Представления о пространстве и времени в современной философии.

Вопросы для устного обсуждения на семинаре:

1. Развитие взглядов на пространство и время в доньютоновский период.

2. Пространство и время в механике Ньютона.

3. Пространство и время в теории относительности Эйнштейна.

4. Понятие кривизны пространства. Неевклидова геометрия.

5. Релятивистская космология.

6. Пространство и время в современной философии.

Письменное домашнее задание:

Задание 1. Дайте письменные ответы на вопросы:

a) Чем вызывается смена наших представлений о пространстве и времени?

b) Каким образом (за счет чего?) происходит обогащение представлений о пространстве и времени?

c) Что нового в понимании связи материи, движения, пространства и времени внесла теория относительности А. Эйнштейна?

Задание 2. Из перечисленных ниже свойств, определите, какие относятся к пространству, а какие ко времени, а какие являются общими. Поясните эти свойства.

Свойства пространства: Свойства времени:
1… 2… и т.д. 1… 2… и т.д.

A. Объективность

B. Бесконечность

C. Изотропность

D. Однородность

E. Непрерывность

F. Одномерность

G. Необратимость

H. Трехмерность

I. Кривизна

J. Неразрывная связь с материей и движением



Материал для изучения:

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА: РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Развитие взглядов на пространство и время в истории науки

Пространство и время как всеобщие необходимые формы бытия материи являются фундаментальными категориями в современной физике и других науках. Физические, химические и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с измерением длин и длительностей, то есть пространственно-временных характеристик объектов. Поэтому расширение и углубление знаний о мире связано с соответствующими учениями о пространстве и времени.

Уже в античном мире мыслители задумывались над природой и сущностью пространства и времени.

Так, одни из философов отрицали возможность существования пустого пространства, или, по их выражению, небытия. Это были представители Элейской школы в Древней Греции. А знаменитый врач и философ Эмпедокл хотя и поддерживал учение о невозможности пустоты, в отличие от элеатов утверждал реальность изменения и движения.

Некоторые философы, в том числе Демокрит, утверждали, что пустота существует, как материя и атомы, и необходима для перемещений и соединений атомов.

Материя в представлениях Аристотеля пассивна, для движения нужен источник – вечное вращательное движение небесных сфер не мыслилось без первичного двигателя, а в земных условиях должна быть приложена внешняя сила. Отсюда кардинальная разница между земным и небесным состояниями движения и покоя. Пространство – не просто вместилище тел, его свойства связаны с физическим бытием материи, оно непрерывно по протяженности, как время непрерывно по длительности. «Место» - это не объем, занимаемый телом, оно не принадлежит предмету, с предметом связаны материя и форма, а место как граница объемлющей материальной среды меняется при движении. Поэтому пространство (совокупность мест) является наполненным, а к пустоте это понятие не применимо. Аристотель, считая, что «природа не любит пустоты», отрицал возможность существования как пустого пространства, так и пустого времени. И пустое пространство атомистов – абстракция чисто геометрических свойств реального физического пространства. Так как «мы вместе ощущаем и движение, и время», то «время есть или движение, или нечто, связанное с движением». Но движения могут иметь разную скорость, то есть они должны измеряться временем. Значит, время есть «мера движения». Платон писал» «Поскольку день и ночь, круговороты месяцев и лет, равноденствия и солнцестояния зримы, глаза открыли нам число, дали понятие о времени и побудили исследовать природу Вселенной».

В доньютоновский период развитие представлений о пространстве и времени носило преимущественно стихийный и противоречивый характер. И только в «Началах» древнегреческого математика Эвклида пространственные характеристики объектов впервые обрели строгую математическую форму. В это время зарождаются геометрические представления об однородном и бесконечном пространстве.

Геоцентрическая система К. Птолемея, изложенная им в труде «Альмагест», господствовала в естествознании до 16 века. Она представляла собой первую универсальную математическую модель мира, в которой время было бесконечным, а пространство конечным, включающим равномерное круговое движение небесных тел вокруг неподвижной Земли.

