартина Лютера, не согласна с решением рейхстага и поддерживают Реформацию, пишут и принимают протестацию (protestatio) на решение сейма, документ в котором был протест против решения рейхстага запретить реформы внутри церкви.

Протестантизм-проявление реформации.

1530г.-экспедиция Франциско Писарро в империю инков Перу. Испания создавала колонии в Мексике, Панаме, Перу, а позже в Аргентине, Вест-Индии, Флориде.

Перуанское серебро подарило Испании siglo d' Oro (золотой век), но нанесло огромный урон промышленности и сельскому хозяйству.

1530г.- Аугсбургское исповедание-основа лютеранской веры. Изложение учения Лютера и его дружбана Меланхтона.

 Суть документа принцип трех: “Только вера, только милость Божья, только священное писание” (Sola fide, sola gratia, sola scriptura). Документ составлен Мартином Лютером и Филиппом Меланхтоном. Идея оправдания только верой.

28 статей Аугсбургского исповедания первой редакции (первая редакция- invariata ):

Лютеране верят в триединого Бога и отвергают другие толкования относительно природы Бога.

Лютеране верят, что люди от рождения - грешны: они (люди) не боятся Бога, не надеются на него и полны всевозможных вожделений. Единственным лекарством против греха является крещение посредством Духа Святого.

Лютеране верят, что Иисус воплотился и истинно воспринял природу человека, посему в его личности соединены две природы. Именно Христос возвращает людей к Богу.

Человек не может оправдаться перед Богом делами, но только верой.

Лютеране верят, что таинства это орудия Святого Духа, которыми Бог спасает людей.

Лютеране верят, что добрые дела следуют за верой, но не являются условием спасения.

Лютеране верят в единую Святую Церковь - это церковь, где верно проповедуются Евангелия и отправляются таинства.

Несмотря на то, что в церкви много лицемеров, таинства церкви действенны, ибо они совершаются силой Духа Святого.

Лютеране настаивают, что крещение необходимо для спасения, ибо в крещении обретается благодать. Поэтому детей следует крестить.

Лютеране верят, что Христос истинно присутствует в хлебе и вине в момент Причастия.

Лютеране не отрицают исповеди, но считают, что перечисление грехов не обязательно.

Покаяние начинается с сокрушения и заканчивается верой, которая исходит из Евангелия.

Таинства (Крещение и Причастие) - это прямые установления Бога.

Лютеране позволяют отправлять таинства только тем, кто надлежащим образом призван к этому.

Лютеране верят, что церковные обряды полезны для поддержания порядка, но участие в них автоматически не приводит к спасению, равно как и обратное.

Мирские учреждения трактуются как божественные установления, посему христиане могут и должны преуспевать в своих мирских профессиях, ибо таково их призвание в этом мире.

Лютеране верят во Второе Пришествие Иисуса Христа, который придёт судить живых и мёртвых.

Свобода выбора проявляется в мирских делах, но не в делах спасения.

Причиной греха является не Бог, а злая воля демонов и порочных людей.

Добрые дела являются знаком присутствия веры в человеке, но ими нельзя заслужить спасение.

Лютеране почитают святых, но не поклоняются им, ибо спасают не они, но Иисус Христос. Они лишь примеры для подражания.

Лютеране считают, что причастие должно быть двумя видами (хлебом и вином) для всех, а не только для клира.

Лютеране считают, что безбрачие клира есть относительно недавнее, чисто человеческое, установление. Священники имеют законное право вступать в брак.

Попытки найти спасение через обряды и обеты (в том числе и монашеские) противоречат Евангелию.

За церковью сохраняется лишь проповедь и отправление таинств, в этом её предназначение. Для прочего существуют гражданские власти.

1531г. - протестантские князья и города Германии объединяются в Шмалькаденскую лигу, политическую конфедерацию, чтобы противостоять католическим властям и императору Карлу V. Протестантский союз (герцогство Пруссия, курфюршество Саксония, герцогство Брауншвейг, курфюршество Бранденбург, ландграфство Гессен, графство Мансфилд, графство Анхальт и др.)

Императором тогда был Карл V Габсбург, он же король Испании Карл I, в это время он вел войну с Францией.

Первые реформы в протестантских княжествах.

1) Священникам разрешили жениться (отмена целибата).

2) Литургия на немецком языке.

3) Уменьшение количества таинств с 7 до 3. Крещение, евхаристия, исповедь.

4) Издание Библии на немецком языке.

Лютер и Меланхтон не считали, что основывают новую церковь, они думали, что очищают католическую церковь от позднейших наслоений и явных ошибок. Это есть главная цель реформаторов.

1532г.- король АнглииГенрих VIIIразрывает отношения с папством т.к. папа не разрешил признать незаконным и разорвать брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской, чтобы он смог жениться на Анне Болейн.

