Вопрос 7: Кто является марийским духовным лидером?

Родной свой край люби и знай»

(текст к викторине)

Слайд 1

Первое упоминание о народе мари относится к X веку. С XIII по XVI век марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Марийский народ был под влиянием Киевской Руси, затем народ мари попал под контроль Русского царства. Положение народа мари оставалось достаточно сложным.

До Октябрьской революции 1917 года марийцы (как и большинство народов России) не имели своей государственности и были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Костромской, Нижегородской, Уфимской и Пермской губерний. После Октябрьской революции была образована Марийская автономная область. Этот год считается началом образования и независимости Республики Марий Эл.

Слайд 2

Вопрос 1: Назовите год образования Марийской автономной области?

Варианты:

А) 1917    В) 1921

Б) 1920     Г) 1925

Слайд 3

Ответ: «Б» –  4 ноября 1920 года была образована Марийская автономная область.

В 1936 году она была переименова­на в Марийскую автономную республику.  В 2020 году Республика Марий Эл отмечает свой вековой юбилей.

За этот период марийский народ создал свою национальную культуру, он соблюдает свои национальные традиции, чтит память предков, отмечает национальные праздники.

Традиционная жизнь народа мари всегда была связана с различными обрядами, сопровождалась обычаями и ритуалами.

Викторина «Родной свой край люби и знай» посвящёна этнографии марийского народа.

Общественная и трудовая жизнь марийской деревни, заботы крестьян о хлебе насущном требовали периодического снятия напряжения и усталости, люди нуждались в отдыхе и праздниках.

Слайд 4

Вопрос 2: Назовите марийский национальный праздник, который был первым праздником  в календарном году?

Варианты:

А) Кугече    В) Семык

Б) Ӱярня     Г) Шорыкйол

Слайд 5

Ответ «Г»: Шорыкйол (в христианской традиции - Святки).

Первым национальным праздником в году являлся Шорыкйол. Праздник представлял собой комплекс обрядов, направленный на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличение будущего урожая, домашних животных.

В начале святочной недели девушки (сий погышо) ходили по деревне, собирая к празднику припасы. Вместе с девушками расхаживали ряженые парни. Их называли шорыкйол маска (святочные медведи). Праздник Шорыкйол считался серединой зимы.

Хозяева угощали девушек и ряженых пивом и орехами. Те просили показать им результаты своего труда. Поэтому хозяйка, увидев ряженых, садилась за прялку, хозяин начинал плести лапти, дети должны были продемонстрировать своё умение в рукоделии или спеть и сплясать. Затем один из посетителей начинал играть, а остальные танцевали. Вслед за этим хозяйка для проведения святочных посиделок отдавала муку, солод, соль, воск, кудель. Таким образом, эта процессия обходила всю деревню. Для проведения посиделок, а также святочных игр и забав, заблаговременно арендовали чью-либо избу. Здесь варили пиво, готовили различные кушанья. Закончив приготовления, девушки занимались рукоделием: пряли, вышивали, вязали, шили.

Другой марийский праздник Кугече (великий день, в христианской традиции – Пасха), связан с началом весенне-полевых работ.

Праздник Ӱярня (Масленица) отмечается весной. В конце зимы проводили праздник, во время которого устраивали проводы зимы и встречу весны с её живительной силой и солнечным теплом.

Всю Масленицу люди веселились от души: ели и пили, пели и плясали, пекли праздничные блины, катались с горок.

Марийский праздник Семык (в христианской традиции – Троица), отмечался после завершения весенне-полевых работ. Основной идеей праздника являлось поминовение умерших родственников и прошение у них благословления «на удачу» в хозяйственных делах и быту. В праздник устраивались различные потехи. Молодёжь уходила из села и всю ночь до утра проводила в играх и веселье у празднично-ритуального костра.

Слайд 6

Танец – древнейшее искусство перевоплощения. Виды народных танцев отражают культуру и быт нации. Все нации считают свои танцы самыми красивыми.

 

Вопрос 3: Назовите старинный марийский танец.

