Творческий подход к решению конфликтной ситуации



Разрешение конфликта-это не просто устранение или смягчение противоречия, это попытка изменить отношение к конфликту, а значит, построение новых отношений. Любое новое строительство предполагает творчество, поэтому, в зависимости от особенностей возникновения конфликта и участвующих в нем сторон, необходим творческий подход, одним из главных слагаемых которого является умение построить собственную позицию и аргументированно её обосновать. Человеку наносят эмоциональную травму не окружающие его люди, на то, что они говорят или о чем умалчивают, а его собственные настроения, его реакция на слова и действия окружающих.

1. Творческое решение конфликта предполагает построение отношений на основе сотрудничества и взаимопонимания, что позволяет обоим участникам конфликта общаться «на равных». Ориентация участников на позицию «выиграть-выиграть» способствует самоактуализации личности, её целостности и гармоничности в отношении к себе и другим. Основой личностного развития в острых условиях конфликтного взаимодействия служит умение извлекать пользу из конфликта, умение обращать заведомое поражение в очевидную победу. Нестандартное, оригинальное решение направлено на поиск тех условий конфликтной ситуации, которые могут стать продуктивными средствами её решения.

Обучение творческому решению конфликтных ситуаций характеризуется формированием позиции открытости, поиска нового - знания, опыта, умения импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевать приверженность к старым сложившимся образцам, страх перед неопределенностью и неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох.

Творческий подход к разрешению конфликта означает избежание, предотвращение его дальнейшего разгорания и стремление свести возникшие разногласия к их спокойному обсуждению: осознание причины конфликта и стремление к мирному его разрешению. Креативность в разрешении конфликта возникает благодаря открытости человека как внутреннему опыту (умение быть близким своим чувствам), так и внешнему миру. Принятие этого многообразия создает предпосылку, необходимую для творческого осмысления конфликтного взаимодействия и извлечения максимальной выгоды из конфликтной ситуации.

Любой человек может проявить творчество, как в предотвращении конфликта, так и в разрешении уже возникшего конфликта. Первый вид творчества является более важным и ценным. Он характеризуется проявлением личности в целом, а во втором случае происходит ситуативное проявление определенной части личности, например ролевых характеристик «родитель», «руководитель».

Условием творческого разрешения конфликтной ситуации является создание соответствующего социально-психологического климата, характеризующегося доброжелательностью и добросовестностью. Творческий подход к конфликту характеризуется тем, что условия управленческой деятельности трансформируются в средства профессиональной деятельности подчиненного. Для этого руководителю необходимо владеть гибким индивидуальным стилем управления. Важным компонентом гибкости является когнитивный стиль как стабильные индивидуально-психологические способы приема и переработки информации. Он характеризуется «острым» глазом и умом руководителя.

 Когнитивный стиль включает в себя: а) видение завуалированного в выполняемой деятельности, в том числе и латентных признаков конкретной конфликтной ситуации; б) видение впрок (заметить то, что сегодня не востребовано, но может пригодиться завтра, послезавтра); в) видение перспективы (выявление ростков нового, позитивного, т.е. того, на что можно «опереться» в реализации своих управленческих решений). Когнитивные стили во многом обусловливают положительные или отрицательные последствия профессионализации руководителя, которые определяются его личностными особенностями как субъекта профессиональной деятельности, спецификой других субъектов, универсальностью и содержанием управленческой деятельности.

В целом это означает умение выстраивать стратегию перспективы, в ходе стремления к которой одно цепляется за другое, поскольку в действенной стратегии всё функционирует в системе и время начинает работать на достижение намеченного результата. В этом случае руководителю «удается поймать систему за хвост»: создается сценарий рефлексивного управления, предопределяющий поведение подчиненного. Рефлексивное управление состоит в том, что создаются внешние управленческие условия, которые становятся внутренними условиями, регулирующими активность (поведенческую, деятельностную) подчиненного.

Условия управленческой деятельности превращаются в средства её оптимального осуществления лишь тогда, когда они

 1) содержат творческую «начинку» (по своей сути способствуют достижению производственного эффекта); 2) создают благоприятные стимулы (внешние и внутренние) для актуализации творческого потенциала, как личности подчиненного, так и личности руководителя; 3) становятся опорой для достижения управленческих целей (для этого требуется включение конструктивного мышления, именно оно помогает найти то, на что можно опереться в своей деятельности на данном этапе её выполнения); 4) латентные, скрытые условия конкретной ситуации становятся объективными, «работающими» и реально влияющими на успешное осуществление профессиональной деятельности, если руководитель умеет видеть «около», если у него развито «боковое», творческое мышление. Следовательно, ему важно научиться распознавать условия, потенциально могущие стать эффективными средствами и учитывать их в своем практическом мышлении.

