Балет «Петрушка»: история создания



Проектно-исследовательская работа по музыке

Ученицы 8 «Б» класса ГБОУ СОШ №411 «Гармония»

Малышевой Юлианы

По теме

Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка»»

Руководитель: учитель музыки Шибанова В.В.

Содержание:

1. Цель и актуальность проекта

2. Биография И.Ф. Стравинского

3. Балет «Петрушка»

1) История создания

  2 ) Сюжет и персонажи

4. История сюжетов с участием Петрушки и его образ в них

 

Цель проекта

Целью данной проектной работы является доклад об одном из наших земляков, великом композиторе Игоре Фёдоровиче Стравинском, родившемся в Ломоносове, городе, входящем в состав Петродворцового района Санкт-Петербурга, ознакомление с творчеством Стравинского и рассказ об одном из самых интересных персонажей русской народной культуре – Петрушке, об его образе в разных сферах культуры, его истории и роли в отечественном кукольном театре.

 

Актуальность работы

Эта работа будет актуальна для обучающихся музыкальных школ, людей, интересующихся культурой России, историей этой культуры. Также проект может быть использован в качестве материала для урока, посвящённого И.Ф. Стравинскому, его творчеству или персонажу российского народного кукольного театра.

 

Биография И.Ф. Стравинского

 

Игорь Фёдорович Стравинский –имя русского композитора, одного из самых крупных и известных представителей мировой музыкальной культуры xx века, родившегося 17 июня 1882 года в Российской империи в Ораниенбауме в семье людей, имеющих непосредственное отношение к музыкальному искусству. Его отцом был Фёдор Игнатьевич Стравинский – оперный певец и солист Мариинского театра, а мать, Анна Кирилловна Холодовская, являлась концертмейстером и пианистом. Семья композитора имела отношения со многими известными личностями, среди которых музыканты, критики и Фёдор Достоевский. Образование Стравинский получал во Второй Санкт-Петербургской гимназии и гимназии Гуревича, после окончания которой он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, вместе с этим самостоятельно изучая музыкально-теоретические дисциплины. Стравинский обучался игре на фортепиано у А.Снетковой и Л. Кашперовой. В это время на формирование его вкусов в музыке оказал сильное влияние композитор и пианист И.В. Покровский, познакомивший Стравинского с европейской музыкой, особенно французской, чем помог ему отойти от канонов академизма, являвшегося неотъемлемой составляющей музыки той эпохи. Лично Стравинский заявляет, что период самого тесного общения с Покровским принадлежит к 1897-1899 годам. В течение двух лет он лично занимался у Н.А. Римского-Корсакова. В 1906 году Стравинский взял в жёны собственную двоюродную сестру Екатерине Гавриловне Носенко, а через год у них родился сын Фёдор ставший в будущем художником, а в 1910 второй, композитор и пианист Святослав Сулима. С 1900 какое-то время семья Стравинского жила в своём собственном семейном имении.

 Карьера Стравинского в качестве музыканта началась в 902 году. Под руководством Римского-Корсакова в 1906 году были написаны первые произведения И.Ф. Стравинского – скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и другие. На премьере сюиты присутствовал Сергей Павлович Дягилев, через некоторое время предложивший ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже в 1910 году. За три года сотрудничества с Дягилевым и его группой Стравинским было написано три балета, принёсших ему мировую известность – «Жар-птица» 1910 года, «Петрушка» 1911года и «Весна священная» 1913 года. В эти годы Стравинский множество раз ездил в Париж.

 В июне 1911 года, после премьеры «Петрушки», Стравинский познакомился с французским композитором и пианистом Эриком Сати, которого определял как «самого странного человека, которого когда-либо знал», при этом называя «самым замечательным» и «неизменно остроумным». В том же году состоялась историческая встреча и фотографирование в доме композитора Клода Дебюсси, где пообедали три композитора, имевшие отношение к импрессионизму в музыке: его основоположник Эрик Сати, признанный общественностью глава Клод Дебюсси и русский последователь Игорь Стравинский, обозначивший своё движение к другими стилями. В 1913 году началась переписка Стравинского и Сати, насчитывающая десятки писем. Как считает Ю. Ханон, исследовавший творчество Сати, некоторые его произведения, среди которых балет «Парад» и кантата «Сократ» в значительной степени оказали влияние на творчество Стравинского. Сам Стравинский отзывался о «Сократе», как о профессиональных достоинствах его автора.

