Указать в данном тексте все имеющиеся известные вам стилистические фигуры.



Практическая работа №1                    11 класс

ФИО уч-ся-……………………………………Дата-………………………..

Укажите стилистические фигуры, средства выразительности, встречающиеся в данных предложениях.

Аромат воздуха – нет возможности передать. Млеющий, он бросает в лицо то нежный запах фиалок, то травы, то потянет сосной, ландышем, заберется далеко внутрь в самую глубину сердца, вольет в него радость чудного дня, освежит, разгладит складки души и заставит и внутри в себе прибраться в тон этой майской природе. (Гарин-Михайловский)

Пред нею зыблются, шумят великолепные дубравы, аллеи пальм и лес лавровый, и благовонных миртов ряд, и кедров гордые вершины, и золотые апельсины. (А.Пушкин)

Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду.

За тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пройду.

Найдите три предложения с метафорами в причастном обороте.

И старый клен, о лете сожалея,

Чуть шелестит, не в силах спрятать грусть. (Васильев)

Сентябрь идет не втихомолку. И словно сброшена с плеча у кленов, вышедших к проселку, багрово- алая парча. (Прокофьев)

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины. (Тютчев)

Стрела шоссе летит сквозь город, проулками оперена. (Савельев)

3. Найдите метафору, развёрнутую метафору.

Весна! Весна! Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака. (Баратынский)

С каждым утром сильнее мороз, в белом пламени клонится куст леденящих ослепительных роз. (А. Ахматова)

Почти между стволов ползет гроза, расшаркивая тучи всем зигзагом магниевых швов. (Савельев)

Ледоход шумит на солнце, ледоход. Под разгневанным лучом сломался лед. (Васильев)

Иногда соловей, пригорюнясь на ветке, разговаривает вполголоса с тишиной. (Исаковский)

4. Найдите примеры зевгмы.

В Италии никогда не перестают созревать апельсины и художники. (Паустовский)

Паровоз и проводница взвыли одновременно. (Думбадзе)

Старик пил чай с женой и с лимоном.

За все, за все тебя благодарю я,

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов, за клевету друзей. (М.Ю. Лермонтов).

Определите количественный состав и функцию сложной антитезы.

Грубым дается радость, нежным дается печаль. (С. Есенин)

Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уроды, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. (Черкасов)

И многим это сердце обещала и никому не отдала. (М.Ю. Лермонтов).

Практическая работа №2

ФИО уч-ся-……………………………………Дата-………………………..

1. Укажите, где эпитеты.

Стыдливо белая береза зеленеет,

Проходят облака все выше и нежней,

А ветер сушит сад и мягко в окна веет

Теплом апрельских дней. (Блок)

И над озером серебряным камыши, склонясь, шепталися. (С. Есенин)

Землей пережита пора роскошных сил и мощных трепетаний. (А.К. Толстой)

Стали сосны сдержанней и глуше, все о чем- то шепчутся во сне. (Исаковский)

Вечер был задумчив и прекрасен, и заря, как летняя, тепла. (Блок)

Прочитайте текст, укажите его стилистическую отнесенность, назовите использованные в нем фигуры.

А)Пять чувств у человека есть…

Но сколько в нас таится их

Не учтены ни долг, ни честь,

Ни чувство интуиции.

И кроме чувства высоты,

Нам всем ничуть не менее

Знакомо чувство красоты

И чувство отвращения.

И чувство локтя - наконец,

Что гонит чувство страха?!

А чувство юмора - венец,

С которым - хоть на плаху.

Средь чувств, которым нет цены,

Могучих и несметных,

И чувство собственной вины-

Редчайшее у смертных! (Николаев).

Б), русский человек на древние гордые кремли твоих городов, на детей наших, взирающих на тебя с надеждой, на молчаливые тени предков твоих, на каждый полевой цветок, еще не оскверненный мертвым дыханием вражеских машин. И пусть львиный гнев родится в твоем богатырском сердце.

Подымись во весь рост, гордый русский человек, и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России! (Леонов).

В)Ты наденешь рукавицы,

Дверь откроешь, выйдешь в сени-

Тонко скрипнут половицы,

Улетят с крыльца синицы

В оснеженные сирени.

Хлынет в ноздри воздух синий,

На ресницы ляжет иней.

Лыжи под гору скользнут…

Мост, как кошка, спину выгнет,

Щелкнет дятел, белка прыгнет,

Зайцы в ельнике мелькнут.

Вспыхнет солнечное пламя,

Обожжет морозом щеку,

Лось лиловыми глазами

На тебя посмотрит сбоку. (Ковалев)

Практическая работа №3

ФИО уч-ся-……………………………………Дата-………………………..

1. Укажите, какая стилистическая фигура использована в данных текстах.

А. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечность. (Л.Толстой)

1. Антитеза. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Риторическое обращение.

А. Я прошу тебя, большое время,

Но прошу - прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болотца,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

Отчего щемит в моей груди. (Куняев)

Б.. Рыбу ловят в океанах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах (Чехов)

1.Зевгма. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Антитеза.

