Самостоятельная работа учащихся:

Мишель Монтень

Обоснование проблемы .

 

 

     Как-то сложилось в школьной практике и в психологии учителя, что урок – это одно, а внеклассные мероприятия нечто совсем другое, не похожее на уроки. Вероятно, всё это произошло из-за того, что в самом курсе педагогики нет необходимой чёткости в трактовке вопроса о соотношении урока и внеклассной работы.

 

   Считается, что урок (и вообще учебная работа) должен строится на дидактических принципах научности и прочности. Когда же речь идёт о внеклассных мероприятиях, о дидактических принципах уже не упоминают, а основываются только на воспитательных моментах (которые имеют отношение и к учебному процессу). Так объективно педагогика создаёт «методологическую основу» для обособления и даже противопоставления двух сторон единого учебно-воспитательного процесса – обучения и собственно внеклассных занятий. Нередко внеклассные мероприятия проводятся без отчётливо осознаваемой цели, однообразными методами, без соблюдения дидактических принципов, ребята пассивны, в результате всего этого эффективность внеклассных мероприятий  в воспитательном смысле намного ниже, чем могла бы быть.

 

  Любая внеклассная работа, связанная с познавательной деятельностью учащихся, для учителя – «урок», который надо проводить с соблюдением всех тех принципов, правил, методов и приёмов, которые относятся к обычному, учебному уроку. Но это не означает, что все внеклассные мероприятия можно свести к обыкновенным урокам. Хотя и на учебном уроке мы затрагиваем не только мышление, но и чувства учащихся, обращаемся не только к разуму, но и к сердцу учащихся, на внеклассном уроке эмоции, чувства играют несравненно большую, решающую роль при полном логическом обосновании материала.

 

  Таким образом, на обычном уроке учащиеся должны прежде всего понять и на этой основе почувствовать, на внеклассном занятии следует прежде всего пережить, прочувствовать и на этой основе понять. Но гораздо легче добиться понимания учебного материала, чем вызвать чувство сопереживания. Вот почему проводить учебный урок легче, а воспитательный неизмеримо труднее.

 

   Курс лекций по предмету «Обществознание» включает в себя объёмный раздел «Цивилизация», где уделяется большое внимание изучению цивилизации средневековья. Внеклассные занятия по этому разделу рассчитаны на получение новыхдополнительных знаний студентами, которые помогут более подробно познакомить студентов с особенностями уклада жизни того времени, расширить их представление об обучении, трудовых обязанностях, здоровье и  досуге детей средневекового общества.

 

  Методическая разработка включает в себя пять основных тем, которые затрагивают самые важные аспекты жизни людей средневековья. Занятия построены в форме беседы, после подачи нового материала предусмотрены вопросы для обсуждения на закрепление студентами полученных знаний, некоторые темы предусматривают самостоятельную работу учащихся.

 

   Невозможно понять психологию отношения к ребёнку в средневековом обществе, не познав нюансов мировоззрения и условий быта того времени, поэтому эти актуальные вопросы включены в методическую разработку. Учебный материал дополнен примерами, взятыми из исторических источников. 

 

Цели и задачи внеклассных занятий:

 

 

  • Образовательные – изучить особенности восприятия мира, особенности быта и уклада жизни средневекового общества; изучить психологию отношения к ребёнку и причины детской смертности в средние века; подчеркнуть роль церкви и её способы контроля за сферами жизни человека; изучить виды и способы обучения подрастающего поколения;

 

  • Развивающие – развивать умение выделять биологическую и социальную концепцию воспитания в средневековье; ориентироваться в формах и видах образования в средние века, знать сущность схоластической системы; развивать умение давать личностную оценку событиям, оказывающим влияние на жизнь детей в период средневековья;

 

  • Воспитательные – воспитание уважительного отношения к средневековым педагогическим течениям; воспитание бережного отношения к историческому наследию человека.

 

Оборудование: Букварь совместного обучения письму и счёту, творческие        работы учащихся на тему «Основные аспекты образования в средние века»,           педагогический задачник, иллюстрации, исторические примеры.

 

  

        

     

 

 

Занятие 1.

 

Тема:

  

 

 

  1. Средневековье: понятие и периодизация.

 

  Мощный безудержный поток человеческих поколений, сменяющих одно другое, непрерывно движется по планете, и в этом потоке в точке, называемой современностью, находимся мы. Никому не дано выйти из этого потока или остановить его. Трудно не оглянуться и не попытаться осмыслить пройденный путь. Человек включён в поток истории. Это означает, что он так или иначе оценивает жизнь и поступки людей, которые жили в другие времена. В разные эпохи историки по-разному периодизируют историю, и любое её деление на периоды весьма условно. Так что же такое «Средние века»?

 

Термин «Средний век» возник уже по окончании эпохи. Учёные люди в 16 столетии, гордые своей образованностью и начитанностью (гуманисты), стали называть «Средним веком» тысячелетний перерыв «невежества, мракобесия и застоя» перед хорошо известной эпохой Возрождения.  Средневековье - эпоха в истории Европы, охватывающая более тысячи лет, которые отделяют времена поздней Римской империи (3-5 век), когда она была завоёвана и заселена германскими и другими племенами, до времён Великих географических открытий, когда Христофор Колумб достиг на своих кораблях Америки (1492 г.) и было положено начало колониальным захватам. В то же время в самой Европе произошла Реформация – глубокий религиозно-церковный раскол и общественно-политический переворот, который свидетельствовал о том, что взгляды людей на мир и на самих себя резко изменились.

