Ренессансная натурфилософия и идеи утопического социализма.

Социокультурный контекст философии Возрождения.

Рассматривая философию Возрождения (Ренессанса), необходимо обратить внимание на ее переходный характер, обусловленный тем, что данная эпоха сама по себе была переходной от Средневековья к Новому времени. Эта эпоха знаменита крупнейшими научными открытиями: появились первые печатные книги, было создано огнестрельное оружие, возникли такие науки, как география и картография, научная анатомия и основы физиологии, медицина и химия. Именно в это время Колумб открыл Америку, Васко де Гама обогнул Африку и нашёл путь в Индию, Магеллан доказал шарообразность земли. Все это требовало освобождения разума от схоластики, разработки логических проблем, естественнонаучного познания мира и человека.

Зарождение буржуазных отношений во второй половине XIII – начале XIV вв. способствовало трансформации личностного характера феодальных отношений в отношения вещного типа. Тем самым происходило возвращение античной ориентации на природно-телесное восприятие мира. Теоцентризм уступил место возродившемуся интересу к природе и к человеку. Новые общественные отношения требовали возрастания роли светского знания – как технического, так и гуманитарного. Зарождалась новая философская парадигма, представленная мыслителями и деятелями Возрождения.

В отличие от вселенской реально-идеальной «предметности» античного Космоса, материальным субстратом ренессансного мира выступает природа, в том числе – природное тело человека. Античные принципы гармонично вписываются в идеалы новой жизни, новых социальных отношений. Поэтому философская культура Возрождения объединяет в себе многие аспекты живого человеческого опыта: материального, духовного, правового, этического и эстетического. Проявляется большой интерес к античной культуре и философии в частности. Это требует знания латинского языка – классического языка Цицерона, Горация, Сенеки и других мастеров латинской литературы. Возрастает роль умственного труда, что положительно сказывается на процессе возникновения светской интеллигенции.

Эпоха Ренессанса знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и, прежде всего, в Италии. Главными для философии Ренессанса являются следующие особенности:

1) господствующим мировоззрением является антропоцентризм и неотделимая от него идея гуманизма. Гуманизм – это признание ценности человека, который ставится в центр бытия и понимается как деятельный и самодостаточный субъект, осознающий красоту человеческого тела и свое право на чувства, мысль, земную любовь;

2) формируется новое мировоззрение, отличное от христианского – деизм (учение о том, что после сотворения мира Бог не вмешивается в течение природных и общественных процессов) и пантеизм (обожествление природы). Происходит поиск новых методов познания природы, начинают складываться два направления – сенсуализм и рационализм, ставшие основополагающими в Новое время;

3) государство, мораль и наука уже не рассматриваются через призму теологии. Идёт процесс секуляризации (отделения) религии от науки, политики от морали. Они самостоятельны и находятся вне религии. При этом вопросы религии, Божественного бытия сохраняются, но на первом плане неизменно остается человек с присущими ему созидательными способностями.

Философская основа гуманизма состоит в том, что человек-творец стал выводить божественное из самого себя; он добивался признания личностной свободы и обращался к поискам своей внутренней сущности. Поэтому ренессансная культура была не только светской, но и гуманистической, ориентированной на человека как высшую ценность. Можно сказать, что дух эпохи совершил знаменательный поворот: он покинул интеллектуальный мир и повернул человека к конечной реальности. Задумываясь над способом своего существования, субъект приходил к мысли, что именно его Бог делает проводником собственных идей. Ренессансные поэты-гуманисты провозглашали человека величайшим чудом из всех проявлений божественной мудрости и оправдывали его земные устремления. Искусство становилось символом, выражающим высшие ценности. Антропологизм первых гуманистов выражался в обожествлении человека как субъекта творческой деятельности, что стимулировало осмысление свободы воли в ее отношении к высшему провидению. Не случайно богоподобность человека воплощалась в земной жизни, в свободе, любви, творчестве. Если средневековые философы определяли человека как разумное смертное животное, с помощью веры причастное к Богу, то деятели Возрождения задумывались о его способности преодолеть смерть собственным разумом.

