Высшей формой информационного отражения является сознание.

Тема 6: Духовное измерение человеческого бытия.

 

План лекции:

1.  Духовное бытие человека. Сознание: понятие, основные подходы к сущности и происхождению. Самосознание и его уровни.

2. Общественное сознание: сущность, уровни, сферы и формы.

I

Вопрос о духовном бытии является основным в практической философии. Именно духовностью каждого человека, народа, общества определяются, в конечном счете, характер, направление, да и сама разумность человеческой жизни. Духовность - это термин, обозначающий внутреннее состояние человеческого бытия, которое находит свое выражение в чувствах, мыслях, словах и действиях. Это уникальная направленность человека на утверждение себя как личности, самовыражение и критическую оценку собственных мыслей, чувств и практических действий независимо от общепринятых морально-правовых норм, и политических установок. Короче говоря, только духовность делает человека Человеком, развивая его разум, обогащая чувства, пробуждая совесть, укрепляя волю и т.п.

Сферами духовного бытия являются объективный и субъективный дух. Первый – это духовные образования, возникшие в процессе совместной деятельности людей в обществе и являющиеся их совместным достоянием: язык, мораль, религия, искусство, наука и др.  А сфера субъективного духа охватывает внутренний психический мир отдельного человека. Он включает в себя сознание, бессознательное и самосознание.

Если на многие вопросы современная философия может дать достоверный или близкий к истине ответ, то проблема сознания до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что

· сознание существует;

· оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что сознание производно от материи.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

· физикализм;

· солипсизм;

· объективный идеализм;

· умеренный материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

· головной мозг человека действительно является «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

· сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган, т.е. вещество.

· человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

· медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов – это идеальность сознания;

· образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

· сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

· никому со стороны не удалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны. но не видит ни образов, ни мыслей). Тем не менее, физикализм широко распространен.

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение.

Между физикализмом и солипсизмом (как крайними направлениями) находятся:

· объективный идеализм – признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

· умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют разные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

· сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

· сознание присуще всем живым организмам;

· сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения, сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей.

Оно исходит «непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога)», едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Основная идея другой «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают её тем, что:

· жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

· инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

· животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

· многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошачьи, собачьи, приматы и др.) сложны (напр. охота) и требуют работы сознания;

· животным присуща своя «мораль», правила поведения, привычки. борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продуктисключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животныеобладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения распространена с середины ХIХ до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят её под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной организации» с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степениприсуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самыйвысокий уровень сознания имеет человек.

В современной российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его голове в виде представлений, мыслей, идей и т.п. Эти духовные образы и формируют сознание. Однако прежде чем разобраться в сознании, рассмотрим такое понятие, как «отражение».

Отражение вообще, - это общая способность всех материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить в себе особенности друг друга или, каким- то образом, реагировать на внешние воздействия.

Простейшее отражение – это свойство любых объектов пассивноотзываться на внешние воздействия. Примеры: нагрев камня от солнечных лучей, отражение зеркалом каких-либо предметов и т.п.

Информационное отражение – это способность живых материальных систем активно реагировать на внешние воздействия.

Например: растение уже не просто пассивно «регистрирует» лучи солнца (подобно «равнодушному» камню), а тянется к ним, идёт в рост под их воздействием.

Высшей формой информационного отражения является сознание.

Сознание – это свойство высокоорганизованной «мыслящей» материи (человеческого мозга) отражать материальную действительность в духовных образах. Это субъективное отражение человеком объективного мира.

Сознание есть особое информационное отражение, возникающее и развивающееся только у людей на основе их практически-преобразовательной деятельности. 

Исходя из сказанного, можно определить следующие аспекты сознания.

Онтологический аспект(греч. Ontos – сущность, logos – учение). Сознание вторично по отношению к материи, производно от неё. Оно необходимо связано с материей, не может существовать без неё. Оно проявляется на особом уровне развития материи лишь у высокообразованных материальных образований, каким является человек.

Естественнонаучный аспект – он связан с раскрытием отношения сознания к мозгу. Как говорилось выше, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Однако оно не даётся человеку от природы вместе с мозгом. Мозг - лишь предпосылка сознания. Сознание – это функция общественного человека, а не функция мозга, как органа, данного человеку природой.Мозг и происходящие в нём процессы представляют собой основу человеческого сознания, материальное условие, без которого мыслительная деятельность невозможна. Но одного мозга для функционирования сознания недостаточно. Необходимо воздействие на него окружающего мира.