 

Эпоха Средневековья – эпоха господства обычая, традиции, уважения к «седой старине». К новшествам в народе сплошь и рядом относились с подозрительностью, а церковь, которая на протяжении всей этой эпохи контролировала духовную жизнь, нередко видела в новых идеях ересь, отход от истинной веры, и сурово карала еретиков. На протяжении нескольких столетий пылали костры инквизиции и шла охота на ведьм. В средние века распространился антисемитизм; в ту эпоху он опирался на религиозные различия между христианами и иудеями.

 

 

  1. Картина мира: мир земной.

 

Образованных, учёных людей было немного на протяжении всего Средневековья. Не одни только крестьяне и бедняки-горожане, но и многие рыцари, занятые воинским делом и забавами, были неграмотны. Да и среди приходских священников и простых монахов нелегко было найти образованного человека. Люди, которые не могли писать и читать, воспринимали мир не так, как люди книжные. Они полагались в основном на слухи, молву, черпали свои познания из рассказов старших, из сказок и преданий, и им было нелегко отличить правду от вымысла, чётко разграничить действительный факт и фантазию. Они были доверчивы ко всякого рода небылицам.

 

   В раннее Средневековье не только время определяли приблизительно. Все меры счёта тоже были неточными. Длину пути определяли по числу дней, которые требовались для поездки по суше или по морю. Ткань мерили локтями, меры площади земли устанавливали на глаз. В «житиях святых», которые рассказывали об их жизни и чудесах, назван день смерти святого, потому что верующие отмечали его как церковный праздник, но не указан год, когда он умер, - в нём не было надобности.

 

Но с развитием ремесла и торговли положение изменилось. Купцы должны были уметь считать деньги и товары, вести записи о своих торговых делах и заключать письменные сделки. Пробуждается интерес к письму и к арифметике, и многие купеческие дети усаживаются за ученье. Для того, чтобы выиграть дело в суде, нужно было знать право, и немало молодых горожан принимаются в университетах за изучение права. Мир начинают воспринимать на новый лад. Растёт потребность в географии. Но первые средневековые географические карты отражают очень приблизительные знания европейцев о своём собственном континенте, не говоря уже об Азии и Африке. Контуры материков, стран и морей изображены на этих картах искажённо. На карте рисуют города и церкви, зверей, которые водятся в тех или иных странах, людей, там обитающих. Мало того, составители карт явно смешивали воедино географию с историей: помещая в центре мира «земной рай», рисуют в нём прародителей Адама и Еву. Лишь постепенно карты насыщаются реальными деталями – очертаниями береговой линии, островов и континентов.

 

 

  1. Картина мира: мир потусторонний.

Мир земной в представлении средневекового человека не вполне был отделён от мира потустороннего. Вот что гласит сохранившаяся до наших дней легенда:

 

  «Ирландские монахи отплыли на запад и приблизились к одинокой скале в океане, - на ней сидел  Иуда, предавший Христа. Что же им он поведал? По понедельникам, средам и пятницам он мучается в «верхнем аду», а по вторникам, четвергам и субботам подвергается пыткам в «нижнем аду», но по Божьей милости по воскресеньям ему дано выбраться из пекла и отдышаться».

Люди действительно верили в то, что их могут посещать выходцы с того света и рассказывать, каково им там. Человек, как считали многие, может умереть на время, его душа, постранствовав в аду, возвращается в тело, после чего воскресший способен рассказать о муках грешников в аду.Такие рассказы с жадностью слушали, их записывали монахи и священники, и все хотели узнать: что ожидает душу умершего дальше? Средневекового человека страшила не столько сама по себе физическая смерть, сколько загробное наказание и в особенности мысль о том, что эти муки будут длиться вечно.

 

Искусство и литература Средневековья были пронизаны религиознымимотивами, - ведь все люди были верующими. Но религиозные темы могли быть по-разному поняты и изображены. По городам и деревням странствовали актёры, которые веселили народ, высмеивали жадных господ и грешных монахов. Люди любили посмеяться, пошутить. По праздникам на рыночных площадях устраивали театральные представления, и актёры играли сцены из священного писания. Очень популярны были рассказы о бесах и животных, ведь в них под масками зверей скрывались люди.

 

 

  1. Роль города в жизни средневекового общества.

 

   Жизнь в городе шла в ином темпе, чем в деревне. В городах встречалось множество людей, которые приходили из других мест и стран. Они постоянно тесно соприкасались между собой, и поэтому уклад жизни постепенно, но неуклонно менялся. Профессии в городе были многообразнее, чем в сельской местности, и занятие этими профессиями требовало новых навыков и знаний. Выдвигались новые слои общества с собственными интересами и представлениями о мире и человеке. Церковное учение, которое оставалось господствующим в сознании людей, не могло не откликаться на эти перемены. С подъёмом городов в 12 и 13 веках изменилась вся жизнь Западной  Европы, её быт и культура.

 

 

Закрепление изученного материала:

 

  • Можно ли согласиться с таким определением: «Как из водного источника черпают влагу, так из исторического источника черпают знания о прошлом»?
  • Вспомните, какие важные изобретения были сделаны в период Средневековья, какова роль церкви в судьбе этих открытий?
  • Почему самым распространённым ответом прихожанам средневековой церкви было высказывание: «Ничего хорошего большинство душ на том свете не ожидает»?