В эпоху Возрождения были по-новому прочитаны идеи платонизма. В средние века платоновская ориентация характеризовала философское творчество Августина, Бонавентуры и других философов. Большую роль в онтологическом осмыслении платонизма сыграл выдающийся мыслитель XV в. Николай Кузанский (1401–1464). Сотворение мира в его концепции представлено в духе неоплатонической идеи эманации («истечения») как непрерывное разворачивание божественного единства во множество. Тем самым Бог-творец оказывался тождественным своему творению – миру. Согласно учению Н. Кузанского, многогранность мира нельзя выразить в терминах рационалистической схоластики; необходимо обратиться к жизненному, неформальному знанию. Идеи платонизма проявились также у представителя Флорентийской Академии Марсилио Фичино (1433-1499), выделявшего пять ступеней космической иерархии: Единое (Бог), космический разум, мировая душа, качество и материя. Между этими ступенями существовала тесная связь, духовный круговорот, осуществляемый через разум. Душа, носителем которой является человек, предстала источником движения и жизнью космоса. Так, используя идеи средневековой мистики, ренессансный неоплатонизм объединял античный космологизм со свойственным христианству пониманием духовности. Религия понималась как философски-теологическая доктрина, и тексты писались в живой философской форме.

 

2. Основные идеи гуманистического антропоцентризма.

Великими гуманистами Возрождения были Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень. Гуманистический антропоцентризм видел в человеке индивидуальное существо, в котором духовные потребности неотделимы от материальных. Франческо Петрарка (1304–1374) стоял у истоков Ренессансного миропонимания. Он отвергал схоластику, оправдывал земные стремления человека к счастью, к радости, выдвигал на первый план нравственную философию. Именно самопознание было целью его гуманизма. В своих сонетах и поэмах он аллегорически изображал победу любви над человеком, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. Джованни Боккаччо (1313–1375) пользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению античных авторов. Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. В своем «Декамероне» он высмеивал распущенность и невежество духовенства и дворянства. Эта книга проникнута гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором. Данте Алигьери (1265–1321) с его бессмертной «Божественной комедией» пробуждал интерес к человеку, которого считал величайшим чудом из всех проявлений божественной мудрости. Данте верил в безграничность созидательных сил отдельной творческой личности. Демократизируя антисословные представления о благородстве, он видел его в содействии установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии, которая обоснована идеей гармоничности отдельного индивидуума. Созданный им новый итальянский литературный язык и «прекрасный стиль» соответствовал требованиям «благородной дамы», именуемой им «мадонной философией».

Яркой фигурой эпохи возрождения был Лоренцо Валла (1407–1457), который выступал против светской власти римских пап, доказывал бессмысленность аскетизма, игнорировал теологию и рассматривал религию как часть эмоциональной жизни человека, ставя тем самым проблему секуляризации. Его философско-этическая концепция была проникнута идеями пантеизма и отмечена значительным влиянием эпикуреизма. В ее основе лежало учение о наслаждении как высшем благе и реабилитация естественных потребностей человека. В полемическом сочинении «Об истинном и ложном благе» Л. Валла, осуждая аскетическую мораль, осмысливал христианство с позиций эпикурейской этики: райское блаженство мыслилось им как сочетание бесконечно разнообразных духовных и чувственных наслаждений. Достижение нравственного идеала возможно лишь в полнокровной земной жизни – таков лейтмотив его диалога. Признавая дуализм человеческой природы (тело и дух), он, в отличие от христианской доктрины, понимал его не как антагонизм, а как гармонию, находящую высшее благо в наслаждении.

Л. Валла последовательно развивал идею гармонии человека и природы. В сочинении «О монашеском обете» он поставил под сомнение правомерность самого существования монашества как церковного института. Еще более смелым шагом стало его сочинение «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина». Валла не только выступил против юридического и морального права пап на светскую власть, но и обличил римский престол в бесчисленных преступлениях, совершенных за тысячелетнюю историю его существования. Недаром его сочинение получило широкий отклик в эпоху реформации. Философ активно полемизировал со схоластической наукой. В «Диалектике» он подверг резкой критике средневековую логику за сложный формальный язык и отверг её претензии на роль универсального научного метода. Схоластике он противопоставил гуманистическую филологию, в которой слово рассматривается как носитель исторического и культурного опыта человечества.