Согласно Б.М. Теплову, практическое мышление непосредственно включено в деятельность человека, и прежде всего в профессиональную. Деятельность и мышление руководителя соответственно не являются исключением. Мышление руководителя осуществляется в условиях конкретных, целостных, индивидуально своеобразных ситуаций. В каждой ситуации есть некоторое рассогласование (внутреннее противоречие) между целью и возможностью ее непосредственного достижения. Ситуация содержит ту или иную степень проблемное™ (рассогласования). Поиск степени проблемности в ситуации есть не что иное, как процесс решения. Мы рассматриваем управленческое мышление как процесс обнаружения проблемности в решаемой конфликтной ситуации. Следовательно, мышление выступает как анализ проблемности конкретной управленческой ситуации, постановка задач в данных условиях профессиональной деятельности. Эта функция внутренне включена в структуру деятельности каждого руководителя - практика.

Центральным моментом в деятельности руководителя является процесс принятия управленческих решений, где можно обнаружить единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности. По тому, как подготавливаются, принимаются и выполняются управленческие решения, можно судить о реальной силе практического мышления руководителя и своеобразии его управленческого искусства. Рассматривать данный аспект без наличия у руководителя оригинальности, изобретательности, творческой жилки, нетрадиционного подхода не представляется возможным. Поэтому необходимо соотносить «продукты» мышления руководителя с его творческим потенциалом. К творческому же аспекту управленческого мышления относятся способность свободно и быстро изменять способы деятельности в зависимости от складывающихся условий, способность твердо отстаивать принятые решения.

В нашем подходе развивается идея о творческом аспекте мышления руководителя. На наш взгляд, данный аспект особенно ярко проявляется в процессе обнаружения руководителем проблемности. В качестве ведущей характеристики проблемности выделяется представленность в сознании субъекта управленческой деятельности значимых для него противоречий. Возникновение проблемности зависит от субъективного отношения руководителя к ситуации. В зависимости от содержания установленной проблемности нами выделены уровни ее существования и реализации: ситуативный и надситуативный. Если в профессиональной деятельности руководителя реализуется ситуативный уровень обнаружения проблемное™, го принимаются решения, ориентированные не на смысл управленческой деятельности, ее цель, общественное предназначение, а на сиюминутную тактику и выгоду. Данный уровень и соответствующие ему решения обусловлены конкретными условиями деятельности.

Надситуативный уровень проблемное™ и его выделение в решаемой проблемной ситуации связны с идеей «выхода за пределы» преобразования конкретной ситуации. Данный уровень характеризуется осознанием руководителем необходимости изменения, совершенствования некоторых особенностей своей личности. Конфликтные ситуации стимулируют руководителя «подняться» на уровень, с которого он мог бы проанализировать самого себя. Процесс разрешения противоречий на данном уровне способствует не только активизации его мыслительной деятельности, но и оказывает большое влияние на личностное развитие руководителя.

Решение ситуации при выделении надситуативного уровня проблемное™ становится оптимальным, поскольку именно в таком решении руководитель стремится выразить свой творческий потенциал, самореализоваться в профессиональной деятельности; получить положительный фон в процессе взаимодействия с подчиненным. Решение, которое руководитель принимает, при обнаружении надситуативного уровня проблемное™ является решением более высокого порядка, нежели при выделении ситуативного уровня проблемное™. Такой факт, установленный нами в многочисленных исследованиях, объясняется тем, что поиск подобного решения побуждает руководителя прогнозировать результат, представить все возможные последствия, отрефлексировать свое состояние, проявить активность в процессе поиска управленческого решения. Подобное поведение не может быть осуществимо без наличия у руководителя определенной формы креативности. Соответственно и решение конфликтных ситуаций будет действенным и креативным.

Творческий подход к разрешению конфликта является наиболее перспективным и малоразработанным направлением в современной конфликтологии. Творческое отношение к конфликту предполагает ориентацию на поиск новых решений. Такой поиск осуществляется благодаря умению выходить та традиционные схемы и способы мышления.

Т.А. Ребеко в своей работе «Методологический анализ исследований творчества» указывает, что проявление творчества в разрешении конфликтной ситуации является той областью активности, которая лежит за пределами формально-определенной ситуации, где акт поведения теряет ответ па сгимулыюе воздействие, организованное по логическим и вероятностным законам. Поэтому остается по-прежнему актуальной необходимость рассматривать поиск выхода из конфликта как процесс творчества, способствующий личностному росту каждого из его участников.

Творчество в разрешении конфликтов понимается нами как определенная психологическая и социальная готовность личности, позволяющая преобразовывать имеющуюся конфликтную ситуацию общения так, что общающиеся партнеры могли бы успешно довести до конца какую-нибудь совместную деятельность, достичь взаимопонимания, уменьшить недоразумения, рассмотреть конфликт как возможность познать себя и других.

