Мой прапрадед – Михаил Иванович Кузнецов



X областной молодёжный Форум

«Будущее- это мы!»

Секция: «Во славу живших! В назидание живущих!»

Мой загадочный прадед

Автор доклада:

Ильин Владимир, 5 класс,

уч-ся объединения

«Архитекторы-краеведы»

Дворца творчества детей и молодежи им. О.П. Табакова

Научный руководитель:

педагог доп. образования ДТДиМ,

методист по музейно-образовательной деятельности

СГХМ им. А. Н. Радищева

Пакалина Елена Николаевна

89603459344, sarment@mail.ru

 

 

 

Саратов, 2021

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Род Кузнецовых. 5

§ 1. История семьи. 5

§ 2. Кузнецовский фарфор. 8

Глава 2. Биография прадеда. 10

§ 1. Мой прапрадед – Михаил Иванович Кузнецов. 10

§ 2. Мой прадед – Леонид Михайлович Кузнецов. 12

Заключение. 15

Список использованных ресурсов. 16

Приложения. 17

 

Введение

У меня был загадочный прадед. Его история была очень интересной, но, к сожалению, мы о ней ничего не знаем и можем только догадываться. Когда он погиб, его единственной дочери – моей бабушке – Ольге Леонидовне Кузнецовой-Ильиной было всего 2 года, поэтому и она очень мало помнит о нем. В семье сохранились смутные предания и много фотографий, большая часть которых не подписана. Но мне очень интересно узнать о нем больше, и я решил провести небольшое расследование.

Цель работы: изучить историю своего рода, и выяснить, каким образом он был связан с городом Саратовом и какое место в нем занимает мой прадед.

Задачи:

1) собрать материал по истории моего рода из семейных архивов;

2) выяснить интересные факты биографии моего прадеда;

3) выяснить, каким образом потомки семьи Кузнецовых попали в Саратов;

4) составить генеалогическое древо семьи;

5) систематизировать и проанализировать все полученные материалы.

Источники и литература: В своем докладе я использовал устные рассказы отца[1] и бабушки[2], архивные документы семьи Кузнецовых-Ильиных[3] и фотографии из семейного альбома[4], которые направили мои поиски. А также литературу о роде промышленников Кузнецовых[5], литературу о кузнецовском фарфоре[6], интернет-сайты о семье «фарфоровых» предпринимателях Кузнецовых[7], благодаря которым я много узнал о своей семье. Таким образом, моя работа основана на источниках из семейного архива и других ресурсах.

Гипотеза исследования: представители рода Кузнецовых были связаны с Саратовом до 1917 года; после октябрьского переворота часть из них переехала в наш город и сменила род деятельности, возможно, с целью спрятаться.

Методы исследования: поисковый, реферативный, интервью, сравнительный, методы обобщения и систематизации.

Предметом моего исследования является генеалогия моей семьи, а объектом – мой прадед Леонид Михайлович Кузнецов.

Практическим результатом моей работы является выяснение неизвестных фактов биографии моего прадеда, которые помогут представить историю моего рода, а также генеалогическое древо одной из линий нашей семьи. Материал о моем прадеде может дополнить известные сведения о роде фарфоровых промышленников Кузнецовых.

Глава 1. Род Кузнецовых

История семьи

Моего прадеда звали Леонид Михайлович Кузнецов. В семье сохранилось предание, что он происходит из известной семьи купцов и предпринимателей. История этой семьи началась очень давно.

В начале XIX века деревенский кузнец Яков Васильевич Кузнецов (?-1812 (?)) основал фарфоровое производство[8]. В 1810 году, вместе со своими сыновьями – Терентием и Сидором, Яков Васильевич начал строить недалеко от Москвы – под Гжелью, фарфоровый завод. Место было выбрано не случайно: в Гжели было главное для производства – прекрасная глина и лес. Керамический промысел возник в Гжели еще в XVI веке. Изготовленную посуду везли в Москву, благо была недалеко. В середине XVIII века на смену керамике пришел фарфор[9]. Яков Васильевич трудился на славу, осваивая шаг за шагом тонкое «фарфоровое» дело. Свое мастерство и навыки он передал сыновьям.

