Дворцово-парковый ансамбль Альгамбра

Самостоятельная работа: Подготовить сообщения об основных культовых сооружениях эпохи тимуридов.

Средневековое искусство стран

Ближнего Востока

К началу VIII в. могущественный Арабский халифат объединил под своей властью огромные территории. Его владения простирались от Северо-Западной Африки и Испании до современной Киргизии и Индии. Многочисленные народы, жившие на этих землях, отличались друг от друга и уровнем общественного развития, и языком, и культурными традициями. Художественная культура их также была различна. Сирийские ткани не спутаешь с египетскими, а керамику Ирака — с изделиями турецких мастеров.

Распространение ислама, запрещавшего изображать людей и животных, наложило определенный отпечаток на развитие средневековой художественной культуры Ближнего Востока. Расцветает искусство орнамента, а скульптура и живопись почти затухают.

Ведущую роль в создании художественной культуры Арабского халифата играли Сирия и Ирак — страны с древними традициями в искусстве. С самого начала существования халифата во всех городах и даже в самых маленьких селениях Ближнего Востока строились здания для ежедневной молитвы — мечети. Здесь сложился тип так называемой дворовой, или колонной, мечети с обширным прямоугольным двором, обнесенным надежными, нередко даже крепостными стенами. Молитвенный зал находился в глубине, и его перекрытия покоились на колоннах или столбах. Внутри мечети отделывались цветным камнем, керамическими изразцами, орнаментом, вырезанным на каменных панелях или штукке — особой облицовочной штукатурке. После полировки штукк приобретал вид мрамора. Особенно богато отделывался михраб — ниша, указывавшая молящимся направление на Мекку.

 

Соборная мечеть Валида I в Дамаске — одно из знаменитейших сооружений VIII в.— должна была, по замыслу халифа, своим великолепием затмить все другие здания. И действительно, великолепные мозаики мечети вошли в сокровищницу мирового искусства.

 

Развивается и светская архитектура. Среди множества сооружений выделяются загородные замки — резиденции омейядских халифов, построенные в Сирийской пустыне. До нас дошли настенные росписи одной из таких резиденций — Кусейр-Амры. Сюжеты их разнообразны: здесь и купающиеся женщины, и единоборство атлетов, и сцены охоты. Центральное место занимает изображение халифа, сидящего на троне и окруженного покоренными иноземными царями.

Кусейр-Амра

В 836 г. на Тигре, к северу от Багдада, возникли первые постройки новой резиденции аббасидских халифов — Самарры. Вскоре она превратилась в большой цветущий город, но уже через несколько десятилетий была покинута. При раскопках здесь обнаружены руины дворцов халифа, жилых домов и соборной дворовой мечети с минаретом. На стенах — остатки росписей и орнамента.

 

Дальнейшее развитие живописи на Ближнем Востоке представлено книжными иллюстрациями — миниатюрами арабо-месопотамской школы XII—XIII вв. Сюжетом миниатюр служили эпизоды макам — новелл. Особенно широкую известность получили миниатюры макамам арабского писателя аль-Харири (1054—1122), рассказывающие о приключениях некоего Абу Зейда, объездившего весь свет и попадавшего в самые различные переделки. Рисунки изображают торжественный прием у халифа, суд и наказание преступника, проповедь в мечети, сцены на рынке, праздничную процессию, отдых каравана в пути и т. п. Несмотря на условную композицию, нарушение пропорций и отсутствие перспективы, эти и другие миниатюры поражают выразительностью не только отдельных деталей, но и характеристик различных персонажей.

Ирак. Миниатюра из рукописи "Макамы" аль-Харири

Средневековая керамика Сирии и Ирака необычайно разнообразна. Наивысшее достижение ее— люстровая керамика. Она изготовлялась особым способом: на глазурованную поверхность, наносили краску специального состава, которая после обжига приобретала характерный металлический отблеск.

 

Среди изделий из металла выделяются бронзовые сосуды и курильницы в форме птиц — орла, фазана, утки и т. п. (VIII—X вв.). Для последующих веков, особенно XIII—XV, характерны изделия с тонкими кружевными чеканными и гравированными узорами.

 

XII — XIV века — время расцвета стеклоделия. Главными центрами его были Алеппо и Дамаск; их изделия шли не только в страны Востока, но и в Европу. Стеклянные кубки, чаши, бутыли расписывались аллегорическими и жанровыми сценами, традиционным орнаментом из ветвей и листьев, декоративными надписями.

