Приложение 1. Самоопределение философии и определение мировоззрения

I. Введение в философию и ее преподавание

1. Философия как современный учебный предмет и личностный выбор

2. Определение философии как вида мировоззрения

3. История мировоззрений; философия и наука

4. Система философского знания и функции философии

Приложение 1. Самоопределение философии и определение мировоззрения

Приложение 2. Структурное представление материала курса

 

 


I. Введение в философию и ее преподавание

1. Философия как современный учебный предмет и личностный выбор

 

Все, всегда должно быть соотнесено с общим историко-системно-футурологическим контекстом. Развитие информационно-коммуникационных технологий дает много новых возможностей для образования, и ведет к тому, что дистанционное образование становится конкурентоспособным традиционному очному образованию, и ведет к возможности существования небольшого числа ведущих вузов. Указывают на завершение эры традиционного и становление предпринимательского университета. Понимание и учет всех этих и других общих вопросов – необходимо условие успешности учебного курса.

Основная сложность в преподавании философии связана с тем, что сегодня философия – учебный предмет, а не актуальный, выстраданный, искренний выбор сердца и разума человека, как это было в классической древности, когда ученик сам находил учителя мудрости, и оставался с ним, часто, не смотря ни на что. Вне последнего преподаваемая философия может даже нарушить некую интуитивную гармонию человека с миром (притча об определении очередности движения своих ножек сороконожкой). Современное, «внешнее» преподавание философии можно также подозревать в изначальной идеологичности. Ответственная учебная философия знает об этом, и должна снять остроту этих и подобных проблем (Praemonitus, praemunitus).

Основа объективности философии в том, что она есть результат полемики различных точек зрения и доказательного опровержения оппонентов (с этим связана дезориентация многих изучающих философию, привыкших к усвоению только одной «правильной» точки зрения). Поскольку нет беспредпосылочных знаний (это относится и к «независимым» философам), строгая объективность философии требует открытой фиксации своих предпосылок. В данном или нашем случае это стремление к доказательности и гражданственности.

В современном преподавании философии трудно, но можно разрешить и другие проблемы: свести богатейший тысячелетний материал мировой философии (стремящейся вобрать и представить все культурные достижения человечества, быть «квинтэссенцией культуры») в масштаб ограниченного учебного времени (другое дело, что необходимый для этого объем знания трудно достижим, делая всех претендентов «чего-то знающими дилетантами»); соблюсти оптимальный баланс распределения учебного материала между глубиной исторических достижений и философией окружающей современной культуры, встречающей будущее (в частности, вовремя указать и привлечь внимание к рок-группе «Кино). Отдельно стоит указать на то, что простое изучение, без личностного применения не даст возможности знать философию.

Философия претендует давать основы, указать соотношения и отношения между всем науками. Отсюда, ее изучают на всех уровнях российского образования – бакалавриата, магистратуры (например, курс «Философские проблемы науки и техники»), аспирантуры («История и философия науки»). Бакалаврская философия закладывает основы общей вузовской философской подготовки.

2. Определение философии как вида мировоззрения

 

Трудность определения ведет к томам введений в философию (метафилософий). Оптимально, определять философию видом мировоззрения. Мировоззрение – совокупность общих (исходных, судьбоносных) знаний о мире в целом, обществе, человеке, познании, выступающих ценностно-эмоционально-волевой основой деятельности человека (людей) .Выделяют обыденное, мифологическое, религиозное, эстетическое, научное, философское мировоззрения.

Житейское. Характеризует большинство. Складывается под воздействием окружающего (родители, улица, школа …). Соглашается с тем, что «все говорят». Привлекает народная мудрость («семь раз отмерь»). Отталкивает догматизм. Пугает легкость манипуляций, вера в популистские заявления.

Мифологическое. Характерно для ранних обществ, где мифы – форма хранения мировоззренческого знания в рассказах, образах (мудрость – Афина). Становящиеся люди не отделяли себя от мира; их мышление, чувства, эмоции и практика носили диффузный, синкретический характер. Единство с миром вело к трактовке людей через природу (оборотни), а природу – через одушевление и очеловечивание (антропоморфизм). Сейчас мифология привлекает не только историков и художников (арийская теория фашистов; ролевики).