Терентий Яковлевич Кузнецов (1781-1848), сын Якова Васильевича, унаследовал его дело и возглавил его в 1812 году. Терентий Яковлевич был женат на Агафье Дмитриевне (ум. в 1832), и у него были сыновья Емельян и Сидор.

С 1818 года предприятие Кузнецовых становится известно, как Ново-Харитоновский фарфоровый завод. Для того чтобы расширить производство, Терентий Яковлевич купил у помещиков Сарычевых пустошь Дулево во Владимирской губернии и построил там новый завод, ставший более сильным и богатым, чем Новохаритоновский.

В 1851 году Терентий Кузнецов арендовал, а позже стал полноправным владельцем фарфорового производства А.Г. Сафонова в селе Коротково (рядом с Дулево), с его производственными секретами, которые касались создания ярких устойчивых красок.

Из представителей третьего поколения Кузнецовых особенно известен Сидор Терентьевич Кузнецов (1806-1864). Он основал в 1843 году фарфорово-фаянсовый завод в Риге, на котором выпускал столовую и фаянсовую посуду, и многое другое. Опытные мастера приехали сюда из Гжели – на окраине Риги, недалеко от Западной Двины, появилась русская деревня. До 1853-1854 годов Сидор Терентьевич был совладельцем фабрики в Новохаритонове, владельцем фабрик в Дулеве и Риге (приложение 1).

Среди заметных представителей третьего поколения – Николая Анисимовича Кузнецова, Андриана Анисимовича Кузнецова – мне интересен Емельян Терентьевич Кузнецов, от которого пошла ветка моего рода[10].

Сын Сидора Терентьевича – Матвей Сидорович Кузнецов (1846-1911), стал самым успешным и известным представителем рода (приложение 2).

Матвей Кузнецов устроил в 1889 году «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» и расширил его – открыл новые производства, скупил старые и известные. В 1887 году в селе Буды Харьковского уезда промышленник он открыл фаянсовый завод. А в 1893 году к его товариществу присоединилась знаменитая фабрика Гарднера, расположенная в подмосковном селе Вербилки. А на протяжении нескольких лет ряд небольших фабрик (Славянская, Песочная, Мальцевская) перешли в состав товарищества под его управление. Все они стали собственностью промышленника. В начале XX века Кузнецов владел уже целым холдингом, который имел восемнадцать заводов и мануфактур по производству керамических изделий. По масштабу выпускаемой продукции кузнецовская фарфоровая индустрия выходила на первое место в России[11].

А вот сын Емельяна Кузнецова – родоначальника моего рода, Иван Емельянович Кузнецов (1850-1914), тоже основал несколько предприятий (приложение 3). Он приходился Матвею Сидоровичу Кузнецову двоюродным братом и сначала он управлял его фабриками. Но в 1878 году Иван Емельянович вышел из семейного дела и основал 4 новых предприятия: Чудовский стекольно-хрустальный завод близ станции Чудово Николаевской железной дороги (1875, хрустальная посуда, осветительные приборы, стеклянные изделия), Волховскую фарфорофаянсовую фабрику близ железнодорожной станции Волхов в Новгородском уезде (1878, фарфор, фаянс, полуфаянс, майолика, огнеупорная посуда), Грузинскую фарфорофаянсовую фабрику близ села Грузине Новгородского уезда (1900) и приобрёл Бронницкую фарфорофаянсовую фабрику возле деревни Новая Мельница, близ села Бронницы Крестецкого уезда (1892). Очень важно, что все эти предприятия находились в Нижегородской губернии.

Известно, что Иван Емельянович Кузнецов построил старообрядческие храмы при Волховской фабрике (1909) (Нижегородская губерния) и в деревне Новохаритоново (1913) (Московская губерния). Старообрядческая церковь Георгия Победоносца в Новохаритоново, своеобразный памятник роду Кузнецовых. Георгиевский храм с керамическим алтарем был создан к столетию победы над Наполеоном на средства Кузнецовых, руководил строительством сам Иван Емельянович (приложение 4).

