Концепция харизматического лидерства Макса Вебера



ШКОЛА ИСКУССТВ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Департамент коммуникаций и медиа

Научно-исследовательская работа

На тему: «Персонификация символа и харизма лидера»

     
  Защищен с оценкой ___________________________ ____________ _____________            подпись                           И.О.Фамилия     Выполнил студент группы Б4118-42.03.01рсокс Н.Е. Семиндеев (ФИО студента)   Проверил(а): ____________________ Л. А. Васильева           (подпись)                                    (И.О.Фамилия)  

 

г. Владивосток

2020


Оглавление

Введение. 3

1 Феномен харизматического лидерства. 4

1.1 Понятие лидерства. 4

1.2 Понятие харизмы.. 5

1.3 Концепция харизматического лидерства Макса Вебера. 6

1.4 Харизматическое лидерство Дональда Трампа. 8

2 Персонификация символа. 10

2.1 Политическая персонификация символа. 11

2.1.1 Политическая реклама как средство персонификации. 11

2.1.2 Персонификация политического имиджа Дональда Трампа. 14

Заключение. 17

Список литературы.. 18

 


 

Введение

 

Феномен лидерства осознавался людьми с давнейших времен. В первобытном обществе лидером становился самый сильный мужчина, со временем критерии к лидеру менялись, становясь всё более сложными. С развитием разнообразных видов человеческой деятельности оно становилось всё более многомерным, не было бы преувеличением сказать, что на данный момент лидерство существует чуть ли не в каждой сфере человеческой деятельности – в политике, религии, культуре, бизнесе, учебных заведениях. Именно лидерство является тем основополагающим началом любой области деятельности, которое позволяет совершенствовать и поддерживать её. В познаваемом, почти мистическом отношении к лидеру в начале человеческой истории мы можем усмотреть приметы того, что в наше время получило название харизмы - веры в редкие, почти сверхъестественные способности отдельной личности, которые помогают ей организовывать и вдохновлять людей на совершение таких деяний, которые раньше казались им не под силу.

Проблема «идеального правителя» занимает одно из центральных мест в политических сферах на протяжении продолжительного количества времени. В рамках данной работы мы постараемся раскрыть феномен харизматического лидера и персонификации символа в политике.

В настоящее время вопрос лидерства стоит внимания, особенно, если речь идет о политическом лидерстве. Общество всегда нуждается в «сильной руке», которая сможет контролировать и вести его вперед. Помочь обществу перешагнуть барьер, дать ему свежий вдох и перейти к действию может, без которого это в большей степени невозможно, именно фигура харизматического лидера, чья цель - быть общенациональным символом их веры общества в свои силы.

Феномен харизматического лидерства

Понятие лидерства

Понятие «лидер» было обнаружено в английском языке еще в XIII веке, производное от него понятие «лидерство» появилось значительно позже, лишь в начале прошлого века. Первоначально слово лидер не было самостоятельным, а происходило из таких слов как вожак, глава, руководитель, лев, идущий вперед. Само понятие «лидерство» означает способность влияния, управления и умения вести за собой людей. «Лидер» - развитый человек, как в профессиональном, так и в личностном плане, имеющий своих последователей. Само явление лидерства берет свое начало с самых древних времен человечества, когда наблюдается борьба за власть. Так как должность лидера являлась привлекательной для отдельного человека, это могло способствовать нарастанию различного рода войн.

В большинстве случаев, где есть совместная деятельность людей, имеет место быть и феномен лидерства, благодаря которому происходит упорядочивание поведения людей, в постановке общих целей и в определении путей их достижения. Но лидером обозначат  того человека, который будет обладать харизмой и самое главное ее демонстрировать.

В разные периоды истории были свои лидеры. Вокруг лидера стоит то, ради чего он необходим – толпа или общество на современном языке. Толпа — это большое скопление людей, множество сошедшихся вместе, а также самая случайная связь людей, объединенных в данном пространстве чисто временным, преходящим интересом.[1] Лидер превращает толпу в совместное движение, с одной верой, направляемое одной целью, он формирует ее. В сознании толпы он есть идея, опирается не на насилие, а на верование. Для толпы вера имеет ключевое значение и тот, кто ею владеет, обладает возможностью превратить множество скептически настроенных индивидов в легко управляемых.