 

Немало шедевров оставило нам и средневековое искусство Египта. Самый ранний из дошедших до нас памятников средневековой архитектуры Египта — мечеть Амра в Фустате (Каир). Это — классический пример дворовой мечети. Плоское перекрытие молитвенного зала покоилось на полукруглых арках, опиравшихся на невысокие стройные колонны.

Египет. Мечеть Амра в Фустате (Каир)

В XI в. необычайно разросся и достиг пышного расцвета Каир, ставший с конца X в. столицей Египта. Современники восторженно описывали его базары, караван-сараи, мечети, многоэтажные жилые дома. И над всеми этими зданиями возвышался дворец халифов, обнесенный мощной крепостной стеной. Каменная крепостная стена с монументальными башнями и воротами, украшенными резьбой, окружала также весь город.

Новым в архитектуре X—XV вв. было создание больших архитектурных комплексов и ансамблей. Так, мечеть-мавзолей султана Хасана в Каире (1356— 1363), которая считается одной из вершин средневекового египетского зодчества, включает усыпальницу султана, собственно мечеть, четыре медресе (духовные школы) и четыре минарета, из которых сохранились лишь два. Мозаичные полы здания выложены различными породами камня, стены украшены резным мрамором и алебастровым фризом с декоративными надписями на фоне переплетающихся растений. Бронзовые двери главного входа и усыпальницы султана отделаны резьбой, чеканкой, инкрустированы золотом и серебром.

Египет. Мечеть-мавзолей султана Хасана в Каире

Открытые в последнее время фрагменты стенных росписей и миниатюрной живописи, так же как и изображения на предметах обихода (резное дерево, керамика), говорят о том, что в X—XII вв. в Египте существовала самостоятельная живописная школа.

 

Среди многочисленных отраслей египетского художественного ремесла особенно славились льняные и шелковые ткани, золотисто-желтые, с пурпуром и небольшими вкраплениями глубокого синего цвета.

 

Египетские изделия из металла и стекла очень схожи с сирийскими и иракскими. Но египетскую керамику XI—XII вв. от любой другой отличал рисунок: на белом фоне широкими мазками темно-синего цвета наносились обобщенные изображения птиц и зверей.

 

Своеобразными чертами отличается средневековое искусство Малой Азии. В середине XI в. малоазийские провинции Византии были завоеваны тюрками-сельджуками, которые создали здесь несколько феодальных мусульманских княжеств. Самым значительным из них был Румский султанат (современная Турция) со столицей Конья.

 

Сельджукское искусство Малой Азии тесно связано и с искусством Византии, и с искусством Сирии, Закавказья, Ирана. Творчески перерабатывая эти подчас разнородные элементы, малоазийские зодчие и мастера прикладного искусства создали к середине XIII в. целостное, яркое и своеобразное искусство. В архитектуре появились новые типы сооружений: зодчие объединили мечеть и медресе в одном здании. Выделялись стройные башни минаретов с высоким шатровым верхом и входные порталы, украшенные орнаментальной резьбой по камню. Особенно замысловатым орнаментом и виртуозностью исполнения отличались порталы Большой мечети в Дивриге (1228) и Индже-минар в Конье (1251 — 1252).

 

При отделке зданий мастера-камнерезы смело вводили в композицию орнамента изображения фантастических животных, львов, орлов и даже человеческие фигуры. Широко применялись изразцы темно-синего цвета, особенно для внутреннего убранства и облицовки куполов.

 

К концу XIV в. образовалась обширная Османская империя, и в искусстве Малой Азии начался новый период.

 

Архитектура османской Турции, в которой были продолжены и развиты основные традиции малоазийского зодчества XIII—XIV вв., тяготеет к монументальности. Наиболее ярко эта тенденция выразилась в творчестве прославленных зодчих XVI в. — Хайр ад-дина, Мехмед-аги и хаджи-Синана.

 

Из творческого наследия хаджи-Синана особенно замечательны мечеть Сулей-мание в Стамбуле и мечеть Селимие в Адрианополе. Обе они по смелости замысла, совершенству композиции и конструктивного решения не уступают прославленному константинопольскому храму св. Софии. По углам зданий возвышаются четыре стройных минарета. Внутри мечети отделаны мрамором, порфиром, многоцветными изразцами. На окнах — цветные витражи.

