К чему стоит приглядываться/прислушиваться на первом круге

Критерии анализа игроков

Автор — Булат «Дух» Хакимов (Казань)

После того, как молодой игрок узнал все нюансы правил классической мафии и, вооружившись ими, уселся за игровой стол, главным вопросом долгое время для него остается одно — а что, собственно, говорить? Попробуем с этим разобраться…

В правилах вы столкнетесь лишь с размытой формулировкой, вроде такой: «За отведенную минуту каждый игрок постарается убедить остальных, что является красным игроком, высказывать свои соображения о цвете игроков, говоривших до него», но при этом, когда молодой игрок пытается строить свою речь просто «Вот этот, наверно, — мирный, а вот этот очень много говорит — наверное, мафия. А я сам красный» — такого игрока очень быстро заклюют более опытные игроки. Только сложным путём проб и ошибок, по крупицам, молодой игрок годами собирает информацию о том, как же нужно определять цвета игроков, и что является достаточным основанием, а что — нет. К сожалению, даже среди самых опытных игроков нет единого мнения в этих вопросах. Это связано с невозможностью аналитического решения теоретической задачи мафии, а также с наличием различных школ мафии и с другими историческими аспектами.

Исходя из сказанного выше, могу уверенно заявить, что есть множество самых опытных и уважаемых мною игроков, которые будут не согласны с чем-то из написанного ниже, а может быть и со всем. Однако? пусть это будет первой попыткой хоть как-то систематизировать различные критерии, которыми пользуются известные мне игроки при определении цвета других участников игры. Ну а если у кого-то есть другое мнение по этим критериям, то ставьте лайк и жмите «рассказать друзьям», а в комментариях напишите своё мнение.

В целях классификации я разделил все возможные критерии анализа игроков на три основные группы:

  • Психологические, связанные с поведением черного игрока, вызванным дополнительной информацией, преследуемыми целями и необходимостью врать
  • Эмоциональные, связанные внешними факторами игрока (мимикой, жестами, интонацией голоса и так далее)
  • Схемные, которые позволяют определять цвет игрока не по его действиям и словам, а по действиям и словам других игроков

Психологические критерии

Нелогичность суждений. Это наиболее ходовой критерий оценки игроков в «армянской» школе мафии. Данный критерий основан на том, что мафия не анализирует игроков, как это делают мирные. Мафия всегда держит в уме что-то, что не может озвучить вслух, поэтому их рассуждения, помимо того, что видно и слышно всем, основано ещё на чём-то — отсюда и нелогичность. То есть нелогичность суждений не связана со способностью конкретного человека логично мыслить. С другой стороны, нелогичность может быть связана с глупостью игрока, в таком случае она не должна являться признаком черной роли. К примеру, игрок 3 называет первого игрока чёрным, а второго — красным. При этом, второй игрок называл первого красным, поиграл с ним, и так же, как и первый игрок, пожелал всем удачной игры. Если 3 игрок не назвал каких-либо разумных аргументов, почему у него возникает такое мнение, то это может быть основанием подозревать игрока номер 3. Но помните, что если что-то не соответствует вашей логике — это не всегда является признаком нелогичности, но при этом игрок должен объяснять свою позицию, а если этого объяснения не было, то вы вполне можете посчитать его черным.

Заведомо известная оценка других игроков. Самый типовой критерий основанный на том, что мафия, в отличие от мирных, знает цвета других игроков. Поэтому чёрный игрок иногда в своих суждениях может озвучить известный ему цвет игрока, а затем уже пытаться «высосать из пальца» объяснение этому. Если вы видите, что кому-то кажется очевидным цвет другого игрока, хотя к этому нет разумных и логичных предпосылок, — это может быть признаком черноты этого игрока. Причем очевидно, что мафия может озвучить цвет как красного, так и чёрного игрока. Последнее — это большая удача, так как в этом случае вы находите сразу двух чёрных игроков!