Лидерство обычно рассматривают как институт власти, и придают ему управленческий статус, связанный с принятием решений и позволяющий влиять на поведение других людей, характеризующийся постоянством, воздействием на всю группу, являющийся способом внутреннего структурирования группы, выделения тех основополагающих элементов, которые способствуют реализации ими своих общих интересов. Лидерство характеризует не столько персональные качества осуществляющих руководящие функции лиц, сколько их отношение с управляемой частью населения. Рассматривая лидерство с точки зрения личностных качеств, у лидеров есть характерные черты, позволяющие им влиять на других людей, подчиняя их своей воле. Отсюда лидерство близко к пониманию харизмы.

Понятие харизмы

Первые христиане использовали понятие «харизма» в расширенном значении: «искра, дар Божий». Оно означало — благодать, особую божественную силу, ниспосылаемую человеку свыше для преодоления присущей ему греховности и достижения спасения в загробном мире. В христианской теологии этот термин обозначает девять особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы, чтобы они могли передавать не только учение, но и благодать, то есть некое материальное воплощение благодати через миропомазание.[2] Одной из особенностей харизмы в тоталитарных обществах является ее прикладной характер, так как харизма - средство удержания личного влияния. Тоталитарная харизма более жизнестойка и устойчива. Она во многом имеет институциональный характер. При этом бывает трудно определить какой из факторов больше детерминирует другой: харизма определяет должность, или должность харизму. В то время как в демократических обществах харизма личности формируется в открытую в конкурентной борьбе, и побеждает тот из харизматиков, чья харизма обретет больше симпатий у избирателей.

Концепция харизматического лидерства Макса Вебера

Ознакомившись с понятиями, лидер и харизма стоит перейти непосредственно к самому понятию «харизматического лидерства». Изучение феномена «харизматического лидерства», трудно представить без работ ранее упомянутого Макса Вебера, он как никто понимал важность изучения данного феномена, и его влияния на общее настроение общества.

Исследователь Макс Вебер впервые вывел понятие «харизмы» на высокий уровень, дал классическое определение «харизмы». Его труды послужили основой формирования других концепций харизмы. Также стоит отметить, что на протяжении определенного времени в обществе харизма поддерживается аппаратом государственного принуждения. Он  в своих исследованиях никогда не давал специального объяснения термину «харизма», ибо в то время этому не придавали особого значения. Вебер говорил: «Если лидер на протяжении долгого периода не пользуется успехом, тем более если его руководство не приносит пользы его последователям, харизматический авторитет может исчезнут». СНОСКА  В своем труде «Хозяйство и общество», Вебер включал в понятие «харизма» все экстраординарные качества личности, благодаря которому оно оценивалось как внеземная сила, или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, которыми обладают только одаренные люди.[3] Харизматичным является тот, кто умеет воздействовать на массу с большой эмоциональной силой. Согласно его теории, харизма — это некие индивидуальные свойства личности, которые позволяют окружению оценивать ее как исключительную, наделенную сверхъестественными качествами личность.[4] В своей теории харизматического лидерства мыслитель проводит существенное различие между подлинной и рутинизированной харизмой. Истинная харизма является врожденным и экстраординарным качеством, она не включена в нормативный порядок и повседневную деятельность. Однако, в чистой форме харизматическое господство весьма нестабильно, поскольку носит характер, чуждый повседневным, рутинным структурам. Подлинная харизма, в основном, имеет один и тот же мотив: обеспечить себе безопасность, превратить харизму и харизматические благодеяния из уникального преходящего дара экстраординарных времен и личностей в постоянное благо повседневной жизни. Вследствие этого харизматическое господство возвращается к повседневности через легализацию или традиционализацию, происходит рутинизация харизмы.[5]

Вебер подчёркивает, что в современном мире для установления и поддержания господства одной лишь «благодатной» харизмы явно недостаточно. Успех лидера в значительной степени определяется эффективностью функционирования подвластным ему людям. Без этих людей невозможно организовать пассивный электорат и войти в борьбу за влияние или изменить распределение власти. Привычка послушания также не может поддерживаться без организованной активности, направленной на принуждение к данному порядку. В концепции Вебера харизма фундаментально социальна.

Таким образом, основное внимание Вебер уделяет не столько политическому вождю, сколько его управленческому штабу, и в особенности - тем отношениям, которые складываются между ними.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 875; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!