Коренное изменение пространственной и всей физической картины произошло в гелиоцентрической системе мира, развитой Н. Коперником в работе «Об обращениях небесных сфер». Принципиальное отличие этой системы мира от прежних теорий состояло в том, что в ней концепция единого однородного пространства и равномерности течения времени обрела реальный эмпирический базис.

Признав подвижность Земли, Коперник в своей теории отверг все ранее существовавшие представления о ее уникальности, единственности центра вращения в Вселенной. Тем самым теория Коперника не только изменила существовавшую модель Вселенной, но и направила движение естественнонаучной мысли к признанию безграничности и бесконечности пространства.

Космологическая теория Д. Бруно связала воедино бесконечность Вселенной и пространства. В своем произведении «О бесконечности, Вселенной и мирах» Бруно писал: «Вселенная должна быть бесконечной благодаря способности и расположению бесконечного пространства и благодаря возможности и своеобразности бытия бесчисленных миров, подобных этому…». Бруно представлял вселенную «целым бесконечным», «единым безмерным пространством». Он делает вывод о безграничности пространства, ибо оно «не имеет края, предела и поверхностия».

Практическое обоснование выводы Бруно получили в «Физике неба» И. Кеплера и в небесной механике Г. Галилея. В гелиоцентрической картине движения планет Кеплер увидел действие единой физической силы. Он установил универсальную зависимость между периодами вращения планет и средними расстояниями их до Солнца, ввел представление об их эллиптических орбитах. Концепция Кеплера способствовала развитию математического и физического учения о пространстве.

Подлинная революция в механике связана с именем Г. Галилея. Он ввел в механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений. Первостепенную роль в развитии представлений о пространстве сыграл открытый им общий принцип классической механики – принцип относительности Галилея. Согласно этому принципу все физические (механические) явления происходят одинаково во всех системах, покоящихся или движущихся равномерно и прямолинейно с постоянной по величине и направлению скоростью. Такие системы называются инерциальными. Математические преобразования Галилея отражают движение в двух инерциальных системах, движущихся с относительно малой скоростью (меньшей, чем скорость света в вакууме). Они устанавливают инвариантность (неизменность) в системах длины, времени и ускорения.

Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени связано с рационалистической физикой Р. Декарта, который создал первую универсальную физико-космологическую картину мира. В основу ее Декарт положил идею о том, что все явления природы объясняются механическим воздействием элементарных материальных частиц. Взаимодействием элементарных частиц Декарт пытался объяснить все наблюдаемые физические явления: теплоту, свет, электричество, магнетизм. Само же взаимодействие он представлял в виде давления или удара при соприкосновении частиц друг с другом и ввел в физику идею близкодействия.

Декарт обосновывал единство физики и геометрии. Он ввел координатную систему (названную впоследствии его именем), в которой время представлялось как одна из пространственных осей. Тезис о единстве физики и геометрии привел его к отождествлению материальности и протяженности. Исходя из этого тезиса, Декарт отрицал пустое пространство и отождествлял пространство с протяженностью.

Декарт также развил представление о соотношении длительности и времени. Длительность, по его мнению, «соприсуща материальному миру. Время же – соприсуще человеку и потому является модулем мышления». «Время, которое мы отличаем от длительности, - пишет Декарт в «Началах философии», - есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим».

Таким образом, развитие представлений о пространстве и времени в доньютоновский период способствовало созданию концептуальной основы изучения физического пространства и времени. Эти представления подготовили математическое и экспериментальное обоснование свойств пространства и времени в рамках классической механики.