Турция. Мечеть Сулей-мание в Стамбуле

 

 

 

Храм св. Софии

Для светской архитектуры этого времени характерны павильоны-дворцы в садах — кешки. Простые и строгие по внешнему облику, эти здания внутри были богато украшены многоцветными изразцовыми плитами с изображениями кипарисов, тюльпанов, нарциссов и каллиграфическими декоративными надписями.

 

Турция XVI—XVIII вв. славилась керамикой, тканями, изделиями из металла. Своеобразным мотивом турецкой керамики было стилизованное, но очень выразительное и динамичное изображение лодки с косым парусом. Для турецких тканей типичны очень крупные изображения цветка тюльпана или гвоздики. Излюбленная расцветка тканей— красные тона с золотом и серебром. Турецкие чеканщики и граверы украшали изделия из металла сценами борьбы животных, каллиграфическими надписями с цитатами из Корана и традиционными благопожеланиями.

 

В XVI—XVII вв. в Турции получает значительное развитие искусство книжной миниатюры.

 

Богатые художественные традиции к началу средневековья выработали и народы Ирана. Большого расцвета иранское искусство достигло при Сасанидах в III—VII вв.

 

Завоевание Ирана арабами, враждебное отношение мусульманских богословов к изобразительному искусству тормозили развитие живописи и особенно скульптуры. Но сложившиеся в Иране художественные традиции оказались сильнее этого влияния, и в средние века художественная культура Ирана сохраняла свою самобытность.

 

Архитекторами X—XI вв. была создана так называемая мечеть с четырьмя айванами, т. е. с четырьмя обширными сводчатыми залами, расположенными по сторонам прямоугольного двора. Эти залы — айваны — открывались во двор входными арками. Вплоть до XIX в. по этому плану строились мечети и здания духовных училищ — медресе. Наиболее ранние дошедшие до нас мечети этого типа — мечеть Хайдерийе в Казвине и мечеть в Ардистане (XI—XII вв.).

 

Широкое распространение получили также башенные мавзолеи с шатровым или купольным перекрытием.

 

Впоследствии основным элементом здания в иранской архитектуре становится монументальный портал. Все увеличиваясь в размерах, он заслоняет собой остальные части здания, отчего сооружение становится плоскостным, рассчитанным на обозрение лишь с одной стороны. Пышная орнаментальная отделка подчеркивает главную роль портала в архитектурной композиции.

 

В отделке здания применялась и фигурная кладка кирпича, и резьба и роспись по ганчу (род алебастровой штукатурки), и многоцветные изразцовые облицовки, и мозаика, особенно распространенные в XIV—XV вв.

 

В конце XVI — XVII вв. Иран переживает большой экономический и культурный подъем, идет оживленное строительство. Во многих городах страны создаются большие архитектурные ансамбли. В начале XVII в. в столице Исфахане был построен архитектурный ансамбль на площади Майдане-Шах («Площадь шаха»), состоящий из двух величественных мечетей, дворца Али-Капу и крытого рынка. Все эти сооружения расположены по сторонам огромного прямоугольного плаца. Такие ансамбли были шедеврами декоративного искусства и зодчества своего времени.

Иран. Площадь Шаха

Большое развитие получила в Иране книжная миниатюра. Наиболее ранние произведения ее относятся к XII — XIII вв., а наивысшего расцвета она достигла в XVI — XVII вв. При дворе Сефевидов работали многие выдающиеся художники-миниатюристы: Реза Аббаси, Афзаль ал-Хусайни, Реза Мусаввир и другие. Мастера украшали и иллюстрировали рукописи литературных произведений, научных трактатов и исторических сочинений. Затем появляются специальные альбомы, составленные из листов работы известных мастеров. Их сюжетами были эпизоды из «Шахна-ме» великого Фирдоуси, композиции на темы произведений Хафиза, Омар Хайам, Саади и других классиков литературы. Иранские миниатюры отличались виртуозно-тонким исполнением, богатым и звучным цветом.

 

Керамические изделия иранских ремесленников прославились на весь мир. Особенно интересны сосуды керамистов Рея и Кашана с многоцветными изображениями человеческих фигур и жанровых сцен.

 

На ярких поливных изразцах, применявшихся для отделки зданий, часто встречаются сцены из эпоса. Наивысшее достижение иранской художественной керамики — расписные люстровые сосуды и изразцы.

 

Металлические изделия Ирана покрывались тонким кружевом чеканного или гравированного орнамента, лентами надписей с благопожеланиями, которые иногда сочетались с изображениями людей и жанровыми сценами. Широко распространена была инкрустация серебром или красной медью по бронзе.

