Общие работы (годятся для подготовки по разным темам семинаров)



ИСТОРИЯ ИСКУССТВА XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Темы: Завершение разговора об искусстве XVIII века, а также:

 

  1. Женщины-художницы XVIII – начала XIX столетия — А. Кауфман. При анализе обязательно показать эрмитажные работы.
  2. Ампир в творчестве К.И. Росси.
  3. Лео фон Кленце — основоположник стиля неогрек. Среди работ, взятых для анализа, обязательно должно быть здание Нового Эрмитажа, а также не менее двух работ, выполненных в Баварии.
  4. Интерьеры стиля ампир в Зимнем дворце (Гербовый зал, Фельдмаршальский зал).
  5. Военная галерея 1812 года: архитектурные особенности и творчество Джорджа Доу.
  6. Фирма «Этрурия» Дж.Веджвуда и «Сервиз с зеленой лягушкой».

Тема: Испания, Италия, Германия, Франция первой половины XIX века

 

 

1. Франсиско Гойя: эволюция творчества от XVIII века к XIX-му, от пасторальных образов — к драматическим.

2. Антонио Канова: эволюция от XVIII века к XIX-му.  Произведения (3 на выбор, но «Орфей» и «Магдалина» крайне желательны): «Орфей», «Амур и Психея», «Мария Магдалина», «Три грации», «Геба», могут быть взяты и другие произведения (включая неэрмитажную «Полину Боргезе в облике полуобнажённой Венеры»).

3. Каспар Давид Фридрих. «На паруснике», «Ночь в гавани», «Закат солнца», «Восход луны над морем», «Исполиновы горы», «Руины монастыря Ойбин» (можно взять 3-4 работы).

4. А.-Л.Жироде-Триозон (портрет И.Мюрата), Г.Летьер («Смерть Катона Утического»).

5. Жак Луи Давид и Жан Огюст Доменик Энгр. Для углубленного анализа – «Сафо и Фаон» и портрет графа Н.Д.Гурьева.

6. Пьер Нарцисс Герен. «Морфей и Ирида», «Сафо на Левкадской скале».

7. Орас Верне. «Ангел смерти», «Чума в Барселоне».

8. Эжен Делакруа и французский романтизм. Для углубленного анализа – «Охота на львов в Марокко» и «Марокканец, седлающий коня».

9. Поль Деларош. Для углубленного анализа – портрет Генриетты Зонтаг, «Христианская мученица времен Диоклетиана в Тибре», «Кромвель у гроба Карла I».

 

Тема: Архитектура середины XIX – начала ХХ века

 

  1. «Русско-византийский стиль» К.А. Тона. Лучше рассказать о московских постройках.
  2. Историзм Огастеса Пьюджина.
  3. Джозеф Пакстон (Пэкстон) и рождение «архитектуры металла». Для углубленного анализа — Хрустальный дворец.
  4. Ф.О. Шехтель и стиль модерн.
  5. А. Гауди и стиль модерн.

 

 

Тема: Изобразительное искусство Франции середины XIX – начала ХХ века

 

 

1. Жан-Леон Жером и особенности салонно-академического искусства. «Продажа наложницы», «Бассейн в гареме», «Дуэль после маскарада».

2. Художники барбизонской школы. Для углубленного анализа – «Крестьянки с хворостом» (Ф.Милле), «Пейзаж с коровами» (Ж.Дюпре), «Рынок в Нормандии» (Т. Руссо). Внимание! Можно взять любые работы, по вашему усмотрению.

3. Камиль Коро (3-4 работы на выбор) Для углубленного анализа – «Вечер» и любые другие работы – по усмотрению.

4. Импрессионизм (на примере творчества Огюста Ренуара). Для углубленного анализа – портрет Жанны Самари, «Девушка с веером», «Девочка с кнутиком». Можно брать любые работы.

5. Импрессионизм (на примере творчества Клода Моне). Для углубленного анализа – «Дама в саду», «Пруд в Монжероне», «Поле маков», «На крутых берегах близ Дьеппа», «Мост Ватерлоо. Эффект тумана», «Луга в Живерни», «Уголок сада в Монжероне», «Берег пруда в Монжероне». Работ много - можно брать любые, но не более 3-4-х.