«Лезть в вену» (или «покупать»). Это условное название. Естественно реально никто в вену не залезает. Этот критерий основан на том факте, что любой чёрный игрок для своей победы пытается заполучить мирных к себе в союзники, заслужив их доверие. При этом мафия может пользоваться достаточно низменным приемом — откровенной лестью, как и лисица с вороной в известной нам басне. Такое поведение чёрных игроков в мафии принято называть «лезть в вену». На жестах это явление обозначается постукиванием правой ладонью по тыльной стороне левого локтя. Глядя на ситуацию со стороны, можно определить мафию, но важно при этом не оказаться вороной. Будьте бдительны, когда кто-то вас перехваливает или мило вам улыбается — не стоит так легко поддаваться приятным эмоциям и доверять такому игроку. Но также и не стоит испытывать слишком много недоверия к каждому, кто с вами согласен.

Противоречие действия словам. Критерий основан на том факте, что мафия, заявляя свою позицию, часто, вынуждена врать и не говорить то, что ей на самом деле нужно. В итоге наблюдается противоречие между тем, что игрок говорит, и тем, что он делает. К примеру: игрок вскрывается шерифом, заявляет, что проверил игрока номер 3, но при этом днём всегда говорил, что игрок 3 — самый красный. Если этот игрок действительно не подозревал игрока 3, то зачем он его проверил?! Другой банальный пример: игрок заявляет, что для него 5-ый игрок — самый чёрный за столом, а во время голосования этот игрок не голосует в 5-го игрока (хотя 5-ый игрок выставлен и не заявлял, что не голосуется). Я считаю это наиболее строгим критерием и любой игрок, который попадается на несоответствии действий словам, должен как минимум основательно объяснить произошедшее.

Ведущая и ведомая позиция игрока. Учитывая всё вышеперечисленное, мафия старается скрыть свою позицию, чтобы не ляпнуть лишнего. Поэтому часто мафия пытается спрятаться за мирного игрока. Такое явление ещё называют просто «присоединением». Когда какой-то красный игрок говорит хорошую позицию, удобную для черного игрока, то следующий чёрный может просто присоединиться к его позиции. В более общем смысле любой красный игрок старается (или должен стараться) выработать свою позицию по столу, не обязательно кардинально отличную, но главное, чтобы эта позиция была выработана самим игроком, а не заимствована от другого игрока. А мафии не важна выработка своей позиции, им важнее удобная для них позиция мирных игроков. И если такая позиция появляется у какого-то мирного, то чёрный может просто усилить её, соглашаясь с этим красным игроком.

Обращаю ваше внимание, что все приведенные выше критерии основаны на каких-то фактах, в то время как критерии других групп будут основаны на допущениях и предположениях. С этой точки зрения психологические критерии должны быть гораздо более справедливыми, нежели другие группы, однако это не так. В той или иной ситуации любой критерий может оказаться более или менее верным. Это связано в основном с тем, что мафия – это тоже живые игроки, которые знают указанные критерии и стараются на них не попадаться. Кроме того, критерии можно не правильно понять или распознать. Чаще всего это происходит тогда, когда игроки не понимают друг друга. Старайтесь вслушиваться в каждое слово другого игрока и понимать суть позиции и его причины.

Эмоциональные критерии

Эмоциональные критерии, как следует из названия, основаны на внешнем проявлении эмоций человека и на допущениях, которые связывают эти эмоции с ролью игрока. Поскольку эмоциональные критерии основаны на допущениях, а например психологические на определенных фактах, то теоретически эмоциональные критерии должны быть менее эффективными, но практика показывает, что это не так. Что бы понять это, достаточно прочитать мои заметки о балансе и противовесе. Ведь баланс основан на факте, а противовес на допущении. Но для игры баланс менее полезен и эффективен чем противовес.

