Великая Отечественная война в истории отечественной культуры



 

финал симфонии был завершен в декабре, когда фашистские орды стояли С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбы с врагом. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Свой вклад в победу вносили представители всех направлений культуры. Многие из них отдали жизнь за Родину, за победу. Это был небывалый социальный и духовный подъем всего народа.

Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры. На первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней. Предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким, как радио, кинематография, печать.

С первых дней войны возросло значение массовой информации, главным образом радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках.

Используя опыт политпросветработы периода Гражданской войны - "Окна РОСТА", стали издавать плакаты "Окна ТАСС". Через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов (Кукрыниксы - псевдоним (по первым слогам фамилий) творческого коллектива графиков и живописцев: М.В. Куприянова, П.Ф. Крылова и Н.А. Соколова) "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", который был воспроизведен в газетах 103 городов. Большой эмоциональный заряд нес плакат И.М. Тоидзе "Родина-Мать зовет!", стилистически связанный с плакатом Д.С. Моора времен Гражданской войны "Ты записался добровольцем?". Огромной популярностью пользовались также плакаты В.Б. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" и Кукрыниксов "Потеряла я колечко", изображавший Гитлера, "уронившего колечко" из 22 дивизий, разгромленных под Сталинградом. Плакаты были действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом.

Эвакуация учреждений культуры. С начала войны интенсивно шла эвакуация учреждений культуры. Уже к ноябрю 1941 года в восточные районы страны удалось эвакуировать около 60 театров Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии. Только в Узбекскую ССР были эвакуированы 53 вуза и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. В Кустанае разместились коллекции Исторического музея, Музея революции, наиболее ценная часть фондов Библиотеки им.В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков и Исторической библиотеки. В Пермь были вывезены сокровища Русского музея и Третьяковки, в Свердловск - Эрмитажа. Союз писателей и Литературный фонд переехали в Казань, а Союз художников СССР и Художественный фонд - в Свердловск.

В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений XX века - 7-я симфония Д. Шостаковича, посвященная героическим защитникам Ленинграда. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении.

Д. Шостакович начал писать 7-ю симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора "ВТ" - означающие "воздушная тревога". Когда она наступала, Д. Шостакович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажигательные бомбы с крыши консерватории.

Первые три части симфонии были закончены к концу сентября 1941 года, когда Ленинград уже был окружен и подвергался жестокому артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбардировкам. Победный на подступах к Москве. "Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию" - таким был эпиграф к этому произведению.

Отечественная культура и "перестройка"

 

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985-1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического плюрализма" мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

Для "перестройки" характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники".

-е годы - время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ ("Плаха" Ч. Айтматова, фильм "Покаяние" Т. Абуладзе).

Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года толстые литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны возвращались полочные (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы. Началась реабилитация диссидентов

Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов - является возникновение мощного потока возвращенной художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И. Бродского, а также В.В. Набокова, Э. Лимонова, В. Аксенова, М. Шемякина, Э. Неизвестного.

По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре.

Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западноевропейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.

Заключение

 

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. Октябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Культура России в советский период развивалась очень интенсивно. Политический режим направлял развитие культуры, непосредственно от него зависело то или иное культурное событие. В этом состоит уникальность советского времени: на протяжении большей части этого периода его культурная жизнь была теснейшим образом переплетена с жизнью политической. Отсюда вытекало так же огромное влияние культурной деятельности не только на настроения в обществе, но и на судьбы конкретных людей. Все это необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной России и России советского периода.

 

 


 

 


 

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!