Русская художественная культура



Столкновение в XVIII в. противоречивых интересов и целей государства и личности с особым драматизмом отозвалось в художественной культуре этого времени (прежде всего в литературе и театре). В век русского Просвещения русскому классицизму принадлежала централизующая, «имперская» роль: дисциплина, норма, система ставились в культуре и жизни во главу угла.

В архитектуре стиль барокко ярко проявился во второй трети XVIII в. Крупнейшими мастерами елизаветинского барокко были архитекторы В.В. Растрелли (1700-1771; Воронцовский дворец, Большой Екатерининский дворец, Зимний дворец), С.И. Чевакинский (1713 - после 1774; Дворец Шувалова), Д.В. Ухтомский (1719-1755; восстановление и реконструкция Арсенала в Москве; Красные ворота; Городская усадьба Апраксиных-Трубецких в Москве).

Особенности русского классицизма: он начал оформляться в период наступившей реакции после смерти Петра I; новая русская литература была пронизана наступательным духом, полным общественного, гражданского пафоса; в центре внимания не античность, а суровая российская действительность; воспринял от Просвещения идею просвещенного абсолютизма (государство должен возглавлять мудрый и просвещенный монарх); русские классицисты в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку от церковных преследований, но не требовали равенства всех сословий перед законом.

М.В. Ломоносов (оды, «Письма о правилах российского стихотворчества»), А.Д. Кантемир (1709—1744; перевод ««Разговоров о множестве миров» Фонтенеля; «Верблюд и лисица), А.П. Сумароков (1717—1777; «Дмитрий самозванец», «Вышеслав», «Хорев», «Синав и Трувор») творческий метод классицизма строили на основе рационалистического мировоззрения.

В 80—90-е гг. XVIII в. особое развитие получил жанр комедии: обличались помещичий произвол, продажное судопроизводство, хищничество и взяточничество чиновников (творчество Д.И. Фонвизина, 1745-1792 гг.; «Недоросль», «Бригадир»).

Конец XVIII в. — начало XIX в. — поэтическое творчество Г.Р. Державина (1743-1816) – «Фелица», «Памятник», «Снегирь». Его поэзии свойственен высокий гражданский пафос: смелое обличение фаворитизма при дворе, праздности, пьянства среди вельмож, прославление русских воинов и полководцев. Заслугой Державина была демократизация поэтического слова.

На рубеже XVIII—XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм — направление, отмеченное эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством А.Н. Радищева (1749—1801; «Путешествие из Петербурга в Москву») и Н.М. Карамзина (1766—1826; «Бедная Лиза»). Героем художественных произведений стал простой человек, сентименталисты обращались к внутреннему миру человека, его психологии и переживаниям. Ведущими жанрами литературных произведений в сентиментализме стали роман, дневник, путевые заметки.

В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр «для представления трагедий и комедий». Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым (1739—1763), замечательным русским актером из ярославских купцов.

Изобразительное искусство во второй половине XVIII в. развивалось на эстетических принципах классицизма, в русле идей эпохи Просвещения. Официально признанным ведущим жанром, которому придавали решающее значение в стенах Академии художеств, являлась историческая живопись. Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенко «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»).

Самостоятельным жанром изобразительного искусства стал пейзаж (С.Ф. Щедрин, Ф.Я. Алексеев).

В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявлялись две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистичности образа и расцвет парадного портрета: Ф.С. Рокотов (портреты великого князя Петра Фёдоровича, Д.Г. Левицкого, А.П. Струйской), Д.Г. Левицкий (портреты Екатерины II, П.А. Демидова), В.Л. Боровиковский (портреты Лопухиных, Толстых, Екатерины II, императора Павла).

В XVIII в. формируется новый для России вид искусства — скульптура (конная статуя Петра I («Медный всадник»), выполненная Э. М. Фальконе, портретные бюсты А.М. Голицына, В.Я. Чичагова, Павла I , П.А. Румянцева, М.В. Ломоносова скульптора Ф. И. Шубина). Самсон разрывающий пасть льва в Петергофе, Екатерина II в образе Минервы, памятник Суворову в Санкт-Петербурге скульптора М.И. Козловского.

Основоположниками русского классицизма в архитектуре были А. Ринальди (Мраморный дворец в СПб, Гатчинский дворец), В.И. Баженов (здание старого арсенала, проект Михайловского замка в СПб, дом-дворец Пашкова в Москве), И.Е. Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры в СПб), создавшие архитектурную классику, основанную на национальных традициях. С именем М.Ф. Казакова связано появление зданий Сената в Кремле, Московского университета, Голицынской больницы. Д. Кваренги - Смольный институт; Александровский дворец в Царском Селе, Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге.

Идеи Просвещения породили в русском обществе иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!