Романс – это жанр вокальной музыки, в котором выражаются чувства и настроения человека, его отношение к природе, к Родине, к другим людям и к самому себе.

Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка.

Обращаясь к теме нашего урока, давайте вспомним, что обозначает понятие «классический»? Достаточно часто мы с ним сталкиваемся…начиная от классического стиля в одежде или говоря о таких масштабных явлениях, как эпоха классицизма. Классический, значит какой?

Слово «классический» пришло к нам из латинского языка. Оно имеет значение «совершенный, образцовый, первоклассный, эталонный». Мы с вами изучали эпоху классицизма. А почему ее так назвали?

Назвали её так не только благодаря удивительным произведениям искусства, появившимся в это время, но и вследствие стремления авторов (композиторов, художников, скульпторов, архитекторов, писателей и поэтов, драматургов) создавать новые творения, равняясь на лучшие образцы прошлого.

То есть это слово обозначает лучшее из всего, что создали люди. Классические произведения искусства – это те, на которые мы равняемся, слушая новую музыку или рассматривая новую картину. Классическая музыка, живопись, литература, архитектура остались с нами, сохранились, пережили века потому, что они являются шедеврами. Кроме того, классические произведения искусства не устаревают потому, что они рассказывают нам о самом важном в жизни людей, в какие бы времена они не жили.

Сегодня мы будем говорить о русской классической музыке. Значит эта музыка по своему определению какая? (совершенная, которая должна служить для нас образцом).

Скажите, пожалуйста, как складывалась судьба русской музыки XVIII в.?

Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, скажите, с чьим именем у вас ассоциируется данная эпоха? (Петра I).

Реформы Петра I способствовали развитию музыкального искусства по образцам Западной Европы. В России работали известные итальянские композиторы. Начали осваиваться жанры

оперы (что представляет из себя данный жанр?) - театральное представление, в к-ром действующие лица поют в сопровождении оркестра.

камерной музыки (что значит камерная музыка?) - музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.

появляются крепостные оркестры.

В XVIII веке Дмитрий Степанович Бортнянский и Максим Созонтович Березовский создают уникальный жанр хорового концерта. Как вы представляете хоровой концерт?

Несмотря на такое «концертное» название, этот жанр не предназначался для концертного исполнения. Хоровые концерты звучали в православной церкви во время торжественной, праздничной службы. Это жанр русской православной духовной музыки. Впоследствии он становится светским.

Можно ли считать, что в России в XVIII веке существовала национальная музыкальная школа?

Нет. Все-таки для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предшествующем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно-вокальной и симфонической музыки сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура (Русские композиторы начали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное - получали европейское музыкальное образование. Россия вызвала в Европе ответный интерес, и на протяжении столетия немало выдающихся музыкантов гастролировали в Москве и Петербурге. Приобщение к европейской культуре не только повысило интеллектуальный и профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки, лучше узнать самих себя), а с другой - русский фольклор. Музыкальный фольклор явился основой всех национальных музыкальных школ: композиторы обрабатывали народные песни и отражали музыкальную культуру народа в своем творчестве, но в России самобытная национальная музыка еще не была обработана для исполнения симфоническим оркестром.

Принципиально новый этап развития русской музыки связан с творчеством М. И. Глинки – основоположника национальной музыкальной классики.

Сегодня в конце урока мы должны ответить на ключевой вопрос: Почему М. И. Глинку называют «отцом русской музыки»?

          Не важно, в какое время живет человек, достаточно большое влияние на дальнейшую его судьбу оказывает среда, в которой он воспитывается и растет. Давайте узнаем о биографии М.И. Глинки.

Выступление учащегося

          Кто был современником М. И. Глинки? (А.С.Пушкин)

          Круг друзей и знакомых этих двух русских гениев был общий, пересекались жизненные пути. И оба боготворили Моцарта! М. И. Глинка создал десять романсов на стихи А. С. Пушкина и каждый — лучшее творение.

          Давайте вспомним, что такое романс?

Романс – это жанр вокальной музыки, в котором выражаются чувства и настроения человека, его отношение к природе, к Родине, к другим людям и к самому себе.

          Предлагаю послушать романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина, которые у вас лежат на столе. Задание: во время прослушивания романса, подберите к каждому четверостишию подходящие образному содержанию названия из предложенных вариантов. Все ли названия вам понятны? Забвение - угасание памяти о каком-либо явлении, событии или человеке.

порыв встреча радость забвение воспоминание вдохновение

 

Давайте проверим ваши варианты.

Какие чувства пробуждает романс?

Свой романс Глинка посвятил Екатерине Ермолаевне Керн, дочери воспетой Пушкиным А. П. Керн.

Запись в тетради

Камерно – вокальная музыка

80 романсов и песен созданы им на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского.

