Теории возникновения права и морали.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

          

ПРАВО И МОРАЛЬ

 

по дисциплине: «Философия права»

 

 

Выполнил:

студент: группы МЮЗ-102

заочной формы обучения

Подопригора Илона Николаевна

подпись___________

                                             

Проверил:

Преподаватель: доцент, к.ф.н.,

Копелян Мария Марковна

Оценка______________

Подпись_____________

«_____» ____________2020 г.

 

Волгоград 2020

Право и мораль как регуляторы общественных отношений.

 

Мораль и право являются регуляторами общественных отношений. С их помощью государство, действуя на сознание и волю индивидов, склоняет их к определенному поведению, государство нуждается в праве в не меньшей степени, чем право в государстве[1]. Следует отметить, что наряду с моралью и правом систему нормативного регулирования составляют еще такие виды норм, как обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы, иные нормы.

Такая система вырабатывалась и продолжает вырабатываться людьми и обществом в целом вследствие стремления общества к саморегулированию и упорядочению своей деятельности, иначе его ждет хаос и разрушение. Процесс их формирования продолжается до сих пор.

Изучение регуляторов общественных отношений (морали и права), в т.ч. исторических и современных аспектов их формирования, имеет большое значение в жизнедеятельности современного общества, что подтверждает важность рассматриваемого вопроса.

Мораль (от лат. mores - обычаи, нравы, moralis - нравственный) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений[2].

Мораль возникла из объективной необходимости регулировать нормы поведения, взаимоотношения людей в человеческом общежитии, согласовывать их действия, поступки для сохранения целостности определенной социальной общности. Нормы морали, установленные в обществе, выражают общие стандарты отношения к поступкам, а также делящие поступки на позитивные и негативные, а разница между нормами морально-нравственными и правовыми сводится лишь к закреплению последних в специальных общеобязательных актах-законах.

Мораль - специфическая форма общественного сознания. Во-первых, она носит универсальный характер. В отличие от других форм сознания (правового, политического и др.), отражающих конкретную сферу бытия, моральные принципы, нормы, традиции применимы во всех сферах жизнедеятельности человека: в быту, политике, труде, учебе, семейных, групповых, международных отношениях и т.д. Во-вторых, моральное регулирование не опирается на силу государства, административные или экономические принуждения. Гарантом действенности моральных норм выступает господствующее общественное мнение, традиции, нравы, привычки. Выполнение моральных требований отдельным человеком контролируется всеми людьми. В-третьих, специфичен оценочно-императивный механизм регулирования моралью общественных отношений. Человек сознательно или бессознательно оценивает всю окружающую его действительность, и эта оценка заставляет его действовать в определенной направленности. Особенностью морали является и то, что она может осуществлять функцию регулирования только тогда, когда нравственные принципы, нормы восприняты человеком как свои личные и когда существует свобода, возможность следовать им в своих действиях.

Моральные отношения представляют собой совокупность конкретных идеально-духовных зависимостей и связей, которые возникают между людьми в процессе их деятельности. Их специфика заключается в том, что эти отношения нельзя выделить в чистом виде, есть лишь сторона (аспект) трудовой, политической и других видов деятельности, отражающая направленность отношений (по критерию добра и зла) человека с другими людьми, с обществом в целом. Моральные отношения оцениваются не только по самим действиям личности (социальной общности), но и по их мотивам, побуждениям, намерениям.

Содержание основных моральных категорий обусловливается общечеловеческими понятиями о нравственности, сущностью господствующих социально-экономических отношений и спецификой ментальности конкретного этноса.

Под воздействием социальных и иных жизненных обстоятельств сложилось множество определений права, которые отражают различные стороны правовой жизни и подходы к ней. С течением времени это понятие претерпевало изменения.

Наиболее распространенное определение права, согласно которому "право понимается как система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни". Также следует отметить, что вышеуказанные правовые нормы являются властно-официальным регулятором общественных отношений, издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушения возможностью государственного принуждения. Основными признаками права являются: государственно-волевой характер; системность и упорядоченность; нормативный характер; обязательность и общедоступность; формальная определенность; властно-регулятивный характер.

В настоящее время право вышло на ведущие позиции по сравнению с другими социальными нормами. Ценность права заключается в том, что с его помощью вносится стабильность, согласованность, организованность в общественные отношения. Право гарантирует свободу людей. Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля над поведением людей в обществе. С помощью права формируются гуманистические ценности.

