Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

12.03

Домашняя работа

Роман «Доктор Живаго» . Тем а интеллигенции и революции и её решение в романе Б. Л. Пастернака

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель занятия:

· изучить историю создания, особенности построения и проблематику романа.

Задачи:

· сформировать представление о героях романа;

· проанализировать проблематику и выявить своеобразие романа.

На занятии

мы узнаем:

· историю создания и публикации романа «Доктор Живаго»;

мы научимся:

· определять особенности художественного построения в романе;

мы сможем:

· проанализировать проблематику и своеобразие романа.

 

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. История создания и публикации романа.

2. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа.

3. Система образов романа «Доктор Живаго».

4. Проблематика романа.

5. Особенности композиции романа «Доктор Живаго».

 

Тезаурус

Хронотоп – пространственно-временная взаимосвязь в произведении.

Роман – эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в её отношении к окружающему миру, на становлении, развитии её характера и самосознания. Виды романа: социальный, любовный, детективный, общественно-политический, исторический, религиозный и т.п.

Цикл – ряд произведений, связанных общим сюжетом и составом действующих лиц.

 

Основное содержание занятия

«Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».

Андрей Вознесенский

Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб. Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». В произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Этот роман  – вершина творчества Бориса Пастернака.

«Доктор Живаго» помогает понять, каково было интеллигенции до революции, во время неё и после, помогает разобраться, почему талантливые умы страны высылались за границу и как относится он к революции. Оправдывает ли цель средства? На этот вопрос отвечает роман.

Кто же скрывается под маской главного героя? Неужели автор изобразил себя?

История создания и публикации романа. Началом работы над произведением считается февраль 1946 года, когда поэт пишет стихотворение «Гамлет». Им автор и открывает роман, присваивая авторство своему главному герою. В августе 1946 года писатель зачитывает первую главу романа в кругу друзей. К этому моменту уже выходит статья ЦК КПСС о борьбе с «идеологически чуждыми» авторами, она касается Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Новая политика партии предрекает роману Пастернака скорбное будущее.

Роман создавался на протяжении целого десятилетия. Работу над романом автор завершает в 1956 году и предлагает рукопись редакции журналов «Новый мир» и «Знамя». В это же время Пастернак даёт читать рукопись итальянскому журналисту и агенту итальянского книжного издательства Серджио д’ Анжело. Советские журналы издавать роман отказываются. Но в ноябре 1957 года роман выходит в Италии и производит настоящий фурор. «Доктор Живаго» становится литературной сенсацией в Европе. В 1958 году Борису Пастернаку присуждают Нобелевскую премию по литературе.

Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока, наконец, он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».

Название романа имеет символическое значение. Фамилия Живаго символизирует жизнь, живое начало, течение времени. Приставка «доктор» формально указывает на профессию героя, но и в ней есть подтекст. Борис Пастернак увлечён произведением Гёте «Фауст». Название романа – явная реминисценция к поэме. Доктор Фауст заключает сделку с дьяволом, а Живаго – со временем.

Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.

По свидетельству писателя В.Шаламова, Б.Пастернак так объяснял выбор фамилии для своего героя: “Фамилия моего героя? Это история непростая. Ещё в детстве я был поражён, взволнован строками из молитвы церковной Православной Церкви: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». Я повторил эту строчку и по-детски ставил запятую после слова «Бога». Получилось таинственное имя Христа «Живаго». Но не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени «Живаго». Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью — назвать именем героя моего романа” .

Проблематика романа. Автор раскрыл в нем множество важных тем:

жизнь и смерть,

поиск себя в обновленном социуме, в послереволюционном обществе,

верность своим идеалам,

выбор жизненного пути,

судьба русской интеллигенции,

честь и долг,

 любовь и милосердие,

стойкость ударам судьбы.

Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи, интеллигенции и революции. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я».

Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были. Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

Композиция. Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана не на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они, так или иначе, замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционных ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Жанровое своеобразие романа. Точно определить жанровую принадлежность романа крайне сложно, поскольку он представляет собой богатый сплав различных жанров. Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нем отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами. “Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака. Это духовная автобиография Пастернака”, — утверждает Л.С. Лихачёв.

Также роман является философским, так как в нем уделено много внимания размышлений на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нем подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.

Жанровое своеобразие произведения поражает воображение: в нем удивительно гармонично переплетено множество литературных жанров. Это дает основание сделать вывод, что «Доктор Живаго» относится к многожанровому роману.

Сюжет. Почему «Доктор Живаго» воспринимается на родине настолько остро? Обратимся непосредственно к тексту романа и попробуем найти ответ на этот вопрос.

Основное действие произведения охватывает период с 1903 по 1929 год. В основе сюжета лежит история Юрия Живаго. Его детство приходится на время первой русской революции. Будучи совсем маленьким, он переживает самоубийство отца и смерть матери. Осиротевшего мальчика берёт на воспитание его родной дядя Александр Громеко. Юный Живаго с вдохновением пишет стихи, но по совету приёмного отца идёт учиться на врача. В личной жизни в этот период происходят важные изменения: дружба между дочерью Громеко Тоней и Живаго перерастает в любовь.

Дальнейшее повествование представляет собой сложнейшее переплетение судеб персонажей романа.

Живаго страстно влюбляется в эпатажную девушку Лару Гишар. Но эта любовь обречена. Страшное время нищеты, голода и репрессий разлучает героев. Обе возлюбленные доктора Живаго вынуждены покинуть родину.

В романе лейтмотивом звучит тема одиночества. Все попытки доктора Живаго обрести семейное счастье терпят неудачу. Он оставляет научную и литературную деятельность и, в конце концов, умирает от сердечного приступа. В последней сцене романа друзья детства Ника Дудоров и Гордон читают сборник его стихотворений.

Система образов романа «Доктор Живаго». Образ главного героя романа глубоко автобиографичен. Юрий Живаго – типичный представитель интеллигенции: ум, честь и благородство проявляются в его жизни, в творчестве, и в профессии. Высокий уровень духовности и нравственные убеждения героя автор мастерски воплощает в монологах доктора. Живаго готов помогать всем страждущим, независимо от их социального положения и политических взглядов. На первый взгляд в его поступках проявляется безвольность. Но в итоге читатель понимает, что покорность судьбе является высшим проявлением его внутренней свободы.

Один из центральных персонажей романа – Лара – яркая женщина, с волевым характером и большим желанием служить на благо общества. Их отношения с Живаго начинаются в госпитале, где она работает сестрой милосердия. Несмотря на глубокие чувства, судьба не даёт героям быть вместе, но не раз сталкивает их жизни. В итоге, ради спасения своего ребёнка, Лара вынуждена навсегда порвать с Живаго и уехать за границу с ненавистным бывшим любовником, адвокатом Комаровским.

Комаровский предстаёт в романе в качестве героя-злодея. Будучи любовником матери Лары, он соблазняет и её юную дочь. Впоследствии он играет в жизни девушки роковую роль, обманом разлучая её с любимым человеком.

Ещё один герой – Павел Антипов – выступает в романе в качестве антипода Живаго, неким воплощением идеи о том, что с судьбой можно и нужно бороться.

У героев романа «Доктор Живаго» есть свои прототипы.

По мнению жены и биографа писателя, Елены Пастернак, сходство Евгении Лурье с женскими портретами раннего Возрождения было перенесено на Тоню. В образе Антипова автор использовал черты Маяковского: «главное – железная внутренняя выправка». Литературный критик В. Франк обращает внимание на схожесть отношений Живаго с Антиповым и Пастернака с Маяковским. Существуют воспоминания Пастернака, в которых он говорит о близости своего раннего творчества со стилем Маяковского. В тексте романа есть эпизод, в котором Живаго говорит Ларе о готовности «подавить в себе задатки, с ним перекликавшиеся», имея в виду Антипова.

