Тема 7.Философия Нового Времени 12 страница



• обосновали идеи социальной справедливости;

• идеологически подготовили Великую французскую революцию.

4. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии

1.  Общее понятие утопическо-социалистйческой философии и ее ведущие представители во Франции в XVIII - начале XIX вв.

Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII - начале XIX вв.

Представители данного направления жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789— 1794 гг.

Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.

2.  Философия Мабли (обоснование преимуществ первобытного коммунизма).

Габриэль Мабли (1709 - 1785) - философ, историк, писатель (брат Кондильяка), один из зачинателей социалистическо-утопического направления в философии Франции:

• подвергал суровой критике философию Просвещения в целом (называл свое время "веком болтовни и парадоксов");

• отвергал и материализм, и деизм;

• считал, что атеисты, материалисты, деисты (а к их числу принадлежало большинство философов - современников и соотечественников Мабли) слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уж-ют никакого внимания морали;

• главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия;

• был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, - отсюда большое влияние на поступки и поведение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям;

• считал, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми - в обществе;

• видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а деятельность людей направлена на обеспечение себя и соплеменников (а не на обогащение), золотой век человечества;

• был сторонником идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, "золотого века человечества", а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы;

• идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей;

• одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.

3.  Философия Бабефа (достижение коммунистического общества, основанного на политическом и экономическом равенстве через вооруженное восстание).

Франсуа Бабеф (псевдоним - Гракх Бабеф) (1760 - 1797) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком. Он:

• решительно отвергал все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели целью принесение

• народу счастья;

• подвергал жесткой критике существующее общество и государство;

• главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы - богатых и бедных;

• считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;

• был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно по строить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка.

Бабеф стал первым философом-коммунистом, который попытался осуществить свои идеи на практике. Им была проделана работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сторонники, составлены манифесты и программа действий будущего революционного правительства. Данная организация получила название "Заговор во имя равенства". В 1797 г, заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены. В дальнейшем, в XIX и XX вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и нашло много сторонников.

4.  Экономический детерминизм и философия "промышленного общества" Сен-Симона.

Клод Сен-Симон (1760 - 1825) продолжил традицию утопического социализма во Франции. Он:

• близко подошел к диалектическому пониманию мира (единство и борьба противоположностей);

• выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм;

• в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все - политику, социальные отношения, мировоззрение) - экономический детерминизм;

• выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени - к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса);

• целью философии видел создание лучшего, разумного общества;

• лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей;

• в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое "промышленное общество", которое будет построено по иерархическому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключительно способности человека (так называемая "иерархия способностей"), будет запрещено право наследования (чтобы уровнять всех в возможностях, предотвратить праздность и тунеядство, дать каждому "начать с нуля" и добиться того положения в обществе, которое отвечает его способностям), будет введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану (чтобы избежать перепроизводства или дефицита и были удовлетворены потребности всех членов общества);

• руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального "класса" (то есть буржуазия), но не в качестве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма.

Также Сен-Симон считал, что:

• пролетариат и буржуазия сольются в один класс - индустриальный;

• оптимистически смотрел в будущее - человечество обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества;

• считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем - неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное;

• выдвинул идею о замене существующей религии "новой религией", смыслом которой будет лозунг: "Человек человеку - брат".

5.  Философия Фурье ("общество гармонии ").

Франсуа Фурье (1772 - 1837) также принадлежал к числу видных социалистов-утопистов. Можно выделить следующие основные положения его философии:

• буржуазная мораль лжива;

• атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее;

• человек, история, общество развиваются по законам природы;

• буржуазное общество имеет три основных вида противоречий - между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом), социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис производства), моральные (буржуазный брак и т. д.);

• идеальное общество - "общество гармонии", которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любим и нравов, уважении к Богу.

 

 

 Тема 9. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи

 

План

1.Общая характеристика немецкой философии XIX в.

1. Уникальность немецкой философии XIX в., ее заслуги перед мировой философией.

2. Основные направления немецкой философии XIX в.

3. Общее понятие немецкой классической философии.

4. Основные идеи ведущих представителей немецкой классической философии.