 

Самостоятельная работа учащихся:

· Приведите примеры мифов, легенд, преданий, другой поэтической или фантастической формы, в которой средневековые люди осознавали свою историю;

· Подготовьте сообщение на тему «Церковная инквизиция: борьба с еретиками».

 

Занятие 2.

Тема:

 

1. Облик средневекового города.

  Страны Западной Европы того времени были населены главным образом крестьянами. Но вместе с тем в ней уже довольно много городов. По теперешним нашим меркам эти города невелики. Однако их уже столько, что путь из деревни до ближайшего города подчас можно было одолеть пешком или проехать на повозке за один день. Как правило, город ютился у стен крепости – городского замка. Когда город, дома которого лепились под стенами замка, разрастался, строили новую стену, окружавшую поселение. Поэтому признаком средневекового города была теснота: все строения нужно было вместить в стенах наружного укрепления. Улицы были очень узкие, дома вплотную примыкали один к другому, и когда возникала потребность увеличить размеры дома, то он рос не вширь, а вверх. Нередко второй или третий этаж нависал над нижним. Улица делалась тёмной.

 

   Если в доме вспыхивал пожар, он быстро распространялся на соседние дома, и довольно часто выгорали дотла целые кварталы или город целиком. Ведь дома, за исключением немногих каменных строений, были деревянными. Трудно найти такой город в средневековой Европе, в истории которого не было бы большого пожара или серии пожаров, после которых приходилось отстраивать город заново. Вот как описывал средневековый город исторический современник:

 

«В городе было не только тесно. Хозяйки выливали помои прямо на улицу, так что по городу нелегко было пройти и проехать. В уличной грязи возились свиньи и домашняя птица, здесь же играли дети. Поэтому другой бедой города было то, что он представлял собой рассадник болезней. Грязь, скученность, примитивность медицины – всё приводило к тому, что в городах нередко вспыхивали эпидемии заразных болезней, уносивших большую часть жителей».

 Если население средневекового города росло, то главным образом благодаря притоку в него выходцев из деревни. Крестьянин, который ушёл из деревни и прожил в городе один год и один день, приобретал свободу, и прежний сеньор не мог получить его обратно.

 

2. Жилище. Тепло и свет.

Техника строительства жилья практически не менялась на протяжении всего Средневековья. Все виды жилья, от королевского дворца до сельской хижины, имели одну общую черту – внутреннюю планировку. Мы привыкли к тому, что в наших жилищах бывает несколько комнат – отдельно столовая, отдельно спальня, желательно детская комната. Дети, родители, бабушки, как правило, спят в разных комнатах. В деревенских домах была только одна комната: там спали, ели, даже готовили пищу. Обширная зала дворца также, в сущности, единственное помещение: там пируют король и его дружина и там же они спят. В 6-8 веках в городах в домах зажиточных горожан, у богатых крестьян, иногда в замках спальня отделяется от столовой-кухни, но эта новая комната примыкает к общей и зачастую не отделяется от неё даже дверью. Во дворцах, замках и монастырях стали строить отдельные кухни. Там же было большое число комнат, кроме основной, однако это были чуланы, кладовые и т.п., не пригодные для жилья. В своём жилище человек Средневековья не мог уединиться, он всё время находился на глазах других, живших с ним в том же доме, да и не испытывал присущей нашему времени потребности в уединении.

 

  О том, что уединение было неведомо людям Средневековья, свидетельствует и история мебели:

 

  «…кровати той эпохи делались очень широкими, на них могли спать по нескольку человек, и гости ложились в одну постель с хозяевами – это считалось проявлением гостеприимства. Впрочем, кровати – широкие, покрытые перинами, под балдахином, нужным для того, чтобы насекомые, которых хватало в домах того времени, не падали с потолка на спящих, - были распространены лишь в замках, дворцах, богатых домах, да и там ими пользовались не все, а, как правило, хозяева. Крестьяне, слуги, младшие члены семьи спали на лавках и сундуках. Обычно сидели на табуретах или лавках».

Не было в домах Средневековья привычных нам шкафов, буфетов и другой мебели. Одежда, посуда, другая утварь хранилась в больших сундуках, на которых можно было сидеть и лежать. Шкафы с выдвижными ящиками появились в Италии в 12 веке, но в странах к северу от Альп нашли применение позднее. В богатых домах широко использовались ковры, иногда с вытканными на них орнаментальными или сюжетными картинами. Эти ковры не стелили на пол, а вешали на стены, чтобы защититься от исходивших от них холода и сырости. Пол в комнатах на нижних этажах был чаще всего земляной, на него клали соломенные подстилки, а в дни приёма гостей – охапки цветов и пахучих трав. Разноцветная керамическая плитка, появившаяся в 14 веке, была признаком роскоши.

 

Вообще, в Средние века в помещении было весьма холодно. До 12 века единственным источником тепла был находившийся в общей комнате, она же – столовая-кухня, большой очаг, размещённый в центре и служивший для приготовления пищи. Позднее в замках и городских домах появились камины, дававшие, впрочем, немного тепла: у камина можно согреться, но с его помощью трудно отопить комнату. В жилищах того времени было не только холодно, но и темно. Окна были маленькими, чаще всего – проём со ставнем. Окна затягивали промасленным тряпьём или вставляли кусочки слюды, которые вынимались на лето.  

