В 1968 году на музыку фортепианного цикла «Мимолётности» был поставлен балет, а в 1975 году создан анимационный фильм.

Здравствуйте ребята.

Сегодня мы с вами работаем на платформе РЭШ

Урок №17

Тема урока «В каждой мимолётности вижу я миры»

Алгоритм работы на уроке

1. Изучаем конспект (основные мысли запишите в тетрадь)

2. Переходим в РЭШ. УРОК 17

Смотрим основную часть

4. Выполняем тренировочные задания (анализируем свои ошибки)

5. Выполняем контрольные задания В1и В2 (подсказки, ответы ищите в тексте конспекта и видео уроке)

Получаем отметки

Открываем тетради, записываем тему урока

(Прочитайте внимательно теоретический материал, сделайте краткий конспект – выпишите главное)

Записываем определения

Неоклассицизм – направление в музыке 1920-1930-х годов XX века, в котором композиторы возрождали стиль позднего барокко и раннего классицизма.

Фортепианный цикл – многочастное произведение из нескольких самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

Абстракционизм – направление в искусстве начала XX века; отказ художников от изображения реальных предметов и акцент на сочетание ярких цветовых пятен и геометрических форм.

Интермедия – музыкальная пьеса, находящаяся между основными частями цикла.

«Мимолётности» – фортепианный цикл С. С. Прокофьева из 20 фортепианных пьес, написанный в 1915-1917 годы.

«Картинки с выставки» – фортепианный цикл М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданный в 1874 году.

Жанр – род или вид музыкальных произведений.

Опера – вид музыкально-драматического искусства, в котором соединены музыка, слово и сценическое действие.

Либретто – литературная основа сочинения, краткое содержание сюжета оперы, балета, кантаты, оратории или мюзикла.

Теоретический материал

Начало XX века – это время глобальных реформ в судьбе России. Кардинальные перемены коснулись всех сфер жизни, в том числе, и музыкальной.

Выдающийся композитор, пианист и дирижёр XX столетия – Сергей Сергеевич Прокофьев, смелый и дерзкий новатор, – искал созидающие формы, отражающие дух эпохи. Он стал одним из основателей советской композиторской школы и неоклассического направления фортепианной музыки XX века.

Неоклассицизм- направление в музыке 20 – 30-х годов XX века, в котором композиторы возрождали стиль позднего барокко и раннего классицизма.

Увлечение музыкой началось в раннем детстве, и уже в 9 лет юный Сережа Прокофьев представил на суд слушателей свою первую оперу «Великан». Одарённость мальчика заметили крупные музыканты – Сергей Танеев и Рейнгольд Глиэр. В 13 лет молодой композитор поступает в Петербургскую консерваторию с большим багажом собственных сочинений. Годы обучения обогатили и расширили музыкальные вкусы композитора. В 1909 году Прокофьев заканчивает консерваторию по классу композиции и дирижирования, в 1914 году – по классу фортепиано, получив на конкурсе золотую медаль и главную премию – великолепный рояль.

На протяжении всей жизни Прокофьев много концертировал, был любимцем публики и покорял слушателей виртуозным новаторским фортепианным стилем. К созданию фортепианных произведений композитор обращался постоянно: искал новые темы и образы, формы, средства выразительности, свой оригинальный стиль. В наследии композитора 5 концертов для фортепиано с оркестром, 9 сонат, сонатины, 6 фортепианных циклов, 75 оригинальных пьес.

Название цикла из 20 фортепианных пьес «Мимолётности» (1915-1917) появилось под впечатлением стихотворных строк друга композитора, поэта Константина Бальмонта.

 

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолётности я влагаю в стих.

В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Константин Бальмонт, 1902 год

Как страницы музыкального дневника, «Мимолётности» стали словарём неповторимого стиля Прокофьева и раскрывают перед нами все основные виды музыкальных образов композитора: нежные, мечтательные, сказочные, юмористические, экспрессивные и даже драматические.

Фортепианный цикл – многочастное произведение из нескольких самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.

В неторопливом повествовании «Мимолётности № 1», в её причудливой звучности, окутанной тайной и загадкой, будто слышен диалог двух сказочных персонажей. Их голоса звучат в разных регистрах.