В какой мерс человек может успешно решать проблемы в сфере общения, зависит от его готовности воспринимать других людей адекватно их психологическому состоянию и их неповторимой индивидуальности. Готовность строить отношения с партнером по общению на равных, стремление к сотрудничеству в процессе взаимодействия, готовность к самоанализу своих действий и поступков - все это основные слагаемые творческого отношения к конфликту. Посредством изменения негативного отношения к конфликту достигается большее согласие между общающимися. При этом создаются возможности для развития позитивного отношения к общению и творческого разрешения конфликтных ситуаций.

2. В процессе концептуального анализа конфликтологических моделей нами (М.М. Кашапов,Т.Ю. Могутина, 1997) были выделены 3 блока, в которые можно объединить компоненты, определяющие креативность в конфликте.

Первый блок - «личностная позиция субъекта по отношению к конфликту»:

1. Конфликт рассматривается как возможность самоактуализации и самоутверждения, проявления личностных возможностей и получение нового опыта.

2. Субъект занимает активную и ответственную позицию, первым делает попытки разрешить конфликт, заинтересован в процессе и отвечает за результат.

Второй блок - «отношение к оппоненту в конфликте, особенности взаимодействия с ним»: 1. Субъект уважает позицию другого, его интересы и ценности, его чувства. 2. Стремится к сотрудничеству с оппонентами, используя эффективные средства общения. Третий блок - «особенности разрешения конфликтной проблемной ситуации»: 1. Субъект проявляет творчество в поиске выходов из конфликта, поведение субъекта противоречит стереотипам и шаблонам. 2. Решение субъективно оценивается как новое и оригинальное. 3. Решение не просто стабилизирует ситуацию, а открывает новые возможности (во взаимоотношениях, в самопознании, в деятельности).

На основе анализа факторов и условий развития креативности нами разработана и проведена программа тренинга по развитию творческого подхода в разрешении межличностных конфликтов. Результаты исследования эффективности программы (методика К. Томаса, тест УСК, опросник ЛИО) свидетельствуют о значимых позитивных изменениях у участников тренинга личностных свойств по всем базовым компонентам, характеризующим творческий подход к конфликтам. По первому блоку установлено принятие конфликта, отношение к нему как к новой возможности самореализации, получения нового опыта, повышение уровня интернальности, увеличение результатов по шкале самоактуализации. По второму блоку выявлено стремление к сотрудничеству с оппонентом, увеличение результатов по шкале принятия агрессии и реактивной чувствительности.

В проведенных нами исследованиях (М.М. Кашапов, О.Р. Патрушева) показано, что конструктивные изменения личностных свойств учащихся, значимых для творческого решения конфликтных ситуаций, свидетельствуют об эффективности созданной программы тренинга и адекватности её целям и задачам исследования. Показателями приобретенных умений творческого решения конфликтных ситуаций явились изменения, затрагивающие когнитивные, эмоциональные и поведенческие сферы личности старшеклассников. Комплекс конструктивных изменений составили: повышение уровня самоуважения и самопринятия; изменение сензитивности к себе как показатель осознанности своих чувств и потребностей и возможности регуляции их проявления. Приобретение умений более адекватно реагировать на изменение условий взаимодействия в конфликтных ситуациях происходило в процессе поиска новых форм взаимодействия, изменения типичных способов реагирования за счет выбора конструктивных форм поведения.

Л.М. Аферовой установлено, что особенности личностных конструктов педагогов с высоким уровнем конфликтности характеризуются большим акцентированием внимания на импульсивном, прямом характере взаимодействия в конфликте, в то время как педагоги с низким уровнем конфликтности отдают предпочтение компромиссу и рациональному подходу к конфликту. Особенности личностных конструктов старшеклассников с высоким уровнем конфликтности проявляются в доминировании эгоцентрически-ориентированных конструктов, в то время как ученики с низким уровнем конфликтности выделяют значимость общения, активного взаимодействия с людьми. Обнаружены корреляционные связи на 5%-ном уровне значимости между отдельными личностными конструктами у субъектов с разным уровнем конфликтности.

В процессе тренинговых занятий у учащихся существенно изменился уровень самооценки. Наиболее значимые изменения произошли у учащихся с заниженной и завышенной самооценкой в сторону адекватности. Использование СПТ как метода обучения старшеклассников творческому решению конфликтных ситуаций соответствует возрастным особенностям учащихся, позволяет им адекватно выражать свою индивидуальность, что способствует раскрытию их творческого потенциала.

Креативность в разрешении конфликтных ситуаций трактуется нами как определенная психологическая социальная готовность личности, позволяющая преобразовывать имеющуюся конфликтную ситуацию общения так, чтобы общающиеся партнеры могли успешно довести до конца совместно выполняемую деятельность, достичь взаимопонимания, уменьшить недоразумения, рассмотреть конфликт как возможность познать себя и других.

