Фет А. А. - «К Сикстинской мадонне»

Десять заповедей

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 

Одной из самых выдающихся картин эпохи Возрождения является картина «Сикстинская Мадонна», написанная Рафаэлем Санти. (1483 – 1520) г.р.

В 1515 – 1519 годах Рафаэль создаёт для церкви Святого Сикста в Пьяченце образ Мадонны с Младенцем, названной «Сикстинская Мадонна».

В центре полотна изображена как бы сходящая с неба Дева Мария, несущая младенца Христа. Ей указывает путь святой папа Сикст, а святая Варвара благоговейно преклоняет перед ней колени.

Внизу два ангелочка, забыв о своих играх, задумчиво глядят вверх. Не сразу обращаешь внимание, что фон картины на самом деле состоит из множества ликов – это сонм небожителей взирает на происходящее. А происходит вот что: Дева Мария сходит на землю, чтобы отдать своего Сына в жертву за людей. В её душе происходит борьба: она понимает, что без этой жертвы мир не может быть спасён, и в то же время не может расстаться со своим любимым сыном. Художник выразил это в движении её рук: правой рукой она прижимает к себе Младенца, не желая с ним расставаться, а левой словно отдаёт миру. В чуть приподнятых бровях Мадонны, в широко раскрытых глазах есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. У младенца выражение лица не по- детски серьёзное. Он тоже знает свою судьбу, знает, кто он и зачем явился в этот мир. Дева Мария на картине Рафаэля является воплощением материнской любви и христианской жертвенности и милосердия. Рафаэль невероятным образом достигает зыбкого равновесия между телесным и духовным. Фигура Девы Марии одновременно и легка и весома: она обладает статичностью иконы и в то же время движется вперёд, к людям.

Совершенство картины – в сочетании её духовных и художественных достоинств. Это сделало её одним из наиболее прославленных шедевров мировой живописи. Хранится она в Дрезденской картинной галерее в Германии.

Тайная Вечеря»

К «Тайной Вечере» обращались многие художники. Леонардо да Винчи – гений человеческого разума. 1452 – 1519 г.р. создал свою фреску по заказу герцога Людовика Моро, который правил Миланом. Фреска изображена в трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие.

Леонардо выбрал момент, когда Христос говорит своим ученикам:

 

 «У Леонарда да Винчи все фигуры композиции расположены на одной линии – лицом к зрителю. Христос изображён без ореола, нимба, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они своё душевное беспокойство.

«Тайная Вечеря» - одно из величайших творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагична из – за людского варварства. Вся композиция «Тайная Вечеря» пронизана движением, которое породили слова Христа. Это высший накал чувств человеческих отношений. Иисус Христос – центр всей композиции, центр водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонарда идеал человеческой красоты, ничего не выдаёт в нём божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трагичен, но он остаётся человеком.

От центра ИИСУСА Христа движение растекается по фигурам апостолов вширь. Одиннадцать апостолов были написаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в Милане и его окрестностях. Прообраз Христа неизвестен. Иуду мастер искал среди преступников, когда же служитель церкви, выразил недовольство по поводу проволочки, уязвлённый Леонардо предложил священнику стать моделью для написании Иуды.

Фреска «Тайная Вечеря» оказала огромное влияние на живописную технику художников последующих поколений.


Можно ли понять картины, не зная сюжета Библии?

Учащиеся высказывают свои мнения, обосновывают их. Не менее правдоподобным дан сюжет большой человеческой трагедии. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире с мольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын.

 

Притча о блудном сыне

 

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 


В картине «Возвращение блудного сына», изображён полный стыда и раскаяния сын. Он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, в стоптанных сандалиях, демонстрирует зрителю огрубевшие пятки. Впервые за много лет, ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него на груди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивление, ни восхищение не выражает старик; он давно простил сына и давно ждал этой встречи. Полуслепой, на ощупь, он нежно склонил голову над сыном, опустив на спину свои старческие руки. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть немой укор и горестную смиренность.

Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Но все же в этой встрече больше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокий след в жизни того и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточно обратить внимание на выражение лица, горестно наклонённ6ую голову, сгорбленную фигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать.

Многие художники 17 века изображали блудного сына во время кутежа или за карточным столом, намекая на тщетность мирских удовольствий. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в своей картине. Для того, чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий путь потерь любимых, славы, богатства и признания – и оканчивать свою жизнь в нищете и забвении. Его последняя картина как бы итог мудрых раздумий о мире и о людях.

К одной и той же теме художники обращались не раз, делая то более иллюстрированные, то более проблемно-духовные работы. Были мастера, посвятившие всю жизнь выполнению картины библейского содержания. Например, Александр ИваноВ

Над работой «Явление Христа народу» (1837 – 1857) он трудился в течение 20 лет! Что вдохновило художника?! Картину предваряет колоссальное количество поисковых разработок. Это удивительное произведение повествует о явлении Мессии, Спасителя мира. Евангелие на полотне…

Иисус велел ученикам своим собраться на горе. Кроме 11 апостолов (Иуда покончил собой после предательства), там собралось более 500 веровавших, что Иисус есть Христос, сын Божий.

Увидев его, многие бросились на землю и поклонились ему в ноги, а другие подумали: “В самом ли деле это Иисус?” Тогда он велел апостолам идти учить всех людей, чтобы они веровали в Бога и придерживались его заповедей. Верующих крестили и обещали, что Господь никогда не оставит их. Так рассказывает Библия.

Художник полностью следует Библии? (Да. И это он старается передать в своей картине.)

На протяжении веков иконы были единственными предметами живописи на Руси и являются отдельным жанром в изобразительном искусстве.

Иконопись появилась в 10 веке, когда Русь приняла от Византии новую религию – Христианство.

Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Таким образом Русь получила икону как одну из «оснований» новой религии.

Изображая события из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцы находили мотивы, задевающие душу каждого человека, старались выразить своё представление о добре и зле. Иконописец в своей работе не мог сам придумать сюжет, но мог добавить кое – какие детали, изменить цветовые отношения. Самым известными у нас на Руси являются иконописцы: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Чёрный, Андрей Рублёв. Рассмотрим знаменитую Рублёвскую «Тройцу», ставшую как бы символом новой Руси.

Существует Ветхозаветная «Троица» и «Троица», написанная Андреем Рублёвым. Андрей Рублёв «Троицу» написал по сюжету ветхозаветной «Троицы», где изображаются Авраам, Сарра, слуга, убивающий ягнёнка, дом их, гора, мамврийский дуб.

Несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.


Мы обязаны, должны знать все заповеди Божьи, чтобы жить праведно, быть добрее, с чистыми помыслами в душе и поступали с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами так же.

 

Духовные шедевры живописи и слова делают нас добрее, нравственно богаче. Подумайте: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.

 

 

 

Фет А. А. - «К Сикстинской мадонне»

 

 


Вот сын ее, - он тайна Иеговы, -
Лелеем девы чистыми руками.
У ног ее земля под облаками,
На воздухе нетленные покровы.

И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться ей мы на коленях сами
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать того, кто рабства сверг оковы.

Как ангелов, младенцев окрыленных,
Узришь и нас, о дева! не смущенных:
Здесь угасает пред тобой тревога.

Такой тебе, Рафаэль, вестник бога,
Тебе и нам явил твой сон чудесный
Царицу жен - царицею небесной.

 

Практическое задание

Нарисовать иллюстрацию к библии, техника выполнения: акварель, карандаш, гуашь и т.д. Творческих успехов.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!