Виды классификации: по типу общественного назначения музеев



Классификация музеев

Каждый из музеев уникален и неповторим.

При этом в составе собраний музеев, масштабе их деятельности, юридическом положении и других характеристиках есть сходные черты, которые позволяют распределять музеи по определенным группам, осуществлять классификацию музеев.

Виды классификации: по профилям музеев

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком данной классификации выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями.

Эта связь прослеживается в:

- составе фондов музея,

- в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественнонаучные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи и пр.

В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний основные профильные группы делятся на более узкие подгруппы.

Исторические музеи делятся на:

• общеисторические музеи (широкого профиля); например, Государственный Исторический музей в Москве;

• археологические музеи; например, историко-археологический музей-заповедник Костёнки (Воронежская обл.);

• этнографические музеи; например Российский этнографический музей в Петербурге;

• военно-исторические музеи; например, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;

•музеи политической истории; например Музей политической истории России в Петербурге;

• музеи истории религии; например Музей истории религии в Петербурге;

• историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом, в отличие от этнографических музеев, они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; например, Музей городского быта «Старый Владимир»;

• монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; например, Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда;

Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле этого слова):

· художественные музеи. хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного искусства и призванные удовлетворять эстетическим потребностям человека); например, Музей Петербургского авангарда;

· литературные музеи. документируют историю литературы. могут заниматься историей мировой или , какой-либо национальной литературы, творчеством отдельных направлений, групп и писателей. Самый крупный литературный музей России – Государственный литературный музей в Москве;

· музыкальные музеи. документирует историю музыкальной культуры – мировой и отдельных национальных культур, мемориальные музеи выдающихся музыкантов и композиторов. Крупнейший из отечественных музеев – Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве;

· театральные музеи. документируют историю театра и театрального искусства. Они также могут быть посвящены истории мирового театрального искусства или искусства отдельной страны, театра, школы. Мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей. Из наиболее известных музеев данного профиля – Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. Музей БДТ в Петербурге, Центрального театра кукол им. С. Образцова в Москве.

Художественные музеи делятся на:

• музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве;

• музеи декоративно-прикладного искусства; например, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;

• монографические; например, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.;

Естественнонаучные музеи делятся на

· палеонтологические,

· антропологические,

· биологические (широкого профиля),

· ботанические,

· зоологические,

· минералогические, геологические 

· музеи техники. документируют историю развития техники и технологий; например, Политехнический музей в Москве, Центральный музей ж/д транспорта в Петербурге. Мемориальные музеи выдающихся естествоиспытателей и механиков – Мемориальный музей А.С. Попова при гос-ном электротехническом институте в Петербурге;

· музеи промышленности. документируют историю развития и современного состояния отраслей производства – ремесленного, мануфактурного, фабрично-заводского, отдельных предприятий. В России первый промышленный институт появился в 1744 – Музей Петербургского фарфорового завода.

Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля. Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи.

Комплексным профилем обладают также музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров и окружающей территории. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области — «Новый Иерусалим».

Виды классификации: по типу общественного назначения музеев

Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи, детские музеи.

Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений.

Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы, прежде всего, на специалистов. Например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва).

Научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но, поскольку ориентированы, прежде всего, на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Например,  Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.

 

Учебные  музеи. Их главное предназначение – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах. Например,  Музей лесоводства им. Г.Ф. Морозова Петербургской лесотехнической академии.

Детские музеи предназначены для детской аудитории, их коллекции и приемы экспонирования ориентированы на интересы и потребности детей. Коллекции наряду с редкими и уникальными предметами включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, а также специально сконструированные модели, которые можно использовать в игровой деятельности. Также под детскими музеями понимают  музеи, рассказывающие о детской деятельности, например, музеи детского художественного творчества.

Бруклинский детский музей стал первым в мире музеем для детей (1899 г.) В России происходит повышение интереса к идее музея для детей в 1890-1910-е гг. Появились музеи-мастерские и школьные музеи, созданные руками самих детей.

В 1920-30-е гг. отмечен новый всплеск интереса к детским музеям, основывавшийся на необходимости реформирования дореволюционной школы. На этот период приходится активная деятельность Музея игрушки (первый директор Н.Д. Бартрам) и Музея детской книги (директор Я.П. Мексин).

С 1980-90-е гг. возрождается интерес к детским музеям. Существует и ряд проблем детских музеев, из которых важнейшей является проблема отношения к подлиннику. В решении этого вопроса принято разделять американский и европейский подходы. В первом случае ребенок в процессе игры приобретает знания и делает открытия. В сравнении с этой главной целью, важность подлинного музейного экспоната отходит на второй план. Во втором случае (европейский подход) особо подчеркивается музейная ценность экспоната и приоритетной становится задача погружения в историческую эпоху и ее культурный контекст.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 759; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!