Таким образом, творчество в разрешении конфликтной ситуации означает вариативность, необычность, гибкость мысли и поступков, развитие сотрудничества. Сотворчество предполагает отказ от менторского диктата и утверждение иного типа отношений: совместного поиска информации, необходимой для эффективного разрешения конфликтной проблемы. Сотворчество означает принципиальный, но доброжелательный анализ результатов деятельности, совместный поиск и исправление просчетов. Равенство психологических позиций участников конфликтного взаимодействия как диалога нс означает полной схожести их позиций. Это равенство предполагает взаимное уважение, право другого на то, чтобы его рассматривали как сотрудничающую личность.

Таким образом, творчество в разрешении конфликтной ситуации означает вариативность, необычность, гибкость мысли и поступков.

Творческий подход в разрешении конфликтных ситуаций можно применить следующим образом:

1 . Гибкость мышления проявляется в видении проблемы с разных точек зрения. Другою сторону легче понять, если рассмотреть ситуацию глазами оппонента или со стороны наблюдателя.

2. Способность к творческому переносу позволяет быстрее решить конфликт, тем более, если аналогичный конфликт уже был ранее, С учетом прошлого конфликта можно учесть все плюсы и минусы в текущем и найти творческий способ его разрешения,

3. Четкость мышления позволяет не идти на поводу у эмоций, а логически мыслить и определиться: «Нужен ли такой конфликт или нет?». Отношение конкретного человека к возникшему конфликту определяется двумя факторами - противодействием противоположной стороне, которая «подталкивает» к нежелательному варианту поведения, а также ощущением своей правоты или неправоты.

4. Изменение отношения к ситуации. Осознание своих эмоций как противовес импульсивному поведению. В конфликтной ситуации спросить себя: «А каким образом видит данную ситуацию этот человек?». Снижение значимости проблемы способствует уменьшению остроты конфликта. Принятие ситуации такой, какая она есть, способствует трансформации первоначального отношения к конфликту на новый взгляд на неё. Утверждение о том, что ты во лжи, а я в истине, есть самое жесткое слово, которое может сказать один человек другому (Л.Н.Толстой). Важно осознавать себя не частью проблемы, а частью её решения.

5. Извлечение урока из ошибок. Важно своевременно сменить подход к пониманию данной ситуации на то, что может быть более главным: «Чему я могу научиться в этой ситуации?», «Какой урок можно извлечь?». Может оказаться, что возникший конфликт был в чем-то полезным.

6. Преобразование негативного в конструктивное. Целесообразно думать и говорить о будущем исходе ситуации хорошо, как об очень желаемом событии. Как только конфликтная проблема признается и принимается, она становится сразу же более разрешимой, «Вы в состоянии нарисовать в воображении свое будущее», - заметил Генри Кайзер, который относил большую часть своих успехов в предпринимательстве на счет конструктивного, позитивного использования творческого воображения. Чем богаче фантазия, тем больше может быть придумано выходов из конфликта.

7. Самовнушение позитивного. Владение методами осознанного самоопределения в различных ситуациях. Преувеличивать положительное в конфликте, найти выгоду положительного в этом, отбросив всё плохое, (Ярищггельное.

8. Видение новых возможностей. Зависимость эффективности стратегии от требований ситуации вынуждает людей приспосабливать своё поведение к этим требованиям. Если мы сперва узнаем, где мы находимся и куда мы стремимся, мы сможем лучше судить о том, что делать и как это делать (Авраам Линкольн). Изменение угла зрения направлено на поиск возможностей улучшения нынешней ситуации.

9 Техника деперсонализации эффективна даже в тех случаях, когда возникает необходимость продолжать общение в дискомфортной ситуации. Задача состоит в том, чтобы отделить себя от проблем и убедить себя в том, что ко мне она не относится. Это позволит оценить конфликтную ситуацию объективно и позвоняет в большинстве случаев избежать самообвинения.

10 Кускование проблем. Иногда Вы не можете разрешить проблему целиком, но можете сделать это «кусками», по частям. Разбейте сложную проблему на более мелкие, «удобоваримые» части. Подумайте о том, что может хотя бы сделать проблему менее болезненной.

П. Генератор альтернатив. Мысленное проигрывание разных вариантов решения возникшего конфликта способствует выбору лучшего из них. Для этого необходимо продифференцировать свои и чужие нужды, ценности, ограничения и приоритеты. 1. Узнать, почему оппонент предпочитает то, что он хочет, и установить его потребности, а не только его Цель. 2. Определить, где разногласия компенсируют друг друга. 3. Проанализировать потребности и найти компенсирующие аспекты разногласия. 4. Выявить, что лучше сделать вместе. Таким образом, мастерство в изобретении вариантов - самое полезное качество в разрешении конфликтной ситуации. Важно отделить изобретение вариантов от их оценки. Такой подход позволит расширить круг вариантов решения проблемы, вместо того, чтобы искапгъ единственный ответ.

