Записать в тетрадь: «Этапы поисков и развития Пьера, его заблуждения».



Тема урока: Поиск смысла жизни и этапы духовных исканий Пьера Безухова.

Цель урока: показать, какими путями по жизни проходит Пьер Безухов в поисках смысла жизни.

Ход урока

Изучите материалы лекции, прочитайте указанные главы романа «Война и мир» Л. Н. Толстого

Пьер в салоне Шерер.

 (том I, часть I, главы IIIV)

По складу характера, особенно поначалу, Пьер напоминает Наташу: добродушен, довер­чив, наивен, горяч. Появившись в са­лонах, гостиных Петербурга и Москвы после продол­жительного пребывания за границей, он полагает услышать именно здесь «что-нибудь особенно умное», но более сам «поражает умным и вместе роб­ким, наблюдательным и естественным взглядом», «врываясь» в разговор, высказывает свои мысли «с отчаянно­с­тью», «воодушевляясь». «Ты мне дорог особенно потому, что ты один живой человек среди нашего света», — говорит Пьеру Ан­дрей Болконский.

Как и Андрей, Пьер восхищается фигурой Наполеона, вели­кого, по его убеждению, своими деяниями в «войне за свободу», даже мечтает сам «быть Наполеоном» (впрочем, тут же грезит стать «тактиком, победите­лем Наполеона»).

Пьер и Элен.

 (том 1, часть III, глава II)

Взаимоотношения Пьера Безухова и Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" не похожи на другие отношения героев данного романа. Это история несчастливого брака двух людей с абсолютно разными характерами.

 между героями менялись на протяжении всего романа, но одно можно сказать точно: взаимной любви в их отношениях никогда не было.

Увидев после десятилетней разлуки красивую Элен, Пьер влюбляется в нее. Однако она не испытывала к нему того же чувства.

Эпизод объяснения в любви – кульминация отношений героев, это важное событие для Пьера и Элен. Для Элен – это выгодное в материальном плане замужество, а для Пьера – жизненная ошибка. Неприметный, простодушный, наивный, без большого состояния, Пьер не мог понравиться гордой и корыстной Элен. Однако, получив наследство, Пьер смог добиться расположения героини.

Автор всячески подчеркивает красоту героини, однако все любимые герои Толстого не особо красивы. Элен имеет красивую обложку, но не имеет души. Она — олицетворение всего искусственного.

Брак не помешал Элен строить взаимоотношения с другими молодыми людьми. Так автор показывает неверных людей, которым, несмотря на это, удавалось занимать высокое положение и соблюдать светские приличия. Это естественно не нравилось Пьеру. Он чувствует, что несчастен и одинок в браке..

3.Ду­эль Пьера и Долохова. (том II, часть I, главы IV— VI)

Склонность к «мечта­тельному философствованию» долго мешала Пьеру разглядеть на­стоя­щее лицо навязанной ему в жены пустой и безнравственной Элен Курагиной. Неожи­данное открытие о связи Элен с Долоховым вызвало в нем вспышку гнева, который после состоявшейся дуэли сменился «прочной улыб­кой сожаления и раскаяния».

4.Пьер в Торжке. (том II, часть II, главы I—II)

Начинается период отрицания прошлого, тоски и недоуме­ния перед противоречиями жизни. После дуэли, на почтовой станции, Пьер наблюдает, как у смотрителя требуют ло­шадей: в ход идут угрозы и побои. В размышле­ниях Пьера соединяются разнородные со­бытия, которые исключают возможность думать о целесообраз­ном устройстве мира, оце­нивать и судить его: «Дурно ли это было или хорошо? Для меня хорошо, для другого про­езжающего дурно, а для него самого неизбежно. Потому что ему есть нечего. Он говорил, что его прибил за это офицер. А офи­цер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником. А через год убили тех, кто его казнил, тоже за что-то».

Почувствуйте, как противительным союзом «а» Толстой под­черкивает во внутренней речи героя его ощуще­ние абсурдности жизни, где все случайно и относительно, не связано во­едино. Правды нет ни в частной жизни, ни в истории. Пьеру кажется, что «свернулся» тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь.

Судьба сводит Пьера с масоном Баздеевым, и на время он обретает согласие с миром и собой, а навсегда — знание важно­сти вечных вопросов бытия. Масоны привлекли Пьера своей твердой верой, прежде всего ве­рой в необходимость нравствен­ного «очищения» мира и человека, в потребность человека в лич­ном совершенствова­нии. Он проникается желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя дове­сти до высшей степени совершенства», что значит — жить не для себя, а для других. «Я жил для себя и погу­бил свою жизнь», — с такими мыслями Пьер едет в свои киевские имения, чтоб об­легчить участь крестьян.