Повышенное волнение игрока. Повышенное волнение может проявляться в излишней жестикуляции, испуганной реакции на любые внешние воздействия, когда его пытаются окликнуть или привлечь внимание. Такой игрок нервничает и путается произнося свою речь, когда во время его речи у него пытаются что-то спросить, он не может сразу сформулировать ответ или старается вовсе проигнорировать поставленный вопрос. Иногда повышенное волнение может проявится даже в потливости или в треморе рук. Глаза так же выдают волнение игрока.

Данный критерий основывается на допущении о том, что любой игрок, получая карту мафии, сильно переживает, в отличии от красной роли, играя которую любой игрок крайне спокоен. С чем связан этот феномен – вопрос крайне сложный. Ограничимся объяснением, которое однажды дал господин БигМак (Москва): «Красный всегда спокойнее, потому что если он и проиграет, то он хотя бы большее число игроков сможет обвинить в своем поражении.»

Достаточно подробно вопрос внешнего проявления волнения игрока изучен в профессиональной литературе для игроков в покер. Именно поэтому игрокам в покер не редко нравится и мафия. В любом случае, волнение игрока вы можете заметить иногда невооруженным глазом без лишних инструкций. Так вот, волнение и может выдать мафию. Однако, хочу заметить, что волнение может быть вызвано разными причинами, человек, первый раз севший за стол, или новичок, оказавшийся за столом с профессионалами, в зависимости от характера, может нервничать независимо от своей роли. То есть причины волнения могут быть разные, поэтому хоть заметить волнение и не сложно, не всегда это означает черную роль, хоть и достаточно часто.

Подавленное настроение. Данный критерий основан на допущении о том, что каждый игрок больше любит играть мирными, нежели черным. Это как раз достаточно понятно, так как мирный решает загадку, а черный игрок эту загадку загадывает. Очевидно, что отгадывать загадки намного интереснее. Из-за этого подавленное настроение, расстройство и даже элементарная грусть игрока может говорить о черном его цвете. Часто поэтому говорят что хорошая речь первого игрока должна быть веселой, жизнерадостной, игрок должен улыбаться. Во многом анализ первого игрока строится только на этом критерии. Чем более радужной, счастливой, уверенной будет речь, тем больше вероятности, что игрок красный. Однако напомню, что это лишь допущение, ведь причиной подавленного настроения может стать что угодно, поэтому критерий не абсолютный также, как и все остальные критерии.

Закрытая и/или напряженная поза. Данный критерий, по сути, является лишь внешним проявлением первых двух критериев, и лишь из-за частого упоминания, данное проявление выведено в отдельный критерий. Напряженное состояние является следствием первых двух критериев и может проявится в позе. Человек пытаясь дистанцироваться принимает закрытую позу, не шевелится, не разворачивается на стуле. Лично я считаю это наименее результативным критерием, который связан больше с характером самого человека, нежели с его ролью. Но это лишь мое мнение, и все же игроки этим критерием пользуются.

Не уверенная, не связанная речь. Данный критерий наиболее близок к психологическим, но в условиях неподготовленной речи уверенность или связанность речи является скорее проявлением эмоций. Как и психологические критерии, данный критерий основан на том, что черные иначе анализируют игроков и скорее сначала строят необходимые им выводы или знают эти выводы заранее. Критерий основан на том допущении, что данный факт влияет на уверенность и связанность речи. Неуверенность проявляется в эмоциональном тоне речи игрока. Несвязанность речи проявляется тем, что игрок в своей речи перескакивает с темы на тему, либо пытается связать совершенно несвязанные вещи. Очевидно, так же как и с нелогичностью основная проблема связана с тем, что то, что для вас может быть несвязанным, для самого игрока будет связанным и логичным. А волнение проявляющееся в неуверенности может быть связано совсем не с картой игрока.