 

Свет в помещение проникал через окна, либо исходил от очага или камина, куда для большей яркости пламени подбрасывали солому. Те, кто побогаче, пользовались глиняными, реже металлическими или стеклянными лампами – плошками, в которых в масле плавал фитиль. Пользовались также свечами, делавшимися, чаще всего, из сала. Только очень богатые люди и церковь могли позволить себе восковые свечи.

 

3. Еда.

 

В представлениях потомков, одним из важных действий в Средние века были пиры. Это не лишено основания. При недостаточных торговых связях, плохих путях сообщения значительная часть продуктов не могла перемещаться по стране, а поэтому потреблялась на месте. Поэтому ели много. С другой стороны, неурожаи, голод – постоянные спутники Средневековья. Обычной была двухразовая трапеза – утром и вечером. Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком. Почти везде, но далеко не каждый день, ели кур, уток, гусей, употребляли довольно много рыбы, потому что 166 дней в году приходилось на посты, когда есть мясо животных было запрещено. Из сладостей был известен только мёд, сахар появился с Востока в 13 веке, но был чрезвычайно дорог и считался не только редчайшим лакомством, но и лекарством.

 

   «В средневековой Европе много пили, на юге – вино, на севере – до 12 века брагу, позднее, как открыли применение растения хмель – пиво. Следует отметить, что обильное употребление алкоголя объяснялось не приверженностью к пьянству, но необходимостью: обычная вода, которую не кипятили, ибо о болезнетворных микробах не было известно, вызывала желудочные заболевания. Спирт был известен около 1000 года, но применялся только в медицине…»

  В еде бедных и богатых не было принципиальных различий, если не считать количества съедаемого, постоянное недоедание первых компенсировалось сверхобильным  угощением на праздниках. Количество и набор посуды были иными, нежели сейчас. Супы и похлёбки в крестьянской семье ели из общей миски, в замках ставили одну миску и один кубок на двоих - для дамы и кавалера. Кости не следовало бросать на пол, а руки можно было вытереть о край скатерти – носовых платков и салфеток тогда ещё не существовало.

 

4. Одежда и украшения. Человеческая красота.

До 12-13 веков одежда была удивительно однообразной. Слабо различались по виду и покрою одеяния знати и простолюдинов, даже, в определённой мере, мужские и женские, исключая, разумеется качество тканей и наличие украшений. И мужчины, и женщины носили длинные, до колен, рубахи (такая рубаха называлась камиза), короткие штаны – брэ. Поверх камизы надевалась другая рубаха из более плотной ткани, спускавшаяся несколько ниже пояса блио. Позднее распространяются длинные чулки – шоссы. Верхней одеждой являлся плащ – простой кусок ткани, надевавшийся мужчинами через плечо, женщинами  накидывавшийся на плечи, или пенула – плащ с капюшоном. В 12 веке намечаются перемены в одежде, только с этого времени вообще появляются первые признаки моды (представления о том, что следует носить).

 

«Средневековье, в наших представлениях, эпоха яркости и пышности. Это справедливо, если говорить об аристократии. Не только женщины, но и мужчины носили перстни, браслеты, ожерелья и другие украшения. Нередко эти украшения выполняли функцию денег. Скандинавские конунги раздавали своим приближённым не монеты, а золотые браслеты; целый браслет представлял немалую ценность, поэтому их ломали на части. Также зачастую отрывали куски от золотых цепочек, чтобы расплатиться».

Люди Средневековья заботились о своей красоте не меньше, чем мы теперь. Косметика с древности была в употреблении у женщин. Немало внимания уделялось и волосам. Женщины заплетали косы. С 13 века девушки стали носить распущенные по плечам косы, мужние дамы убирали их под головной убор, причём те волосы, которые могли выбиваться из-под шляпы или платка, сбривали. Красота должна соседствовать с чистотой. Существует распространённое мнение, что в Средние века люди не мылись. Это не верно; хотя число общественных бань, по сравнению с Античностью, резко уменьшилось в раннее Средневековье, позднее они снова стали распространяться. Но и помимо таких бань мылись достаточно часто. В деревнях обычные сельские бани были всегда, в замках и городских домах мылись в больших деревянных бадьях в отдельной комнате-чулане либо в большой общей комнате.

 

Люди разных сословий должны были носить разные одежды. Это было не просто обычаем, а законом. Цеховые уставы запрещали подмастерьям носить перстни, королевские указы предписывали бюргерам (простым городским жителям) ношение одежды из тёмных тканей, а их жёнам под страхом наказания не дозволялось надевать шёлковые платья, длинные шлейфы или меха. Но эти постановления не выполнялись, ибо тогда, как и сейчас, женщины шли на всё, лишь бы казаться красивыми.

 

Закрепление изученного материала:

 

  • Почему культурный и технический прогресс в Средние века был столь медленным?
  • В чём заключался эталон красоты в средневековом обществе? Почему простолюдины должны были одеваться скромно и неярко?

Самостоятельная работа учащихся:

  • Опишите жилище средневекового горожанина, уделяя внимание планировке дома и назначению предметов обихода;

  • Составьте «правила этикета» для застольных трапез в Средневековом замке, используя  особенность манер того времени.