Гносеологический аспект раскрывает соотношение сознания с внешним миром. Сознание в этом смысле есть высшая форма психического отражения объективной реальности, субъективный образ объективного мира.

Отражение действительности человеком осознанный процесс. Животные отражают внешнюю среду только соответственно своим биологическим потребностям, благодаря первой сигнальной системе, которая у животных единственная.

Сознание человека характеризуется абстрактным мышлением, которое обусловлено наличием у него второй сигнальной системы. Сущностью её является отвлечение от действительности, обобщение, а формами – понятия, суждения, умозаключения.

Социально-исторический аспектраскрывает связь сознания с развитием трудовой деятельности человека и членораздельной речи. Сознание человека – продукт исторического общественного развития. Решающим фактором становления и развития сознания является труд и появление, в связи с ним, членораздельной речи.

Благодаря речи, мысли не только формируются, но и передаются и воспринимаются. Существование языка и сознания изолированно друг от друга невозможно.

Необходимым компонентом индивидуального сознания (и даже его своеобразным центром) является самосознание.

Самосознание – это выделение человеком своего «я»из окружающего его мира, осознание им самого себя, своих мыслей и чувств, интересов и действий, своего положения в обществе и отношения к другим людям.

Существуют три формы (уровня) самосознания:

· самочувствие – элементарное осознание человеком своего тела, его состояния и места в мире окружающих вещей и людей;

· самосознание на уровне «я один из…» , то есть осознание себя в качестве человека, принадлежащего к той или иной социальной группе, культуре, к определённому сообществу и т.п.

· личностное самосознание – сознание своих особенностей и себя как личности, способной совершать свободные самостоятельные поступки, контролировать и оценивать их, нести за них ответственность.

Наряду с сознанием в психике человека существует ещё сфера бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости. Сюда же относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен.

Таким образом, сознательное и бессознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны и способны достичь гармоничного единства.

                                        

II

Общественное сознание имеет определённую структуру, под которой понимается расчленённость сознания на составные элементы. Оно имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).

Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Как правило, оно отражает не сущность процессов и явлений, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, то есть чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки и ценностные ориентиры.

Теоретическое сознание выступает как специально разработанное учение, теория. Оно не «скользит» по поверхности явлений действительности, а отражает их суть. Оно не бывает «нейтральным», а отражает позиции определённых слоёв общества, то есть выступает в виде идеологии.

Идеология – это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели, направленные на укрепление или изменение существующих в обществе отношений. Её особенность – лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания.

Другой сферой общественного сознания является общественная психология, которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются материальные и духовные условия бытия людей. Определяющими элементами в становлении общественной психологии выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции, уровень жизни.

К основным формам общественного сознания относятся:

· политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества. Ключевая ценность – власть. Политическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в Конституции, в программных заявлениях, лозунгах партий. Второе включает в себя чувства, настроения той или иной социальной группы, или общества в целом;

· правовое сознание – это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это разнообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей в государстве. Ключевая ценность – закон;

· нравственное сознание включает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, оценку поведения людей в общественном мнении.

Обыденное нравственное сознание или нравственность включает в себя

чувства и понимание долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и счастья. Нравственная идеология или этика выступает как теоретическое выражение нравственных интересов, как учение о нравственности и нормах поведения в обществе, то есть морали.

Ключевая ценность нравственности – добро, а морали – долг;

· эстетическое сознание это особые чувства, вкусы, интересы, представления, идеалы и теории. Обыденный уровень включает в себя эстетические чувства, обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика – это теории, которые в своих категориях объясняют ценность явлений действительности.   Ключевая ценность – красота;

· религиозное сознание – это социальные чувства, идеалы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхъестественного мира.

В его основе лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.        

Обыденный уровень – религия. Каждая из них включает в себя три элемента:

 - мифологический, то есть веру в реальное существование сверхъестественных сил;

· эмоциональный, то есть религиозные чувства;

· нормативный, то есть требования по соблюдению религиозных обрядов.

Теоретический уровень – теология, то есть учение о Боге. Ключевая ценность - святое.

С конца XIX века в общественном сознании всё больше и больше утверждаются общечеловеческие ценности – уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, добродетельное отношение к людям и природе.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!