Пьер уверовал в Бога как существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемо­гущее и непостижи­мое». Пьер открыл для себя по сути не масонскую, а глубоко истинную религию, как ее понимал автор романа. Вспомним и толстовское утверж­дение, что у него «жизнь делает религию». Наставник Пьера пре­дупреждает его, что Бог не постигается умом, а «постигается жизнью». Как когда-то Толстой, Пьер пережи­вает период «умст­вен­ной экзальтации» и при встрече с Болконским в Богучарове поверяет ему свои новые убеждения с целью заразить ими друга: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть ис­тина, есть до­бродетель. Надо жить, надо любить, надо верить».

5.Пьер и Андрей Болконский в Богучарове. том II, часть II, главы XI—XII)

Мысли Пьера, мотивы его действий далеки от опыта его жизни. Напрасны усилия по­мочь крестья­нам. Пьер не знает, как взяться за дело освобождения крестьян от крепост­ной зави­симости, и попадает в сети хитростей и обманов главноуправля­ющего. Ему тяго­стно одиночество без семьи. Возникшее чувство к На­таше, трогательное и поэтическое, тревожно и безнадежно. Запросы жизни оказываются глубже, нежели те, что предполага­ются верой масонов (к тому же не показавших себя бескорыст­ными).

Пьера ожидает новая полоса разочарований, безверия, отка­за от вмешательства в жизнь. Он «испытывал несча­стную способность... верить в возможность добра и правды и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие».

Во многом Пьера несло по течению, но чувствовал, что «...что-то хорошее все осталось впереди» (т.1, ч.III, гл.1), и поэтому в Пьере шла незаметная внут­ренняя работа, приво­дившая его к очередному увлечению, а затем к глубокому осознанию своих ошибок.

Пьер Безухов задуман автором как человек, всецело опирающийся на чувства. Такая структура человеческой психики любезна Толстому, согласуется с его учением о естест­венности человека. Несмотря на смертельные опасности, Пьер выживет и соединится с Наташей, которая сама живёт чувствами, ду­шевными порывами. По натуре Пьер добр и отзывчив. Он никогда не жаждал славы. Получив огромное состояние, он не переме­нился. Внешне он живёт, как все. Женился. Стрелялся на дуэли. Но не прекращается его внутренняя работа.

«Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, стара­тельно изыскивают себе заня­тие, для того чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием зако­нов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто ви­ном, кто государ­ственными делами. «Нет ни ничтожного, ни важного, всё равно; только бы спас­тись от неё, как умею! - думал Пьер.- Только бы не видеть её, эту страшную её».

Поиск истины привёл его к масонам. Он слушает их пояснение жизни: надо уметь жить для других. Но и здесь его ждет разочарование, ибо масоны все-таки живут для себя, а он пытается жить для других, причем выход из тупика он не хочет видеть в решении соци­альных проблем. Поэтому смысл жизни он находит в нравственном самоусовершенство­вании как средстве устранения зла в себе и в мире. Эту цель подсказывает ему масон Баз­деев, встретившийся с ним в доро­ге. Но и здесь нет выхода из тупика, так как Пьер замк­нут в мире нравственных проблем и собственных переживаний, а выводит его из них только 1812 год, когда жизнь для других станет нормой поведения русского человека. И самые значительные вопросы жизни и смерти также найдут свое разрешение именно на тех страницах, где человеческая жизнь будет подвергнута поистине нечеловеческим ис­пытаниям.

6.Пьер -свидетель Бородинского сражения. (том III, часть II, главы XXX—XXXII).

Желание участвовать в жизни проснулось вновь в период войны 1812 года, особенно под влиянием увиден­ного в Бородин­ском сражении, в занятой неприятелем Москве. Воз­никло сме­лое, хотя и нелепое реше­ние стать убийцей Наполеона. Одновре­менно роди­лось чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патрио­тизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени из­гнания врага вылилось в потребность понять простых людей. Пьер в восторженной реши­мости: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, про­никнуться тем, что делает их такими».

Пьер в плену. (том IV, часть I, гла­вы IX—XIII,часть II, главы XI—XII; часть III, главы XII—XV)

Действительность не дает Пьеру возможности удержаться на высоте искреннего и горя­чего чувства. Попав в плен, Пьер стано­вится свидете­лем расстрела французами ни в чем не повинных людей. И вновь уничтожается «вера и в благоустройство мира, и в человече­скую, и в свою душу, и в Бога». Но он будет сопротивляться безнадеж­но­сти и преодолеет ее, притом в самое тяжелое для него время — время плена, которое тем не менее будет вспоми­нать впоследст­вии «с восторгом» о «невозвратимых, сильных и радостных ощу­ще­ниях».