 

Парчовые и шелковые ткани, особенно в XVI—XVII вв., наряду с богатым орнаментом украшались изображениями на сюжеты из литературных произведений.

 

Иранские ковры, издавна славившиеся во всем мире, неповторимы по богатству и разнообразию узора, сочному насыщенному цвету. В их колорите преобладают красные тона.

 

* * *

 

В XVIII—XIX вв. развитие художественной культуры в странах Ближнего и Среднего Востока замирает. Это объясняется общим упадком феодализма и усилением зависимости этих стран от стран Европы. В архитектуре и прикладном искусстве в основном копируются образцы, созданные в предшествующие века. Но богатое наследие мастеров средневековья до сих пор поражает богатством фантазии, изяществом и яркими радостными красками. Архитектура арабских стран эпохи Средневековья

Одним из лучших достижений средневекового искусства стали памятники мусульманской архитектуры Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, а также Индии и Испании. Мусульманская архитектура (как и искусство в целом) имеет свои специфические особенности, свои правила и узнаваемые мотивы. При всем этом ее отличает разнообразие местных традиций.

В мусульманском искусстве существует три основных вида орнамента: растительный (или арабеска), геометрический и эпиграфический (орнамент, который составляют красиво выписанные буквы различных по содержанию текстов).

Ведущими типами построек были мечеть и дополняющий ее минарет, крепостные и дворцовые сооружения. Именно к их числу принадлежат шедевры архитектуры арабского мира.

Существовало несколько типов здания мечети, но для всех для них необходимым правилом были ориентация святилища на Мекку и отсутствие в декоре изображений человека и животных. Молодая мусульманская культура, которая формировалась в VII–VIII вв. н.э., широко использовала достижения античного и уже достаточно полно сформировавшегося христианского искусства, а также традиции архитектуры Древнего Востока. Так, тип колонной мечети восходит к базилике, а купольные мечети – к центрическим храмам Византии; из античной архитектуры был заимствован мотив портика и колоннады.

В Иране и Средней Азии обращались к формам традиционной жилой архитектуры. Это не удивительно, поскольку халифат Омейядов – первое могущественное государство в истории исламской цивилизации – включал в свой состав земли, подвергшиеся романизации, а ранее – влиянию греческой культуры, а также захватил многие византийские владения (среди них Палестина, Сирия, Египет). Впоследствии, после завоевания Византии турками в Стамбуле (бывшем Константинополе) появятся мечети, откровенно подражающие архитектуре Св. Софии. Тем не менее заимствованные композиционные схемы подверглись переработке, и в новой интерпретации они смотрелись уже совершенно иначе.

Как и в христианских храмах, архитектурные и декоративные решения соотносились со священными текстами и трудами богословов. Зримые формы становились их изысканным воплощением. Так, михраб – наиболее важная по смыслу часть мечети – выделялся не только богатым убранством, но и светом (от окон купола или от светильника). Свет, как и в христианских храмах, напоминает о Боге, «свете небес и земли».

Мечеть Скалы (Куббат ас-Сахра) в Иерусалиме, VII в. Израиль. Мечеть построена над выступом скалы, с которого по преданию пророк Мухаммед вознесся к Всевышнему. Она относится к типу купольных мечетей. Ее формы компактные и ясные. Над восьмигранным цельным объемом высится крупный купол на мощном барабане. Большая часть стен и барабан купола сплошь покрыты изразцами, в цветовой гамме которых преобладают прохладные синие и голубой цвета.

В мусульманской архитектуре были созданы различные типы арок, зачастую имеющие чисто декоративное значение. В их числе были и стрельчатые. Наружные формы зданий достаточно просты и статичны. В этом сказывались традиции древневосточной архитектуры. Но ощущения тяжести формы помогал снять тончайший орнамент, который покрывал стены, купола, порталы и другие части зданий не только внутри, но часто и снаружи. Ввиду запрета на фигуративные изображения орнамент стал основным средством художественной выразительности в области живописи и декоративно-прикладного искусства. Его могли делать, применяя стукко, выкладывать из мозаики, изображать на изразцовых панелях.

Растительный и геометрический орнаменты поражают точностью математического расчета. Бесконечное движение переплетающихся линий, вовлекающее зрителя в процесс созерцания, намекало на бесконечный процесс познания мира и явленных в нем божественных истин. Процесс созерцания приобретал религиозно-философскую окраску. Аналогичные идеи можно найти и в христианском, и в буддистском средневековом искусстве.