Творчество итальянского гуманиста Пико Делла Мирандолы (1463–1495) было проникнуто пантеистическими идеями неоплатонизма. Философ представлял мироздание в качестве иерархии «трех миров» – ангельского, небесного и элементарного. Чувственный мир возник не в результате божественного творения «из ничего», а от высшего бестелесного начала, сотворенного Богом. Человек есть особый, «четвертый» мир космической иерархии, не вмещаемый ни в один из трех «горизонтальных» миров; он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Бог не определил человеку места в иерархии, поэтому он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». Он может подняться до звезд и ангелов, но может опуститься и до звериного состояния. Именно в этом состоит высшее счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем он хочет. В центре внимания Пико была свобода сознательного и ответственного выбора как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Прославление человека и человеческой свободы служило в его философской системе предпосылкой программы всеобщего обновления философии, залог которого он видел в согласовании различных учений, выявлении заключенной в них единой и всеобщей истины. Всеобщая философская мудрость должна была, по его замыслу, слиться с обновленным христианством. Основной мыслью Пико было единство человеческих знаний, непрерывная нить развития человечества вне зависимости от его разделения на народы и вероисповедания.

В своей знаменитой «Речи о достоинстве человека» философ озвучил две главные темы: особое предназначение человека в мироздании и исходное внутреннее единство всех положений человеческой мысли. В «Рассуждениях против прорицающей астрологии» он призвал отказаться от поисков «отдаленных» причин бытия в движении небесных светил и обратиться к познанию действительных природных закономерностей. Он выдвинул мысль о математической структуре природы и природных законов, разъясняя, что речь идет не о «математике торговцев», но и не о «суеверной математике» астрологов и некромантов. В качестве завершающей части науки о природе Пико рассматривал натуральную магию, под которой понимал науку, посредством которой познаются силы и действия природы. Эти идеи оказали значительное влияние на последующую натурфилософию, в частности, на Кеплера.

Эразм из Роттердама (1469–1536) осуществлял критику схоластической псевдоучености и настаивал на свободе воли индивида. Прозванный «князем гуманистов», он способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Положив начало критическому исследованию текста Священных писаний, он впервые применил в широком масштабе научные приемы работы в этой области. Его критические издания Нового Завета и отцов Церкви положили основание научному богословию на Западе вместо господствовавшей до тех пор схоластики. Своими изданиями, а также некоторыми из своих богословских идей (например, своим учением о свободе воли), он в значительной степени подготовил почву для протестантского богословия. Самый известный труд Эразма Роттердамского – «Похвала Глупости» Снискав всеевропейскую славу свободолюбивыми взглядами и будучи носителем научного духа, духа исследования и точного знания, философ решил взглянуть на окружающую его действительность, а также на все человечество с точки зрения глупости. Это дало ему возможность придать своим наблюдениям характер всеобщности и принципиальности, осветить частное и единичное, нарисовать сатирический портрет всего человечества. «Похвала Глупости» заняла место в ряду нестареющих произведений человеческого слова, понятного и интересного для всякого человека, к какому бы времени он ни принадлежал. По форме своей «Похвала Глупости» представляет собой пародию на панегирик (прославление), который произносится не от лица автора, а влагается в уста самой олицетворенной глупости. Смех Эразма проникнут тонкой иронией, в его сатирике чувствуется гуманист, критикующий отрицательные стороны жизни, но остающийся оптимистом. Он был убежден, что главным достоинством человека является разум и что моральная и юридическая ответственность человека обусловлена его свободной волей.

