Звонкая, нарядная, русская, двухрядная

Тема 11. Народное музыкальное творчество. Жанровое разнообразие

Дисциплина НХТ

 

«Калинка-малинка» и другие не народные

Большинство народных песен, которые дошли до наших дней, были сложены крестьянами в XVII–XIX веках, тогда же и сформировались многие жанры: песни трудовые, лирические, а также вполне самостоятельный жанр – городской романс. Примерно с середины XVIII столетия исследователи российской словесности и фольклора стали собирать и публиковать образцы народного творчества: сначала тексты, затем музыку. Этот процесс, оказавший огромное влияние на формирование русской литературы и поэзии, а также музыки, имел и обратный эффект: целый ряд положенных на музыку поэтических сочинений профессиональных поэтов стали впоследствии считаться народными.

Например, песня «Ермак», в которую вошли переработанные стихи декабриста К. Рылеева, «Вниз по Волге-реке» – А. Шаховского, романс «Выхожу один я на дорогу» – М. Лермонтова, «Вот мчится тройка удалая» – Ф. Глинки, «Среди долины ровныя» – А. Мерзлякова и другие.

«Степь да степь кругом»

Песня о замерзающем в холодной степи ямщике cчитается народной, но написана она на стихи талантливого русского поэта-самоучки Ивана Захаровича Сурикова, умершего в 1880 году в возрасте 39 лет.

Н.Е. Сверчков. «В метель», 1857

Солист - народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Евгений Беляев

This is a modal window.The media could not be loaded, either because the server or network failed or because the format is not supported.

This is a modal window.The media could not be loaded, either because the server or network failed or because the format is not supported.

This is a modal window.The media could not be loaded, either because the server or network failed or because the format is not supported.

This is a modal window.The media could not be loaded, either because the server or network failed or because the format is not supported.

«Дубинушка»

Знаменитая бурлацкая «Дубинушка» тоже имеет своих авторов.

Изначальный народный напев со словами «Эх, дубинушка, ухнем!.. Подернем, подернем...» звучал во время тяжкой работы бурлаков, позднее эта тема и характерный припев появились в сочинениях ряда поэтов.

В частности, одним из родоначальников «Дубинушки» ряд исследователей называет того же Ивана Сурикова:

Ой, дубинушка, ты ухни!

Дружно мы за труд взялись.

Ты, плечо мое, не пухни!

Знаменитая революционная песня была создана в 1860-х годах на основе дополнения и авторской обработки Василием Ивановичем Богдановым:

Много песен слыхал я в родной стороне,

Как их с горя, как с радости пели.

А также Александром Александровичем Ольхиным:

Много песен слыхал я в родной стороне,

Про радость и горе в них пели.

Настоящую славу песне принесло исполнение ее Федором Шаляпиным.

И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге», 1873

Солист - народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Алексей Сергеев

 

«Из-за острова на стрежень»

«Народная» песня про трагическую любовь знаменитого атамана Стеньки Разина и вольную казачью жизнь была написана поэтом и собирателем русского фольклора Дмитрием Садовниковым в 70-х годах XIX века.

В.И. Суриков. «Степан Разин», 1906

Солист - народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Алексей Сергеев

 

 «Калинка-малинка»

Оказывается, и у «народной» «Калинки-малинки», популярной во всем мире, есть автор.

Первоначальный вариант этой песни создан композитором, литератором и фольклористом Иваном Петровичем Ларионовым в 1860 году для театральной драмы «Бобыль», точнее, одного ее акта о народном быте, с песнями и плясками.

В одном из номеров этого спектакля, ставившегося силами саратовской самодеятельности, Иван Петрович исполнил свою же песню «Калинка». Песня некоторое время исполнялась только на домашних концертах, пока в Саратов не приехал известный русский певец, дирижер и собиратель народных песен Дмитрий Александрович Агренев-Славянский, который выпросил у Ивана Петровича «Калинку», чтобы включить в свой репертуар.

И.И. Машков. «Ягоды на фоне красного подноса», 1908

Солист - заслуженный артист РСФСР Виктор Никитин

 

 

«Вечерний звон»

Имеется автор и у знаменитого романса. Причем иностранец.