12. Конструктивное переосмысление ситуации Конфликт необходимо разложить на составные части. Если его рассматривать пункт за пунктом, то он утрачивает эмоциональное напряжение и его становится гораздо легче урегулировать.

Этапы переосмысления конфликтной проблемы:

 1 ■ Ориентировка в точках зрения на проблему.

2. Наведение мостов, установление взаимопонимания.

 3. Умение использовать тактики совместно- решения проблем

. 4. Конструктивное обсуждение актуальных для участников ситуации проблем.

5. Представление проблемы в новой гаюскости, способствующей адекватному её решению. Другое видение проблемы нередко снимает саму проблему. Ничто не является хорошим или плохим, - всё зависит оттого, как мы на вещи смотрим (В.Шекспир).

Вместо истолкования проблемы целесообразно использовать ее описание. Истолкование проблемы: «Когда мною манипулируют...» применять её описание «Я сержусь...». Следите за тем, какие выражения ИС' пользуются при описании проблемы.

14. Открытость. Люди, оказавшись в ситуации конфликта, закрываются друг от друга, выстраивают жесткие, непроницаемые границы. Сказав оппоненту: «Поправь меня, если я не прав» - можно тем самым продемонстрировать свою открытость, и если он не поправляет, значит, он принял Ваше описание ситуации. Вряд ли стоит рассчитывать, что оппонент прислушается к нашим интересам и обсудит наши варианты, если мы не будем принимать во внимание его интересы и не покажем, что открыты для предложений. Творческое решение требует одновременно твердости и открытости. Не высказав напрямую своего желания, можно потерпеть именно ту неудачу, шторой боишься.

15. Использование метафор. Сообщение о внутреннем состоянии по поводу конфликта можно выразить с помощью метафоры, поскольку она является самым коротким путем к истине, потому что она действует на всех уровнях коммуникации.

16. Интеграция полярностей. Большинство конфликтов появляется в форме поляризованных позиций: «Я должен выполнять задание» — «Но мне не хочется»; «Она меня любит - она меня не любит». Творческий подход состоит в том, чтобы двигаться от одного к другому. Переживая каждую сторону настоящего момента так полно, как только возможно, вместо того, чтобы сидеть в напряженном и амбивалентном состоянии.

Переход на каждую из сторон и полное переживание каждой стороны часто дает человеку возможность осуществить новый синтез, который с большим удобством включает большую часть его личности. Многие конфликты существуют через полярность и человек в данный момент проявляет одну из конфликтующих сторон, поэтому произвольное обращение часто вводит полярность в непосредственное сознавание.

17 Повышение конфликтоустойчивости. Обнаружение в себе сподвижника, друга и помощника означает умение находить опору в себе. Конфликт стимулирует выяснить, что необходимо исследовать в самом себе; он может пролить свет на то, что во взаимоотношениях является неправильным, и изменить эти отношения в лучшую сторону. Конфликт может указать, какие организационные барьеры сдерживают рост производительности, после чего эти барьеры могут быть устранены.

Инновации в области руководства. Развитие креативного мышления.
Креативность руководителя зависит не только от особенностей его мышления, но и от организации его взаимодействия с подчиненными. Самый творческий руководитель может остаться наедине со своими идеями, если не найдет поддержки и принятия среди непосредственных исполнителей. Зачастую инновационные проекты терпят крах из-за саботажа и сопротивления персонала. С другой стороны, развитие креативности руководителя тесно связано с его комфортным состоянием и умением во время отследить обратную связь от своих подчиненных. Креативность команды намного продуктивнее, чем креативность одного человека, пусть даже очень талантливого.