За короткое время Пьер переживет столько взлетов и паде­ний в своем душевном на­строении, духовном самочув­ствии, что в результате в нем не может не родиться осозна­ние бесконечно­сти человеческих возможно­стей восприятия и ответной реакции на жизнь. Это и прочитывается в воспоминаниях его о плене, как и автор­ское понимание невероят­ной сложности переплете­ния в человеке разнородных чувств и мыслей при одновремен­ном их проявлении в «истории» его души.

В плену Пьер, как никогда, ощутил свою причастность к бесконечности мира. «Пьер взгля­нул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. "И все это мое, и все это во мне, и все это я!" — думал Пьер». Сильное душев­ное движение сопровождало воз­никшее в нем чувство бессмертия. Оно проявилось в угнетающих усло­виях плена порывом внутреннего ярост­ного сопротивления: «Поймали меня, заперли меня. Кого меня? Меня? Меня — мою бес­смертную душу!»

Пониманию «бесконечно-великого» способствовала встреча и общение в плену с Плато­ном Каратаевым. Он явился Пьеру в страшный момент и спас его не словами, а всем своим сущест­вом. «Прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на ка­ких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Пьер увидел в Каратаеве «непостижи­мое, круглое и вечное оли­цетворение духа простоты и правды», горячо воспринял его со­гласие с миром отдельного человека как «части целого», а целое земной жизни — как проявление бессмерт­ного божественного начала. «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосозна­ния божества», — вот главное в мыслях Пьера. Это отвечало исконному природному самочув­ствию героя, его способности быть гармоничным. Это лежало и в основании веры Толстого, понимания им народной, на­стоящей религии, истинного христианства.

Платон Каратаев, каким он показан в романе, воплотил в се­бе реальное единство ощуще­ний человека, живу­щего в миру, в мире, с миром. Простой солдат научил Пьера любить живых, а не абстрактных людей: «Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности — с человеком». Толстой да­же внешне придает Каратаеву округ­лость — он составлен не из углов, а весь круглый, соприкасается с миром плавно, «любов­но», не идет ни на какие конфликты. Но было в нем и то, чего не мог принять и не принял ни Толстой, ни Пьер, для которого ценности мира неотделимы от ценности личности, сво­его «я» в каждом отдель­ном человеке.

Еще до встречи с Платоном он думал: «Человеческое досто­инство говорит мне, что всякий из нас есть если не больше, то никак не меньше — человек, чем всякий Наполеон». Те­перь, на­блюдая за Платоном, он признал, что «привязанностей, дружбы, любви, как по­нимал их Пьер, Каратаев не имел никаких». Его всеобъемлю­щая бескорыстная любовь обращалась ко всему и всем, «с чем его сводила жизнь», к тем людям, которые «были у него перед глазами». «Сводила жизнь», «перед глазами» — это ли любовь истинная, не­обходи­мая и возможная для человека? Сам Толстой не готов был с определенностью от­ветить на вопрос о христианской любви ко всякому Божьему творению, но догады­вался, что она не оставляет права выбора. И может обернуться безразличием. Пьер думал и об этом: Платон «любил свою шав­ку, любил товарищей, францу­зов, любил Пьера... но Пьер чувст­вовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему... ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».

Смерть Платона почти на глазах Пьера как будто бы говорит о безразличии его самого. Но взвесим обстоятель­ства и состоя­ние героя, бредущего в толпе пленных. В дальнейшем мысли о Платоне не оставят его, хотя «история души» этапом плена и об­ретенного в нем не завершится.

Новое в Пьере, возвратившемся к мирной жизни, подчерки­вается в прямых авторских по­яснениях: «В Пьере была новая черта, заслужившая ему расположение всех людей, это — при­знание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему... Эта законная особенность каждо­го человека... теперь составляла основу участия и интереса, который он принимал в людях». Каратаевский взгляд на мир как лю­бовное единение людей обогащается пониманием законности личного, индивидуального в кон­кретном человеке. В любви к Наташе Пьер познает счастье видеть человека «изнутри», испы­тает радость общения с теми, в ком почувствует, как в Николае Ростове, различие, «совершенное противоположение» себе. В ши­роте своего взгляда на человека Пьер пости­гает нравственную истину, позволившую ему укрепиться в убеждении, что любой «человек сотворен для счастья», созвучного его страстям и при­страстиям.

Записать в тетрадь: «Этапы поисков и развития Пьера, его заблуждения».


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!