Мечеть в Кордове. Испания. Мечеть была построена в VIII– X вв., когда Кордова была столицей Кордовского эмирата – государства на территории Пиренейского полуострова, отколовшегося от халифата Аббасидов. Здание принадлежит к типу колонной мечети, делится на 19 нефов и включает более 800 колонн.

Мечеть Омейядов, или Большая мечеть в Дамаске. Сирия. Мечеть содержит сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), которая, возможно, была найдена во время раскопок при строительстве мечети. Большая мечеть Омейядов в Дамаске вмещает 10 тысяч молящихся внутри и 20 тысяч человек – во дворе.

Одним из самых прославленных памятников арабского зодчества является Большая мечеть династии Омейядов, воздвигнутая в 705–715 гг. по приказу халифа Валида в Дамаске (Сирия). На строительстве мечети в течение десяти лет трудились более двенадцати тысяч рабочих. Для отделки интерьеров широко применялись перламутр, жемчуг, золото. Украшенная мозаиками на золотом фоне, инкрустированная резьбой по мрамору, даже сегодня, спустя тринадцать столетий, пройдя через десятки войн, пожаров, разграблений и многие годы запустения, мечеть Омейядов поражает своим величием и великолепием форм.

Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами почитаемых лиц, которые увенчивались чаще всего куполом. Среди них – мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. В его архитектуре доминирует огромный ребристый купол, нависающий над огромным цилиндрическим барабаном. Нижняя часть представляет собой многогранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты постройки. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов. Этот ансамбль, включающий медресе и ханако, был объединен квадратным двором с высокими стенами, четырьмя угловыми минаретами и порталом. Портал украшен в технике резной наборной мозаики. Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрытие интерьера сделали мавзолей Гур-Эмир уникальным памятником зодчества.

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. Узбекистан .

Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. Фамильная гробница Тимура. Узбекистан.

Дворцово-парковый ансамбль Альгамбра

Один из шедевров средневековой мусульманской архитектуры – ансамбль Альгамбра в Гранаде (XIV–XV вв). Город являлся столицей гранадского эмирата – последнего мусульманского государства на территории Пиренейского полуострова. С его завоеванием в 1492 г. завершился долгий путь Реконкисты – отвоевания испанцами своих территорий. В крепости гранадских эмиров суровый внешний вид контрастирует с пышным утонченным убранством ее покоев, красотой садов.

Дворцово-парковый ансамбль Альгамбра. Гранада. Испания.

Алькасаба является древнейшей частью Альгамбры. Первое упоминание о существовании гранадской Алькасабы датируется IX в. и считается, что она была построена Савваром бен-Хамдуном во время конфликта между арабами и мувалладами.

Свое название Львиный дворик получил по скульптурам львов, поддерживающих фонтанную чашу в центре дворика.

Миртовый дворик и дворец-башня Комарес.

Парталь или Двор Смоковницы. Название «Парталь» носит зона к востоку от дворца Насридов. Изредка ее называют двором Смоковницы.

В Зале двух сестер широко применены сталактиты (мукарны), которые делались из штукатурки, дерева, иногда кирпича и рядами нависали друг над другом.

 

 

Архитектура Аббасидского халифата.

В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов. Они были потомками Аббаса — дяди Мухаммада. Государство было укреплено, границы несколько расширились. В области архитектуры данная эпоха известна двумя событиями — строительством новой столицы и возведением резиденций.

Дамаск перестал быть главным городом мусульманского мира. Аббасидский правитель ал-Мансур (754-775) повелел основать новый город, который поразит своим великолепием народы мира. «По замыслам ал-Мансура новая столица должна была удовлетворять четырем условиям: находиться в центре империи, ее климатические условия не должны способствовать заболеваниям малярией, рядом с ней не должно быть крупных городов которые могли бы с ней соперничать, и, наконец, она должна стоять на одной из полноводных судоходных рек». В 762 г. решено было заложить город на берегу реки Тигр, получивший официальное название Мадина’ ас-Салам, что в переводе с арабского означает «город мира». Это название присутствовало в документах, на монетах и т. д. Также у него было несколько других названий: Мадинат ал-Мансур (пер. с араб, «город Мансура»), Мадинат ал-Заура (пер. с араб, «извилистый город»). Но известен он стал под названием Багдад.