Не менее интересны работы Глинки в области симфонической музыки. Кем исполняется симфоническая музыка? (симфоническим оркестром)

С «Камаринской» начинается рождение русской симфонической музыки. Камаринская – русская народная плясовая песня, пляска под эту песню.

1848 год. Композитор уехал на проживание в Варшаву. Тоскуя по родным краям, Глинка начал вспоминать народные мотивы. Неожиданно он нашел сильную схожесть двух известных русских народных песен «Из-за гор, гор, высоких гор», которую обычно исполняют на свадебных гуляниях, и плясовой «Камаринской». Изначально задумывалось небольшое фортепианное произведение. Но воображение композитора разыгралось не на шутку, и получилась довольно интересная оркестровая пьеса.

Послушайте первую тему «Камаринской» и определите характер мелодии. В соответствии с характером мелодии подберите подходящие картины Бориса Михайловича Кустодиева.

Первая тема – русская народная свадебная песня «Из-за гор, гор, высоких». Мелодия напевна, лирична и задумчива.

Давайте послушаем и вторую тему. Подумайте, каков её характер? Какие картины нам передаёт музыка?

По характеру эта плясовая мелодия быстрая, стремительная, веселая. Мы как будто попадаем на праздник, где под звучание (какого народного музыкального инструмента?) балалаек царит всеобщее веселье.

М.И. Глинка говорил: «создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Аранжировка – это переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей.

Подтверждает ли музыка «Камаринской» это творческое кредо композитора? Ответ обоснуйте.

Глинка уловил нечто родственное в двух, казалось бы, несхожих русских народных песнях. Изначальный контраст протяжной и плясовой, типичных для русского фольклора, можно рассматривать как художественное обобщение двух сторон русского характера, говоря словами Пушкина – «то разгулье удалое, то сердечная тоска».

Запись в тетради

Симфоническая музыка

Увертюры: «Камаринская», «Арагонская хота» (это испанский национальный танец), «Ночь в Мадриде»

 

Увертюра – это музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.

И, конечно, М.И.Глинке принадлежит выдающаяся роль в создании русской национальной оперы.

Запись в тетради

Русская национальная опера

На стр. 172-174 учебника найдите: Каким двум направлениям в русской опере положил начало М. И. Глинка и в каких произведениях?

Народная музыкальная драма/ опера – сказка, опера-былина

Глинка написал 2 оперы: «Жизнь за царя» (в советское время она называлась «Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Попробуйте по названию распределить их по направлениям.

Народная музыкальная драма («Жизнь за царя»)

Опера – сказка («Руслан и Людмила»).

Опера «Жизнь за царя» или, как ее еще называют, «Иван Сусанин» - это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Во время премьеры среди зрителей присутствовал царь Николай I. После спектакля он подарил Михаилу Ивановичу перстень из бриллиантов, показав этим жестом то, что ему чрезвычайно понравилось произведение.

Иван Сусанин сегодня имя нарицательное. Кто это такой, в чем заключался его подвиг?

Предистория подвига Ивана Сусанина

Восхождению на российский престол рода Романовых предшествовало Смутное время. Извечные враги русских - поляки пожелали не просто захватить близлежащие земли, но захватить и российский престол.

Дошло до того, что большая часть бояр была согласна посадить на российский трон польского короля. Но русский народ решил отстоять свое государство.

Под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение и осенью 1612 года произошло решающее событие, положившее конец польской интервенции. 4 ноября поляки окончательно были изгнаны из Москвы.

Всеобщий Земский Собор избрал новым царем шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова.

Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, поляки пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.

Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков. Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.

Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено.

Давайте послушаем фрагмент предсмертной арии Сусанина. Подумайте, каким представляет композитор главного героя оперы «Жизнь за царя»?

Завершает оперу хор «Славься». Подумайте, при каких обстоятельствах может исполняться это произведение? Слушаем.

Эту патриотическую песню некоторое время считали неофициальным гимном России. Характер звучания музыки вызывает в нас радость, волнение и чувство гордости за нашу страну.

Возвращаемся к ключевому вопросу урока. Почему М. И. Глинку называют «отцом русской музыки»?

«Искусство Глинки раскрывает то, чем живет сердце русского народа… Проникновенно и властно звучит в нем торжество правды, любви и справедливости. Вот то истинное — поет гениальная музыка Глинки, — что может создавать человек, вот то светлое, настоящее, человеческое и в русском народе…» (Б. Асафьев).

Михаил Иванович Глинка заложил основы национального музыкального стиля. На творчество Глинки стали равняться другие композиторы. О такой музыке говорят, что она классическая, то есть образцовая, совершенная, превосходная.

Выполнение электронных модулей

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!