 

Занятие 3.

Тема:

 

1. Мир детства - это мир взрослых.

       

   Историки обычно изучают историю взрослых. Точнее, историю мужчин. История женщин и детей остаётся малоизвестной. Господство отца, мужа, хозяина в семье и в обществе приводило к тому, что и историки, и писатели в Средние века уделяли основное внимание мужчинам, их делам и занятиям. Женщин и детей упоминают лишь от случая к случаю. Они не вызывали особого интереса. В результате большая часть рода человеческого оставалась как бы «вне истории». И всё же, как жили дети в Средние века?

 

   Современные историки, отвечая на этот вопрос, называют средневековый мир «миром взрослых». Это действительно так – никто в ту эпоху не задумывался над особенностями ребёнка. Конечно, все понимали, что он мал и физически слаб, но не обращали внимания на то, что у ребёнка свои интересы и особая нервная система, что он иначе воспринимает мир и нуждается в заботе. Общество взрослых не занималось детьми. Ребёнка считали маленьким взрослым. Дети носили ту же одежду, что и взрослые, то, что сейчас считается детскими играми (лапта, катание на санках, игра в мяч), было развлечением взрослых.

 

В глазах взрослых детство было коротким. В брак вступали в 12-14 лет, а чувствами детей никто не интересовался. Со столь же раннего возраста ребёнок считался ответственным за свои поступки: его могли судить и приговорить к тяжкому наказанию, вплоть до смертной казни.

 

2. Родительская любовь .

 

  Сплошь и рядом ребёнка в очень раннем возрасте отрывали от семьи. Сына городского ремесленника отдавали в ученики к другому мастеру; в его семье он жил не столько в качестве ученика, перенимавшего ремесленное уменье, сколько в роли слуги, мальчика на побегушках. В чужом хозяйстве всякий мог его обидеть, а заступиться за него было некому. 

 

  Но и сын рыцаря тоже зачастую оказывался вдали от родительского дома: его отдавали на воспитание в семью другого рыцаря, с которым отец ребёнка хотел поддерживать дружбу. Здесь мальчик должен был учиться боевому делу, обращению с копьём и мечом, езде верхом, даже если у него не доставало сил для подобных занятий. Он проводил время в общении со взрослыми – людьми, по большей части грубыми и необразованными, - ведь в среде рыцарей уважали силу, а не образованность. Младших детей рыцарей, у которых не было надежды на получение отцовского владения, нередко отдавали монахам. В монастыре они могли получить образование, а со временем стать монахами и даже возвыситься в церкви. Дочери знатных людей, если у них не было приданого, необходимого для замужества, тоже делались монахинями, - это был один из главных способов устроить их жизнь. При этом их не спрашивали, расположены ли они всю свою жизнь провести за монастырскими стенами, подчиняясь строгим правилам монашеской жизни.

 

  Таким образом, и ребёнок простолюдина, и рыцарские сын или дочь с малых лет нередко оказывались оторванными от родителей, жили отдельно от них. Из письменных источников того времени видно, что юноша или девушка чаще всего теряли связь с семьёй, и даже не могли узнать, были ли у них братья и сёстры.

 

Что касается сельских жителей, то крестьянскому хозяйству нужны были рабочие руки, и ребёнок начинал трудиться с раннего детства. Детство в Средние века для очень многих едва ли было беззаботным и радостным.

 

   «Это не значит, конечно, что в Средние века не существовало родительской привязанности к детям. Сохранились письма матерей и отцов, адресованные их детям, в этих посланиях они наставляют их, как нужно себя вести, и проявляют любовь и заботу о них. Часто сочиняли так называемые «зерцала» - книги, в которых от имени отца сын, обычно из знатной семьи, получает необходимые наставления».

3. Детская смертность .

 

  В Средние века очень многие дети умирали в младенческом возрасте. И недостаточное питание, и болезни, от которых тогда не умели лечить, да и невнимание к ребёнку – всё могло служить причиной его смерти вскоре после рождения или в первые годы жизни. А это выработало взгляд на ребёнка «Бог дал, Бог и взял». В условиях, когда «лишние» детские рты трудно было прокормить, бедные родители отводили детей в лес и там оставляли умирать. Особенно часто так поступали с девочками, полагая, что от них меньше помощи в хозяйстве, чем от мальчиков. Многих матерей обвиняли в том, что они «заспали» своих младенцев. Новорождённый спал в постели вместе с матерью, и она, якобы во сне, случайно навалилась на него и задушила тяжестью своего тела. У детей, которые выжили, тоже было немного надежды дожить до зрелого возраста. Болезнь и смерть были частыми гостями и близкими знакомыми. Существовало даже мнение о том, что смерть постоянно где-то рядом с человеком и подстерегает его.

 

   Итальянский писатель Джованни Боккаччо так описывает главную катастрофу Средневековья – неслыханную по размерам эпидемию чумы:

 

«Чёрная Смерть» была самой страшной вспышкой эпидемии, но далеко не единственной. Волны чумы, пусть и не такие сильные, прокатывались по всей Европе на протяжении двух столетий. Эпидемии поражали в первую очередь города из-за скученности их населения и ужасной антисанитарии. В городах число жителей после «Чёрной Смерти» сократилось на 60%. Чума, которая поставила каждого перед лицом смерти, нанесла огромный урон всем человеческим связям: страшась заразы, дети оставляли без ухода поражённых чумой родителей, родители отказывали в помощи собственным детям».