Папа Климент VII не давал на это согласие. У него были на это причины. Из-за племянника Екатерины Арагонской можно было поссориться с Карлом V, армия которого разграбила Рим в 1527 году.

1532г.-(Италия) публикуется трактат "Государь" Никколо Макиавелли (написан в 1513 году), где автор дает рекомендации государям, как управлять государством. Собственно Колян и ввел понятие "государство".

Государство живет по своим законам, отдельным от законов философии, этики и морали. Главное это государственный интерес и вопрос обеспечения власти.

"Человеком движет личный интерес".

Макиавелли долго работал на государственной службе во Флоренции, пока не попал в опалу к Джованни Медичи.

1533г. - (Англия) Генрих VIIIженится на Анне Болейн самовольно, тогда папа Климент VII отлучает его от церкви. Анну Болейн короновали.

1534г.- Генрих VIII провозглашает себя главой английской церкви. Парламентский акт о подчинении духовенства. Отмена папской власти в Англии.

Генрих VIII и его генеральный викарий Томас Кромвель закрывают монастыри и подумывают о захвате церковных земель в Англии.

Прекращает выплату Риму десятины, теперь эти деньги забирает король. Всех священников в Англии призвали признать превосходство короля над римским папой. Тем кто не согласился отрубили бошки.

1534г.- преследование лютеран во Франции королем Франциском I, многих сожгли, многие свалили из страны. Хотя сестра короля Маргарита Наваррская была на стороне реформаторов. В 30-е годы XVI века кальвинизм распространился во Франции, что впоследствии перерастет в религиозные войны.

1535г. - договор с Турцией. Франция получила свободу плаваний по морям и рекам в оттоманских владениях.

1534г.- вместе с Филиппом Меланхтоном Лютер перевел Новый Завет на немецкий язык.

Карл V (1500-1558г.) император Священной римской империи германской нации, он же испанский король Карлос I Габсбург, издал Вормский эдикт в 1521 году против Реформации. Вел войны с протестантами, но в 1552 году проиграл немецким князьям протестантам и отрекся от престола.

Родоначальники Реформации:

1. Мартин Лютер (Германия)

2. Жан Кальвин (Швейцария)

3. Ульрих Цвингли (Швейцария)

4. Филипп Меланхтон

Эти люди взаимосвязаны, они развивают идеи друг друга, полемизируют.

Реформаторы стремились сделать такую организацию церкви, какая была в раннехристианскую эпоху, и которая была искажена в новозаветные времена.

Ульрих Цвингли (1484-1531)-родоначальник реформации в Швейцарии (Цюрих). Реформация в Швейцарии получила толчок от лютеранских реформ.

В основе всех реформ церкви апелляция к Священному писанию как высшей истине.

Лютер и Цвингли расходились в своих взглядах по некоторым духовным вопросам. Главным был вопрос о причащении и из-за этого произошел раскол внутри протестантизма. Передается ли Божественная благодать в форме материи хлеба и вина во время евхаристии. Есть ли физическое присутствие Христа в Святых Дарах.

Цвингли настаивал, что во время причащения нет никакого пресуществления хлеба и вина в кровь и тело Господа, и это просто символический акт напоминания о Боге.

Лютер приводил цитату из Библии, где Иисус сказал "Се есть тело мое".

Цвингли убрал из церкви орган и реликвии, картины, замазал фрески, снял алтарные украшения. Исключил литургии, оставив только проповеди и молитвы. Убрал исповедь. Т.е. проводил более радикальные реформы, чем Лютер в Германии.

Лютеране сохранили мессу и тайную исповедь.

Когда Цвингли разошелся с Лютером, протестанты разделились на лютеран и кальвинистов.

Протестанты были едины в том, что монашество представляет собой ошибочную форму христианской жизни.

Жан Кальвин (1509-1564г.)- французский богослов и реформатор церкви. Учился на юриста в Париже. Потом изучает теологию. В 1532 году становится протестантом. Читает проповеди об очищении церкви. Преследуется властями. В 1535 году сваливает из Франции. В 1536 году попадает в Женеву. Там уже распространяется, ведется реформация усилиями Гийома Фареля (1489-1565) и другими сторонниками реформ.

 Его уже знают по его “Наставлениям в христианской вере”. Получает должность проповедника. Пытается установить строгие церковные порядки. Постепенно в городе формируется оппозиция реформаторам.

1535г.- акт о супрематии утверждает Генриха VIII верховным главой церкви в Англии. Король Англии стал главой англиканской церкви, получив все права и обязанности папы римского.

1535г.- публикация Библии на французском языке.