Религиозное. В религии отсутствует непосредственное, мифологическое восприятие внеприродного, она знает неверие, ересь. Отличительная черта – вера в сверхъестественное, от которого зависит все в этом мире. Для религии характерно поклонение традиции (старообрядцы), в этом смысле она догматична. Религий много, и можно ли ожидать их единения в одном Боге?

Художественное. Всеобщность «спасающей мир» красоты, профессиональный интерес к душам людей, исключительность вдохновленных состояний, которые могут пониматься ключами к сути бытия, объективно «выносит» людей искусства в мировоззрение (Ф.М. Достоевский, Л. Толстой, С. Дали).

Научное. Получает распространение с развитием новых, опытных наук в XVII в., прогрессивно изменивших окружающий мир. Отличает творческая инициатива, системность, рациональность, доказательность. Но наука, становясь мировоззрением, выходит за рамки надежного, научного опыта!? В этом плане наука проблематична как мирвоззрение.

Философское. Существует множество философий (плюрализм), но есть надежда, что в спорах может родиться одна Истина. В рациональности, доказательности философия стремится не уступать науке. Философия, тысячелетиями специализируясь на мировоззрении, учитывает принципиальную историчность и ограниченность опыта, стремится быть предельно открытой к критике со стороны скептицизма, релятивизма, нигилизма. В итоге, позволительно считать, что философия является сравнительно самым лучшим (глубоким, точным, всесторонним, доказательным, критичным) мировоззрением.

Отсюда, философия – теоретическое, характеризующееся полнотой, максимально возможной доказательностью и критичностью мировоззрение (критичность, например, может привести к аргументированному отказу от философии, например, в пользу религии – и это вполне философский вывод).

3. История мировоззрений; философия и наука

 

Мифология – первое мировоззрение человечества. Ее социально-экономическая основа: низкий уровень развития производительных сил общества (фильм «Легенда о Нараяме»), натуральное хозяйство, родоплеменная организация жизни. Неолитическая революция (XVIII-III тыс. до н.э.), развитие торговли, отделение умственного труда от физического, формирование частной собственности и интересов, появление сакральных цивилизаций (Египет) вело к критике мифологии и формированию философского, художественного, религиозного мировоззрений. В рабовладельческом, классовом обществе религия становится господствующим мировоззрением. В эпоху Возрождения, в новое время философия служила основой для критики религии и утверждения новой жизни. В этом плане можно говорить о философии как господствующем мировоззрении. В социалистических странах философия (марксизм) была определяющим мировоззрением. Но, в целом, на смену религиозному пришло научное мировоззрение. Считаем, что адекватное современным вызовам, уровню и ответственности выпускников вуза мировоззрение – научно-философское.

В историческом плане, вначале философия («мудрость вообще», «царица наук») была «сильнее» науки. В культуре господствовала созерцательность (внеопытное знание). Считалось, чем ближе тема к небу, тем теоретичнее. Натурфилософия открывала то, что в дальнейшем отошло к науке («Физика» Аристотеля; атомы Демокрита), философы разрабатывали нужную науке логику познания, доказательства и оформления знания (аксиоматика Евклида от Платона). Появившиеся в XVII в. новые науки обрели независимость от философии. Физика Ньютона, опытно-математическое естествознание стало эталоном научного знания. В XIX в. О. Конт (позитивистская философия) заявил о мировоззренческой роли науки и закате эры философии. Для ряда философий (экзистенциализм) это неприемлемо, для них рассудочная наука вторична перед изначальным, культурным, божественным, отражаемым духом, религией, философией. В этом споре истина видится золотой серединой: философия и наука вместе решают вопросы рационального понимания мира. Науки изучают конкретные аспекты природа, общества и человека, используют определенные средства познания. Философия ответственна за общие, мировоззренческие вопросы: существует ли внешний мир, можно ли считать всеобщими открываемые в синергетике закономерности, какие ограничении следует видеть у глобального эволюционизма и т.п. Среди последних наиболее актуален вопрос: не ведет ли интенсивное развитие науки к гибели человечества?