 Перед Первой мировой войной, в начале 1914 года, семья Стравинских вместе с композитором выехала в Швейцарию, но из-за войны и революции Стравинские в Россию не вернулись. С 1915 года композитор жил в Морже, а с 1920 преимущественно в Париже. В то время была написана опера «Соловей», основанная на сказке Андерсена и «История солдата». В это же время произошло сближение Стравинского с французской «Шестёркой» - дружеским объединением композиторов. В 1919 году по заказу Дягилева был написан балет «Пульчинелла», постановка которого состоялась спустя год. В 1922 году умирает Анна Холодовская, которой Стравинский посвящает песню «Незабудочка-цветочек» из «Двух стихотворений К. Бальмонта для голоса и фортепиано». Композитор остаётся во Франции до 1940 года, где состоялась премьера его последних русских сочинений – «Мавра» и небольшой кантаты «Свадебка», а также написанных в неоклассической манере сочинений. В Париже Стравинский также обращается к духовной музыке. Им были написаны «Отче наш» и «Симфония псалмов» на латинские тексты Псалтири. В начале 1930-х годов Стравинский написал Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для двух фортепиано. В 1934 Стравинский принял французское гражданство, а в 1935 году издал собственные мемуары под названием «Хроника моей жизни», написанные полностью на французском языке. Позже композитор вспоминал проведённое в Париже время как самое несчастливое время в жизни.

 Начиная с 1936 года, Стравинский периодически ездил с гастролями в США, в ходе чего укрепились его творческие связи с этой страной. В 1945 году он получил американское гражданство, а в связи со Второй мировой войной принял решение переехать жить в США. К этому периоду относятся такие произведения, как опера «Похождения повесы», балеты «Орфей», Симфония до мажор и Симфония в трёх частях, Эбони-концерт для кларнета и джаз-оркестра. С начала 1950-х годов Стравинский начал использовать серийный принцип. Первым серийным сочинением стал Септет 1953 год.

 На протяжении десятилетий Стравинский гастролировал как дирижёр собственных сочинений в Европе и США. В 1962 году впервые за долгое время он приезжает в СССР. Концерты Стравинского были крайне востребованы общественностью страны. Последним завершённым произведением Стравинского обработка для камерного оркестра двух духовных песен Хуго Вольфа. Неоконченными остались оркестровки четырёх прелюдий и фуг из Хорошо темперированного клавира И.С. Баха, также сохранились эскизы некого сочинения для фортепиано.

 Стравинский умер 6 апреля 1971 года и был похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции, Италии, на «русской» его части, недалеко от могилы С. Дягилева.

 

Балет «Петрушка»: история создания

Одним из самых известных произведений, ставших символом русской культуры, является балет «Петрушка». Его премьера состоялась 13 июня 1911 года в программе «Русских сезонов» в театре Шатле в Париже, под управлением Пьера Монтё. Авторами либретто выступили Александр Бенуа и сам Стравинский, также являющийся композитором балета, а в роли хореографа выступил Михаил Фокин. Первая редакция относится к 1910-1912 годам, а вторя – к 1948 году.

Первоначальной версией балета является написанная Стравинским небольшая концертная пьеса для оркестра с солирующими ролями. После того, как он зачитал это произведение Дягилеву, возникла идея балетного спектакля, которую Дягилев подхватил и настоял на её разработке. Либретто было создано на практически готовую музыку, его автором был А. Бенуа совместно со Стравинским, Бенуа также стал автором декораций и костюмов. Главную роль, роль самого Петрушки, исполнил Вацлав Фомич Нижинский, русский танцовщик и хореограф польского происхождения. Балет был поставлен 13 июня 1911 года на сцене театра Шатле. Премьера «Петрушки» прошла с большим успехом. Этот балет, вопреки ожиданиям общественности, стал символом русского балетного авангарда.