Неадекватное поведение. Пожалуй самый странный критерий, хотя и вполне обоснованный. Неадекватным поведением может быть многое: сумасшедшая реакция, крик, жестикуляция и т.д. Проще говоря, какое либо поведение, которое для вас вполне может характеризовать человека, как сумасшедшего или «не в себе». Вообще причин, связывающих такое поведение с черной картой мало, однако, это все создает сложность игрокам для какого либо анализа таких игроков, поэтому вызывает желание вывести игрока. Вообще под этот критерий я бы подвел множество факторов, когда вы абсолютно не понимаете игрока и все его слова и действия.

В заключении хочется отметить, что это далеко не полный перечень эмоциональных критериев. Связано это во многом с тем, что я не поклонник этих критериев и чаще призываю их вообще не использовать. Однако практика игр показывает, что эмоциональные критерии, пожалуй, наиболее продуктивные.

Схематичные критерии

Заключительная часть статьи о критериях анализа игроков посвящена 5 схематичным критериям. Они будут более полезны при оценке игроков, если вы сидите на дальних номерах от 6-го и до 10-го, а также на первом круге обсуждения. Эти критерии, в отличие от предыдущих, позволяют сформировать точку зрения о роли игрока не столько по его речи или позиции, сколько исходя из отношения к нему других игроков.

Хочу в первую очередь заметить, что все критерии анализа важны на первых двух кругах игры: на нулевом круге — чтобы построить свою позицию по ранее поговорившим игрокам, на первом круге — чтобы сформировать свою позицию для голосования. После этого на второй день должен наступить критический круг, тогда важнее различные игровые приемы и фактические проверки шерифов. Плясать нужно уже от этого. Критерии в таком случае могут быть лишь последней каплей при прочих равных. То есть критерии нужны только чтобы, так сказать, грубыми мазками набросать эскиз стола, а все серьезные решения я бы рекомендовал принимать, основываясь на фактических поступках.

В этой статье будут рассмотрены критерии схематичного анализа, то есть оценка игроков по их позиции по другим игрокам или позиции других игроков по ним.

Конфликт двух игроков. Данный критерий основан на том, что любой черный игрок заинтересован в конфликте красных игроков друг с другом и не заинтересован в конфликте между черным игроком и красным. Если конфликт между двумя игроками произошел на первых местах, то есть на 1-2, 2-3 и 3-4, то у мафии всегда будет соблазн повернуть этот конфликт в свою пользу. Поэтому мафия будет поддерживать этот конфликт, то есть принимать одну из сторон, более сильную, или просто высокомерно заявлять, что из двух конфликтующих игроков один черный, если на самом деле оба игрока красные. Такой конфликт между двумя красными игроками выгоден мафии.

С другой стороны, мафия будет игнорировать этот конфликт, называя обоих игроков мирными и предлагая им поиграть вместе, или даже называя обоих черными и играя против них, если один из игроков черный. Любой мафии выгодно, чтобы их черный был в команде с мирным игроком, даже если эта команда играет против него. В случае же, если оба конфликтующих игрока мафия, поведение третьего черного будет скорее всего аналогичным. Говоря проще, если второй игрок не поиграл с первым на нулевом круге, а весь остальной стол сказал, что они оба красные, то черный там, скорее всего, есть, а вот если весь стол сказал, что между 1 и 2 есть один черный, то черных там, скорее всего, нет.

Неправильная оценка игрока. Этот критерий отчасти был описан в первой части статьи и связан с тем фактом, что черные знают все роли и не могут оценивать других игроков так, как это делают мирные. Поэтому черные совершают очевидные ошибки, которые нельзя игнорировать. К примеру, если игрок А поговорил очень плохо, а игрок Б, который сидит сразу за ним, назвал его красным, то игрок Б вероятно черный, но игрок А может быть любым. Игрок Б совершает такую ошибку из-за того, что сидит сразу после игрока А и еще не слышал реакции на речь А других красных игроков. Безусловно, это работает и в случае, если игрок А поговорил хорошо, а игрок Б оценивает его речь как черную. Но прошу не забывать, что любая оценка субъективна, и вы с игроком Б могли просто по-разному расценить речь игрока А. Поэтому данный критерий должен быть скорее поводом лишь присмотреться к игроку Б.