В 1913 году вместе с сыновьями Василием Ивановичем (1876-?), Павлом Ивановичем (1886-?) и Иваном Ивановичем (1890-?) учредил Товарищество И.Е. Кузнецова (4,5 тысяч рабочих в 1914), и был его директором-распорядителем[12]. К сожалению, нигде на интернет-сайтах не упоминается имя моего прапрадеда – Михаила Ивановича Кузнецова.

После революции 1917 года жизнь семьи Кузнецовых сложилась крайне печально. Их фабрики были национализированы, многих членов семьи репрессировали. Единственное, что у них осталось в тот период, это Рижская фарфорово-фаянсовая фабрика, поэтому некоторые члены семьи перебрались в Ригу. Куда отправились остальные – неизвестно, многие были репрессированы.

В 1940 году последнее предприятие Кузнецова было национализировано и передано под руководство Наркомата местной промышленности Латвийской ССР. После закрытия фабрики уникальное собрание перешло в пользование городского самоуправления[13]. В 2001 году в Старом городе Риги открылся Музей фарфора.

Таким образом, история моей семьи известна с начала XIX века. В моем роду были известные промышленники, они построили много фарфоровых предприятий. К сожалению, после 1917 года они потеряли все свои заводы и были вынуждены уехать в чужие города и скрывать свою историю. В советское время было очень опасно происходить из рода фабрикантов. Возможно поэтому потомки родоначальника ветви моего рода – Емельяна Терентьевича Кузнецова, оказались в Саратове.

Кузнецовский фарфор

К концу ХIХ века семья Кузнецовых владела 18 предприятиями и была крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса и майолики на российском рынке. Причиной столь впечатляющих успехов была грамотная рыночная стратегия. Продукция кузнецовских заводов всегда была ориентирована на конкретного потребителя. Ставку он делали на недорогую массовую посуду. При этом Кузнецовы имели четкое представление о вкусах своих покупателей. Для крестьян выпускалась недорогая неброская посуда с традиционным фольклорным орнаментом, для горожан – упрощенный вариант "дворянских" сервизов. Круг потребителей продукции кузнецовских заводов был чрезвычайно широк[14].

В изготовлении штучных изделий в то время вне конкуренции был Императорский фарфоровый завод. Кузнецовы же были первыми в производстве массового фарфора. Их продукция отличалась разнообразием: прежде всего, она была разного качества – это были фаянс и фарфор. Изделия по-разному украшались – скромным узором или даже целиком окрашивались золотом. Активно использовались модные по тем временам тона: голубой, сиреневатый, розовый, желтый. Роскошные букеты цветов, живописные, природные пейзажи и жанровые сцены украшали «кузнецовский» фарфор, придавая ему несравненно «богатый» вид. Чаще всего изделия украшались растительными мотивами, отличительной чертой были тонко прописанные в цветочных орнаментах веточки и усики (приложение 5)[15].

Таким образом, кузнецовский фарфор был очень популярен и неслучайно. Прежде всего, он отличался своим качеством. Кроме того, был рассчитан на разные категории покупателей. В разные периоды своей истории, кузнецовский фарфор впитывал господствующие стили, модные тона и приемы декора. Все это послужило залогом того, что до сих пор на фабриках, основанных Кузнецовыми, живы традиции их фарфора.

 

Глава 2. Биография прадеда

Мой прапрадед – Михаил Иванович Кузнецов

Михаил Иванович Кузнецов, по преданию семьи, происходит из семьи «фарфоровых» Кузнецовых[16]. Но в перечне детей Ивана Емельяновича Кузнецова, которые стали членами его Товарищества, он не значится. Хотя годом своего рождения – 1874-м – он вписывается в череду рождений его предполагаемых братьев (Василий Иванович (1876-?), Павел Иванович (1886-?) и Иван Иванович (1890-?))[17].

Год его рождения известен по свидетельству о смерти, которое сохранилось в семье[18] (приложение 6). Кроме того, там указано, что умер он в 1942 году в Саратове от порока сердца, хотя в семье считают, что – от голода. Но там, к сожалению, не указано, где он родился.