1536г.- выходит “Наставление в христианской вере” ( Institutio religionis christianae) главный труд Кальвина. Главная мысль, что каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры, самостоятельно организовывать своё церковное управление и охранять свою веру. На его основе Кальвин создает новое течение в христианстве Кальвинизм - новое реформационное движение.

Учение Кальвина основывалось на вере в особое Провидение Господа, направляющего все события мира. Одни от века Богом предопределены к погибели, а другие к спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других к спасению и есть главный постулат его учения. Кальвин пришел к выводу, что Иисус принял смерть на кресте не ради всех, а только ради избранных, тех кто ведет праведную жизнь.

1536г.- в Женеве верх одержала реформация. В лице партии проповедника Гильома Фареля. Католическая оппозиция, с которой воюют реформаторы.

1536г.-(Восток) султан Сулейман Великолепный восстановил стены и укрепления в Иерусалиме. Сулейман разрешил евреям молиться у Западной стены Харама, последнем остатке иудейского Храма-Стена Плача.

1536-1539г.-Реформация в Англии. Причина: король не мог эффективно управлять страной, когда треть территории страны находится в руках церковников, которые обладают особыми правами и могут независимо судить и платить налоги. Генрих VIII с Томасом Кромвелем проводит секуляризацию монастырских земель. Закон, передающий короне все монастырские владения. С церковных земель можно было получать доход, сдавая их в аренду или продать. Специальные комиссии закрывают все монастыри в Англии. Также казнит многих епископов.

Крестьяне, которые раньше работали на монастыри, сгоняются с монастырских земель, продолжается политика огораживаний.

В общем, Генрих создает независимую от папы римского Церковь.

Конфликт Генриха VIII и папы римского. Генрих хотел избавиться от своей жены Екатерины Арагонской и жениться на Анне Болейн, а папа был против развода. Все дети Екатерины умирали, кроме Марии. Королю был нужен наследник.

Жена Генриха VIII Анна Болейн родила девочку Елизавету, тогда Генрих казнил свою жену.

Всего за время правления Генриха VIII казнили 72000 человек.

Протестанты в Англии надеялись на большие реформы, а получили в 1539 году закон шести статей, в котором устанавливалось наказание за отрицание пресуществления, отрицание частных месс, отрицание целибата и индивидуальных исповедей, что было принято в католицизме.

Английский протестантизм вырос на почве кальвинизма.

Кальвинисты в Англии хотели реформировать англиканскую церковь изнутри, законодательными средствами.

На стороне кальвинистов в Англии были крупные землевладельцы, которые хотели получить епископские земли.

1538г.- Кальвина и Фареля изгоняют ссаными тряпками из Женевы, т.к. после выборов в совет города прошло много противников реформ.

Кальвин уехал в Страсбург.

1539г. - издание Библии официально на английском языке “Большая Библия”. Доработанный перевод Тиндейла.

1540г. - папой Павлом III утвержден орден Иезуитов (общество Иисуса) которое основал монах Игнатий Лайола в 1534 году.

1540г. - Кальвина совет просит вернуться в Женеву.

Основные реформаторы Женевы: Жан Кальвин, Гийом Фарель, Теодор Беза, Джон Нокс.

Филипп Меланхтон изменил учение о причащении в интересах сближения с кальвинистами, получилась вторая редакция Аугсбургского исповедания (variata). Variata принималась в основание при заключении всех религиозно-политических договоров. Аугсбургское исповедание во второй редакции было подписано Кальвином и прочими немецкими реформаторами, а потому из лютеранского исповедания веры оно превратилось в общепротестантское.

Самая важная разница между Вариатой (1540г.) и Инвариатой (1530г.)  заключается в богословии реального присутствия. В неизменном Аугсбургском исповеди говорится: «Что касается Вечери Господней, они учат, что Тело и Кровь Христовы действительно присутствуют и распределяются (сообщаются) тем, кто ест в Вечере Господней. И они не одобряют тех, кто учат иначе».

 В измененном Аугсбургском Признании говорится: «Что касается Вечери Господней, они учат, что « с хлебом и вином » воистину явлены тело и кровь Христа тем, кто ест в Вечере Господней». Лютеранские церкви часто указывают, что они согласны с неизменным Аугсбургским вероисповеданием, а не с измененной версией.

1541г. - Кальвин и партия Фареля осуществляют религиозно-нравственную диктатуру. Вводит жесткую аскезу и дисциплину.

Карают тюрьмой и смертью малейшие религиозные проступки.

Кальвин превратил Женеву в большой монастырь под девизом “Молись и работай!”

Жан Кальвин (1509-1564)-адвокатское образование. Наставления в христианской вере.

Главное для Кальвина не борьба с папством, а создание новой модели церкви.