Классическая механика Ньютона легла в основу новой физической гравитационной картины мира. Ее вершиной является теория тяготения. Она провозгласила универсальный закон природы – закон всемирного тяготения. Согласно этому закону, сила тяготения универсальна и проявляется между любыми материальными телами независимо от их конкретных свойств. Она всегда пропорциональна произведению масс тел и обратно пропорциональна квадрату расстояний между нами. Этот закон действует во всей Вселенной. На основе этого, Ньютон сделал вывод, что Вселенная бесконечна. Лишь в этом случае в ней может существовать множество космических объектов – центров гравитации. Так, Ньютон доказывает бесконечность пространства.

В 1687 году вышел главный труд Ньютона – «Математические начала натуральной философии». В нем были сформулированы основные законы движение, дано определение понятий пространства, времени, места, движения

Раскрывая сущность времени и пространства, Ньютон характеризует их как «вместилища самих себя и всего существующего. Во времени все располагается в смысле порядка последовательности, в пространстве – в смысле в порядке положения».

Он предлагает различать два типа пространства и времени: 1) абсолютные (истинные, математические) и относительные (кажущиеся, обыденные).

· Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью.

· Относительное, кажущееся, или обыденное, время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени (например, час, день, месяц).

· Абсолютное пространство – по своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным.

· Относительное пространство есть мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное.

Разграничение понятий относительного и абсолютного пространства и времени связано со спецификой теоретического и эмпирического уровней их познания. На теоретическом уровне классической механики абсолютное пространство и время играли существенную роль во всей причинной структуре описания мира. Они выступали в качестве универсальной инерциальной системы отсчета, так как законы движения классической механики справедливы в инерциальных системах отсчета. Ньютон понимал абсолютное пространство и время субстанционально – то есть независимыми ни от материи, ни друг от друга. Субстанциональная концепция пространства и времени – концепция, рассматривающая пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Субстанциональными являются практически все доньютоновские концепции и собственно ньютоновская концепция пространства-времени.

 На уровне эмпирического познания материального мира понятия «пространство» и «время» ограничены чувствами и свойствами познающей личности, а не объективными признаками реальности как таковой. Поэтому они выступают в качестве относительного времени и пространства.

Ньютоновское понимание пространства и времени вызвало неоднозначную реакцию со стороны его современников. С критикой ньютоновских представлений о пространстве и времени выступил немецкий ученый Г.В. Лейбниц. Он развивал реляционную концепцию пространства и времени, отрицающую существование пространства и времени как абсолютных сущностей.

Указывая на чисто относительный (реляционный) характер пространства и времени Лейбниц писал: «Считаю пространство так же, как и время, чем-то чисто относительным: пространство – порядком сосуществований, а время – порядком последовательностей».

Лейбниц предвосхитил положения теории относительности Эйнштейна о неразрывной связи пространства и времени с материей. Он считал, что пространство и время не могут рассматриваться в «отвлечении» от самих вещей. «Мгновения в отрыве от вещей – ничто, - писал он, - и они имеют свое существование в последовательном порядке самих вещей».

Однако данные представления Лейбница не оказали заметного влияния на развитие физики, так как реляционная концепция пространства и времени была неоднозначна для того, чтобы служить основой принципа инерции и законов движения, обоснованных в классической механике Ньютона. Впоследствии это было отмечено и А. Эйнштейном.

Успехи ньютоновской системы (поразительная точность и кажущаяся ясность) привели к тому, что многие критические соображения в ее адрес обходились молчанием. А ньютоновская концепция пространства и времени, на основе которой строилась физическая картина мира, господствовала вплоть до конца 19 века.

Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна.

Концепция пространства-времени Эйнштейна – реляционная концепция, которая рассматривает пространство и время не как особые, независимые от материи сущности, а как формы существования материи (которые зависят от самой материи). В истории философии реляционной концепции пространства-времени придерживались Лейбниц, Гегель, Энгельс.

Специальная теория относительности была создана А. Эйнштейном в 1905 году. Она стала результатом обобщения и синтеза классической механики Галилея-Ньютона и электродинамики Максвелла-Лоренца.