Являясь регуляторами общественных отношений, мораль и право обладают общими и различными свойствами, которые приведены в таблице (приложение №1).

Мораль и право придерживаются одинаковых позиций в вопросах упорядочения общественных отношений, положительного влияния на личность, формирования у индивидов необходимой нравственной и юридической культуры, правосознания.

Требования морали и права во многом совпадают. Действия субъектов, одобряемые правом, одобряются и моралью. Мораль, так же как и право, осуждает всякое правонарушение. Любое противоправное поведение является аморальным. Право и мораль требуют соблюдения законов.

 

Теории возникновения права и морали.

Еще в древнейшие времена люди задумывались о смысле совершаемых поступков, стремились оценить их, пытались постичь человеческую душу и внутренний мир человека, понять, "что такое хорошо и что такое плохо".

Необходимость в морали появилась с возникновением первого общества на земле - родового строя, в котором совершенствование человека стало подчиняться социальным закономерностям. Итак, мораль возникла в ответ на объективную необходимость сохранения первых исторических общностей и претерпевала изменения на различных этапах общественного развития (моральные системы Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, Новейшего времени).

Таким образом, мораль преодолела длительный и сложный путь от примитивных норм и представлений первобытного общества до высших устремлений и амбиций современности.

Существуют три основные теории формирования морали: теологическая; натуралистическая; социологическая.

Сущность теологической (или религиозной) теории заключается в том, что формирование морали обусловлено сверхъестественным фактором. Религиозная теория возникновения морали указывает на то, что повеления Бога должны исполнять все люди. Здесь исключений не существует, т.е. говорится о равенстве перед моралью как перед богом. Своими постулатами религия считалась способной регулировать общественные отношения (уважай старших, не воруй, не убивай и т.д.).

Мораль рассматривается, во-первых, как естественный нравственный (внутренний) закон, который указывает лишь то, что должно происходить, не являясь следствием опыта, привычек и воспитания; во-вторых, как богооткровенный (внешний) закон.

Представителями религиозной теории возникновения морали являются Платон, Демокрит, Кант, Георг Гегель и другие. В своих представлениях они не рассматривали отдельного индивида в качестве отправного пункта в формировании морали. Так, Гегель за основу формирования морали принимал развитие объективного духа. Кант указывал на то, что "моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже всего чувственно воспринимаемого мира"[3]. Следует отметить, что мораль и религия имеют как различия, так и сходства.

Главное различие заключается в том, что мораль - это путь к добру, нравственным ценностям, а религия - Богу, преклонение ему. Сходство морали и религии в том, что они основываются на вере. В случае морали - это вера в добро, справедливость и т.д., в случае религии - вера в Бога.

Вторая - натуралистическая теория указывает на то, что происхождение морали во многом зависит как от природы в целом, так и от природы человека в отдельности. Стоит заметить, что для выявления критериев морали в природе необходим разум, который позволяет определить меру того, что ведет человека к добру и злу.

Натуралистическая теория необходимости формирования морали возникает еще в древности (учение Гераклита о морали как закон единого логоса, теория Конфуция о небесном мире и др.). Эта теория получила большое распространение в эпоху Возрождения (Д. Бруно, Б. Телезио) и в период Нового времени (теории естественной морали и права, утилитаризма и др.) В период Нового времени проблемам формирования морали посвятили свои труды Г. Спенсер, З. Фрейд, К. Юнг, Ч. Дарвин, П. Кропоткин и другие. Чарльз Дарвин в своем труде "Происхождение человека" рассматривает проблемы морали и ее формирования с точки зрения эволюционного подхода.

Следующей, третьей теорией формирования морали является социологическая, сущность которой заключается в том, что возникновение морали обусловлено социальными обстоятельствами, т.е. мораль является социальным феноменом, который появляется в процессе развития общества как средства удовлетворения определенных потребностей общества. Она призвана регулировать общественные отношения и поведение людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Эта теория формирования морали связывает нравственные ценности с текущими интересами людей и социальных групп.

Представителями этой теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, Э. Дюркгейм и другие. К. Маркс и Ф. Энгельс первыми ввели в состав морали понятие практики как результата трудовой деятельности в качестве главного критерия поведения человека.

Итак, можно сделать вывод о существовании исторически сложившихся теорий, объясняющих формирование морали, которые дополняют друг друга и создают многогранное видение морали.