Варианты:

А) Хоран          В) Джанги

Б) Чичирдык    Г) Кандыра

Слайд 7

Ответ «Г»: Кандыра.

Кандыра́ (в пер. с мар. - «верёвочка») - бытовой народный танец, являющийся одним из наиболее популярных танцев среди марийского народа.

В танце может принимать участие неограниченное количество людей. Характерной особенностью этого танца является звонкое прищёлкивание пальцами, исполняемое как юношами, так и девушками. Танец сопровождается частушками.

 «Хоран» - один из самых популярных танцев у крымских татар. Хоран – танец, объединяющий людей. Без этого народного татарского танца не обходится ни одна крымско-татарская свадьба. Гости исполняют его в завершении веселья, образуя хоровод. Этот танец символизирует, прежде всего, дружбу народов.

 «Чичирдык» - башкирский народный танец, название которого переводится, как «парящий орёл». Его основное движение – тряска, в процессе танца его исполнители резко поднимали и опускали плечи, подражая взлетающей птице.

 «Джанги» – азербайджанский национальный мужской танец; само слово «джанги» в переводе с азербайджанского означает «боевой».

 

Народ мари талантлив от природы. Богато и разнообразно его народное песенное творчество, многообразны жанры марийской народной музыки.

Слайд 8

Вопрос 4: Назовите самый популярный музыкальный инструмент у народа мари?

Варианты:

А) шиялтыш

Б) курай

В) зурна

Г) дудук

Слайд 9

Ответ «А»: шиялтыш (свирель)

Шиялтыш – марийский народный музыкальный инструмент - свирель, один из видов свистковой флейты, деревянно-духовой инструмент. Изготавливали его из пустотелого ствола дягиля. Инструмент имеет 4 или 5,6 пальцевых отверстия. Во время игры он прикладывается к губам. Инструмент Шиялтыш делают сами исполнители, и каждый исполнитель делает его по своему усмотрению. На этом инструменте издревле играли пастухи.

Курай - башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент, входящий в подгруппу флейты. Он является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

Зурна – (праздничная флейта) – язычковый, деревянный духовой музыкальный инструмент, распространённый на Дальнем Востоке, Кавказе, Индии и Азии.

Дудук – музыкальный духовой язычковый инструмент, распространён среди народов Кавказа, Ближнего востока и Балканского полуострова.

У марийцев очень красивые национальные костюмы, в которых важное место занимает вышивка. Марийская вышивка, как вид традиционного декоративно-прикладного искусства народа мари, является самым распространённым видом женского творчества. Вышивать умела каждая марийская женщина, по вышивке судили об ее способностях. Вышивание требовало большого мастерства. Узор необходимо было разложить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законы симметрии. Марийские женщины стремились научить своих дочерей этому искусству. К свадьбе девушка должна была подготовить приданое: вышитые рубахи себе и жениху, а также подарки для родственников.

В качестве основы для вышивки использовали конопляные холсты, Вышивали шерстью и шелком. Для окрашивания нитей использовали растительные красители.

Слайд 10

Вопрос 5: Какой цвет ниток преобладает в марийской национальной вышивке?

Варианты:

А) красный      В) синий

Б) зелёный       Г) жёлтый

Слайд 11

Ответ «А»: красный

Цвет – решающая деталь в рисунке. Он определяет смысл, настроение и характер орнамента. Важнейшие черты вышивки оформлялись красным, и его самые разнообразные оттенки также были в работе. Красный – цвет огня, солнца. Солнце – знак добра, дающий жизнь всему живому на земле, символ плодородия, оберег.

Народ мари имеет и свою традиционную веру, которая основывается на вере в силы природы.

По марийской религии, выше всех стоит самый главный Бог – Ош Поро Кугу Юмо. Это есть Единый Верховный Творец Вселенной. Он следит за порядком среди национальных богов, разрешает споры, возникающие между ними. Ступенью ниже располагаются главные национальные Боги, ещё ниже – все остальные божества, олицетворяющие небесные создания, явления природы, мировые стихии и силы.

