Но тот, кто ищет и действует, получает помимо природного дара, принятого им вместе со своим рождением, второй дар — света.



Джордано Бруно

Джордано Бруно, итальянский мыслитель эпохи Возрождения (1548 - 1600), по своим убеждениям был философом пантеистом. Для него Бог и Вселенная - одно и то же бытие. Конкретно Джордано Бруно выступал против геоцентрической системы мира Птолемея, которая господствовала в те времена в теологии почти безраздельно, и противопоставлял ей гелиоцентрическую систему мира Н. Коперника. Более того, он дополнял и развивал гипотезу Коперника идеями о бесконечности Вселенной во времени и пространстве и о множественности миров.

Джордано Бруно, магистр богословия, был монахом ордена доминиканцев, но затем был вынужден покинуть орден и бежать, поскольку его философские убеждения шли в разрез с догматами Римско-католической церкви. Некоторое время он жил в Швейцарии, Франции, Англии и Германии. После возвращения в Италию в 1592 г.     Джордано Бруно был арестован и выдан Римской инквизиции и после семилетнего заключения казнен на костре. На следствии Джордано Бруно не отрицал, что его учение расходится с догмами христианства. Согласно стенограмме допроса обвиняемый отвечал: "Я считаю, что все эти тела (звезды) суть миры, без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющемся бесконечной Вселенной, в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина учения его находится в противоречии с верой...” Дж. Бруно говорит: "Где же Божественное? - В каждом камне, в каждой листке, всюду в каждом творении, но особенно в тех существах, которые обладают в бытии - известной самостоятельностью. Такие существа, ощущающие свою самостоятельность, - он называет - монадами. Для него монада - это то, что как бы плавает в море Божественности, и наслаждается всем. - Все, чем является монада, одновременно - есть зеркало мира.

Конкреция инквизиции признала, что его положения еретичны и противны католической вере..., но если Джордано Бруно отвергнет их, как таковые, пожелает отречься и проявит готовность, то пусть будет допущен к покаянию с надлежащими наказаниями..." Однако Джордано Бруно не раскаялся, и трибунал объявил его " нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком...". Перед смертью Джордано Бруно писал: "Смерть в одном столетии дарует жизнь во всех веках грядущих” и последние слова его перед казнью были: "Я умираю мучеником добровольно".

 

Галилео Галилей

   Родился в г. Пизе (Италия) в богатой по происхождению, но бедной в имущественном плане семье. Стал студентом Пизанского университета, обучался на факультете медицины и приобрел звание профессора.

    Великий итальянский ученый, Галилео Галилей (1564-1652) также вошел в противоречие с Римско-католической церковью ввиду признания им еретического учения Коперника. Утверждать, что Солнце в действительности является центром мира и вращается только вокруг себя, не передвигаясь с востока на запад, что Земля стоит на третьем небе и с огромной быстротой вращается вокруг Солнца, - утверждать это очень опасно. «Здесь стоим мы, как люди на земле. Перед нами расстилается природа со всем, что она может дать нашим чувствам, нашему разуму, связанному с инструментом нашего мозга. Через природу, - так говорит Галилей в бесчисленных своих трудах, через природу говорит Божественно-Духовное». Мы люди смотрим на природу нашими глазами и воспринимаем её и другими чувствами.

По Галилею, есть две истины: истина, изложенная в Св. Писании, и истина, изложенная в книге природы. Они не противоречат друг другу, поскольку Св. Писание является книгой Божественного откровения, а книга природы — книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги мы можем разными способами. Оба они самостоятельны: познавая Св. Писание путем откровения, путем веры, или познавая книгу природы путем разума, мы приходим в конце концов к одним и тем же положениям. Библию не следует понимать буквально; главное в понимании Библии — аллегорическое ее исследование. Но когда человек изучает природу, он должен изучать именно природу, а не Библию, иначе происходит подмена методов, и пользы от такого исследования не будет.

   Из других философских положений, кроме теории «двух книг», следует выделить учение о первичных и вторичных качествах: материальные тела объективно содержат в себе первичные качества (протяженность, размеры, вес и плотность), а вторичные качества (цвет, запах, вкус и т.п.) самим вещам не присущи, а возникают в человеке в результате воздействия предметов на его органы чувств.

  Галилей отверг предложенный ему компромисс, и инквизиция занялась его "делом". Она запросила своих цензоров дать заключения по двум основным положениям теории Коперника, которые развивал Галилей:

1) Солнце - центр мира и неподвижно;

2) Земля не является центром мира и не неподвижна, но в себе самой целиком также движется суточным движением.

Ответ был такой: - первое положение "глупо и абсурдно в философском и еpетично в формальном отношении... ";

- второе положение: подлежит той же цензуре и в философском отношении; рассматриваемое же с богословской точки зрения, является, по меньшей мере, заблуждением в вопросах веры.

Инквизиторы опять стали увещевать Галилея отказаться от публичной защиты своих взглядов, но убедить ученого было не так-то легко. Однако после беседы с папой Павлом V, Галилей решил формально проявить благоразумие и вести пропаганду своих идей косвенно, через свои книги.

В 1623 г. папой стал Урбан VIII. Новый папа, будучи еще кардиналом, поддерживал дружеские отношения с Галилеем, и тот, рассчитывая на его покровительство, стал смелее проводить свои идеи. Папа покровительствовал, но в конечном итоге

заявил, что Галилей "запутал себя в сложном деле" и что "он не должен терпеть, чтобы Галилей развращал своих учеников и передавал им опасные воззрения. Галилей был арестован. Трибунал вынес осуждающий приговор, и Галилей произнес свое "отречение":

"Я, Галилео Галилей, ...от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь (то есть свое учение), заблуждение или секту, не согласную со святой церковью. Клянусь впредь никогда не говорить и не рассуждать ни устно, ни письменно, о чем бы то ни было, могущим восстановить против меня такое подозрение..."

 Есть легенда о вырвавшейся у Галилея после отречения фразе: "А все-таки она вертится". В 1979 году Папа Иоанн Павел II признал, что Галилей был незаслуженно осужден Римско-католической церковью: "Галилею пришлось пострадать от людей и учреждений церкви, не вполне понимавших автономию науки и считавших, что наука и вера противостоят друг другу. Дело Галилея - самый значительный конфликт между христианством (Римско-католической церковью) и наукой

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!