«Она описывает законы всех физических процессов при скоростях движения, близких к скорости света, но без учета поля тяготения. При уменьшении скоростей движения, она сводится к классической механике, которая, таким образом, оказывается ее частным случаем».

В основе специальной теории относительности лежат два постулата:

1) Принцип относительности – все физические явления происходят одинаково во всех телах, движущихся относительно друг друга прямолинейно и равномерно;

2) Инвариантность скорости света – скорость света в вакууме постоянна и не зависит от движения наблюдателя или источника света.

В теории Эйнштейна мир не делится на пространство и время. В ней говорится не о трехмерном пространстве и времени, а о четырехмерном многообразии (континууме) пространства-времени. Физическое пространство, постигаемое через объекты и их движение, имеет три измерения, и положение объектов характеризуется тремя координатами. Момент события есть четвертая координата. Точка в четырехмерном пространстве определяется четырьмя координатами и называется мировой точкой. Здесь – представление о тесной взаимозависимости и взаимодополнительности пространства и времени.

В специальной теории относительности время не абсолютно, а относительно – ход часов в различных системах отсчета может быть неодинаковым. Так, для наблюдателя в системе отсчета, движущейся относительно него со скоростью v, время будет течь медленнее:

 


где t0 – время в неподвижной системе, с – скорость света в вакууме.

Кроме того, с увеличением относительной скорости уменьшаются линейные размеры тел вдоль направления движения:

 

 

где l0 – линейные размеры тела в состоянии покоя, с – скорость света в вакууме.

Из-за конечности скорости света два события, одновременные в одной системе отсчета, оказываются не одновременными в разных системах, то есть понятие одновременности событий зависит от системы наблюдения, что означает относительный характер. Поэтому СТО называют также релятивистской теорией, а разделы физики, изучающие явления, связанные с движениями, происходящими со скоростями, сравнимыми со скоростью света, - релятивистской физикой. Если скорости движения частиц много меньше скорости света, формулы СТО становятся похожими на уравнения механики Ньютона.

Из СТО также следует, что масса тела не является постоянной величиной. С увеличением скорости тела масса возрастает:

 

 

где m0  - масса тела в состоянии покоя, с – скорость света.

Важнейшим следствием СТО является вывод об эквивалентности массы и энергии, то есть масса и энергия – это разные названия для одной и той же физической сущности. Можно измерять энергию в единицах массы, а массу – в единицах энергии. Эквивалентность массы и энергии отражена в формуле Эйнштейна для полной массы-энергии тела: E = mc2. Пропорциональность массы и энергии является выражением внутренней сущности материи.

В 1916 году Эйнштейн разработал общую теорию относительности уже для любых систем отсчета, включив в нее СТО. Согласно принципу относительности Эйнштейна, законы физики одинаковы во всех системах отсчета. При создании ОТО Эйнштейн исходил из принципа тождественности сил инерции и сил гравитации (т.е. можно любую неинерциальную (ускоренную) систему заменить эквивалентной ей инерциальной, в которой имеется гравитационное поле. Отсюда вытекают два следствия:

1) Эквивалентность пространственно-временных соотношений материальному объекту (например, ускорение – полю гравитации, обладающему энергией);

2) Гравитационное взаимодействие можно рассматривать как искривление пространства-времени.

При наличии в пространстве тяготеющих масс пространство искривляется, становится неевклидовым (Вблизи массивных тел время замедляет свой ход и уменьшается протяженность тела. Этот эффект тем заметнее, чем больше масса небесных тел).