«Лес – это волшебный мир черемисина, - отмечал исследователь религиозных воззрений мари С. Нурминский. – Лес, по воззрению черемис, населён волшебными существами: в нём расхаживают боги, там же живут злые демоны. Поэтому богослужение, религиозные торжества и жертвоприношения совершаются в лесу».

Слайд 12

Вопрос 6: Назовите место богослужения у народа мари?

Варианты:

А) онапу    

Б) пиямбар

В) кӱсото    

Г) водыш   

Слайд 13

Ответ «В»: кӱсото (священная роща)

Водыш – означает   дух; онапу –  священное дерево; пиямбар – пророк.

 

Народ мари, несмотря ни на какие гонения, сохранил свою религию, традиции и обычаи. Немала заслуга в этом их духовных лидеров. Духовный лидер играет существенную роль в жертвоприношении. Он гадает, будет ли жертва угодна богу, призывает бога сделать всё, о чём просит жертвующий, наградить его различными благами жизни.

Слайд 14

Вопрос 7: Кто является марийским духовным лидером?

Варианты:

А) диакон          В) карт

Б) епископ         Г) лама

Слайд 15

Ответ «В»: карт

Марийское название слова «Карт» — «Кугыза», что значит старик. Картом обычно назначали мужчину старше 60 лет, знающего марийских божеств. Карт не только проводит моления, но и даёт имена новорожденным, освящает браки и погребает умерших.

У каждого народа имеется свой ритуал – совокупность обрядов, сопровождающих религиозное действие, выработанный обычаем установленный порядок.

Во время ритуала у народа мари для Юмо (Главного Бога) в знак благодарности должна звучать мелодия именно на народном музыкальном инструменте.

Слайд 16

Вопрос 8: Назовите музыкальный инструмент, используемый во время ритуала молений у народа мари?

Варианты:

А) кӱсле            

Б) шӱвыр        

В) тӱмыр           

Г) шиялтыш     

Д) пуч               

Слайд 17

Ответ «А»: кӱсле (в переводе с мар. яз. – гусли)

Шӱвыр – волынка

Тӱмыр – барабан

Шялтыш – свирель

пуч – труба

Священная музыка гусляров придаёт словам жрецов особое звучание, поднимает дух собравшихся в священной роще людей, укрепляет их единение и силу.

Народ мари регулярно проводит в священных рощах семейные и общественные моления (кумалтыш) с жертвоприношениями Богу и его божествам домашних животных и птиц.

К наиболее ранним сведениям о жертвоприношении можно отнести запись немецкого путешественника Адама Олеария: «Иногда черемисы приносят жертву и богу, режут для этой цели лошадей и овец, натягивают шкуры на колья, варят рядом с ними мясо, берут блюдо, полное мяса, в одну руку, а чашку с мёдом или другим напитком в другую руку и бросают всё это в огонь со словами: «Иди, передай мое желание Богу».

Слайд 18

Вопрос 9: Назовите животного, которого марийцы не жертвовали богам?

А) коня  В) барана

Б) быка        Г) козу

Слайд 19

Ответ «Г»: козу

Вероятно, коза считалась нечистым животным, так как от неё идёт запах.

В процессе жизнедеятельности дети народа мари знакомились с общепринятыми запретами – табу (ойӧрӧ), которые помогали им прививать чувства почтительного отношения к объектам и явлениям природы, животному и растительному миру.

Слайд 20

Вопрос 10: Что запрещалось делать марийскому человеку в соответствии с правилами ойӧрӧ?

Варианты:

А) прыгать через канаву                     Г) купаться в проруби

Б) ломать ветки в священной роще   Д) плевать в колодец

В) охотиться на уток                           Е) пускать в дом домашних животных

 

Слайд 21

Ответы: «Б» - ломать ветки в священной роще и «Д» - плевать в колодец.

Например, запрещалось плевать в колодец («на языке выскочит болячка»), ломать ветки в священной роще («руки-ноги отсохнут»).

Священные рощи и сегодня особо почитаются народом мари; деревья, которые растут в них - священны, ломать их нельзя.