Это перевод стихотворения Those Evening Bells ирландца Томаса Мура, сделанный Иваном Ивановичем Козловым, опубликованный в 1828 году в альманахе «Северные цветы». Благодаря музыке, созданной А. Алябьевым, «Вечерний звон» стал необычайно популярен в светских салонах, неоднократно аранжировался композиторами.

И.И. Левитан. «Вечерний звон», 1892

Солист - народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Алексей Сергеев

Записи звучат в исполнении хора, оркестра и солистов Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова.

 

[Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/50679/kalinka-malinka-i-drugie-ne-narodnye ]

 

 

История балалайки

Кем был «балалаечный Страдивари», когда в России появился первый балалаечный кружок и кто учил играть на балалайке царскую семью? Читайте наш материал о том, как старинный музыкальный инструмент вышел на большую сцену.

 

Родственные связи

История происхождения одного из самых народных и популярных в России инструментов затерялась в веках. «Когда и кем изобретена балалайка — неизвестно», — говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Но уже в Х столетии арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, отправившийся в Волжскую Булгарию, увидел балалайку у русских купцов, о чем и написал в своей книге путевых заметок под названием «Записка».

Музыковед и исследователь русского фольклора Александр Фаминцын и музыкант-этнограф Николай Привалов считали балалайку родственницей домры (русский народный щипковый инструмент с овальным корпусом); член Петербургской академии наук и хроникер музыкальной жизни ХVIII века Якоб Штелин утверждал: самым распространенным инструментом во всей русской стране является балалайка — «инструмент славянского происхождения». По словам Штелина, в XVIII веке было «нелегко найти в России дом, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек».

«Балалайка не играет, а разоряет»

Так говорили про этот музыкальный инструмент в народе. Чтобы овладеть балалайкой виртуозно, требовалось время, которое в крестьянских хозяйствах на забавы тратили неохотно. Так что играли на ней в основном на праздничных гуляньях. Там народные музыканты и учились друг у друга разным техникам и приемам. К примеру, в Псковской области старожилы окрестных сел до сих пор сохраняют традиции балалаечной игры, которую удалось записать фольклорной экспедиции Петербургской консерватории. Балалайка — непременная участница псковских посиделок, и для каждого случая существует свой наигрыш: «под песни», «под пляску», «под частушки» и даже «под драку».

От исполнителей из народа к народным артистам

Концертный инструмент в балалайке разглядел выходец из купеческой семьи Василий Андреев. Услышав, как играет на трехструнной соседский дед Антип, он и сам освоил звонкий инструмент и загорелся идеей популяризировать его. Для этого он собирался добиться концертного звучания от балалайки.

«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами».

Василий Андреев

В 1887 году Андреев с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку: вместо «вязаных» ладов музыкант снабдил ее грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический.

Русский балалаечный Страдивариус

Такое почетное прозвище получил музыкальный мастер Семен Налимов. Столяр-краснодеревщик служил в имении Василия Андреева: он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы.

«Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый выпускаемый им из рук инструмент идеалом совершенства».

Из статьи «Балалаечный Страдивариус» исследователя и реставратора старинных русских народных инструментов Николая Привалова

Помимо балалаек, Андреев и Налимов совершенствовали и другие народные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

 

Соло балалайки в великорусском оркестре

Главной мечтой Андреева было «соединить фрак с балалайкой» — то есть сделать балалайку любимицей светской публики. Андреев открыл учебные классы в Соляном городке в Петербурге, где началась история Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева. 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества кружок дал первый концерт: исполнил «Во саду ли, в огороде», «Барыню», «Камаринскую» и другие русские народные песни в обработке руководителя коллектива. Выступление оказалось даже более успешным, чем ожидали музыканты: зал долго рукоплескал. После этого кружок отправился в первое гастрольное турне: Москва, Курск, Орел, Тула, Тверь.

«Нужно решительно удивляться В.В. Андрееву, в такое короткое время обучившему целый кружок из 8 лиц и достигшему поразительных эффектов гармонизации на таком несложном инструменте, как балалайка…» Газета «Петербургский листок» от 21 марта 1888 года

Вскоре к кружку присоединились профессионалы: композитор Николай Фомин, ученик Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова, привлек в коллектив музыкантов с консерваторским образованием. Так, в кружке в разное время играли Николай Осипов, Борис Трояновский, Александр Чагадаев.