В течение многих столетий полагали, что реальное пространство может быть только прямолинейным, каким его описал еще в III веке до н.э. древнегреческий математик Евклид. Евклидово пространство характеризуется прямой линией, лишенной кривизны плоскостью. Сумма углов треугольника в таком пространстве равна 180 градусов. Важнейшим свойством прямолинейного пространства выражаются постулатом о параллельных прямых, согласно которому через точку на плоскости, не лежащую на данной прямой, можно провести одну и только одну прямую, параллельную данной прямой. В 19 веке ряд выдающихся математиков почти одновременно пришли к мысли о возможности существования пространства с принципиально иной геометрией. Н.И. Лобаческий (1792 – 1856) разработал первый вариант теории криволинейного пространства (1826), в которой через точку на плоскости можно провести более одной прямой, параллельной данной, сумма углов треугольника меньше 180 градусов и т.д. Пространство Лобачевского можно представить в виде вогнутого пространства граммофонной трубы. Близкие варианты криволинейной геометрии были разработаны венгерским математиком Я. Больяи и немецким математиком К.Ф. Гауссом. Несколько позже вариант геометрии выпуклого пространства (где сумма углов треугольника больше 180 градусов) создал немецкий математик Б. Риман (1854). В евклидовой геометрии кривизна нулевая, у Римана – положительная, у Лобачевского – отрицательная. Риман впоследствии показал единство и непротиворечивость всех неевклидовых геометрий, частным случаем которых является геометрия Евклида. Полностью значение этого шала было осознано только в 20 веке с появлением теории относительности.

Теория Эйнштейна нашла свое эмпирическое подтверждение – еще при жизни Эйнштейна были измерены отклонения луча света от звезды вблизи Солнца (во время полного солнечного затмения).

Созданная Эйнштейном новая теория пространства – времени не умаляет достижения классической физики, а только ограничивает область ее применимости. Необходимость учета эффектов, предсказанных в теории относительности, возникает только при достаточно больших скоростях движения (близких к скорости света) и при достаточно больших массах небесных тел. Когда скорости невелики, а масса небесного тела того же порядка, что и масса Земли, этими эффектами можно пренебречь.

В общей теории относительности Эйнштейн доказал, что структура пространства – времени определяется распределением масс материи. Когда корреспондент американской газеты «Нью Йорк Таймс» спросил Эйнштейна в апреле 1921 года, в чем суть его теории относительности, он ответил: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время».

На основе ОТО возникла релятивистская космология. Был выдвинут ряд моделей видимой Вселенной. Уравнения ОТО допускают рассматривать видимую Вселенную как эволюционирующую. Эволюция видимой Вселенной заключается в ее расширении, в процессе которого происходит образование наблюдаемых в настоящее время физических объектов – вещества, поля, элементарных частиц, галактик, небесных тел и т.д. Благодаря открытию Хабблом (1929 год) «красного смещения» спектра удаленных галактик, которое было истолковано (на основе «эффекта Допплера») как свидетельство «разбегания галактик», а также «реликтового излучения» с температурой примерно 3˚ К, была разработана теория «горячей Вселенной», или, иначе, расширяющейся Вселенной. Согласно этой теории, наша Вселенная 15 – 20 млрд лет назад возникла в результате космического Большого взрыва, которому предшествовало так называемое Сингулярное состояние, когда материя видимой Вселенной была «стянута в точку», находилась в сверхплотном состоянии, характеризующемся бесконечной плотностью, температурой, кривизной пространства.

В релятивистской космологии принято, что существует критическая величина средней плотности, равная примерно 10-29 г/см3, то есть 10 атомам водорода в одном кубическом метре. Если реальная плотность материи меньше критической, пространство видимой Вселенной обладает отрицательной кривизной, а расширение Вселенной будет продолжаться бесконечно. Согласно этой модели во Вселенной через 1033 и более лет распадутся все протоны и вещество превратится в разряженный газ электронов, позитронов, фотонов, а в интервале от 1060 до 10100 лет испарятся и так называемые «черные дыры» (сверхплотные состояния вещества, возникающие в результате «коллапса», в которых тяготение «запирает» световое излучение).

Если средняя плотность материи оказывается больше критической, расширение Вселенной в будущем сменится сжатием коллапсом, в результате которого возникнет новое сингулярное состояние.