 

Слайд 22

Обилие лесов, рек, озер, лугов на территории размещения марийского народа помогли ему создать много своеобразных и вкусных блюд из даров леса, очень богатых витаминами и минеральными веществами, рыбных блюд и блюд из зелени.

 

Вопрос 11: Назовите традиционное марийское блюдо.

Варианты:

А) шӧрвал   В) мӱй-пӱрӧ

Б) мӱян        Г) коман мелна

Слайд 23

Ответ «Г»: коман мелна

Марийские семьи отличались своим гостеприимством. Они на каждый праздник любили готовить разнообразные блюда. Но главным блюдом считались трёхслойные блины – коман мелна.

Молочные продукты у народа мари также находят широкое применение при изготовлении блюд, одним из которых является шӧрвал.

Во многих марийских блюдах большое применение находит мед, придавая блюдам приятный вкус и лечебные свойства.

Мӱян – это медовое печенье.

Мӱй пӱрӧ -  медовый напиток.

Слайд 24

На западе Республики Марий Эл в Горномарийском районе компактно проживают горномарийцы. Их национальная кухня несколько отличается от кухни луговых мари.

Вопрос 12: Назовите любимое блюдо у горномарийцев?

Варианты:

А) сасна лем     В) ширгиндӹ

Б) мокш жаркой Г) кыравец

Слайд 25

Ответ «Г»: кыравец.

Кыравец – большой пирог с мясо-крупяной начинкой.

Кыравец – любимое и главное блюдо праздничного стола горных мари. Кыравец в старину подавали только по великим праздникам, таким, как Рождество, когда заканчивается великий пост, на престольные праздники, на свадьбу, также хозяева угощали им дорогих гостей.

Сасна лем – свиные щи на квашеной капусте.

Мокш жаркой – жареная печень с картошкой.

Ширгиндӹ – лепёшка.

 

Свадьба — это самая значимая веха в жизни человека. Во все времена, человеческое общество придавало свадебным обрядам особое значение. Марийская свадьба не являлась исключением. Удивительное сочетание религии, народных верований и сугубо бытовых вопросов делали брачные торжества марийцев зрелищными и наполненными смыслом.

Слайд 26

Вопрос 13: Каким образом в старину решался вопрос о женитьбе и замужестве в марийских семьях?

Варианты:

А) самостоятельно                       В) по решению совета старейшин

Б) по решению жениха и невесты Г) по жребию

Слайд 27

Ответ «В»: по решению совета старейших.

Послушание и почитание старших — основа культуры марийцев. Главы общин имели полное право вмешиваться в семейную жизнь, чтобы сохранить мир в семье. Развод также был невозможен без их участия. Вопросами брака, выбором невесты и жениха, занимались исключительно родители или главы общества. Молодежь права голоса в данном вопросе не имела, хотя никто не запрещал им общаться, устраивать посиделки и развлечения. Возникшие чувства могли быть приняты во внимание, если партия казалась подходящей старшим родственникам с обеих сторон.

Слайд 28

Вопрос 14: В каком возрасте начинали подыскивать сыну невесту старшие члены марийской семьи XIX – начала XX веков.

Варианты:

А) в 16-17 лет             В) в 19-20 лет

Б) в 18-19 лет         Г) в 20-21год

Слайд 29

Ответ «А»: в 16-17 лет.

Вопрос о женитьбе сына, как и о замужестве дочери, решался старшими членами семьи. Без их согласия молодежь в брак не вступала. Самовольный выбор сыном невесты рассматривался как недопустимая вольность, нарушавшая традиционные устои жизни. Когда сыну исполнялось 16–17 лет, родители начинали присматривать в округе невесту. Брачный возраст для юношей колебался от 16 до 24 лет. Возраст невесты в начале ХХ века нередко превышал возраст жениха на 3–5 лет, так как родители не спешили выдавать дочерей замуж, чтобы они дольше потрудились в своем хозяйстве, в то время как сына было выгодно женить раньше, чтобы иметь в доме работницу. У марийцев запрещались браки между родственниками до седьмого колена. Чаще выбирали невест из соседних селений в пределах «брачного округа». Молодая марийская девушка – будущая невеста, должна была обладать хорошим здоровьем, трудолюбием, добротой, умением хорошо вести домашнее хозяйство.