Почти десять лет понадобилось кружку, чтобы вырасти до великорусского оркестра. В 1897 году премьера обновленного оркестра уже из 14 человек состоялась в зале Дворянского собрания (современная Санкт-Петербургская филармония). Позднее многие композиторы писали специально для коллектива, поэт Федор Сологуб посвящал балалайке стихи, а царь-бас Федор Шаляпин любил выступать под аккомпанемент балалаечников.

«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир». Федор Шаляпин

Двадцатипятилетние оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики, включавшей и венценосных особ: среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью.

 

Балалайкой восхищались короли

 

Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей — английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.

Но сам Трояновский чаще других гастрольных турне с балалайкой вспоминал поездку в Ясную Поляну, где ему довелось играть для Льва Толстого. После концерта классик заметил: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»

Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже. Музыканты кружка Василия Андреева дали концерт в Русском павильоне в 1889 году. Успех оркестра и необычных инструментов был ошеломляющим, и с тех пор балалайка стала одним из символов России.

Традиции первых профессиональных балалаечников продолжают и сейчас музыканты Русского оркестра, который носит имя своего основателя, реформатора русских народных инструментов Василия Андреева.

 

[Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/174935/istoriya-balalaiki ]

 

 

Звонкая, нарядная, русская, двухрядная

«Родимый и далекий» — плач тальянки по-есенински. «Грустный памятный мотив» — у Александра Твардовского. «Поэзия российских деревень» — в поэме «Гармонь» Александра Жарова. Гармошка в России — не просто язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. По традиции ни свадьба, ни проводы в армию, ни обычное народное гулянье без гармошки не обходились. Свой инструмент мастеровые создавали едва ли не в каждой губернии. Подробнее об истории гармошки - Наталья Летникова.

 

География и биография

Германия, Австрия, Италия, Франция, Англия и, конечно, Россия. Извлекали звуки под давлением воздуха из металлического язычка, вставленного в рамку, в разных концах света. Имя одного-единственного изобретателя самого механизма в музыкальной истории не сохранилось.

 

Но профессор истории и теории музыки Альфред Мирек утверждал, что современная гармошка появилась в Санкт-Петербурге. Это работа чешского инженера Франтишека Киршника, жившего тогда в России. В 1783 году мастер представил свою работу под чешским названием — гармоника. По-русски — гармонь или гармошка.

 

Издают звуки в гармошке планки — металлические рамки с закрепленным металлическим язычком. Чем массивней язычок, тем ниже звук. Крепятся планки при помощи парафина к рейке, установленной на целой системе воздушных каналов. Воздух подается, когда музыкант нажимает на кнопки или клавиши и разводит меха.

 

Тульская гармонь

Отечественное производство звонкоголосого музыкального инструмента пошло из Тулы. Прямо по соседству с самоварами. В 1820 году первые попытки сделать простые ручные гармоники предпринял оружейник Тимофей Воронцов — в подвале своей самоварной фабрики. Так появилась «Вольно-оружейничья гармонная фабрика» — первая в России.

Десять лет спустя его коллега Иван Сизов побывал на Нижегородской ярмарке, откуда привез чудо заморское — пятиклапанную гармошку. Сначала мастер скопировал образец, а затем дошло дело и до массового производства.

Добавил колоритных басов двухрядной венской гармонике Геннадий Чулков — по предложению известного гармониста и педагога Николая Белобородова. Вместе с отцом и пятью братьями в семейной мастерской Чулков разработал механизм, который открывает при нажатии на кнопки басов не только басовые клапаны, но и аккордовый ряд. Изобретение было запатентовано и до сих пор используется на всех «венских гармониках». Расширил звуковую палитру хроматический ряд, добавив к основным семи нотам полутона.

В 1900 году русские гармошки покорили Париж. На Международной торговой выставке двух- и трехрядные гармоники туляков — братьев Киселевых получили награды. Именно тульские гармошки полюбились и на родине — за неповторимое камерное звучание. Не подкачала и эстетическая сторона — слоновая кость, кожа, перламутр, затейливая вязь латунной инкрустации. Гармошка в России стала настоящим произведением музыкального искусства.