В. Не для тебя ль по скалам бегут и брызжут водопады? Не для тебя ль в ночной тени вчера цветы благоухали? Из синих волн не для тебя ли восходят солнечные дни? (А.К. Толстой)

1. Антитеза. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Риторическое обращение.

Г . Доброе дело, если оно действительно доброе, стоит больше, чем миллион добрых слов; но порой слово и есть дело, и тогда оно дорого стоит.

Афоризм

1. Зевгма. 2. Градация. 3. Хиазм. 4. Многосоюзие.

Д . О низкие характеры! Они и любят, точно ненавидят. (Достоевский)

1. Хиазм. 2. Антитеза. 3. Многосоюзие. 4. Градация.

Е . Если стало темнее вокруг,

  Если гаснет звезда за звездою,

  Если скрылась луна в облаках

  И клубятся туманы в лугах,-

  Это стало темней пред зарею. ( Майков)

  1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

Ж . Хотя страшился он сказать, не трудно было б отгадать, когда б…но сердце, чем моложе, тем боязливее и строже хранит причину от людей своих надежд, своих страстей. (Лермонтов)

1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

З . Развесистый дуб на холме зеленеет,

Раскинувши ветви широко,

И в землю родную своими корнями

Он входит глубоко- глубоко.

И пусть над вершиной проносятся тучи,

Пусть ветры над ним завывают,-

Он держится крепко за землю родную,

И бури его не сломают. (Исаковский)

1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

И . А впрочем, я слишком много болтаю, оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. (Достоевский)

1. Повторы. 2. Градация. 3. Хиазм. 4. Анафора.  

  

Практическая работа №4

ФИО уч-ся-……………………………………Дата-………………………..

Указать в данном тексте все имеющиеся известные вам стилистические фигуры.

До чтения ли, до письма было тут, когда душистые черемухи зацветают, когда пучок на березах лопается, когда черные кусты смородины опушаются белым пухом распускающихся сморщенных листочков, когда все скаты гор покрываются подснежниками и тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтого и белого цвета; когда ползут везде свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором, рассыпаясь в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, пчелы зажужжат; когда и луч солнца дрожит, пробиваясь сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал. (С.Аксаков)

Эльбрус сверкал чистейшей двуглавой белизной на бархатном звездном небе бесконечности. Он звал к себе.

А зачем человеку все-таки нужно идти в горы, карабкаться с уступа на уступ, по непроходимым тропинкам, ежеминутно рискуя поплатиться головой за любую свою неосторожность .

Человека всегда тянет к вершине. Он жертвует собой, но идет сантиметр за сантиметром, отвоевывая высоту, утверждая мужество своего духа .. С вершины виден мир и возможности человека .. Об этом знают альпинисты и поэты. Они первыми замечают, как из-за горизонта выкатывается солнце и первый его луч приветствует их дерзость .. Это ощущение ни с чем не сравнимо. Ради него можно идти на любой риск, потому что благородству порыва нет смерти, потому что за покоренной вершиной встает новая, более высокая и прекрасная высота на пути к бесконечному совершенству . (М. Дудин)

Ночь как будто черная дыра.

Облака прозрачны, словно дым.

Вышла круглолицая луна.

Светят звезды над крыльцом моим.

Тихо сосны во бору стоят,

Речка шепчет берегам,

Ветра шорохи чуть слышные летят

По густым высоким камышам.

Ярко светят дальние огни

Там вдали за реченькой- рекой.

Будто бы кого-то ждут они…

Одиночество…Одни лишь мы с тобой. (Екатерина Григорьева, 9 А).

Практическая работа №5

ФИО уч-ся-……………………………………Дата-………………………..

Стилистические фигуры»

Изучите параграф

Возьмем предложения с однородными членами. Для них характерно то, что экспрессивную нагрузку несут стилистические фигуры: перечисление, градация, антитеза, зевгма.

Не утомленную, не праздную,

Не обеззвученную тьмой,

Я тишину люблю цветастую,

Живую, птичью надо мной,

Не безнадежную, не гневную,

Не вздрагивающую от шагов,

А полноправную, полдневную,

В свеченье трав, в огне снегов,

В шуршанье чащ, дождей качании,

В простом спокойствии отца,

В сосредоточенном молчании

Мир создающего творца. (И. Снегова)

Фигуру перечисления можно встретить в одном предложении с фигурой градации. Градация – «стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи». Различают градацию восходящую – климакс, нисходящую – антиклимакс.

С наслаждением он отыскал место на подушке, плотнее закутался мягким одеялом, которое было теперь на нем вместо разорванной шинели, тихо вздохнул и заснул глубоким, крепким, целебным сном. (Достоевский)

Данные в этом предложении однородные определения имеют лексическое значение свойств, из которых последующие подчеркивают, усиливают предыдущие.

Что вы говорите! Этот немец бедный, одинокий, убитый человек – и вам его не жаль? (Тургенев)


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!