Слайд 30

Вопрос 15: По искусству приготовления какого национального блюда у народа мари оценивалась невеста в умении вести домашнее хозяйство?

Варианты:

А) лашка (суп с клецками)                В) туара (сырники)

Б) подкоголь (большие пельмени)   Г) сокта (варёная колбаса из сала или крови)

Слайд 31

Ответ «А»: лашка - суп с клецками

Лашка — марийское национальное блюдо, разновидность супа с лапшой. От выбора сопутствующих ингредиентов выделяют несколько её разновидностей.

Лашка в марийской кухне занимает большое место и имеет обрядовое значение. И поныне невеста на второй день свадьбы готовит лашка. Участники свадьбы поочерёдно садятся за стол, пробуют лашка, угощаются пивом, преподносят при этом молодожёнам свои подарки.

У народа мари существуют и свои традиционные марийские родильные обряды. Связаны они с обеспечением безопасности роженицы и ребёнка, пожеланием хорошей судьбы новорожденному.

В период беременности женщина-марийка должна была соблюдать предписанные обычаем запреты в отношении определённых предметов и действий, чтобы роды прошли благополучно и ребёнок был здоров.

У народа мари местом рождения детей считалась, как правило, баня. Во время родов в помощь роженице приглашали повитуху (колымде кувай). Она следила за правильностью хода родов, отрезала пуповину, мыла новорождённого. Мальчика начинали мыть со спины, чтобы вырос широкоплечим, крепким и здоровым; девочке, прежде всего, умывали лицо, чтобы была красивой.

 

Слайд 32

Вопрос 16: Что использовали для совершения родильных обрядов марийские женщины?

Варианты:

А) серебряные монеты    Г) ветки рябины

Б) топор                            Д) барабан

В) блины                           Е) плеть

Слайд 33

Ответы «А»: серебряные монеты и «Г»: ветки рябины.

Для защиты от болезней и «дурного глаза» младенца символически парили рябиновым веником. В воду, в которой мыли ребёнка, помещали серебряные монеты или украшения из серебра, чтобы ребёнок был богатым и здоровым. Новорожденного заворачивали в рубаху отца, чтобы ребёнок был его любимцем.

 

Слайд 34

Вопрос 17: Перевод с древнего финно-угорского языка слово «мари» означает:

Варианты:

А) Сын солнца               В) Сын неба

Б) Сын земли                 Г) Сын ветра

Слайд 34

Ответ «Б»: сын земли («ма» - земля; «ар» - человек, сын)

 

Слайд 35

Вопрос 18: Вот мы и совершили небольшое путешествие по страницам истории народа мари.

Сегодня изучение особенностей культуры и быта, традиций и обычаев своего народа является важным средством пополнения интеллектуального багажа знаний, что способствует уважительного к нему отношения, чувства дружбы в обществе в целом. Молодое поколение должны знать и уважать традиции и обычаи своего народа.

 

Источники:

  1. Живая традиция : туристический путеводитель / М-во культуры и по делам национальностей Респ. Марий Эл ; сост. Л. Чемекова. – Йошкар-Ола, 2018. – 49 с.
  2. Иванов, А. Г. История и культура народов Республики Марий Эл : информ.-просветит. сб. в 2-х ч. / Ананий Герасимович Иванов, Сергей Константинович Свечников. – Йошкар-Ола : издательский дом «Марийское книжное издательство», 2018. – 256 с.: ил.
  3. По следам предков : сб. фольклорно-этнограф. работ (по итогам республиканского конкурса «По следам предков») / ГБУК РМЭ РНМЦ НТ и КДДД ; сост. Н. В. Загурская. – Йошкар-Ола, 2019. – 55 с.
  4. Свадебный праздник : сценарно-репертуар. сб. для фольклор. коллективов / М-во культуры и по делам национальностей Респ. Марий Эл ; сост. И. М. Петухова. – Йошкар-Ола, 2017. – 67 с.
  5. Свечников, С. К. История и культура народов Марий Эл. Практикум. 7 класс : пособие для обучающихся общеобразоват. орг. / С. К. Свечников ; ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования». – Йошкар-Ола, 2018. – 60 с.
  6. Творчество без границ. Образцовые и народные творческие коллективы республики : статьи / ГБУК РМЭ «Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности» ; сост. Б. А. Дмитриев. – Йошкар-Ола, 2018. – 136 с.: ил.
  7. Черемисы: Историко-этнографический очерк. Статьи. Вступительная статья К. Н. Санукова. – Йошкар-Ола : РОО РМЭ ПРМ «СММ «У вий» («Молодая сила») – серия «Историческое наследие марийского народа», 2014. – 304 с. : ил.
  8. Шкалина, Г. Е. Традиционная культура народа мари. – Йошкар-Ола, 2003. – 208 с.

