Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862)



Вокальные произведения яркую и значительную часть творческого наследия Верстовского. В общении с литературной средой складывались его вкусы и склонности, вызревали темы и образы романсов. Особенно охотно Верстовский обращался к поэзии Жуковского и молодого Пушкина. На тексты этих поэтов композитор создал ряд ярких, талантливых романсов, в которых впервые отчетливо проявилась его индивидуальность романтика. Среди них - «Гишпанская песня» на слова А. С. Пушкина; обаятельный лирический романс «Певец» также на пушкинский текст; элегия на слова В. А. Жуковского «Дубрава шумит».

Песня Земфиры из поэмы «Цыганы» принадлежит к первым удачным опытам музыкального воплощения поэзии Пушкина.

Так же, как Варламов и Алябьев, Верстовский опирался на широко бытующие интонации городского фольклора. Но уже на раннем этапе творчества, в 20-х, он выделялся как художник неповторимой индивидуальности, тяготеющий, прежде всего к воплощению эмоционально приподнятых состояний и красочных картин народного быта и природы.

Для композитора характерна броская, повышено экспрессивная манера высказывания. Не случайно Верстовский явился создателем нового для России вида вокальной музыки - баллады, которая называлась в то время «драматической кантатой». Опираясь на лучшие образцы западноевропейской баллады, он все же не пошел по пути подражания и сумел талантливо отразить в своих произведениях типичные образы русской поэзии. Его баллады - это впечатляющие силой чувства повествования о муках и радостях любви. Они построены на смене контрастных эпизодов, раскрывающих переживания романтического героя во всем их разнообразии.

В 1823 году Верстовский пишет баллады на слова Пушкина «Черная шаль», и Жуковского «Три песни», «Бедный певец», а несколько позже создает кантату «Муза» также на пушкинский текст. Эти произведения сразу же привлекли внимание любителей музыки. Молодой Одоевский, тогда еще только начинавший свою деятельность музыкального критика, восторженно приветствовал их как «первый опыт своего рода в нашем отечестве», отмечал оригинальность и драматическую экспрессию этой музыки.

Оперное творчество

Опера - важнейшая область творчества Верстовского. Работа над оперой для него была главной жизненной целью; с оперным жанром он тесно связал свою практическую деятельность режиссера, организатора и руководителя московской оперной труппы. В период 30-40х годов оперные произведения Верстовского были основой репертуара московской сцены и неизменно встречали у зрителей самый радушный прием.

«Аскольдова могила»

Вершиной творческой деятельности Верстовского явилась опера «Аскольдова могила», впервые исполненная в 1835 году лучшими артистами московской оперной труппы Репиной (партия Надежды), Бантышевым (Тороп) и Лавровым (Неизвестный). Опера имеет 3 редакции. В основе оперы лежит одноименная повесть М. Н. Загоскина, которая принадлежит к лучшим сочинениям писателя. Он попытался отразить в ней типичную для эпохи романтизма тему борьбы язычества и христианства.

Либретто оперы было составлено Загоскиным по указаниям композитора. А именно - Верстовский в своей трактовке повести значительно упростил развитие этого конфликта. Он снял трагическую развязку и заменил ее традиционным благополучным концом. Исключены наиболее сложные исторические детали повести, изменена и самая обстановка действия: из эпохи князя Владимира действие по цензурным условиям было перенесено в более отдаленные времена княжения Святослава Игоревича.

Жанр оперы: романтическая историческая опера.

Композиция: Опера имеет четыре действия и увертюру.

По типу музыкальной драматургии «Аскольдова могила» представляет собой законченный образец оперы «смешанного» типа: в основе лежат отдельные музыкальные номера, чередующиеся с разговорными диалогами.

1 действие - в обстановке праздничных народно-бытовых сцен впервые появляются главные герои оперы - Надежда, Тороп и Неизвестный.

2 действие - активное нарастание конфликта. Его открывает бытовая сцена княжеского пира (1-я картина), которая составляет эффектный контраст к следующей за нею 2-й картине на берегу Днепра. Таинственная атмосфера действия (ночь, развалины храма, молитвенное пение христиан) подчеркивает смысловое значение драматических сцен. Спор Неизвестного с Всеславом, похищение Надежды и бурный драматический финал - вот цепь напряженных событий, в которых сосредоточен главный конфликт повести Загоскина.

3 действие - После драматической кульминации во втором действии, это действие, в тереме девушек-затворниц, казалось бы, носит более пассивный характер: оно небогато событиями, и только финальная сцена освобождения Надежды вновь «подхватывает» линию основного конфликта. Но композитор сумел настолько насытить именно это действие музыкальным развитием, что слушатель невольно ощущает его как подлинную вершину всей оперной композиции. Знаменитая баллада Торопа «Близко города Славянска», естественно вливающаяся в финал 3 действия, по яркости и активности музыки «перекрывает» все предыдущие сцены. И даже 4 действие, с его мрачной фантастикой (сцена колдовства) и бурными драматическими событиями (бегство влюбленных, погоня, гроза гибель Неизвестного), после великолепной сцены Торопа кажется несколько формальной концовкой.

В «Аскольдовой могиле» композитор использовал такие оперные формы, как - речитатив, песня, романс, хор, ариозо, арии, массовые сцены и развитые ансамбли.

Музыка этого произведения прочными нитями связана с песенной оперой

18 века. Интонационной основой оперы Верстовского остаются все-таки бытовая песня и романс. Композитор широко использует бытующие вокальные жанры, претворяя их и в форме арий, рассказов и монологов. Здесь и чувствительный романс, и драматическая баллада, и бойкая плясовая, и веселая застольная песня. Примечательно, что Верстовский нигде не цитирует подлинных народных мелодий, а совершенно самостоятельно претворяет различные бытовые жанры в зависимости от драматической ситуации. Заслуживают внимания поиски композитора в области оркестрового колорита. Несмотря на недостатки профессионального мастерства, на явную перегрузку оркестровой ткани и небрежность голосоведения, он сумел обогатить свой оркестр яркими, «броскими» приемами выразительности. Обилие оркестровый соло, выразительное применение низких струнных (виолончель - излюбленный инструмент Верстовского, особенно в темах патетического характера), острые контрасты оркестровых групп сообщают его музыке подлинно романтическую и живописную изобразительность, картинность. Масштабность больших арий и драматических финалов подчеркивает тенденцию укрупнения и симфонизации оперной формы.

Композитор создал яркое, увлекательное произведение, где реальность переплетается с вымыслом, народно-бытовые сцены чередуются с лирическими.

Большое место отводится в «Аскольдовой могиле» картинам природы: пробуждающейся, спокойной - в начале оперы; таинственной и зловещей в сцене у Аскольдовой могилы; неистовой, разбушевавшейся - в финале оперы.

Национальный характер музыки особенно ощутимо проявился в хоровых сценах. В 1 действии это хоры рыбаков («Гой ты, Днепр», «Ну-те, братцы») и киевлян («Светел месяц», «При долинушке береза»); в 3 действии - хор девушек («Ах, подруженьки»).

 

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!