6. Альфред Сислей («Ветреный день в Венё», «Городок Вильнев-Ла-Гаренн», «Берега в Сен-Маммесе»). Задача – раскрыть, с одной стороны, особенности импрессионизма, а с другой – индивидуальные особенности творчества.

7. Огюст Роден (работы "Ромео и Джульетта", "Бронзовый век", "Вечная весна"). Задача – раскрыть особенности проявления таких течений, как символизм и импрессионизм, в скульптуре. Охарактеризовать индивидуальные особенности.

8. Камиль Писсарро («Бульвар Монмартр», «Площадь французского театра»). Задача – раскрыть, с одной стороны, особенности импрессионизма, а с другой – индивидуальные особенности творчества.

9. Поль Сезанн (для углубленного анализа – «Большая сосна в Эксе», «Гора Виктория», «Автопортрет в каскетке», «Курильщик», «Натюрморт с драпировкой», «Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»)», «Дама в голубом»). Задача – проанализировать несколько работ и охарактеризовать Сезанна как основоположника постимпрессионизма. Можно взять по 1 работе, представляющей тот или иной жанр (натюрморт, портрет, пейзаж).

10. Неоимпрессионизм (на материале работы Анри Эдмона Кросса (Делакруа) «Вид на церковь Санта-Мария дельи Анджели близ Ассизи»). Нужно будет назвать разновидности неоимпрессионизма и добавить несколько имен художников, работавших в данном ключе. Самая известная эрмитажная работа этого течения - «Сосна» Синьяка: если не ошибаюсь, ее на месте сейчас нет, но рассказать все равно можно.

11. Винсент Ван Гог («Арльские дамы (Воспоминание о саде в Эттене)», «Куст», «Хижины», «Арена в Арле»). Цель – показать на примере 3-4 работ особенности той ветви постимпрессионизма, которую представляет этот художник.

12. Поль Гоген (для углубленного анализа – «Женщина, держащая плод», «Младенец (Рождество)», «Идол», «Три таитянки на желтом фоне», «Пирога», «Беседа», «Таитянские пасторали», «У подножия горы», «Мужчина, собирающий плоды с дерева», «Женщина на берегу», «Море (материнство)», «Месяц Марии», «Пейзаж с двумя козами»). Цель – показать на примере 3-4 работ особенности той ветви постимпрессионизма, которая сближается с символизмом).

 

 

Структура выступления на практическом занятии

1. Общая характеристика творчества автора: принадлежность к какому-либо течению/объединению, основные приемы, методы художественной выразительности.

2. Анализ 1-2-3 конкретных произведений (описание содержания, композиции, структуры, колорита, иных средств художественной выразительности, обязательно – характеристика того ракурса, под которым в творчестве автора предстает реальность).

3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ самостоятельный вывод «под запись» остальным студентам: по каким особенностям мы можем узнать творчество данного автора в его принадлежности: ко второй половине ХIХ, первой или второй половине ХХ века; к конкретному художественному явлению/течению/объединению.

 

 

Основная литература к практическим занятиям семинарам по европейскому изобразительному искусству и архитектуре XIX века*

 

Внимание! Литература к семинарам очень хорошо представлена в лаборатории кафедры теории и истории культуры.

 

Общие работы (годятся для подготовки по разным темам семинаров)

 

1. Всеобщая история архитектуры. Т.9-10. М., 1972.

2. Всеобщая история искусств. Т.5. М., 1963.

3. Европейское искусство XIX века. 1789-1871. (в серии "Памятники мирового искусства"). Вып. VI. Авторы Л.С.Алёшина, Ю.Д.Колпинский и др. М., 1975.

4. Западноевропейское искусство второй половины XIX века / Под ред. Б.Р.Виппера. М., 1975.

5. История искусств стран Западной Европы XIX века. Книга 1: Архитектура (общий обзор, в двух других книгах этой серии архитектура не затронута), искусство Франции, Испании. СПб., 2003.

6. История искусств стран Западной Европы XIX века. Книга 2: Италия, Германия, Австрия. СПб., 2004.

7. История искусств стран Западной Европы XIX века. Книга 3: Англия, Скандинавия, Восточная Европа. СПб., 2004.

8. История русского искусства / Под ред. И.Э.Грабаря. Т.8-10. М., 1963-1968.

9. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. СПб., 2005.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!