Взаимосвязь философии и науки хорошо иллюстрируется в области естественных наук (физика и философские вопросы физики). Применительно к социально-гуманитарному научному и философскому знанию, есть ряд накладок, нерешенных проблем взаимодействия. Общество в целом в философии изучает социальная философия, в науке – социология. Человека в целом в философии изучает человекознание, в науке – психология. Современная культурология стремится стать наукой о культуре вообще: частью культуры является философия, которая в этом плане становится подчиненной культурологии!?

4. Система философского знания и функции философии

 

Всегда будет стремление дать философию в строго последовательном виде (Спиноза Б. «Этика, доказанная в геометрическом порядке»), из одного начала (по Ф. Энгельсу, основной вопрос философии: что первично – материя/сознание; и познаваем ли мир). Но все это пока утяжеляет восприятие философии, и всегда находятся альтернативы (по А. Камю, главный вопрос философии: стоит ли человеку жить). В итоге, не усложняем ситуацию ради абстрактных целей. Отсюда, предложение Ф. Энгельса берем основным в философском осмыслении мира в целом, а идею А. Камю считаем важнейшей для философии человека. Общее системное видение философии при этом не пострадает.

В современной философии выделяют множество частей, областей, разделов: эстетика (учение о прекрасном), этика (учение о морали, нравственности), аксиология (учение о ценностях), праксиология, социальная философия, философия истории, футурология, философия техники, диалектика и др. Беря за основу указанные четыре области мировоззренческого интереса, с необходимым добавлением истории философии, общего начала/вступления и заключения получаем следующие разделы философского знания.

1. Введение в философию. Суть: обеспечить начальное понимание философии, которое позволило бы достойно, с уважением погружаться в ее глубину.

2-4. История философии (начала истории философии; история западной философии XVII-XIX вв.; история новейшей и российской философии). Суть: показать последовательное развитие и актуальные поныне достижения.

5. Онтология (учение о бытии, обо всем существующем). Суть: вопросы о бесконечности, боге (в полемике материализма, объективного идеализма, субъективного идеализма), всеобщем в мире (бытие, материя, пространство и др.).

6. Гносеология (теория познания). Суть: познаваем ли мир вообще; проблемы чувственного, рационального, внерационального познания, методов познания, творчества, рациональности, науки, знания и истины и др.

7. Философия человека. Суть: что есть человек (происхождение человека; человек в системе общественных связей; биологическое и социальное, сознательное и бессознательное в человеке и др.) и смысл его жизни (свобода, индивидуализм или этатизм и др.).

8. Философия общества и будущего человечества. Суть: что есть общество (происхождение общества, структура общественной жизни) и тенденции его развития (коммунизм, постиндустриальное общество, ноосфера, глобализм или антиглобализм, постчеловеческое общество и др.).

9. Заключение. Суть: обозреть изученное, подтвердить ценность, необходимость дальнейшего изучения и применения философии.

Выделяются разные функции/задачи философии. Считаем: они выводятся из разделов философии. Например, изучение гносеологии обеспечивает: историко-системный, критический, категориальный, методологически выверенный подход к анализу любых объектов; способность качественного, понятийного оформления знания, убедительного доведения его (в частности, с использованием теории красноречия – риторики) до заинтересованных лиц.

Приложение 1. Самоопределение философии и определение мировоззрения

 

Платон (428-347): «В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом и не очистился до конца, – никому, кто не стремился к познанию. Потому-то … истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности, в отличие от большинства, которое корыстолюбиво, и хотя они, в отличие от властолюбивых и честолюбивых, не страшатся бесчестия и бесславия, доставляемых дурной жизнью, они от желаний воздерживаются.»

Аристотель (384-322): «Начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, что к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это … когда оказалось в наличие все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.»; «Следует рассмотреть каковы те причины и начала, наука и которых есть мудрость. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь большей ясности. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко достижимое для человека… В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин. В-четвертых… так которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы. В-пятых, та, которая главенствует … ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и он не должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр.»

