Дополнительные простые упражнения

УРОК 11. ТЕМА: Сценическое движение: как двигаться на сцене.

(практическое занятие)

Добрый день. Сегодня, мы продолжаем такую тему, как сценическое движение, но уже перейдем от теории к практическому применению. Как говорилось в предыдущем уроке, в системе Станиславского движению, как главному средству внешней техники актёра, отводилась важная роль. В то же время, педагог считал, что нет каких-то универсальных техник, способных научить артиста правильно двигаться. Он писал: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».

Развитие физических возможностей тела, умение контролировать движения – необходимы в обычной жизни, а не только на сцене. Поэтому простые базовые упражнения преподаватели театральных школ рекомендуют абсолютно всем. Вот

5 упражнений для занятий дома, которые способны помочь в данном направлении:
1. Развитие баланса
Большинство учится в детстве кататься на двухколесном велосипеде. А ведь это и есть базовые навыки балансировки. Но даже те, кто уже больше 10 лет не пробовал стоять на одной ноге, могут развить навыки «баланса»:

Встаньте на правую ногу. Левую согните в колене. Руки свободны вдоль туловища. Плавно наклонитесь вправо-влево, вперед-назад, затем, сделайте несколько круговых движений торсом. Вернитесь в исходное положение и поменяйте ногу.

Встаньте на одну пятку. Представьте, что в руке веер. Делайте легкие помахивающие движения, сохраняя равновесие и устойчивость. Повторите, сменив ногу и руку.

Найдите точку опоры на одной ноге, вторую согните в колене. Правой рукой совершайте движения, словно зовете кого-то, а левой – прогоняете. Можно делать ласточку – поднимать одну ногу, отводя ее назад. Руки при этом в сторону. И еще много различных упражнений из детства.

2. Координация движений
Координация или точность развивается простыми упражнениями, которые легко повторить дома:

Встаньте на 1 ногу. Правой рукой делаем вид, что кого-то зовем, левой – прогоняем, а свободной ногой – отталкиваемся. Все движения выполняйте одновременно. Меняйте опору в прыжке.

Поставьте ноги на ширине плеч, ступни расположите параллельно. Руки в стороны. А пальцы собраны в мягкий кулачок. Вращайте руками от локтей. Перенесите вес тела с одной на другую ногу. Параллельно поднимайте освободившуюся ногу в положение параллельно полу. Плавно переходите в исходное положение. Задача – увеличивать амплитуду движений и скорость вращения рук.

К самому простому упражнению относят «попадание указательным пальцем в кончик носа с закрытыми глазами из положения – руки в сторону». Тренироваться можно еще проще – повторять руками какое-то танцевальное движение, а ногами плавно делать перекаты с пяток на носок и назад.

3. «Передача» напряжения мышц
Актеры нередко на сцене поднимают предметы, которые на самом деле ничего не весят или очень легкие, а должны быть, напротив, неподъемными. В эти моменты важно показать реальное усилие при подъеме. И для тренировок подходят следующие упражнения:

Возьмите предмет легкий, к примеру, подушку или мячик. Представьте, что это очень тяжелый камень, который невозможно сдвинуть с места. Упритесь в предмет руками и двигайте ногами на месте так, как будто вы его толкаете. Задача – оставаться на одном месте, напрягать руки и ноги, показывая усилия.

Встаньте на одну ногу и стойте так долго, сколько сможете. Представляйте при этом, что вы куда-то идете. Потом поменяйте ногу. Упражнения с воображаемой тяжестью можно делать, когда угодно. К примеру, неся пакет легкий с магазина, представьте, что он весит намного больше, и покажите это. Только для практики на улице помните, что за вами уже следят «зрители».

4. Мягкое падение
Вы задумывались, почему актеры не бояться падать на деревянную сцену или в фильмах на бетон и асфальт? Навык плавного падения вырабатывается упорными тренировками. По шагам актеры учатся так расслаблять тело, чтобы не чувствовать боли при падении. При этом движения выглядят максимально естественными.

Начинать тренировку необходимо с простых заданий:

Поставьте ноги на ширине плеч. Сделайте шаг правой ногой назад и потянитесь руками и всем корпусом к левой ноге. Постепенно наклоняйтесь. Плавно сядьте из этого положения на пол. Смените ногу и повторите упражнение.

Поставьте ноги на ширину плеч. Правой ногой заступите за левую. Руками тянитесь к полу. Обопритесь на руку и правую ногу. Плавно спускайтесь вниз. Следите, чтобы сначала пола коснулась голень левой ноги, только потом бедро. В результате вы полностью окажетесь на полу. Это только начало тренировок плавного падения. В школах актерского мастерства учат красиво и плавно спускаться «вниз», не причиняя себе боли.

5. Домашняя акробатика
Большинство малышей легко выполняют кувырки вперед и назад. Они встают на мостик, делают стойку на руках. Но с возрастом появляется немало страхов. Кажется, что легко что-то себе сломать или вывихнуть. Но при правильном подходе тело довольно легко вспомнить правильные движения.
Начнем вспоминать с 2 простых задач:

Встаньте на мостик. Лучше начинайте тренировку с положения «лежа на спине». Согните ноги в коленях, руки в локтях. Упритесь на руки и на ноги. Встаньте на мостик.

Выполните кувырок вперед через голову. Исходное положение – широко расставленные ноги. Ладони опустите на пол перед собой. Ноги при этом сохраняйте в прямом положении. Плавно оттолкнитесь ногами от пола, голову несильно прижмите к грудной клетке, сделайте кувырок вперед. Желательно делать первые упражнения по акробатике на специальных спортивных матах или в зале, под присмотром инструктора.