Гуманистическими идеями пронизано и творчество французского философа и поэта Мишеля Монтеня (1533–1592). Главный его философский труд «Опыты» представляет собой очерки о человеке, сущности его бытия и познания. Монтень восхищался свободомыслием античных мудрецов, отвергал схоластику и академичность философии, делал упор на самостоятельности суждений. Подчеркивая недостоверность чувственного познания и относительность всей совокупности человеческих знаний, он отдавал предпочтение позиции скептиков. Борясь против догматизма и схоластики, представители которых настаивали на абсолютной истине своих суждений, Монтень утверждал, что началом всякой философии является удивление, источником ее развития – исследование, а концом – незнание. Таким образом, его скептицизм проявился как метод контроля за процессом познания, иными словами – как принцип сомнения, противостоящий догматике и религиозному фанатизму. Это был критицизм по отношению к знанию своей эпохи, то есть к тому, что считалось тогда научным знанием. Однако философ не считал, что разум совершенно бессилен; по его мнению, подобная позиция представляет собой такую же крайность, как и убежденность во всемогуществе человеческого разума. На самом деле, полагал он, познание движется между знанием и незнанием. Продолжив традиции итальянского гуманизма в моралистической литературе, Монтень объединил в своих трудах принципы скептицизма и стоицизма. Он много размышлял о свободе человека и его достоинстве, выступал против эгоизма и корыстолюбия, осуждал подлость и подобострастие.

Стремясь к полному освобождению разума от богословия и признавая непознаваемость Бога, он считал, что ни одна религия не имеет преимуществ перед истиной. Отрицая наличие чудес, он указывал, что за ними всегда скрывается незнание конкретных природных причин. Природа подчинена не Богу, а единому вселенскому порядку, и человек – неотъемлемая часть природы. Подчеркивая животное начало в человеке, Монтень переходил от антропоцентризма к натурализму. Он отрицал бессмертие души, считал счастье и удовольствие основным двигателем человеческих поступков. Философия в его трактовке выступала в виде наставницы, ведущей человека к правильной, естественной, доброй жизни. В целом, Монтень, как и его последователь, Пьер Шаррон (1541–1603), стремился к примирению скептической философии и христианства.

Таким образом, основные философские проблемы Ренессанса сводились к осмыслению сущности природы и человека. Эти проблемы формулировались с позиций гуманизма, который был культурным движением эпохи. В нем воплотилась целостная система взглядов, признающая ценность человека как личности, ее право на свободу, счастье, развитие своих творческих способностей. Благо при этом понималось как главный критерий оценки социальных институтов, а принцип равенства и справедливости – как ведущая норма отношений между людьми.

 

Ренессансная натурфилософия и идеи утопического социализма.

Философия природы Ренессанса обусловлена натуралистической трактовкой философско-мировоззренческих проблем. Представителями натурфилософии были многие известные мыслители: уже упоминавшийся нами Николай Кузанский (1401–1464), Леонардо да Винчи (1452–1519), Николай Коперник (1473–1543), Парацельс (1493–1541), Бернардино Телезио (1509–1588 гг.), Джордано Бруно (1548–1600), Галилео Галилей (1564–1642), Иоганн Кеплер (1571–1630) и др. Выдающиеся художники, ученые и философы рассматривали человеческий опыт не как пассивное наблюдение, а как целеустремленное вмешательство в природу согласно с ее законами. Природа исследовалась как телесная материя, возникшая вследствие божественного творческого усилия; далее она обретала черты вечности и неизменности, заполняя собою все пространство. Так формировалась пантеистическая позиция, согласно которой Бог пронизывает собою все бытие. Пантеизм стал типичным проявлением компромиссной, двухцентровой картины мира, характерной для эпохи Возрождения: творческим центром Вселенной полагался не только Бог, но и человек.

Открытия Н. Коперника, Г. Галилея и Д. Бруно были не просто научными изысканиями; они сыграли существенную роль в развитии философской мысли. Совершив переворот в естествознании и создав гелиоцентрическую картину мироздания, эти ученые внесли новое содержание в схоластические понятия конечного и бесконечного, причины и следствия, единого и множественного. Философия природы имела тесную связь с неоплатонизмом; об этом свидетельствуют взгляды Н. Кузанского. В его натурфилософии содержалась критика схоластики как «учёного незнания», которому противопоставлялось «мудрое незнание» в стиле Сократа. Осмысливая основы мироустройства и традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей. Сближая Бога и природу, он характеризовал Бога как «абсолютный максимум» и трактовал мир как некое развертывание Бога. Суть своих пантеистических взглядов философ выразил в формуле «Бог во всем и всё в Боге». Изобразив все явления природы взаимосвязанными, Н. Кузанский увидел в человеке «абсолютный минимум», способный охватывать сотворенный мир силой мысли и сливаться с «абсолютным максимумом». Опережая свое время и обновляя натурфилософию, он утверждал, что Вселенная бесконечна, и у нее вообще нет центра, занимающего особое положение. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы, хотя их жители могут быть несоизмеримыми с земными. Почти за два века до Галилея он утверждал, что все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и объяснял видимое движение небосвода осевым вращением Земли. Астрономические труды Н. Кузанского, по мнению историков науки, оказали прямое или косвенное влияние на взгляды Коперника, Джордано Бруно и Галилея. Кроме того, натуралистическая тенденция была характерна для философии П. Помпонацци (1462–1525), который фактически отождествлял судьбу, фатум с физической необходимостью.