Багдад

Багдад быстро рос. «Для постройки города были собраны зодчие из Куфы, Васита, Басры, Сирии, Западной Персии» В результате он превратился в самый роскошный город мусульманского мира, который стали описывать путешественники, про который стали слагать легенды и рассказывать истории, самым ярким примером чему может служить памятник арабской литературы «Тысяча и одна ночь». Это был центр, куда стремились люди самых различных профессий — от плотников до ученых В IX-X вв. арабы впитывают научные знания и различные аспекты культур многих стран: Греции, Индии, Персии.

Багдад. Схематический план. А — круглый город 766—941 гг. с дворцом в центре; Б — пригород Карх; В — Багдад с 1095 г.Ворота: 1 — Баб ал-Муазем, 2 — Баб ал-Вастани, 3 — Баб ал-Халаба или Ворота талисмана, 4 — Баб ал-Шарки, 5 — дворец Аббасидов, 6 —медресе Мустансирия, 7 — -минарет Сук ал-Газаль, 8 — мавзолей шейха ас-Сухраварди, 9 — хан Ортма, 10 — мечеть — усыпальница Гайлани (1515 г.), 11 — мавзолей Зубейды, 12 — мечеть — усыпальница Мааруфа ал-Кархи (1215 г., перестроена в XVIII —XIX вв.)

Тот удивительный город времени Аббасидов мы можем себе представить только по описаниям современников и археологическим раскопкам, которые проходили вплоть до американского вторжения в Ирак в 1991 г. Первое, что бросается в глаза при изучении города, — его удивительный план. Он построен в виде круга с двойной стеной (в диаметре — 2638 м). Выезд из четырех ворот города был направлен на важнейшие города и

Багдад. Круглый город. План.

земли мусульманского Востока того времени — Куфу, Дамаск, Басру и Хорасан. В центре Багдада размещались государственные постройки — дворец халифа (Златые врата) с мечетью с зеленым куполом (Куббат ал-Хадра, Зеленый свод), государственные учреждения (семь диванов), дома ближайших родственников халифа. Над воротами и дворцом находился флюгер с изо­бражением всадника, который, скорее всего, демонстрировал могущество города и государства в целом.

Багдад, заложенный Мансуром на западном берегу Тигра, неподалеку от Ктесифона, по круглому плану, достигал в поперечнике 2,5 км. По словам арабских авторов, среди города стоял дворец со сводчатым айваном, подводившим к тронному залу под высоким зеленым куполом—отсюда название Куббат ал-Хадра. Есть основания думать, что композиция здания отвечала принципам сасанидского дворцового строительства, четко выявленным уже во дворце Куфы. Размеры дворца были 400 локтей, к нему примыкала мечеть 200 локтей шириной. Дворцовый ансамбль отделялся от жилых кварталов круглой стеной. Двойная внешняя городская стена была прорезана четырьмя воротами и укреплена 112 башнями — по 28 между воротами. К югу от города вырос пригород Карх, тоже обведенный стеной. Багдад — значительный культурный и экономический центр средневекового Востока, средоточие наук и искусства, составлял славу и гордость мусульманского мира. Он назывался Мадинат ас-Салам — «город мира». Закончив в 766 г. постройку столицы, Мансур приступил к строительству загородного дворца и мечети на восточном берегу реки; это место получило название Русафа.

Именно в плане Багдада была развито мусульманское понима­ние мира и места халифа в нем. Круг должен был показывать модель вселенной, центром которой стал дворец, где восседал на троне халиф. В этом архитектурном комплексе впервые мечеть была сдвинута в сторону. Аббасидский правитель стал наместником не Пророка на земле, а самого Бога.

Несмотря на высокое предназначение, Багдаду выпала тяжелая судьба — средневековый город-сказка до нас не дошел. «Судьба Багдада со временем разошлась с судьбой творения ал-Мансура, так и оставшегося уделом суверена, а затем практически заброшенного и в конечном счете разрушенного в ходе осады, которая повлекла смерть халифа ал-Амина».

В 1258 г. Багдад был разрушен монгольским ханом, а в конце XIV в. город пережил нападение Тимура. В результате древняя архитектура города не сохранилась, а самые старые постройки в современном городе появились относительно недавно.