 

   «Чёрная Смерть» была не единственной заметной причиной уменьшения населения. Урожайность оставалась низкой, сельскохозяйственная техника – отсталой. Любой неурожай грозил голодом. Нередко было так, что в одной части страны урожай был хорошим, а в другой – люди умирали от недоедания. В городах создавались специальные запасы хлеба на случай недорода.

 

4. Веселье молодых.

 

     Но было бы ошибкой считать, будто дети не веселились. Конечно, они пели, играли и резвились, как дети во все периоды истории. Трудность для историка Средневековья заключается в том, что произведения литературы, из которых мы можем узнать о развлечениях городской и сельской молодёжи, по большей части написаны духовными лицами, а они отрицательно относились к сборищам и танцам, видя в них грех и происки дьявола. 

 

 

Закрепление изученного материала:

  • Как «короткое детство» влияло на психологию средневекового человека?
  • Почему большинство детей оказывались оторванными от родителей, мало того, не могли знать, были ли у них другие братья и сёстры?
  • Объясните высказывание: «Если хочешь познать жизнь ребёнка в Средние века – познай жизнь взрослого»?

Самостоятельная работа учащихся:

  • Приведите примеры из сказок, как родители решали проблему «лишних» детских ртов?

Занятие 4.

Тема:

 

1. Память и мышление как основа обучения.

Большинство детей не получало никакого образования. Одних не учили вследствие бедности и отсутствия школ, другие, как дети рыцарей, предпочитали ученью воинские забавы и охоту. Огромное число людей не умело ни читать, ни писать. Те знания о жизни, которыми они обладали, были получены ими от окружающих, от старших. Сказки, легенды и слухи заменяли им книгу и учебник. Изображение священных сцен в соборе и церкви были «Библией для неграмотных». При господстве устного слова человеческая память приобретала решающее значение. Быть умным, знающим, прежде всего означало – обладать хорошей памятью, хранить в ней знание обычаев, преданий старины, производственных навыков. Певцов, распевавших песни о героях и древних временах, высоко чтили и с жадностью слушали. Сказания, повествование о святых чудесах на протяжении поколений и столетий передавались из уст в уста, прежде чем были записаны. Судебные обычаи тоже хранились в памяти знающих («мудрых») людей.

 

   «У детей хорошая память, и поэтому их охотно использовали в качестве свидетелей. Например, когда нужно было установить границы владения, участники раздела земли обходили границы участка, ведя с собой детей или подростков, и время от времени пребольно их поколачивали: полагали, что так ребёнок крепче запомнит условия сделки и сможет впоследствии при необходимости рассказать о них в суде и показать границы поля».

 

В народе на протяжении столетий сохранялось больше доверия к слову свидетеля, нежели к записи в документе, которого они и прочитать-то не могли.

 

2. Школьное образование.   

Тем не менее в Средние века существовали школы. Они создавались при монастырях и в них обучались дети, которые в дальнейшем должны были стать монахами. Известны также городские школы, учреждавшиеся обычно при главном (кафедральном) соборе. Там занимались дети горожан, и эти школы, в отличие от монастырских, были платными. Владельцы замков приглашали для своих детей учителей, и зачастую учителем был священник из ближайшего прихода.

 

Детей, посещавших школу, заставляли преимущественно заучивать заданное наизусть. В книге, как тогда считали, заключена премудрость, и надобно знать текст точно таким, как он записан. Толковать и объяснять его мог только учитель – духовное лицо. Нерадивых и ленивых учеников секли розгами, и на рисунках, изображающих школу, мы видим розги под рукой учителя. Гвиберт Ножанский в своих воспоминаниях рассказывает о своём детстве:

 

    «Я вырос в рыцарской семье, но со дня моего появления на свет меня предназначали к духовному званию. Поэтому я не играл с детьми других рыцарей, и моя мать пригласила к нам учителя. Он хорошо относился ко мне как к своему ученику, но «из любви» нещадно наказывал».

 

   Чему же учили в школе? Начиная с 9 века церковные учителя обучали школьников «семи свободным искусствам» (число семь считалось священным).  Эти «семь свободных искусств» состояли из двух частей – двух циклов:

 

Тривиум (лат. трёхпутье) - три искусства, три науки:

  • грамматика (правила латинского чтения и письма);
  • риторика (правила построения речи, уменье говорить связно и красноречиво);
  • диалектика (уменье рассуждать и спорить в согласии с правилами)

Квадривиум (лат. четырёхпутье) – четыре искусства, четыре науки:

  • арифметика (необходима и монахам, следившим за церковным календарём, и купцам для совершения торговых сделок);
  • геометрия (строительство собора, замка или другого сооружения);
  • астрономия (наука о небесных светилах, давала знание времени по солнцу и звёздам);
  • музыка (исполнение религиозных гимнов).

 

  Пройдя курс «семи свободных искусств», ученик осваивал основы знаний. Они могли пригодиться как в практических делах, так и в богословии – рассуждениях о Боге. Образование открывало путь к церковной карьере или к службе у князя, государя. Кроме того, школяры, одолев «семь свободных искусств», могли продолжить образование в университете, где углублялись в философию и богословие или изучали право, медицину и другие специальные науки.

 

3. Отношение к знаниям.