В эпоху Ренессанса активно развивались социальные и футуроло­гические теории, а также зарождалась политическая философия. Большая часть этих теорий приходится на начало XVI в. – исторического периода, характеризующегося религиозными войнами, социально-политическими и национальными противоречиями. В центре внимания мыслителей Возрождения вновь оказались проблемы необходимости и свободы воли индивида, тесно связанные с проблемами морали и веры. Наиболее показательными в этом плане были учения Н. Макиавелли, Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Никколо Макиавелли (1469–1527) был убежден, что сила фатума не может подавить свободу воли субъекта. Размышляя о стимулах человеческой деятельности, он особо выделял интерес, причем делал упор на экономическом интересе, т. е. на стремлении сберечь и приумножить имущество. Считая главной бедой державы политическую раздробленность, он выступал за сильную государственную власть. Он считал, что правитель должен быть «сильный как лев и хитрый как лис»; только в этом случае он сможет добиться мощи и процветания своей державы. Абстрагируясь от моральных оценок, Макиавелли тем самым стремился освободиться и от религиозных оценок. Впоследствии это привело к упрощенной трактовке термина «макиавеллизм» как синонима аморализма в политике.

Проблемы государственного устройства волновали и мыслителей, меч­тавших об идеальной организации общества. Томас Мор (1478–1535) создал проект подобного социального идеала – Утопию, где социальные отношения основывались на общественной собственности, равенстве и веротерпимости. Считая социально-политическую систему несовершенной, автор критиковал смертную казнь, высмеивал тунеядство духовенства, выражал несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В своем гуманистическом учении он выдвинул следующие идеи: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами, распределение продуктов должно осуществляться по потребностям.

Позднее Томмазо Кампанелла (1568–1639) воплотил идеи социалистической утопии в работе «Город-солнце», где идеальная община характеризовалась отсутствием семьи и частной собственности, развитием просвещения и т. п. Верховного правителя-священника, обладающего грандиозными научными познаниями, автор именовал Метафизиком; прочие должностные лица должны были сменяться по воле народа. Основой социального уклада являлась общность всей жизни, осуществление которой жестко контролировалось администрацией. Жизнь граждан Города Солнца протекала по строго установленным правилам, а производство было основано на всеобщей трудовой повинности. Все стороны жизни, вплоть до цвета и длины одежды, строго регламентировались; нарушение данных предписаний объявлялось величайшим преступлением вплоть до смертной казни. Воспитание детей находилось в руках государства, родственных отношений не существовало.

Показательно, что всеобщее благоденствие у авторов социальных утопий основывалось не только на общеобязательном труде, но и на жесткой регламентации личной жизни. Данная идея восходила к «идеальному государству» Платона, где каста мудрых правителей регулировала жизнь остальной части населения в соответствии с принципами общественного блага. В то же время, авторы утопий, предвосхищая научные достижения Нового времени, провозглашали эмпирический характер науки, отстаивали ее независимость от авторитета церкви. Их религиозные представления о причастности всех вещей Богу также носили пантеистический характер.

Подводя итог изучению философии эпохи Ренессанса, следует подчеркнуть, что данная эпоха была не просто переходным звеном от Сред­невековья к Новому времени. Ренессанс дал ощутимый толчок развитию науки, искусства, философии. Ориентируясь на человека как индивидуальность и выявляя своеобразие человеческой личности, мыслители Возрождения формировали совершенно новое, гуманистическое мировоззрение, приблизившее Европу к эпохе Нового времени.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!