Игнорирование игрока. Любой черный игрок подвержен соблазну выиграть 3 в 3, поэтому желает, чтобы его черных считали красными. По крайней мере, черный игрок не хочет быть одним из первых, кто будет наводить подозрение на своего же черного, из принципа противовеса — это может помешать обоим игрокам. С другой стороны, смело называть красным своего черного товарища, который в любой момент может оказаться проверенным черным — это тоже не лучшая позиция. Поэтому мафия часто откладывает до последнего оценку своего черного товарища и для этого может в своих речах просто проигнорировать своего черного, как будто его вообще нет за столом. Это происходит и из-за того, что мафия больше размышляет о красных, оставляя своих черных за скобками, так как они для него не опасны. Если в такой ситуации спросить игрока про того, кого он проигнорировал, то игрок растеряется. Это очень важный фактор, который позволяет определить сразу двух черных с высокой долей вероятности. Только опытные игроки редко совершают такие ошибки, а всем молодым игрокам рекомендую не забывать об этом, формулируя свой анализ других игроков.

Контактность игрока. Критерий основан на страхе черных игроков выдать себя. Мирному игроку нечего скрывать, и он спокойно идет на контакт с другими игроками. Он может жестами обсудить с другими игроками свою позицию во время речи других игроков, спокойно реагирует на вопросы других игроков во время своей речи и отвечает на вопросы, не задумываясь дает свою позицию по другим игрокам. Мафии же, отвечая на любые вопросы, приходится сначала задумываться. Это все равно что думать на английском, потом переводить в уме на русский и только после этого говорить. Из-за этого мафия предпочитает лишний раз не отвечать на вопросы и просто не идет на контакт. Они не вступают в «ручной» диалог во время чужой минуты с другими игроками, не отвечают на вопросы и очень резко реагируют, когда им задают вопросы во время их речи, мотивируя тем, что это сбивает с мысли. Молодым игрокам советую, будучи красными, спокойнее реагировать на вопросы и отвечать на них — это во многом даже полезнее того анализа, который вы хотите сказать сами.

Попытка уговорить другого игрока. Этот критерий можно использовать только в виде связки. Для любого черного второй черный игрок всегда будет союзником, и нет смысла его в чем-либо убеждать или уговаривать. Черные всегда пытаются уговорить или «купить» красных игроков. Однако это делают и другие красные, поэтому критерий применим только в связке. Допустим, игрок А уговаривает игрока Б принять его позицию и поиграть с ним, или проголосовать вместе с ним. В такой ситуации игроки А и Б вместе не могут быть черными. Если вы уверены, что игрок А черный, то Б точно красный, но если игрок А красный, то игрок Б может быть черным, но может быть и красным. Простой пример: за столом пять игроков: А, Б, В, Г и вы. И если игрок А всю свою речь уговаривает игроков Б и В проголосовать против вас, а вы знаете, что игрок А черный, то игрок Г черный вместе с ним.

В конце хотелось бы еще раз напомнить, что схематичные критерии нужны лишь для грубых набросков вашей позиции, основанием для окончательного решения должен быть не один единственный критерий, а лишь сочетание нескольких.