 

  Нелегко было учиться, напрягая память, необходимую для заучивания всего того, что было высказано и написано учёными людьми (а их сочинения нужно было знать досконально) и прежде всего в Священном Писании и толкованиях.

 

«Ходили анекдоты о школярах, которые, отчаявшись овладеть книжной премудростью, якобы прибегали к помощи чёрта. Один из таких школяров, как утверждали, вступил в сговор с дьяволом. В обмен на обещание школяра отречься от Господа дьявол вручил ему камень: если он будет сжимать его в кулаке, то без труда овладеет всеми науками. Так и произошло, гласит этот рассказ, и школяр, до того слывший среди товарищей неспособным к ученью, стал вдруг удивлять всех своими обширными познаниями. Но однажды он пришёл в ужас, что договором с чёртом погубил свою бессмертную душу, и выбросил камень. В тот же миг он утратил все свои познания».

Что означают эти басни? В обществе, в котором преобладала неграмотность, учёность внушала уважение, смешанное с недоверием. Но столь же двойственным было отношение к образованным людям и самой церкви. Она создавала школы, и от священников требовались грамотность и знание религиозных текстов. Однако вместе с тем искренняя вера и любовь к Богу, как учило духовенство, не нуждаются в книжной учёности. Нерассуждающая вера ценится выше книжной учёности. Церковь опасалась, что самостоятельное чтение мирянами Библии и Евангелия может навести их на еретические идеи, и разрешали читать священные книги одним лишь посвящённым – монахам и духовенству.

 

  4. Возникновение университетов.

  В то же время в ряде городов Западной Европы возникают учебные заведения нового типа – университеты («университет» по-латыни означает «объединение»). Университет включал в себя студентов и профессоров. Они объединялись для того, чтобы организовать самоуправление, для того, чтобы отстаивать свою независимость и привилегии от города, в котором университет расположен. Студент чаще всего учился долго. Он мог начать учёбу в одном городе, а потом, заслышав о том, что в другом городе и даже в другой стране преподаёт знаменитый профессор, отправиться туда. Везде языком науки была латынь, поэтому трудностей с языком у студента, выучившего латынь ещё в школе, не было. Таких странствующих студентов называли вагантами (бродягами).

 

Университет делился на «землячества» - объединения студентов из той или иной страны, сохранявших свои обычаи, и на факультеты, специализировавшихся на определённой отрасли знания. Но наиболее престижными были факультеты богословия и права. Старейший университет Европы – Болонский в Италии – открыт был ещё в 11 веке, он прославился школой права. Старейшие университеты Англии – Оксфорд (12 век) и Кембридж (13 век), Парижский университет Сорбонна (12 век) готовили как богословов и философов, так и врачей и знатоков права. Возрождение интереса к римскому праву имело огромное значение. На принципах, выработанных древнеримскими юристами, строилось право собственности, со временем элементы римского права стали использоваться королевской властью и в судебном деле.

 

  Прежде немногочисленные образованные люди сидели в своих монастырских кельях, отныне же люди умственного труда жили и работали в городах, принимая участие в местном самоуправлении и суде, на королевской службе.

 

Закрепление изученного материала:

  • Охарактеризуйте отношения к знаниям в Средние века?

  • Сравните роль памяти в средневековом обществе с её ролью в жизни современного человека?

  • Что такое «тривиум» и «квадривиум»? Какие науки и искусства входили в обучение?

Самостоятельная работа учащихся:

  • Подготовьте сообщение на тему «Обучение в средневековой школе»

Занятие 5.

Тема:

 

 

1.Происхождение и сущность рыцарства.

 

Вызванная новой волной нашествий потребность в тяжеловооружённом  профессиональном воинстве привела к возникновению рыцарства. Рыцарь (нем. Ritter – конник) был не просто всадником, он представлял собой самостоятельную боевую единицу.

 

Рыцарь был одет в кольчугу – рубаху из скреплённых между собой металлических колец, а в дальнейшем её сменили кованые латы, защищавшие всё его тело, от шеи до ног включительно. На голову рыцаря надевали (ибо без помощи слуг или оруженосцев ему трудно было снарядиться) шлем; со временем лицо рыцаря стало защищать забрало. Помимо всего этого он ещё прикрывался в бою щитом, на котором был изображён его герб (нередко какое-нибудь благородное или диковинное животное). Рыцарское вооружение составляли меч и длинное тяжёлое копьё. Боевая броня делала рыцаря почти неуязвимым для ударов противника. Рыцарь на коне – своего рода маленькая подвижная крепость. Вооружение и снаряжение рыцаря стоили очень дорого, на них уходила значительная доля дохода, полученная с крестьян, которые населяли его феод.

 

«На всём скаку он нападал на врага и стремился ударом копья выбить его из седла. Пока рыцарь оставался на коне, он был грозной боевой силой. Но стоило выбить его из седла, и он оказывался беспомощным, так как не был способен подняться на ноги без посторонней помощи, - вооружение и доспехи были довольно тяжёлыми».

 

Основной целью рыцаря в сражении было не убить противника, а, выбив его из седла, обезоружить и захватить в плен. За знатного пленника можно было получить крупный выкуп. Славу непобедимого воина можно было снискать и в рыцарских турнирах.

 

    

2.Рыцарский турнир.