 

Соло и в оркестре

Николай Белобородов организовал сначала кружок любителей игры на хроматических гармониках, а в конце ХIХ века дело и до первого оркестра дошло — первого в мире оркестра гармонистов. Изобретение Белобородова, придавшее гармони совершенно иное звучание, позволило Петру Ильичу Чайковскому впервые ввести гармонь в состав симфонического оркестра.

Австриец Кальбе просил Николая Белобородова продать патент на изобретение хроматической гармошки, но музыкант отказал. Впоследствии именно гармонь с хроматическим строем назвали баяном.

Николай Белобородов бывал в Ясной Поляне по приглашению Толстого. Лев Николаевич был настоящим поклонником игры на гармонике, и маэстро не раз музицировал по просьбе классика русской литературы.

 

По всей России

Саратовская и ливенская, вятская и вологодская, бологоевская, тагильская и шуйская, «петроградка» и ливенская. Далеко не полный список видов русских гармошек. Мастеровые делали свои инструменты едва ли не в каждой губернии.

Гармоника елецких мастеров — «елецкая рояльная» стала прообразом аккордеона. Используются не кнопки, а клавиши. «Роялка» никогда не собиралась на фабриках, каждая изготавливалась в единичном экземпляре одним мастером. Звуки строили, сличая со звучанием гармони-образца.

Уже в ХХI веке в Музее народных промыслов Ельца открылась мастерская по ремонту и изготовлению рояльных гармоник. Восстановили производство внуки старых мастеров. А в 2014 году елецкая гармонь 1923 года выпуска прозвучала на весь мир — на церемонии открытия зимней Олимпиады в Сочи.

 

 

При народе в хороводе

Под гармошку в России и плясали, и плакали. Переплясы и частушки, импровизации и наигрыши. Русская песня и гармонь — не разлей вода. И сто лет назад, и сегодня. Ни один фольклорный фестиваль без гармошки не обходится.

Нижегородский «Потехинский камертон», «Вятские-хватские», богородский «Играют на Руси гармони», «Символы национальной культуры. Гусли и гармонь» — в столичной Гнесинке, всероссийский смотр «Играй, гармонь!». А в Архангельске при поддержке Министерства культуры проходит международный фестиваль гармонистов «Сметанинские встречи». Праздник исполнительского мастерства собирает участников из России, Франции, Германии.

 

«С песней легче воевать!»

Не останавливалось производство гармошек даже в годы Великой Отечественной войны. Тульские мастера решили было, что в тяжелые для страны годы не до музыки. Но армейские буквально забросали тульскую фабрику письмами с просьбами: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!» Так гармошка стала боевой подругой и заняла свое место в строю. Летом 1941 года для поднятия боевого духа солдат было отправлено около двенадцати тысяч гармоней, а осенью на фронт направили уже шестьдесят тысяч инструментов.

«Гармонь была как сто дивизий, / Что победила ад и смерть!» — писал Александр Твардовский. Звучала гармошка на привалах с военными песнями, поднимала боевой дух раненых в госпиталях. «Теркины-гармонисты и балагуры были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках», — говорится в книге Александра Макушева «Расскажи гармонь».

Музейный экспонат

 

Единственный в Туле музыкальный музей — Мемориальный музей Н.И. Белобородова посвящен изобретателю хроматической гармошки и самому инструменту. Главный экспонат — тульская хромка, изготовленная в 1878 году по заказу Белобородова «гармонных дел мастером» Павлом Чулковым. Экспозиция знакомит с действующими фисгармонией и граммофоном. Проводит музей и музыкальные вечера, и занятия для юных любителей музыки.

 

Всего в мире насчитывается четыре музея гармоник: в Германии, Италии, Америке и России. Музей русской гармоники обладает уникальной коллекцией, собранной за полвека доктором искусствоведения профессором Альфредом Миреком. В 1997 году музыкант передал экспозицию в дар городу — более 200 редких видов музыкальных инструментов. В экспозиции воссоздана мастерская русского гармонного мастера.

 

[Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/154019/zvonkaya-naryadnaya-russkaya-dvukhryadnaya ]


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!