Пьесы «Мимолётностей» сотканы из необычных гармоний, ломаных мелодических линий, причудливой ритмики. Здесь нет реальных героев, все образы бесплотны и напоминают яркие красочные акценты картин художника-абстракциониста Василия Кандинского.

Абстракционизм – направление в искусстве начала XX века; отказ художников от изображения реальных предметов и акцент на сочетание ярких цветовых пятен и геометрических форм.

«Мимолётность № 7» С. С. Прокофьев назвал «Арфа». Музыкальное полотно наполнено нежным и живописным подражанием струнному инструменту.

Шутливый характер «Мимолётности № 10» переносит в мир фантастических театральных образов. Музыкальные приёмы создают забавную картину яркой балаганной сценки с марширующими марионетками. Может быть, Петрушка – главный герой представления?

В 1968 году на музыку фортепианного цикла «Мимолётности» был поставлен балет, а в 1975 году создан анимационный фильм.

Как и Сергей Прокофьев, художник Василий Кандинский был смелым новатором и выступал за идею «монументального искусства», за соединение музыки и живописи.

  Идея сближения музыкального и живописного образов была близка и знаменитому русскому композитору XIX века Модесту Петровичу Мусоргскому, поклонником которого являлся Василий Кандинский. Самый известный пример «музыкальной живописи» – вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина». В нашем воображении возникает русский пейзаж, образ пробуждения природы. Это символическая картина рассвета, надежда на светлое будущее России в смутный и сложный период истории государства. Сколько удивительных тембров и образов: первые звуки рассвета во вступительной мелодии альтов, тема русской народной песни у скрипок и гобоя, крик петуха у солирующего кларнета, колокольный звон, созывающий на утренний молебен в исполнении валторны, арфы, литавр, тамтама и контрабаса.

Мусоргский был уникальным композитором и как художник создавал музыкальные полотна в жанрах музыкального пейзажа, сказочного портрета и бытовых картинок.

Один из самых популярных фортепианных циклов Модеста Петровича Мусоргского – «Картинки с выставки». Цикл из 10 пьес с интермедиями был создан в 1874 году под впечатлением выставки рисунков, друга композитора, художника, архитектора и декоратора Виктора Гартмана.

Интермедия – музыкальная пьеса, находящаяся между основными частями цикла.

Яркая музыка Мусоргского продолжает и в наше время вдохновлять на смелые переложения музыкантов разных стилей. Так, в 1971 году английское рок-трио Emerson, Lake & Palmer выпустило альбом с рок-переработками нескольких пьес из сюиты Мусоргского.

В 1984 году на студии «Союзмультфильм» режиссёр Инесса Ковалевская в рамках проекта «Экранизация шедевров мировой музыкальной классики» выпустила анимационный фильм «Картинки с выставки».

Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) – великий русский композитор XIX столетия. Среди своих современников Мусоргский выделялся как смелый новатор и оказал огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

Особое внимание в своём творчестве талантливый композитор уделял жанру оперы. Мусоргскому удалось воплотить в жизнь два крупных замысла. Оперы «Борис Годунов» (1970) и «Хованщина» (1872) – выдающиеся творения композитора.

 

Примеры заданий из тренировочного модуля

№1. Как называлось направление фортепианной музыки XX века, одним из основателей которого был С. С.Прокофьев?

Варианты ответа: классическое, романтическое, неоклассическое.

Вспомните, что каждый период в музыкальной культуре имеет своё название. Стиль XVIII и начала XIX веков носит название классицизм, а XIX век принято считать периодом романтизма. XX век стал временем экспериментов в музыкальной сфере. Сергей Сергеевич Прокофьев – композитор XX века, один из основоположников неоклассического направления в фортепианной музыке.

Значит, правильный ответ: неоклассическое.

№2. Соотнесите автора и его произведение.

Перед нами фрагмент стихотворения «В каждой мимолётности вижу я миры», название фортепианного цикла «Мимолётности» и два автора – Сергей Прокофьев и Константин Бальмонт.

Для правильного ответа достаточно вспомнить, что К. Бальмонт был поэтом, а С. Прокофьев – композитором.

Правильный ответ:

«В каждой мимолётности вижу я миры…» - К. Бальмонт; «Мимолётности» -  С. Прокофьев

 

 

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!