  Турнирами называли военные состязания, на которых рыцари – турнир был привилегией исключительно рыцарства – сражались на глазах у благородной публики либо в поединках, либо группами; в последнем случае бой также превращался в серию поединков. Участники объявляли, что сражаются в честь прекрасных дам, на благосклонность которых могли рассчитывать победители. Победители получали славу и признание, почётные призы, а также коней и оружие побеждённых. Поскольку остаться без вооружения и коня считалось позорным для рыцаря, победитель возвращал их своим незадачливым соперникам за выкуп. Постепенно турниры, первоначально имевшие целью военную тренировку, превращались в пышные аристократические празднества, и сражались на них затупленным оружием, чтобы не нанести ущерба бойцам. Впрочем, в феодальных войнах вплоть до 13-14 веков жертв среди рыцарей было не так много, скорее гибла сопровождавшая их пехота, которую составляли простолюдины.

3. Воспитание рыцаря.

Сын  рыцаря обычно получал одностороннее и довольно грубое воспитание. С малых лет его учили ездить верхом и владеть оружием; досуг он проводил на охоте (благо зверей в Европе в то время водилось множество). Чтение, письмо и арифметика не интересовали знатных юношей и подростков, за одним, однако, немаловажным исключением. Дело в том, что с целью не допустить раздробления рыцарского феода, он целиком передавался по наследству лишь старшему сыну, который и получал посвящение в рыцарское достоинство. Младшие братья оставались ни с чем. Многим из них приходилось постригаться в монахи, - вступая в монастырь, юноша отказывался от мирских радостей и удовольствий, но жизнь его была материальна обеспечена. Те дети рыцарей, которых предназначали к духовному званию (это касалось и дочерей, лишённых приданного), нередко изучали чтение, письмо и другие «искусства».

 

   Становясь рыцарем, юноша проходил через процедуру посвящения: его сеньор ударял плашмя мечом по плечу, они обменивались поцелуем, который символизировал их взаимную верность, посвящаемому надевали знак рыцарского достоинства – шпоры, и новый рыцарь лихо вскакивал на коня. Раз навсегда установленные обряды сопровождали все важные моменты жизни рыцарей, как, впрочем, и других людей той эпохи. Эти ритуалы и обряды, жесты и произносимые одновременно с ними клятвы и присяги делали связи между людьми нерушимыми. Торжественность этих процедур способствовала тому, что они навсегда оставались в памяти их участников и многочисленных свидетелей.

 

 

4. Противоречия рыцарской морали .

  В литературе, которая описывает и воспевает прославленных рыцарей (в рыцарских романах, песнях, поэмах) и которую часто создавали представители самого рыцарства, изображены благородные герои. Их поведение образцово, о таких людях говорили: «Рыцарь без страха и упрёка». Если верить этим сочинениям, существовал своего рода кодекс рыцарского поведения, основанного на чести. Согласно этому неписанному своду нравственных правил, рыцарь беззаветно предан Богу, верно служит своему сеньору, равно как и прекрасной даме, заботится о слабых, включая женщин, духовных лиц и обездоленных, неизменно соблюдает все обязательства и клятвы. До сих пор существует выражение: «благородное положение обязывает». В рыцарских романах рыцари устремляют свои помыслы к Богу и совершают героические деяния.

 

  «В поэзии французских трубадуров и труверов и немецких миннезингеров 12-13 веков воспевается красота знатной дамы, нередко супруги сеньора, вассалом которого является поэт, и многим из этих певцов нельзя отказать в тонкости чувств».

 

  Кодекс рыцарской чести не был литературным вымыслом, однако для рыцарей не менее характерна была и грубость нравов. На неблагородных и простолюдинов они взирали свысока, используя любой предлог для того, чтобы притеснить, ограбить или оскорбить их. О власти рыцарей часто говорят как о «кулачном праве»; то было не право, а произвол и насилие. Если подчинённых им крестьян они щадили, поскольку те их кормили, то чужих крестьян, как и горожан, они нещадно грабили, а то и убивали. В других странах, как в Европе, так и за её пределами, они творили бесчинства. В подземных тюрьмах собственных замков они годами держали пленников, требуя за них выкуп. Встреча с рыцарем в поле или на большой дороге не сулила ничего хорошего.

 

Психика рыцарей, как и многих других людей той эпохи, была неуравновешенна: от неуёмного веселья они легко переходили к тоске и заливались слезами, либо внезапно впадали в столь же безудержную ярость.Налицо противоречие между жестоким и подчас неприглядным бытом рыцарства и теми идеалами чести и достойного поведения, которые присутствовали в сознании части рыцарства и служили для него нравственной уздой. Вместе с тем, сопоставляя своё поведение с изображаемым литературным идеалом, рыцарь не мог ощутить разрыва между ними.

 

Как и перед любым христианином той эпохи, который не мог закрыть глаза на разительное противоречие повседневной жизни заповедям Спасителя, перед рыцарем вырисовывалась пропасть, отделявшая действительность от кодекса чести.  

Закрепление изученного материала:

  • Рыцарский феод целиком передавался по наследству старшему сыну феодала. Чем объясняется то, что рыцари избегали дробления своих земельных владений?
  • Какая участь была уготована младшим наследникам рыцаря?
  • Что такое «кодекс рыцарского поведения»? В чём состоит противоречие нравственного восприятия мира рыцаря?

Самостоятельная работа учащихся:

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!