Фома Аквинский (1225-1274): «Если что-либо относящееся к творениям наблюдают философ и верующий, то их объяснения будут исходить из различных оснований. Ведь философ будет опираться в своих рассуждениях на собственные причины вещей, верующий же на первопричину, т.е. он будет говорить: «Так дано в откровении», или «Это относится к славе Божьей», или «Могущество Божие беспредельно». Отсюда вера, коль скоро она созерцает высочайшую причину, может быть названа высшей мудростью в соответствии со словами писания.»

М. Монтень (1533-1592): «Глубоко ошибаются те, кто изображает философию недоступною для детей, с нахмуренным челом, с большими косматыми бровями, внушающими страх… На деле же не сыскать ничего другого столь милого, доброго, радостного, чуть было не сказал – шаловливого… Что же касается философских бесед, то они имеют свойство веселить и радовать тех, кто участвует в них.»

Я. Бёме (1575-1642): «При помощи философии говорят о божественной силе, о том, что есть бог, и какова природа, звезды и стихии в божьем, и откуда всякая вещь имеет свое происхождение, как устроены небо и земля, а также ангелы, люди и дьяволы, небо и ад, и все, что тварно: также о том. что суть оба качества в природе; все это на истинном основании в познании духа, в побуждениях и движении божьем.»

Т. Гоббс (1588-1679): «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления, из известным нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий… Цель и назначение философии, таким образом, заключается в том, что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ.»

И.В. Гете (1749-1832): «Каждому возрасту соответствует известная философия. Ребенок является реалистом: он так же убежден в существовании груш и яблок, как и в своем собственном. Юноша, обуреваемый страстями…забегая со своим чувством вперед… превращается в идеалиста. Напротив, у мужчины все основания стать скептиком. Он хорошо делает, когда сомневается, надлежащее ли средство выбрал он для своей цели… чтобы не сетовать потом на неправильный выбор. Старик же всегда будет тяготеть к мистицизму. Он видит, как много вещей зависит от случая: неразумное удается, разумное идет прахом, счастье и несчастье уравновешивают друг друга. Так есть, так было, - и преклонный возраст находит успокоение в Том, который был, есть и будет».

Г. Гегель (1770-1831): «Относительно всех наук, изящных и прикладных искусств, ремесел распространено убеждение, что для овладения ими необходимо затратить большие усилия на их изучение и на упражнения в них. Относительно же философии, напротив, в настоящее время, видимо, господствует предрассудок, что – хотя из того, что у каждого есть глаза и руки, не следует, что он сумеет сшить сапоги, если ему дадут кожу и инструменты, – тем не менее каждый непосредственно умеет философствовать и рассуждать о философии, потому что обладает этой меркой в виду природного ума, как будто он не обладает точно такой же меркой для сапога в виде своей ноги.»

В.С. Соловьев (1853-1900): «Название «любомудрие»… не может применяться к отвлеченной теоретической науке. Под мудростью разумеется не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа. Таким образом, слово «философия» означает стремление к духовной цельности человеческого существа.»

А. Бергсон (1859-1941): «Делать из философии совокупность обобщений, идущих далее научных обобщений, это желать от философии, чтобы она довольствовалась правдоподобным и ограничилась вероятным.» «Опустимся во внутрь самих себя, чем глубже будет расположена та точка, которой мы коснемся, тем сильнее будет давление, и порыв, которые выпрут нас наверх. Философская интуиция есть это прикосновение, философия есть этот порыв.» Философия «должна ассимилировать становление, являющееся жизнью вещей.»

Э. Гуссерль (1859-1938): «В правильном переводе и изначальном смысле философия обозначает не что иное, как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего. Очень скоро интерес к целому, а следовательно, и вопрос о всеохватном становлении и бытии в становлении стал делиться по отношению к всеобщим формам и регионам бытия и, таким образом, философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки.»

Б. Рассел (1872-1970): «Философия … является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым, но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету …Все точное знание … принадлежит науке, все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между наукой и теологией есть Ничейная Земля …эта Ничейная Земля и есть философия»

М. Хайдеггер (1889-1976): «Философия (метафизика) – ни наука, ни мировоззренческая проповедь… в подобные рамки ее не вгонишь… она не поддается определению через что-то другое – а только через саму себя и в качестве самой себя – вне сравнения с чем-либо, из чего можно было бы добыть ее позитивное определение. В этом случае философия есть нечто самостоятельное, последнее.»; «Философия – противоположность всякой успокоенности и обеспеченности. Она воронка, в середину которой затягивает человека, чтобы только так без фантазирования он смог понять собственное присутствие.»