Право сложилось позднее других нормативных систем для более жесткой регуляции экономических, социальных и иных отношений в обществе. Право - это один из регуляторов общественных (правовых) отношений, который воздействует на волю и сознание людей и склоняет их к определенному поведению.

К основным теориям формирования права относят следующие:

1. Теологическая теория указывала на то, что право - это вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории (Фома Аквинский, Ж. Маритен) полагали, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

2. Нормативистская теория (классическая для континентальной Европы). При таком подходе нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения, т.е. право - это государственная воля. Представителем данной теории являлись Ганс Кельзен, Р. Штаммер, П.И. Новгородцев.

3. Психологическая теория (распространена среди сторонников социологических взглядов, ставящих на первое место индивидуальную и социальную психику). Здесь правовые нормы основаны на психике человека, его сознании и подсознании, его правовых взглядах, переживаниях и т.п. Представители этой теории - Г. Тард, Л.И. Петражицкий, З. Фрейд.

4. Философская (естественно-правовая) теория. При этой теории правовые нормы следует искать в нормах справедливости, выводимых из чистого разума. Данная теория указывает на существование двух систем права - естественного (существует объективно, независимо от государства) и позитивного (система норм, разработанных государством). Представителями этой теории являются Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.С. Соловьев, П.И. Новгородцев и др.).

5. Социологическая теория (применима в основном в странах Старого и Нового Света - Великобритания и США). Согласно этой теории правовые нормы являются отражением общественных отношений, форм контроля над этими отношениями, способов разрешения конфликтов (работа суда). Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд являются представители этой школы.

6. Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) основывается на материалистической философии. Согласно ей возникновение права соотносится с экономическими преобразованиями, произошедшими в первобытном обществе в связи с неолитической революцией, возникновением частной собственности и т.д. Здесь право выступает в качестве регулятора воли господствующего класса и возведена в закон. Данная теория является наиболее близкой к жизненным реалиям (право зачастую создается представителями господствующих классов в своих интересах, отличных от интересов большинства общества).

7. Интегративная теория учитывает допустимость различных определений права. "С точки зрения интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы общающихся социальных субъектов"[4]. Представители этой теории - А.С. Ященко, Б.А. Кистяковский, Р.З. Лившиц, В.В. Ершов и другие.

В итоге на основе вышеизложенного следует отметить, что наиболее приемлемым является понимание права как системы исходящих от государства норм и правил. Соотношение государства, права и нравственности, которое можно растолковать как отношение взаимной зависимости, обусловленности и общности, является одной из приоритетных проблем современной юридической науки и общественно-политической сферы[5].

Наличие таких регуляторов, как мораль и право, просто необходимы в современном обществе. Ведь для каждого человека его права и свободы являются высшей ценностью. Правовое государство призвано принимать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. На это же и направлена мораль.

Современному обществу следует стремиться к достижению основной задачи - созданию высокой правовой и моральной культуры государства в целом и гражданина в отдельности. Следствием выполнения такой задачи станет то, что люди будут ценить права, а не привилегии. Мораль и право призваны служить достижению абсолютного равенства людей, чтобы ни статус, ни национальные и культурные принадлежности, ни количество денег не влияли на справедливое исполнение прав, которые гарантируются человеку с рождения. В вопросах формирования правовой и нравственной культуры личности огромную роль играют социальные институты (семья, школа, само государство). Также одной из главных задач государства является расширение знаний человека о его правах. Ведь, как показывает практика, большинство населения зачастую не знают своих прав.

Нормы морали, а затем нормы права сформировались в обществе в процессе эволюции не случайно. Они были нужны в прежние времена для того, чтобы уберечь общество от внутренних конфликтов. Эти же функции они выполняют и сейчас, развиваясь и прогрессируя вместе с обществом. Мораль и право были, есть и будут неотъемлемыми элементами цивилизованного общества.

 

Список литературы

 

1. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Отв. ред. Р.В. Шагиева. М.: Инфра-М, 2014.

2. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров / М.М. Рассолов, П.В. Никитин. М.: Издательство "Юрайт", 2012.

3. Право для экономистов и менеджеров: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.П. Альбов [и др.]; под общ. ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина. М.: Издательство "Юрайт", 2014.

4. Фатхутдинова А.М. Проблемы соотношения государства и нравственности // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. N 2 (37). С. 58 - 61.

5. Фатхутдинова А.М. Формирование позитивного имиджа регионального органа исполнительной власти // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. N 1.

6. СПС Консультант плюс.

 

Таблица 1


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 650; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!