Дополнительные простые упражнения

К простым упражнениям относят повторение определенных движений перед зеркалом. К примеру, можно отработать:

· плавный реверанс или поклон;

· одобряющие или отказывающие жесты;

· движения танца, который понравился или надо выучить.

Дома легко заниматься растяжкой и пластикой. Наклоны, приседания, простая зарядка – также полезны для улучшения физического состояния тела, которое важно для сценических движений.

Если у вас есть возможность делать упражнения в паре, тогда вам может быть полезен следующий тренинг:

Упражнения парного тренинга

Мы будем осваивать индивидуальный и парный тренинг параллельно, для того чтобы острее ощутить свои собственные проблемы в работе с партнером. Возможно, это будет стимулом к более внимательному отношению к упражнениям индивидуального тренинга.

- Партнеры стоят друг против друга на расстоянии шага, балансируя на одной ноге, и пытаются легкими движениями в разные точки тела вывести друг друга из равновесия. Это игра с партнером, а не борьба. Не нужно делать сразу много движений. Если опорная нога устает, ее можно сменить. Игра продолжается. Задача: дать партнеру время развивать ваш импульс до тех пор, пока он не погасит инерцию движения и не зафиксирует тело в той или иной позиции. Партнеры должны дать друг другу по 3-5 сигналов.

- Отойти от партнера на максимальное расстояние, которое позволяет площадка. Поймите, когда вы готовы одновременно начать активное движение друг к другу, сделайте это и остановитесь на расстоянии шага друг от друга. Выдержать паузу, затем сделать мягкий разворот на 180° во 2-й скорости и отойти на свои исходные позиции.

-Повторить упражнение, но начать всем одновременно по сигналу "хлопок". Возвращайтесь на исходные позиции тогда, когда считаете нужным. Обратите внимание на то, что изменение скорости движения вызывает у вас контрастные внутренние ощущения: есть взрыв активного движения по сигналу, есть тормоз, есть момент остановки. В паузе мы этот взрыв удерживаем внутри себя и, внешне двигаясь спокойно во 2-й скорости, можем или сохранить внутреннее напряжение или смягчить это напряжение, избавившись от первого эмоционального взрыва. Активное движение к партнеру - это момент, когда вы посылаете свое тело в определенном направлении с определенной целью. Чтобы не столкнуться с партнером и не сбить его с ног, вы вынуждены тормозить, то есть сдержать свой посыл. Далее наступает пауза, в которой вы меняете свое намерение, т. е. отказываетесь от взаимодействия с партнером и уходите от него, вернувшись в исходную позицию. Таким образом вы ставите точку в маленькой истории ваших взаимоотношений на данном этапе. Не перекладывайте ответственность за упражнение друг на друга. Некоторые из вас плохо тормозили и становились неудобными партнерами.

- Подбегаете друг к другу. И вдруг - между вами образуется провал. Вы вынуждены остановиться. Необходимо справиться с инерцией движения, ощутить, как меняется напряжение внутри вас в паузе между движениями. И только если вы будете внимательно следить за этими процессами, упражнение приобретет смысл. Сейчас перед вами следующая техническая задача: остановиться перед пропастью и зафиксировать позицию на одной ноге. Надо собрать свои внутренние ресурсы, чтобы включиться в движение мгновенно. Нет пространства для разгона движения, поэтому начало - это взрыв: взрыв энергий, стремящихся друг к другу.

- Партнерам надо броситься навстречу друг другу, обняться и замереть. Не упрощайте момент объятий и остановки, но старайтесь и не ударить друг друга. Думайте о партнере. Соедините активность взрыва и аккуратность контакта.

- Сесть на пол напротив своего партнера на расстоянии 4-5 шагов. Найти способ передвижения к партнеру, но, не касаясь пола ни кистью, ни стопой. Тот, кто сблизился с партнером, может взять его за руку и продолжить упражнение вдвоем. Задача: двигаться аккуратно, не помогая себе руками и ногами, стараться не мешать партнеру.

Повторить упражнение с закрытыми глазами.

- Распределиться равномерно по всей площадке, заняв любую удобную позицию. Закрыть глаза. Попытаться понять, кто из партнеров находится рядом. Задача - всем объединиться. А это значит, нужно найти контакт с партнером, через него с другим партнером и т. д. Вы должны четко понимать, вместе ли вы, объединились ли вы в одно целое, или кто-то остался в одиночестве, а может быть, образовались группы и т. д.

Стоим по колено "в воде", пытаемся разбрызгивать "воду" в разные стороны. Вода поднимается по пояс. Вода поднимается до плеч. Пробуем руками поднять массу "воды" вверх, вычерпать ее из-под себя. Учитывайте плотность воды, а также возможность работать всем телом.

Задача: вырваться на поверхность воды. Необходимо оттолкнуться от пола и подняться как можно выше. Потому что вода уже покрывает вас с головой. Наконец, вы на поверхности и быстро "плывете к берегу", балансируя на одной ноге. "Плывете" на спине, на боку, брассом, чувствуете себя прекрасно, как настоящие рыбы в настоящей воде. "Плывете" спокойно. Можете "плыть" как угодно, даже вниз головой,  можете нырять, переворачиваться, прыгать. Подплываете к берегу, выходите, встряхиваетесь и ложитесь на теплый мягкий песок. Тело свежее, не усталое. У вас хорошее настроение.

 

 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!