Согласно С. Вайнбергу, единственная альтернатива человечеству во Вселенной – «либо быть сожженным в закрытой Вселенной, либо быть замороженным – в открытой».

В последние годы модель расширяющейся горячей Вселенной была дополнена представлением о «раздувающейся», в некоторый ранний период Вселенной.

Нередко в популярной литературе открытую Вселенную с пространством отрицательной кривизны называют бесконечной, а закрытую – конечной. Однако, как заметил В.А. Фок, речь здесь может идти только о закрытой или открытой моделях Вселенной, а не о бесконечности или конечности пространства в строгом смысле слова.

С релятивистской космологией, появлением концепции эволюционирующей Вселенной в физику и космологию впервые входит глубокая идея развития, физика становится эволюционной наукой.

Философское значение теории относительности заключается в том, что она подтвердила диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, их неразрывной связи друг с другом и материей.

Главное в содержании и значении теории относительности Эйнштейна состояло в том, что она дала материал и толчок для существенного углубления научной философской концепции пространства, времени, движения и материи. Она наполнила более глубоким содержанием понятие связи пространства и времени, их зависимость от материи.

С теорией относительности и неевклидовой геометрией в науку и философию входит понятие о различных формах пространства и времени, ставится целый ряд новых философских проблем.

С новыми представлениями о пространстве и времени более глубоким содержанием наполнилось и понятие объективной реальности, которое было опосредовано понятием об относительности и многообразии пространственно-временных форм объективно-реального существования.

Представления о пространстве и времени в современной философии.

Современные философские представления учитывают существующие теории пространства-времени, систематизируют и обобщают их.

Пространство и время рассматриваются как формы бытия материи

Пространство – форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность.

Пространство обладает следующими свойствами:

· Объективная независимость от сознания человека.

· Бесконечность (количественная и качественная) – связана с бесконечностью материи во всех ее проявлениях.

· Однородность – все точки пространства обладают одинаковыми свойствами. Однородности пространства соответствует закон сохранения импульса или количества движения. Если на движущееся тело не действуют никакие внешние силы, то оно будет сохранять состояние движения, присущий ему импульс, и само по себе пространство не вызывает изменения этого состояния, то есть в этом смысле оно однородно.

· Изотропность – все направления в пространстве обладают одинаковыми свойствами. Изотропности пространства соответствует закон сохранения момента количества движения. Изотропность означает отсутствие в пространстве каких-либо выделенных направлений верха, низа и так далее. Если в таком пространстве будет вращаться вокруг своей оси некоторое тело, то оно будет сохранять свое вращение, присущий ему момент количества движения и само по себе пространство не будет вызывать изменения этого состояния независимо от направления ориентации оси вращения.

· Непрерывность (единство непрерывного и прерывного в его структуре) – между двумя различными точками в пространстве, как близко бы они не находились, всегда есть третья.

· Трехмерность – каждая точка пространства однозначно определяется набором трех действительных чисел – координат. Все известные материальные объекты обладают трехмерной пространственной структурой – протяженностью в длину, ширину и глубину. Проблема измерений. Новая концепция пространства и времени привела к заостренной постановке проблемы измерений. Может ли пространство иметь более, чем три, а время – более чем одно измерение? С общей теоретической точки зрения это можно допустить. В современной науке разработаны, например, представления о пяти-, восьми- и более мерном пространстве, о более, чем одномерном времени. Однако не существует никаких общих философских или естественнонаучных положений, которые позволяли бы однозначно решить эту проблему. Нет и никаких эмпирических данных для такого решения.

· Кривизна. Пространство может иметь нулевую кривизну (евклидово пространство), положительную (риманово пространство) и отрицательную кривизну (пространство лобачевского).

· Неразрывная связь со временем и движущейся материей.

Время – форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов, их длительность.

Время обладает следующими свойствами:

· Объективность и независимость от сознания человека.