Стратегии, стили и приемы творческого разрешения конфликтов. Творческое отношение к конфликту включает гибкое применение различных стратегий, стилей и приемов его разрешения, зависящих от его объективной природы и субъективной значимости, степени развития, а также от индивидуальных особенностей оппонентов. При этом частные приемы являются конкретными проявлениями более общих приемов и механизмов творческого разрешения реальных, качественно своеобразных конфликтных ситуаций.
Творческая стратегия разрешения конфликтов реализуется с помощью таких стилей, как компромисс и сотрудничество, которые конституируются на основе следующей системы приемов.
1. Создание идеального плана идеальных условий разрешения конфликта и перенос их в актуальную, реальную ситуацию.
2. Нахождение в оппоненте позитивных, полезных качеств, сосредоточение на них, их использование и развитие.
3. Создание условий, актуализирующих необходимые конструктивные качества и действия оппонента. При невозможности изменить оппонента, менять его условия.
4. Разрешение неразрешимого конфликта на уровне надсистемы. Объединение частных противоречивых позиций путем создания общей, надсистемной объединяющей цели. Решение конфликта с помощью привлечения посредников, использование влияния референтной группы, нахождение опоры в высших ценностях и объективных критериях.
5. Разделение оппонентов и их конфликтных действий в пространстве и времени.
6. Использование различных психических состоящий оппонента, предварительное создание «полезных», благоприятствующих разрешению конфликта состояний.
7. Использование приема «ногу в дверную щель» — осуществление неприемлемых для оппонента действий в малой мере и кратковременно.
8. Наполнение старых, привычных для оппонента форм необходимым и новым содержанием.
9. Применение приема «вред в пользу» — предоставить оппоненту возможность открыто проявить свою негативную энергию, усилить ее и направить на разрушение барьеров и причин конфликта.
10. Нейтрализация одного вредного фактора другим: столкнуть двух своих оппонентов; нейтрализация одного недостатка оппонента другим; рассмотрение своих актуальных отрицательных переживаний с точки зрения возможных или реальных более острых страданий.
11. Разложение и ранжирование спектра интересов: уступить в том, что не значимо для вас, но важно для оппонента, настоять на том, что для вас актуально значимей, чем для оппонента.
12. Занятие позиции оппонента, вживание в его внутренний мир и обстоятельства.
13. Применение приема «визуализация» — ярко представить конфликт на мысленном экране, наблюдать за поведением оппонента и самого себя, вносить поправки, управлять, выступать в качестве режиссера.
14. Использование «принципа невмешательства» — показать оппоненту выгоды идеальных отношений и предоставить ему право проявлять инициативу и самостоятельно разрешать конфликт.
15. Использование всех благоприятных возможностей и энергии обстоятельств. «Пусть в бою из-за твоей спины дует ветер и светит солнце» (А.Македонский).
Данная система приемов направлена на использование и реализацию тех новых и уникальных возможностей, которые открывают перед субъектами диалога многочисленные и неизбежные конфликты, естественно вплетающиеся в живую ткань пульсирующей реальности.
Любой конфликт является вызовом, который бросает личности объективная действительность, испытанием, риском, призывом к совершенствованию себя, других и окружающих обстоятельств, импульсом к их продвижению и приближению к идеалу.

Внутриличностный конфликт может проявляться в различных сферах:

- когнитивной - как сомнение в собственных мотивах и принципах, осознание своего состояния как психологического тупика, снижение самооценки, противоречивость ``образа Я'',

- эмоциональной - как психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания,

- поведенческой - как снижение удовлетворённости деятельностью, негативный эмоциональный фон общения, снижение качества и эффективности деятельности,

- интегральные показатели внутриличностного конфликта - нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса.

Внутриличностный конфликт может возникнуть вследствие влияния на личность окружающей среды, в т.ч. социальной, а также в результате сложившихся личностных и ситуативных условий. К личностным условиям можно отнести:

- сложный внутренний мир личности и актуализацию этой сложности,

- высокий уровень развития чувств и ценностей,

- сложно организованную и развитую когнитивную структуру, способности индивида к самоанализу и саморефлексии,

- сложную и развитую иерархию потребностей и мотивов.

Единая типология внутриличностных конфликтов была предложена А.И. Шипиловым  на основе описания ценностно - мотивационной сферы личности.

Ценности - это как принятые личностью, так и навязанные обществом нормы, выступающие как эталоны должного (``Я должен'', ``Мне надо'').

Мотивы - это отражение стремлений личности различного уровня: потребности, интересы, желания, влечения и п.т. (``Я хочу'').

Самооценка - самоценность личности для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств, места среди других людей (``Я могу'', ``Я не могу'').

Виды внутриличностного конфликта.

Мотивационный конфликт - между бессознательными стремлениями (З. Фрейд [13]), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни [16]), между двумя положительными тенденциями (К. Левин [7]), столкновение различных мотивов (``хочу'' и ``хочу'').

Нравственный конфликт - моральный или нормативный конфликт, конфликт между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями, стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества, долгом и сомнениями в необходимости следовать ему.

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности, конфликт между желанием ``быть таким, как они'' и невозможностью его реализовать. К данному конфликту относятся и внутренние конфликты, связанные с сексуальными патологиями.

Ролевой конфликт - переживания невозможности одновременно реализовать несколько ролей, различное понимание требований самой личности к выполнению одной роли, конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

Адаптационный конфликт - нарушение равновесия между субъектом и окружающий средой (в широком смысле), конфликт в процессе социальной или профессиональной адаптации.

Конфликт неадекватной самооценки - между притязаниями и оценкой своих возможностей, между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений, между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи

Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).

Конструктивными являются конфликты, которые характеризуются максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на их развитие .

Конструктивные конфликты, как правило, делают более сложной и напряженной психическую жизнь человека, способствуют её переходу на новые уровни функционирования. Позитивный внутриличностный конфликт является основой морального развития. В основе совершения морального поступка находится ``больная совесть'', которая побуждает человека действовать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным ценностям. Конструктивное разрешение внутриличностных противоречий способствует личностному самоосознанию. Характеристика личности лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними, поэтому разрешение конфликта закаляет характер, формирует решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствует становлению стабильной направленности личности. Конструктивный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что, в свою очередь, помогает самопознанию и самореализации личности.