Построить структуру типа ранней церкви - независимость церкви и ее служителей.

Государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер.

Религия Кальвина основывалась на подчинении верховной власти всемогущего Господа.

Идеи Кальвина и, в общем, пуританства:

Девиз: молись и работай. Кальвинистская идея - труд как богоугодное дело. Определяется новое отношение к труду и предпринимательству, мирская аскеза. Догмат о божественном предопределении.

Догмат о предопределении самый важный догмат кальвинизма, учение об избранности к спасению. Для Кальвина лишь небольшая часть людей предопределена Богом к блаженству, остальные прокляты навек. Бог предопределил судьбу каждого человека. Христос умер лишь для спасения избранных.

Как узнать принадлежишь ли ты кругу избранных?

1) не сомневаться в своей избранности,

2) для обретения внутренней уверенности в избранности неутомимо трудиться в рамках своей профессии.

Характерная черта кальвинизма - постоянное испытание своей избранности, которая является залогом будущей вечной жизни. Уверенность в избранности, в спасении человек пытается обосновать безудержной и успешной профессиональной деятельностью.

Кальвинист сам создает уверенность в своем спасении.

Этика кальвинизма создает последовательный метод всего жизненного поведения человека. Этот метод и создает уверенность в спасении. Существование человека было строго рационализировано. Эта рационализация придавала реформаторству аскетическую окраску, что называется рациональная аскеза.

Следствие аскетического протестантизма систематическая рационализация всей этической сферы жизни. Постоянный самоконтроль, планомерная регламентация всей жизни. Святая жизнь пуританина трезвая и строгая дисциплина. Бог дарует своим избранникам успех в труде.

Значение Реформации в том, чтобы каждый христианин был монахом всю свою жизнь.

Идеи Кальвина оказались созвучны духу времени.

Одни от века Богом предопределены к погибели, а другие к спасению, это учение о предопределении, главный постулат его учения. Вечная жизнь или вечные муки. Господь принял смерть на кресте не ради всех, а только за избранных. Он не хочет, чтобы спаслись все кого он создал, а только те, кто вел праведную жизнь.

Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и недоверием к мистицизму (таинствам и обрядам). Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины - суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. 

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают её в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены к спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других к спасению. Идеи об угодности зажиточного человека Богу.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

Невозможность получить отпущение грехов путем исповеди и раскаяния. Исповедь теряет свое значение в кальвинизме и отчасти в лютеранстве. Отпущение грехов теперь зависело от видимого воздействия божественной благодати.

Протестанты не придавали таинствам сакрального смысла. В кальвинизме исповедь исчезает т.к. судьба человека предопределена от сотворения мира и поэтому исповедь становится не нужной.

Отношения реформаторов к таинствам: в кальвинизме остается только крещение и причащение, в лютеранстве крещение, причащение, исповедь.

Лютеранство в отличие от кальвинизма сохраняет традиционную приверженность к слову и таинствам.

Кальвин объединил религию и политику. Кальвинизм станет знаменем зарождающейся буржуазии. Протестантизм формировал гражданское общество.

Мирская аскеза протестантизма отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить излишнее потребление, но при этом развивала стремление к наживе и превращала в угодное Богу занятие.

 Стремление к богатству не как к самоцели, а как результату профессиональной деятельности.

Мирская аскеза протестантизма приводит к накоплению капитала как результата снижения потребления.

Но там где растет богатство, уменьшается религиозное рвение, создавая почву для гордыни, страсти, любви к плотским мирским утехам и высокомерию.

Из духа христианской аскезы возникла идея рационального поведения на основе идеи профессионального призвания, откуда возник дух капитализма.

В реформацию Библия заменила папу римского в роли высшего духовного авторитета.

Содержание Библии- происхождение, верования, законы и хронология событий истории еврейского народа.

Доктрины Пуритан были близки к иудаизму. Приверженность пуритан духу иудейских заповедей. Маниакальная приверженность пуритан Ветхому Завету. В основе пуританской веры лежит право каждого человека толковать закон Божий.

Пуритане отказывались от милосердия и прощения, которое проповедовал Иисус в Новом Завете, ради более воинственных добродетелей Ветхого Завета.

Пуритане отбросили христианскую нравственность и подменили еврейскими обычаями.

Переняли мстительность древних иудеев. Но пуритане не отвергали Новый Завет.

Пуритане отрицают догмат о троице. Пуритане вернулись к иудейским истокам христианства. Доктринальное сближение пуритан с иудаизмом. Индепенденты левое крыло пуританства. Убеждены что они реинкарнация богоизбранного народа, призванные вершить волю Бога. Называют детей именами из Ветхого Завета.

Пуритане считают католичество идолопоклоннической церковью с женскими божествами и истуканами.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!