5. Общее понятие и основные направления немецкого материализма XIX в.

6. Общее понятие и основные идеи марксистской философии.

7. Общее понятие и основные идеи вульгарного материализма.

8. Иррационализм, "философия жизни".

2. Философия Иммануила Канта

1. Общее понятие и периодизация философии И. Канта, его основные произведения.

2. Естественно-научная философия Канта докритического периода.

3. Гносеология (учение о познании) Канта. Открытие границ познавательной способности человеческого разума. Антиномии. Априорное и апостериорное знание, "вещь в себе".

4. Стадии познавательного процесса.

5. Структура сознания (разума).

6. Категории философии, выдвинутые Иммануилом Кантом.

7. "Критика практического разума " Канта. Моральный закон (категорический императив).

8. "Критика способности суждения ". Всеобщая целесообразность.

9. Социально-политические взгляды И. Канта.

10. Историческое значение философии Канта.

3. Философия Гегеля

1. Общая характеристика творчества и основные произведения Гегеля.

2. Отождествление Гегелем бытия и мышления. Абсолютная идея - высшая субстанция и ее отчуждение в виде окружающего мира и человека.

3. Диалектика - основополагающее философское .открытие Гегеля.

4. Философия природы, философия духа и философия истории Гегеля.

5. Социально-политические взгляды.

 

4. Философия субъективного идеализма

1. Общее понятие субъективного идеализма.

2. Философия Джорджа Беркли.

3. Философия Дэвида Юма.

4. Философия Иоганна Готлиба Фихте. "Я-концепция" Фихте.

5. Философия Людвига Фейербаха - завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму

1. Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение.

2. Критика Фейербахом гегелевской философии.

3. Антропология Фейербаха.

4. Проблема Бога в философии Фейербаха.

5. Гносеология Фейербаха.

6. Социально-политическая философия.

1.Общая характеристика немецкой философии XIX в.

1.  Уникальность немецкой философии XIX в., ее заслуги перед мировой философией.

Немецкая философия XIX в. - уникальное явление мировой философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

•   глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

•   совместить в себе почти все известные в тот период философские на правления - от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

•   открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

2.  Основные направления немецкой философии XIX в.

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

•   немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

•   материализм (середина и вторая половина XIX в.);

•   иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни".

3.  Общее понятие немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того врем:

• Иммануила Канта (1724 - 1804);

• Иоганна Фихте (1762-1814);

• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);

• Георга Гегеля (1770 - 1831);

• Людвига Фейербаха (1804-1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

• субъективный идеализм (Фихте);

• материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

• особое внимание уделила проблеме развития;

• значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

• взглянула на историю как целостный процесс.

4.  Основные идеи ведущих представителей немецкой классической философии.

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 - 1804).

Иммануил Кант:

• дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона - из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");

выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих' понятиях, которыми оперирует философия;

• сформулировал моральный закон ("категорический императив");

• выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Георг Гегель (1770 - 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разработка диалектики - учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов. Иоганн Фихте (1762 - 1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").

Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

5.  Общее понятие и основные направления немецкого материализма XIX в.

Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в. Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

• философией Людвига Фейербаха;

• марксистской философией;

• творчеством вульгарных материалистов.

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.

6.  Общее понятие и основные идеи марксистской философии.

Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

• Марксистская философия;

• политэкономия (экономическое учение);

• научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Марксистская философия:

• выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

• показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

• осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

• рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);

• дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

• выступала с атеистических позиций.

7.  Общее понятие и основные идеи вульгарного материализма.

Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты - Фохт, Бюхвер, Молянотт - смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:

• механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;

• рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс ("мозг выделяет мысль, как печень - желчь").

8.  Иррационализм, "философия жизни".

Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.

Иррационализм - направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей. Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788- 1860).

В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.

Близкой к иррационализму является "философия жизни", которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия - бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире - то есть жизнь, единственную реальность для человека.

Одним из основоположников "философии жизни" являлся Фридрих Ницше (1844 - 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к власти" - экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуальности Бога ("Бог умер"). В будущем "философия жизни" легла в основу популярных современных философских направлений - прагматизма и экзистенциализма.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!