А вот в другом сохранившемся в семье документе – извещении о пропаже без вести на фронте Леонида Михайловича Кузнецова – говорится, что родился он в городе Павлово Нижегородской губернии (приложение 7). Этот факт чрезвычайно интересен, так как, как упоминалось в первой главе, все фарфоровые предприятия Ивана Емельяновича Кузнецова, предполагаемого отца Михаила Ивановича, находились именно в Нижегородской области.

Прошлым летом мы с папой и мамой ездили в Нижний Новгород и Павлово. В Павлово мы посетили местный краеведческий музей, там нам рассказали, что здесь не было фарфоровых производств (приложение 8). В XIX - первой половине ХХ веков в Павлово существовали фабрики и небольшие мастерские по обработке металлов, в которых делались складные ножи, столовые приборы и замки[19] (приложение 9). Некоторые мы видели в музее; в отдельном зале были показаны изделия, которые нужно было смотреть в лупу. Так, один складной нож помещался на головке спички[20] (приложение 10). Это свидетельствует о большом качестве изделий этих предприятий и мастерстве их работников.

Если Леонид Михайлович Кузнецов родился в Павлово, то Михаил Иванович Кузнецов жил здесь какое-то время. Возможно, он не занимался фарфоровым производством, а занимался металлами. Поэтому он и не значится членом Товарищества Ивана Емельяновича Кузнецова. Это подтверждает сохранившаяся в семье единственная фотография Михаила Ивановича[21] (приложение 11). На обороте этой фотографии сделана надпись пером и чернилами, от руки – «М.И. Кузнецовъ»; а сверху, на штемпеле фотоателье указано – «Городъ Нерчинскъ» (приложение 12). Известно, что как раз в Нерчинске в XIX веке были крупные предприятия по добыче металлов[22]. Возможно, этот снимок был сделан, когда М.И.Кузнецов ездил туда по делам своего предприятия.

В семье сохранились многочисленные фотографии XIX века, на которых изображены неизвестные родственники. Некоторые из них были сняты в Павлово, а некоторые – в Нижнем Новгороде (приложение 13). А в самом Нижнем Новгороде мы нашли фотоателье известного новгородского фотографа – М. Дмитриева[23] (приложение 14). Михаил Петрович Дмитриев (1858-1948) славился еще и своими фотографиями Нижнего Новгорода[24] (приложение 15). В архиве семьи сохранились фотографии неизвестных родственников, снятые в ателье Михаила Дмитриева[25].

Но что еще более интересно, в архиве семьи сохранились фотографии конца XIX - начала ХХ века одних и тех же людей, сделанные в Нижнем Новгороде и в Саратове[26] (приложение 16). Это говорит о том, что у семьи Кузнецовых были связи в Саратове до Октябрьской революции 1917 года. Возможно, они были связаны со знаменитыми Кузнецовыми…. Известно, что одного из крупнейших саратовских предпринимателей звали Иван Герасимович Кузнецов[27], но его связи с семьей «фарфоровых» Кузнецовых нужно выяснять. Во всяком случае, это подтверждает предположение, что Михаил Иванович попал в Саратов не случайно. Известно, что после революции Михаил Иванович работал в Саратове в артели по изготовлению мебели. К сожалению, ничего из его изделий не сохранилось – все было продано в Великую Отечественную войну. Зато в семье сохранились небольшие вещицы кузнецовского фарфора.

Результатом моего расследования стало следующее: предположительно, что мой прапрадед по маминой линии Михаил Иванович Кузнецов вышел из семейного фарфорового дела и занимался перепродажей металлов для промысла в городе Павлово Нижегородской губернии. Там он проживал некоторое время, там родился его сын Леонид. Михаил Иванович поддерживал отношения со своими родственниками в Нижнем Новгороде и в Саратове. Именно в Саратов он приехал после Октябрьской революции 1917 года. Здесь он занимался производством мебели, но по каким причинам, так доподлинно и неизвестно. Михаил Иванович скончался в возрасте 68 лет. Эта информация проливает свет на происхождение моего прадеда – Леонида Михайловича Кузнецова.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!