 

Интернет-ресурсы:

  1. Виды народных танцев. Колоритные танцы мира – URL http://www.perevod71.ru/nazvanija-tancev-narodov-mirа // - Текст электронный
  2. Горные марийцы – Википедия. – URL https://ru.wikipedia.org/wiki // - Текст электронный.
  3. Календарь праздников марийцев. – URL http://www.izhlib.ru/pages/marholidays// . – Текст электронный.
  4. Коллекции. Названия горномарийских национальных блюд – URL https://yandex.ru/collections/search/boards/?text=https // - Текст электронный.
  5. Марийская вышивка. Википедия. – URL https://yandex.ru/images// - Текст электронный.
  6. Марийская традиционная религия – Википедия. – URL https://ru.wikipedia.org/wiki // - Текст электронный.
  7. Марийские национальные блюда – URL https://bookitut.ru/Marijskie-naczionaljnye-blyuda.html // - Текст электронный.
  8. Марийский оберег. Значение символов. – URL https://kidsher.ru/ru/archives// - Текст электронный
  9. Марийский орнамент. – URL https://yandex.ru/yandsearch? // - Текст электронный
  10. Марийский праздник Ӱярня. Фото. – URL https://yandex.ru/images/search?text // - Текст электронный.
  11. Народные марийские инструменты. – URL https://yandex.ru/yandsearch?&clid=2186617&tex // - Текст электронный
  12. Население Республики Марий Эл. Картинки. – URL https://yandex.ru/images/search?text // - Текст электронный.
  13. Национальная культура. – URL http://900igr.net/prezentacija/prazdniki/obychai-obrjady-i-traditsii-russkogo-naroda-69261// - Текст электронный.
  14. Национальное блюдо «Горномарийский каравец» - URL https://www.marimedia.ru/news/society/item/79562// - Текст электронный
  15. Обряды и обычаи народа мари. – URL https://chemodan-tour.ru/excursions-yoshkar-ola/obryady-i-obychai-naroda-mari// - Текст электронный.
  16. Представления марийцев о жертвоприношении – URL https://mariuver.info/rus/soc/relig/pagan/ozhertvop.html // - Текст электронный.
  17. Презентация «Инструменты марийского народа» – URL https: // infourok.ru/prezentaciya-instrumenti-mariyskogo-naroda-1263582.html // - Текст электронный
  18. Священная роща марийцев. – URL https://yandex.ru/images/search? // - Текст электронный.
  19. Старинная марийская свадьба. Картинки. – URL https://yandex.ru/images/search?text // - Текст электронный.
  20. Сценарий познавательной игры для родителей «Знаете ли вы традиции и историю марийского народа?» – URL https: // docviewer.yandex.ru/view/138866440 //- Текст электронный.
  21. Традиции и обряды марийского народа. – URL https://studopedia.org/14-97048.html // - Текст электронный.
  22. Язычество как часть традиционной религии народа мари – URL https: // vuzlit.ru/362644/yazychestvo_chast_traditsionnoy_religii_mari // - Текст электронный
  23. Яндекс. Картинки. Марийские праздники. – URL https: // - Текст электронный.

 

Составитель: главный библиотекарь научно-методического отдела

Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна. Надежда Царегородцева.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!