· Вечность. Проявляется как бесконечность его состояний и интервалов, последовательно сменяющих друг друга и различающихся между собой конкретными событиями. Она обусловлена несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее непрекращающимися изменениями и переходами одних видов в другие. Вечность присуща лишь всей материи в целом, каждый же ее конкретный вид преходящ и существует конечное время.

· Однородность – любые явления, происходящие в одних и тех же условиях, но в разные моменты времени, протекают совершенно одинаково, по одним и тем же законам.

· Непрерывность (единство прерывного и непрерывного в его структуре) – между двумя моментами времени, как близко бы они не располагались, всегда можно выделить третий. Сегодня у науки нет оснований говорить о дискретном характере времени.

· Одномерность – последовательность временных изменений возможна лишь в виде линейной упорядоченности с одним измерением в отличие, например, от трехмерности возможных пространственных перемещений тел.

· Необратимость – время течет только в одном направлении – к от прошлого к будущему, оно несимметрично (для обозначения этого феномена А. Эддингтон ввел понятие «стрелы времени»). Прошлое порождает настоящее и будущее, но осуществившись, оно уже недоступно никакому внешнему влиянию в воздействию. Причины необратимости времени должны иметь столь же универсальный характер, как и само время. Одной из таких причин следует считать несимметричность и необратимость причинно-следственных связей во всех системах. Действия всегда направлены от причин к порождаемым ими следствиям. Если бы все причинные цепи были обращены вспять и действия были бы направлены от следствий к порождающим их причинам, то все эти следствия (различные объекты с их свойствами) должны были бы затем изменяться таким образом, чтобы исчезать в тех явлениях, которые их порождают, а последние – в порождающих явлениях. Все растительные и животные организмы находили бы свою смерть в семени, дым и свет от сгоревших дров вновь соединялись бы в дрова, последние превращались бы в деревья, исчезавшие в виде семян в земле. Но такая картина противоречит законам развития.

· Неразрывная связь с пространством и движущейся материей (это показано на примере теории относительности Эйнштейна).

Общие свойства пространства и времени специфически конкретизируются, преломляются на различных уровнях организации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро- и микромире.

Пространство и время – не самостоятельные, независимые от материи реальности, а внутренние формы ее бытия. При этом они объективны и реальны (то есть существуют независимо от сознания людей и познания ими этой объективной реальности).

Пространство и время – две противоположные, взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи. Сосуществуя в пространстве, вещи могут существовать во времени, и, наоборот, существуя во времени, вещи образуют пространственные структуры. Каждая из основных форм бытия выступает, таким образом, в качестве условия другой (это раскрыто в теории относительности Эйнштейна).

С возникновением живой природы возникают биологические пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).

Специфические особенности биологического времени находят свое выражение во временных ритмах, которые представляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. «Биологические часы» - способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках – биологических ритмах. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма. Одним из первых проблему биологического пространства и времени начал анализировать В.И. Вернадский.

С возникновением общества возникают социальное пространство и время. Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Социальное пространство – это по существу «вторая природа», где люди организуют пространство в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Так, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов античности или средневековья.

Более точно, социальное пространство – форма бытия социальной материи, в которой социальная энергия превращается в конкретные формы жизнедеятельности личностей и общества в целом.

Специфическими свойствами социального пространства являются: протяженность, упорядоченность, масштаб, интенсивность, насыщенность, плотность, определенная координация социальных процессов и явлений.

Социальное время – это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. По-другому, можно определить социальное время как определенный по длительности период, каким располагает любой социальный объект и общество в целом; это совокупное время существования и деятельности всех индивидов общества. В истории время может «ускорять свой бег», события текут быстрее, то есть увеличивается интенсивность всех форм жизнедеятельности людей. Особым свойством социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти человечества.

Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (длительность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории – качественно высший уровень социального времени.

Социальное время неотделимо от социального пространства, в рамках которого жизнедеятельность индивидов существует в форме различных институтов, общностей, групп и территориальных структур.



Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!