Внутриличностный конфликт носит деструктивный характер, когда личность не может найти выхода из сложившейся конфликтной ситуации, не в состоянии вовремя и положительно разрешить противоречия внутренней структуры. Деструктивные последствия внутриличностных конфликтов могут быть связаны с прекращением развития личности, началом её деградации. Часто это может проявляться в снижении активности и эффективности деятельности, появлении неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности. Внутриличностный конфликт может вызывать состояния сомнения, психической подавленности, тревожности, зависимости человека от обстоятельств или других людей; может произойти разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни .

Отрицательные последствия внутриличностых конфликтов могут касаться не только состояния самой личности, но и её взаимодействия с другими людьми. Такими негативными последствиями могут быть:

  • деструкция существующих межличностных отношений,
  • неожиданное обособление личности в группе, молчание, отсутствие увлечённости,
  • повышенная чувствительность к критике,
  • пугающая информация - критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства,
  • девиантное поведение и неадекватная реакция на поведение других,
  • неожиданные, нелогичные вопросы, ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство,
  • жёсткий формализм - буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими,
  • поиск виноватых - обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание

Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз. Для своевременного разрешения внутриличностного конфликта необходимо, прежде всего, создать правильный ``Я - образ'', т.к. только в этом случае личность будет чётко осознавать, какие ценности для неё являются главными, а какие - второстепенными. Но познание самого себя процесс длительный и нелёгкий: личность постоянно находится в процессе становления, она многогранна и многокачественна, поэтому здесь быстрый успех невозможен.

Современная наука выделяет целый ряд механизмов психологической защиты личности. Основными являются: отрицание, вытеснение, замещение, проекция, идентификация, регрессия, рационализация и др. Особый интерес представляет собой сублимация, которая отличается тем, что трансформирует психическую энергию индивида в другие, социально приемлемые виды деятельности, в частности, в разнообразные увлечения и творчество.

Для того чтобы преодолевать напряжение внутриличностного конфликта необходимо, прежде всего, своевременное изменение стратегии деятельности. Человек очень редко вовремя отдает себе отчет в изменении ситуации, продолжая вести себя так, как будто ничего не произошло, настаивая на том, что на самом деле уже не актуально. Ошибки имеют место не только в оценке фактов, но и в оценке своих убеждений, поэтому целесообразно периодически задавать себе вопросы о правильности и конструктивности своей позиции. В этом случае возможным становится переход на другой уровень восприятия ситуации, приближающий человека к позитивному разрешению конфликта.

Согласно теории Н Пезешкиана, здоров не тот человек, у которого нет проблем, а тот, кто их осознаёт. Гармония между состоянием тела, уровнем деятельности, полноценностью контактов и развитием воображения гарантирует сохранение здоровья. Физическая нагрузка способствует нормализации психического состояния, но иногда это может быть бегство в любую работу, которая дает ощущение успешности. Если физическая нагрузка, общение с другими не дают желаемого эффекта, и человек, погружаясь в мир фантазий, не получает облегчения, уходит в наркоманию или алкоголизм.

Острота внутриличностного конфликта может осложняться ситуацией неопределённости, порождённой недостатком информации. Самое сложное в этой ситуации - ждать, держать паузу. Разрешению этого противоречия способствует создание у себя установки - на время успокоиться, дождаться благоприятного времени. Если этого не сделать, то экстремальная ситуация приведёт к сужению поля сознания и человек станет принимать решение в условиях, провоцирующих совершение ошибок. Снизить напряженность в ситуации неопределённости помогает установка, что лучшее решение - ждать результата, предоставив событиям развиваться своим чередом .

Разрешению внутриличностных противоречий помогает умение в трудных случаях поощрять себя, представлять, как будет хорошо, когда неприятности закончатся. Это создает интервал спокойствия, даёт возможность обрести дополнительные силы. Роль промежуточного поощрения может выполнять радость от осуществления каждого этапа приближения к цели. Большую поддержку в трудный момент оказывает юмор, который позволяет сменить точку зрения на ситуацию и видеть её не столь в мрачном виде.

В случае внутриличностного конфликта, связанного со снижением самооценки, полезно обратиться к прошлым достижениям и победам и там обрести уверенность в себе .

Продуктивному разрешению внутриличностного конфликта способствует умение правильно и конструктивно общаться не только с собой, но и с другими. В процессе общения и взаимодействия с другими людьми человек может попасть в принудительную ситуацию: нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Можно ли избежать протеста против принудительности определённых ситуаций? Ответ на этот вопрос зависит от личностных особенностей каждого человека, но при этом нужно помнить, что, принимая решение о вступлении в конфликт, будет ли он способствовать развитию личности или разрешение конфликта разрушит основные ценности человека.