А.Г. Спиркин (1989): «Философия – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.» 

А.В. Канке (2002): «философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, всеохватывающие, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек).

И.Т. Фролов (1989): «Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи. … В различных формах мировоззрений по разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание

Алексеев П.В., Панин А.В. (2005): «Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. … Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.»

Приложение 2. Структурное представление материала курса

 

I . Введение в философию и ее преподавание

1. Философия как современный учебный предмет и личностный выбор. 2. Определение философии как вида мировоззрения. 3. История мировоззрений; философия и наука. 4. Система философского знания и функции философии

 

 

↓ ↑

 

II . История философии: начала 6. Проблема происхождения, социокультурной и общей истории философии. 6. Начала древневосточной философии. 7. Специфика и этапы исторического развития античной философии. 8. Ранняя греческая философия: Фалес (милетцы), Пифагор. 9. Ранняя греческая философия: элеаты, Гераклит. 10. Ранняя греческая философия: атомисты, Анаксагор. 11. Ранняя греческая философия: Сократ, софисты, сократики. 12. Классический этап античной философии: Платон, Аристотель. 13. Эллино-римская философия: эпикуреизм. 14. Эллино-римская философия: стоицизм. 15. Эллино-римская философия: скептицизм, неоплатонизм. 16. Средневековая религиозная философия, философия Возрождения III . История философии: западноевропейская философия XVII - XIX вв. 17. Философия XVII в.: новая наука, человек, общество, эмпиризм, рационализм. 18. Субъективный идеализм: Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант, И.Г. Фихте. 19. Философия эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия. 20. Материализм XVII-XIX вв. Формирование и основы марксизма. 21. Иррационализм XIX в. А. Шопенгауэр. Ф. Ницше. Философия жизни   IV . История философии: история новейшей и российской философии 22. Позитивизм: от классического позитивизма к неопозитивизму. 23. Экзистенциализм. Прагматизм. 24. Бессознательное З. Фрейда и гуманизм неофрейдизма. 25. Постпозитивизм. Структурализм. Постмодернизм. 26. Феноменология Э. Гуссерля. М. Хайдеггер. Философская герменевтика. 27. История и направления российской философии       → ← V . Онтология 28. Бытие и онтология: начала. 29. Материя: общее определение. 30. Пространство и время. 31. Движение и самодвижение. 32. Детерминизм. 33. Движение и развитие. 34. Формы движения материи. Универсальный эволюционизм. 35. Материя и сознание   VI . Гносеология 36. Основы и исторические вехи гносеологии. 37. Чувственное и рациональное. Эмпиризм, сенсуализм, рационализм. 38. Метод и методология. Уровни и методы научного познания. 39. Творчество. Рациональное и иррациональное в творчестве и познании. 40. Действительность, знание, язык, логика, диалектика. 41. Революции и множественность науки. Критерии научности. 42. Проблема истины. Вера и знание   VII . Философия общественной жизни. Философия человека 43. Основы философии общественной жизни. Философское самопознание. 44. Философия антропосоциогенеза. 45. Проблема свободы воли и целостности человека. 46. Мораль, право, ценность. Основные направления этического выбора. 47. Свобода и необходимость. Личность и массы. Гражданское общество   VIII . Философия общественной жизни. Философия общества 48. Объективный идеализм, религия, субъективный идеализм об истории. 49. Материалистическое, формационное понимание истории. 50. Философия постиндустриального будущего человечества. 51. Теории культурно-исторических типов о судьбе человечества. 52. Общество и природа. Проблема постчеловека. 53. Основы и перспективы сциентизма, технократии и антисциентизма. 54. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. 55. Прогресс. Глобальные проблемы  

 

↓ ↑

 

 

I Х. Заключение

56. Проблема совершенствования курса философии.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!