Интересный факт: за год до смерти композитор с грандиозным успехом выступил в качестве дирижера в Русских исторических концертах, организованных в Париже импресарио С.Дягилевым.

Планета Римского-Корсакова

 

У композитора должен быть голос в семь октав.

Н.А.Римский-Корсаков

  В истории русской музыки встречаются имена, которые на долгие годы являются примером для многих последующих поколений. Уникальные творцы, художники, которые смогли открыть в себе множество самых разных способностей и умений – и воплотить в своей жизни прекрасные мечты и надежды. Это поистине счастливые люди, ибо каждую минуту своей личной и творческой жизни они отдавали служению – отчизне, русской земле, русскому народу.

Три ветви нравственного начала определили и облик Николая Андреевича Римского-Корсакова – подвижничество, долг и учительство. Искусство как жизненная задача и как путь самоопределения и самовоспитания. Дисциплина труда и дисциплина совести. Единство нравственно-этической красоты души человека и его трудов. Римский-Корсаков, как один из «балакиревцев», «кучкистов» был наделен помимо блестящих музыкальных способностей и эрудиции, талантом мудрости. Чуткой и светлой душой романтика он очень рано осознал, что без гармонии мира, природы, солнца – нет и гармонии человеческого существования. Музыка является созданием живительной природы, так родился в эстетике композитора чудесный пантеизм - воспевание мощной величавой энергии космоса, вселенной, энергия соков земли. Отсюда любовь композитора к народному творчеству и народным сказаниям, легендам, таинствам. Герои опер композитора ищут свою дорогу к светлому, доброму, корневому началу, откуда интуитивно чувствуют свое рождение. Божественный исток живой природы – от травинки, цветов, рек и ручейков, от птичьего смеха и суровых лесных деревьев – все это имеет свою мелодию и интонацию диалога с человеком.

   Не случайно, когда  26-летнего Римского-Корсакова пригласили преподавать в Петербургскую консерваторию, именно за его умение создавать в музыкальной оркестровке чудеса, красочную «радугу звуков» - предложили вести курс основ сочинения, гармонии и оркестровки. Все ученики композитора (а их за более 30-летнюю педагогическую деятельность насчитывается свыше 200), научились чувствовать живую палитру музыки, передавать то неуловимое, когда она будто бы соревнуется с живописью, поэзией и философией. И побеждает!

   Позднее, став директором консерватории, композитор основательно погрузится в учебную деятельность и создаст удивительные труды, которые и сегодня являются настольными пособиями для начинающих музыкантов – «Учебник гармонии», «Основы оркестровки», статьи о музыкальном образовании, воспитании и психологии музыкальных способностей, о дирижерском ремесле. Не взирая на невероятную занятость, включая собственное творчество, редакционную работу над завершением трудов своих друзей-кучкистов Мусоргского и Бородина, организует несколько этнографических экспедиций, соберет по всей центральной России необъятное количество народных мелодий и песен, сказок и пословиц, издаст фольклорные сборники, сделает обработки и внесет как музыкальный материал в ряд своих опер.

В сочинениях композитора всегда действуют прекрасные, умные, наивные герои, и даже те, кто наделен коварством, темными помыслами и жестокостью, должны пройти свой путь очищения – совестью ли, страданием, испытанием любовью… Мечта композитора об идеальном мире воплотилась в его операх и романсах, сюите «Шехеразада», сказаниях о древнем Китеже, и о славном Новгороде. Берендеево царство, открытое в весенней сказке «Снегурочка», - это тоже мечта о будущей России, в которой каждому найдется свое место и радость жизни.

В своей автобиографической книге «Хроника моей музыкальной жизни», которую начнет вести с 90-х годов, композитор опишет свое детство, юность и жизнь до последних лет, оставит нам кладезь замечательных мыслей и заветов.  Эта летопись - богатейший памятник эпохе, в которой отразились события не только личного творческого пути, но и вехи российской истории, культуры, социальные потрясения, судьбы современников, жизнь в период становления новой России после реформы 1861 года и до событий 1905 года…  и мысли о том, что впереди.

  

Три этапа творчества композитора:

Ранний – с  середины 60-х до конца 1870 –х гг.

Зрелый – 80-е – середина 90-х гг.

Поздний – конец 90-х – 1900-е гг.

 

Дебют композитора – Первая симфония в 1865 году, премьера состоялась под управлением М.Балакирева, в концерте Бесплатной музыкальной школы.

Последнее сочинение – сатирическая опера «Золотой петушок» (1907).

 

Итог творчества – 15 опер, 10 симфонических произведений, инструментальная музыка, кантаты и хоры, 79 романсов, духовные сочинения.

 

Интересный факт: за год до смерти композитор с грандиозным успехом выступил в качестве дирижера в Русских исторических концертах, организованных в Париже импресарио С.Дягилевым.

Дополнительная литература:

1. Л.А.Рапацкая. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного» века. М., 2001.

2. Е.М.Орлова. Очерки о русских композиторах ХIХ – начала ХХ века. М., 1982.

3. Н.А.Римский - Корсаков. Хроника моей музыкальной жизни. М., 1980.

 

   

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!