В дополнение

К чему стоит приглядываться/прислушиваться на первом круге

  • Игрок нервничает, волнуется, чувствуется зажатость в речи, возможна сбивчивость как самой речи, так и отдельных предложений. Это может быть признаком активной роли (мафия или Шериф)
  • "Заготовленность" речи игрока — речь представляет из себя заранее спланированный сценарий либо настолько хитро построена, что возникают сомнения о её спонтанности — может быть признаком активной роли (мафия, Шериф)
  • Игрок безосновательно выдаёт явное доверие или недоверие кому-то из игроков, как будто точно знает его "цвет". Это может быть признаком мафии
  • Игрок слишком быстро присоединяется к мнению другого игрока (втирается в доверие) — может быть признаком мафии
  • Игрок не имеет чёткой позиции по столу — для него все "серые", он никому не доверяет и в то же время никого не очерняет. Это может быть признаком мафии. Относится к игрокам, которые уже послушали несколько говорящих до них игроков
  • Игрок подмечает какие-то существенные факты, но не делает из них никаких конкретных выводов (не даёт игрокам цвета). Это может быть признаком мафии. Относится к игрокам, которые уже послушали несколько говорящих до них игроков
  • Игрок во время своей речи повторяет то, что было сказано до него, не добавляя при этом своего собственного анализа и наблюдений — может быть признаком мафии
  • Игрок говорит, что слышал что-то ночью справа или слева от себя, когда просыпалась мафия — с большой вероятностью это говорит мирный игрок (следует прислушиваться к тому, насколько искренне это было сказано). Шерифу стоит проверить того игрока, от которого был слышен шум
  • Задумчивость на лице игрока, не относящаяся к тому, что в данный момент говорят — игрок задумался о чём-то своём. С большой вероятностью это признак активной роли (мафия или Шериф)
  • Игрок в своей речи пропускает в оценке кого-то из игроков, уходит от ответа по этому игроку, когда его спрашивают жестами, либо "плывёт" — может быть признаком мафии, так как мафия подсознательно старается избегать разговоров друг о друге и сбивается в оценках
  • Выражение лица игрока меняется, когда он смотрит на кого-то из игроков — может быть признаком мафии
  • Вы — мирный. Логика рассуждений другого игрока не вяжется с вашей логикой — он сильно заостряет внимание на те мелочи, которые на ваш взгляд не стоят внимания и в то же время умалчивает более очевидные факты — может быть признаком мафии
  • Когда игрока спрашивают о чём-либо, а он отвечает с задержкой, как будто пытается придумать нужный ответ — может быть признаком мафии
  • Когда игрок говорит "пусть/надеюсь, что Шериф меня проверит" — с большой вероятностью этот игрок не является Шерифом. Играя за мирных, старайтесь не показывать явно того, что вы не являетесь Шерифом — тем самым вы сужаете область поиска для Дона

Ни один из этих признаков не гарантирует верность ваших подозрений на 100%, но по ним вы сможете выстроить для себя первоначальную картину, опираясь на которую сможете продолжать игру. Озвучивайте то, что замечаете, делитесь своими наблюдениями с теми игроками, которых записали в свою команду. Обращайте внимание на реакцию тех, о ком вы говорите.

На втором круге

  • Игрок выдаёт явное доверие или недоверие кому-то из игроков, возможно даже изменил своё мнение по сравнению с предыдущим кругом — здесь может быть Шериф, который проверил этого игрока. Если вы — Шериф, постарайтесь не палиться
  • Игрок тратит много времени на объяснение того, что в нём заметили на первом круге, пытаясь оправдаться — может быть признаком мафии. Старайтесь обходиться без оправданий, больше говорите по столу
  • Вы — мирный. Логика игрока продолжает идти вразрез (и возможно даже усиливается в этом качестве) с вашей логикой и общей логикой тех игроков, которых вы записали в свою команду — с высокой вероятностью это является признаком мафии. Но также здесь может быть и запутавшийся мирный
  • Игрок продолжает безосновательно присоединяться к чужим мнениям, втираясь в доверие ещё больше, но при этом не добавляя собственных рассуждений, либо пытаясь внести смуту — как минимум кандидат на проверку
  • Игрок в своей речи очерняет одного игрока, но при этом безосновательно выставляет на голосование другого — в игре это называется "чёрный ход", может быть признаком мафии
  • Игрок, основываясь на интуиции или внутреннем чутье, делает жёсткий ход — может быть признаком мафии
  • Игрок высказывает доверие к одному из игроков и записывает его в свою команду, но во время голосования ставит свой голос против него и выводит из игры — явный признак мафии, можно даже не проверять Шерифу

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!