Многие аббасидские правители строили резиденции в других городах. Несмотря на огромные затраты на строительство, жизнь комплексов была недолгой. Когда любовь халифа к ним ослабевала или если престол занимал новый правитель — двор, административный аппарат, войска и т.д возвращались в Багдад, а город, где возводилась резиденция, приходил в запустение. Ухайдир и Самарра — примеры таких городов-резиденций.

Самарра

Венцом аббасидской архитектуры городов-резиденций стала Самарра, возведение которой началось в 836 г. Халиф ал-Мутасим (833-842), опасаясь за свою жизнь из-за восстаний в столице, решил на время ее оставить. Место для нового города-резиденции халифа было выбрано в 125 км к северу от Багдада, на берегу Тигра. Ему было дано имя Самарра (пер. с араб. «приятная для глаз»). Это место привлекло еще персидского правителя из династии Сасанидов Хосрова I Ануширвана (531 -579), который построил здесь охотничий домик. Даже в наши дни, по данным археологических раскопок, Самарра поражает своими масштабами.

Мутасим собрал мастеров со всей страны и разослал гонцов за мрамором и деревом в Басру, Латакию, Александрию. Будучи последовательно резиденцией нескольких халифов, Самарра строилась разновременно и лишена какого-либо планировочного единства. Отдельные группы дворцовых построек с мечетями и прилегающими жилыми кварталами тянулись узкой полосой вдоль обрывистого восточного берега Тигра, не превышая в ширину 2 км.

Почти за полстолетия своего существования город протянулся по берегу реки на 33 км. В IX в. в нем на месте сегодняшних руин и песка были многочисленные постройки и сады, которые поражали своим великолепием и размерами. Например, центральная улица Самарры, шедшая параллельно реке, была шириной около 100 м. «Это был город для знати, чиновников и военных, с дворцами, ипподромами, садами и мечетями, вмещавшими целые армии».

Ядро города составляет самый ранний средний район, где дворец Мутасима Джаусак занимает 175 га. Грандиозный комплекс неправильных очертаний заключал официальную часть, гарем, сокровищницы, казармы, бани, крытые цистерны, площадку для поло, сады и павильоны. Тронный зал крестообразного плана венчал высокий купол. Дворец выходил к реке трехайванным входом Баб-ал- Амма, откуда сбегали к воде ступени широкой лестницы. Средняя арка айвана была высотой 11,1 м. Помещения дворца оживляла обильная орнаментальная и сюжетная живопись, резной стук стилизованных растительных мотивов, местами изобразительные рельефы — фриз идущих верблюдов над входом цистерны, резное дерево.

Тематика живописи типична для придворного искусства средневекового Востока: сцены охоты, фигуры всадников и танцовщиц, вкомпонованные в завитки орнамента и фризы, изображения зверей и птиц.

Спиральный минарет главной мечети в Самарре

Главное архитектурное сооружение Самарры было построено при халифе ал-Мутаваккиле (847-861). Гигантская мечеть (156×240 м) был возведена за удивительно короткий срок — с 849 по 852 г. Она представляет собой образец четко выверенного мусульманского культового здания — арабскую колонную мечеть с молитвенным двором, залом и минаретом. Стена комплекса с внешней стороны оформлена элементами, которые заимствованы из месопотамской архитектуры: нишами, выступами и фризами. Также стена укреплена полукруглыми башнями — бастионами-контрфорсами, что делает постройку похожей на неприступную крепость.

Прямоугольная в плане, обнесенная стенами толщиной до 2,65 м из

Большая Мечеть и минарет

обожженного кирпича, она превосходила своими размерами все мечети мусульманского мира. Двор окружали галереи с балочным потолком на кирпичных пилонах восьмиугольного сечения с угловыми колонками из мрамора и гранита. Число опор было 464. Высота до балок составляла 10,35 м. Стены покрывала мозаика, рисунок которой выделялся на золотом фоне; с нею контрастировала белизна резного по стуку михраба. Извне стены между полукруглых башен венчал фриз, разбитый на квадратные кассеты; с южной стороны над ним были прорезаны по числу нефов 24 арки. В плане появилась характерная черта: помимо

Стена Большой мечети

внутреннего обнесенного галереями двора мечеть окружал с трех сторон внешний двор зиада (эта особенность перенесена, видимо, из дворцовой архитектуры).

Отдельно от мечети против северной ее стены высился на квадратном цоколе минарет ал-Мальвия с внешним спиральным ходом. Здесь в своеобразных формах возродилась традиция зиккурата. Сооружение необычно благодаря своей форме. «Этот минарет несомненно берет своё начало от вавилонских зиккуратов и знаменитой Вавилонской башни, которая во времена ал-Мутаваккиля еще не была разрушена до основания».