 Стравинский написал фортепианное переложение «Трёх пьес из «Петрушки»» в 1921 году. В 1946 году была сделана новая редакция партитуры «Петрушки», которая, по словам композитора, виделась ему более удачной.

Сюжет и персонажи балета

 «Петрушка» - это история одного из традиционных персонажей российских народных кукольных представлений, Петрушки, сделанного из соломы и опилок, который, несмотря на это, является живым и обладает эмоциями.

 Действующими лицами балета являются сам Петрушка, Балерина, Арпап, Фокусник, Балаганный дед, две танцовщицы, Шарманщик, Ухарь-купец, три цыганки, кучера, извозчики, кормилицы, ряженные: баба, чёрт, коза, гусар, поварёнок, мастеровые, гуляющие.

 Действие балета происходит в тридцатые годы девятнадцатого века на Адмиралтейской площади Петербурга. В балете, по словам Бенуа, были отражены любимые детские воспоминания его авторов. Основой сюжета являются масленичные гуляния, а в центре событий – любовная драма кукол – Петрушки, Балерины и Арапа, изображённая в духе театра масок. Концепция персонажа Петрушки схожа с концепциями персонажей, имеющих собственную личную трагедию. Яркими примерами подобных персонажей являются персонажи таких произведений, как герои «Балаганчика» Александра Блока и «Лунного Пьеро» Шёнберга. Однако главным отличием является меньшая романтичность и большая связь с народным фольклором Петрушки. Балет начинается со сцены масленичных гуляний. Главные персонажи, Петрушка, Арап и Балерина, - живые куклы, которыми владеет Фокусник. Петрушка представлена довольно кокетливой особой, которая оказывает знаки внимания как Петрушке, так и Арапу, что вызывает у него, Петрушки, дикую ревность. Петрушка злится как на Фокусника, своего хозяина, так и на Арапа, которого Балерина предпочла Петрушке, хоть он и представлен в балете довольно бесчувственным и глупым. Когда к Петрушке приходит Балерина, он пытается сказать ей о своих чувствах, но она убегает. Петрушка снова злится. Далее действие переходит в комнату Арапа, украшенную в восточном стиле, где её обладатель пытается расколоть кокос саблей, но безуспешно. Из-за того, что внутри что-то шумело, Арап принимает находящееся внутри что-то за нечто священное и принимается поклоняться кокосу. Тут в комнату заходит Балерина, начинает обнимать Арапа. Сразу же в комнату забегает невероятно злой Петрушка, а Арап бежит за ним, чем впечатляет Балерину. Вскоре Арап догоняет Петрушку и убивает его ударом сабли. Толпа испугана и рассержена, но тут появляется Фокусник и пытается утихомирить толпу, объясняя, что Петрушка – всего лишь кукла, набитая внутри соломой. Но вдруг сверху раздаётся крик духа Петрушки, чем представление и оканчивается.

Балет стоит из четырёх небольших картин, соединённых барабанным боем. Во второй и третьей картинах показана жизнь кукол, а в двух других - сцены праздничного гуляния. Кукольная драма помещена в антураж русского народного праздничного гуляния. В балете используются мотив русских песен, городского фольклора и народных мелодий, написанных Стравинским. Клод Дебюсси отзывался о «Петрушке» с искренней симпатией. Балет «Петрушка» справедливо получил мировую известность и стал считаться классикой благодаря его фольклорной основе, в которую входит и сам главный герой балета – Петрушка, представляющий собой популярную в России семнадцатого-девятнадцатого века перчаточную куклу с довольно специфическими характером и поступкам, которые, тем не менее, были неотъемлемой частью его образа, который сделал Петрушку персонажем, представления с чьим участием постоянно собирали множество людей всех возрастов.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 1523; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!