Сумеет ли человек продуктивно разрешить кризисную ситуацию и выйти из неё победителем, зависит от многих факторов. Прежде всего, от энергетического потенциала и организационных особенностей личности, определяющих направление выхода из конфликта. Понятие психологической силы и психологического напряжения ввёл П. Жане. Он отмечал, что в норме организация психики маскирует энергетический потенциал, работающий на поддержание этой организации, но в экстремальных условиях он становится явным. Тогда энергетическая сторона мотивационного процесса видна тем более отчётливо, чем сильнее проявление свойств темперамента и акцентуации характера, поскольку с этим связано направление выхода из конфликта. Именно акцентуация характера определяет избирательную чувствительность в отношении определённого рода психогенных воздействий. Если от силы психики зависит, проявится ли интуиция, то от акцентуации - в чем именно она проявится и как. Вероятнее всего, кризисный процесс будет скатываться к слабым сторонам психики, к местам максимальной чувствительности. Поэтому на нестабильность и изменчивость окружающего мира первыми особенно остро реагируют лица с наличием доминирующего интереса или вообще повышенно чувствительные и тревожные люди, среди которых много творчески одарённых.

Исходный, врождённый энергетический запас может пополняться вследствие влияния успеха, осознания масштаба цели, её личной и общественной значимости. Когда человек абсолютно сконцентрирован на значимой для него проблеме, привержен задаче, долгу, призванию и полностью поглощён любимой работой, это исключает центрированность на своих конфликтах. Наоборот, возникающие внутриличностные противоречия могут усиливать актуальный запас сил человека, подталкивая его к актуализации и успешности. Если запас исходной энергии определяет масштаб формулируемой задачи, то может быть значимо и обратное влияние. При ощущении успеха в продвижении к решению имеет место суммирование исходного импульса и поддержки от достигнутого успеха. В результате ощущение силы возрастает, а возникающий катарсис способен не просто разрешить возникшие внутриличностные противоречия, но и подтолкнуть к творческому озарению.

В данном контексте необходимо рассмотреть вопрос о том, в чём,где и какпроявляется творчество. ``Творчество - универсальная функция человека, которая ведёт ко всем формам самовыражения'' (А. Маслоу [9]). ``Человек может проявлять творчество в своих общественных отношениях, в своем умении общаться с другими людьми, в способности экспериментировать в любой области знания'' (Дж. Андерсон). Возможность проявления творчества существует повсюду. Мера его проявления может быть абсолютной: человек либо творческий, либо нет. Но при этом нельзя отрицать, что для того, чтобы развивать творческие способности, нужно допустить возможность разной меры выраженности творчества. В данном случае уместно упомянуть о ``креативности'' как пути к творческой деятельности, способности человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основными факторами креативности признаются:

- оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности,

- семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможность его нового использования, расширять функциональное применение на практике,

- образная адаптационная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны,

- семантическая, спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации.

Уровень креативности можно не только измерять, но и развивать, соответственно, имеет смысл применять различные технологии, способствующие углублению способностей.

Переход в органистическое состояние, достигаемое с помощью секса или наркотиков. В этом состоянии человек ощущает полное слияние с другим человеком или со всеми - полное растворение во внешнем мире. Это слияние на короткое время избавляет человека от тревоги, но не снимает проблему.

Максимальное приспособление к группе, требующее от человека предельного конформизма. Для полного слияния с группой необходимо поступиться своим личным достоинством, в значительной степени утратить свое ``Я'', но при этом приобрести спокойное, надежное положение и понимание окружающих.

Любовь - это самый полный способ преодоления одиночества. Духовно и физически сливаясь с любимым человеком, любящий объединяет себя с ним и делает существенный шаг к объединению со всем миром. При этом в максимальной степени удается сохранить собственную целостность и индивидуальность. Однако не все в равной степени способны к движению этим путем, т.к. для него требуется развитая эмоциональная сфера личности и способность к самоотдаче, а это дано не каждому.

Погружение в творческую деятельность - сливаясь с предметом своего творчества, человек объединяет себя с миром. При этом нет утраты ни внешнего мира, ни своего ``Я'', но этот путь проходит через формирование и удовлетворение высших потребностей.

В связи с этим актуальным является рассмотрение особенностей сублимации творческой деятельности как способа разрешения конфликта людей с разными типами темперамента, т.к. именно темпераментом модифицируется эффективность творческой деятельности . Следует учитывать особенности людей с разными темпераментами, чтобы правильно сублимировать разрешение внутриличностного конфликта. Прежде всего, это касается таких качеств как способность понимать предложенное задание, прогнозировать возможное будущее, умение переносить неопределённость, продуцировать идеи, преодолевать трудности, возникающие на пути к решению, а также желание и умение работать в творческом коллективе.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!