Архитектор решил сделать минарет спиралевидным, с усеченным конусом, находящимся на квадратном цоколе. Минарет стал архитектурной доминантой в городе. Снаружи постройку опоясывает пандус. В эпоху Аббасидов это было самое высокое здание мусульманского мира — 52 м. В дальнейшем такая форма будет повторена в минаретах мечети в Джафарии (860-е гг.) и мечети Ибн Тулуна в Каире (879 г.). Однако они будут только уменьшенной копией минарета в Самарре.

Самарра известна и первым мавзолеем — Куббат ас-Сулайбийа. До Аббасидов этого типа сооружений в исламе не существовало. Однако после смерти халифа ал-Мунтасира (861-862) мать правителя настояла на возведении памятной постройки. Это был квадратный купольный зал, окруженный сводчатой галереей восьмиугольного обвода. Поперечник здания достигал 18,21 м.

Укрепления замка Каср ал-Ашик (878— 882 гг.) площадью 139,8X93,2 м с башнями обычного типа обведены рвом. С севера выступает предвратное сооружение, где был деревянный подъемный мост. Стены между башнями увенчаны аркатурой с фестончатыми арочками. Обе постройки сложены из блоков искусственного камня (глина, кварц и гипс).

В южном конце города располагался дворец халифа Мутазза — Балькувара (между 849 и 859 гг.). Этот ансамбль отличается от Джаусака геометрическим рисунком плана, но по масштабам уступает ему лишь немного. Квадрат стен 1250 х 1250 м укреплен башнями. Для того чтобы попасть в тронный зал, нужно было миновать три двора и трое ворот. Крестообразный зал стоял на верхней точке рельефа, и через арки открывались великолепные перспективы на четыре стороны горизонта. По другую сторону зала лежал сад, опускавшийся к реке с пристанью. Трехарочные фасады зала покрывали стеклянные мозаики с растительным узором по золотому полю, двери были украшены росписью и позолотой; в интерьере над стуковой панелью поднимались фигурные ниши в обрамлении из перлов, окна прикрывали решетки с цветным стеклом. По обе стороны зала теснились жилые постройки, разбитые по стандартной сетке и разделенные на кварталы. В остальных дворах, почти не застроенных, размещался гарнизон. Деление плана на три полосы сближает Балькувару с Мшаттой, но масштабы строительства неизмеримо выросли— дворец Мутазза превосходит Мшатту по площади более чем в 17 раз. Это целый город с улицами, рынком, мечетями и банями.

Севернее Джаусака выделены стенами два обособленных поселения. Одно из них — «Старый Багдад» — было обнесено стеной из глины с галечником. Стены образовывали четырехугольник длиной до 1 км. шириной 500 и 250—300 м, где теснились дома из камня и обожженного кирпича. Самый северный район сложился вокруг дворца халифа Мутаваккиля; тут находилась построенная из сырца мечеть Абу Дулаф (860—861 гг.) с минаретом, повторяющим в миниатюре формы ал-Мальвии. Ее аркады опирались на прямоугольные пилоны.

Плоскокровельные одноэтажные жилые дома с замкнутым двором, куда выходили айваны, украшались резным стуком. В стуковом орнаменте Самарры различаются три стиля: для первого характерен мотив виноградной лозы, для второго— розетки с заполнением растительного узора, для третьего — техника отливки в формы и слабый рельеф.

Грусть

К сожалению, жизнь резиденции халифа была недолгой — немногим более пятидесяти лет. В 892 г. Самарра начала разрушаться — именно в этом году халиф изъявил желание вернуться в Багдад.

Образование Самарры, города-резиденции, было искусственным, и расцвет ее оказался недолгим. Город опустел и превратился в руины после того, как уже в 892 г. правители вернулись в Багдад. В обширном и неоднородном государстве Аббасидов к тому времени обнаружились признаки распада. Власть халифов, окруженных то тюркскими, то иранскими наемниками, угасала. Архитектура между тем впитывала поступавшие с востока новые идеи.

Самарра «предстает великолепным примером аббасидской метропо­лии в столь же стремительном, столь и скоротечном развитии из состо­яния города-лагеря, который уже не имел ничего общего со скоплением бедных лачуг, где переходили к оседлой жизни арабские кочевники-за­воеватели…

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!