Исследователь Пастернака К. Поливанов видит в последней возлюбленной Живаго – дочери дворника Маркела – Марину Цветаеву. Особое место в представлении Цветаевой о поэзии Пастернака занимал дождь, поэтому Живаго говорит: «Роман в двадцати ведрах».

Поначалу исторические события, на фоне которых развивается личная драма героя, Живаго встречает с радостью. Его как врача восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества». Но спустя время герой понимает, что советская власть ставит человека в жёсткие рамки, подменяет понятие свободы. Это пугает Юрия Живаго и словно дезориентирует его.

Роман пропитан христианской моралью, что не идёт в угоду советским литературным чиновникам.

Обратимся к его особенной главе, к «Стихотворениям Юрия Живаго», и в первую очередь к стихотворению «Гамлет». В нём Пастернак указывает на христианскую концепцию бытия. Пастернак подчиняет всё идее судьбы.

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Юрий Живаго делает попытку принять революцию, но никак не может согласиться с насилием вокруг. Особо остро это ощущение возникает у героя во время партизанской войны: «Изуверства белых и красных соперничают по жестокости». Революция соединяет чистоту помыслов и разрушительность способов достижения цели, а Живаго не хочет принимать такой позиции. Пастернаку противны невинные жертвы, разбитые судьбы, утрата человеческой ценности. И это противоречие наиболее отчетливо появляется в финале романа, где герой задыхается в переполненном трамвае.

Главу «Лесное воинство» выбирает для рецензии «Новый мир». В ней герой вынужден участвовать в партизанской войне. Так складываются события, что Живаго приходится стрелять в дерево, но пуля попадает в Сережу Ранцевича. Доктор вместе с фельдшером спасают солдата. Ранцевич даже не скрывает, что вернётся к колчаковцам и продолжит борьбу с красными. И вот тут-то и происходит разговор доктора и Ливерия, который сходится к следующему:

«Но, во-первых, идеи общего совершенствования так, как они стали пониматься с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это всё ещё далеко от существования, а за одни еще толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства. В-третьих, и это главное, когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние.

Переделка жизни! Так могут рассуждать люди, хотя может быть и видавшие виды, но ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие её духа, души её. Для них существование – это комок грубого, не облагороженного их прикосновением материала, нуждающегося в их обработке. А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий».

К концу романа позиция Юрия Живаго и самого Бориса Пастернака не вызывает сомнения: он устаёт от насильнической природы революции, от «переделки жизни», навязанной властью. Роман с такой позицией не мог быть принят в СССР.

Обличительная, антиреволюционная риторика романа не прошла цензуры, а Борис Пастернак на многие годы стал опальным писателем.

Пастернак сделал всё, что мог. Его роман – отражение собственной жизни в водовороте и сплетении истории, революции, судьбы и окружающих людей.

Этот роман был необходим Пастернаку, ведь он видел в нём цель своей жизни, потому и пошёл на «прижизненное самоубийство».

Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине.

В течение 32 лет роман был запрещен в СССР, но был бесконечно популярен за границей. Роман «Доктор Живаго», в котором автор показал культурную катастрофу, вызванную революцией 1917 года, был впервые  опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.

I ВЫВОД.

ü Роман «Доктор Живаго» (1956) принес  Б.Л. Пастернаку Нобелевскую премию по литературе (1958). Однако 32 года произведение находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля. В СССР впервые роман опубликован в 1988 году.

ü Центральной темой является противопоставление человека и истории, интеллигенции и революции.

ü Идея жизни противопоставлена идее неживого, мёртвого, неприродного, искусственного.

ü Композиция произведения основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

ü Жанр. Лиро-эпический, автобиографический, исторический, философский роман.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Какую характеристику нельзя дать роману «Доктор Живаго»?

a) лирико-философский;

b) лирико-религиозный;

c) народный;

d) историко-революционный.

Ответ: с).

Единичный выбор.

Что усмотрели критики в романе?

a) связь с западной литературой;

b) отречение от идей революции;

c) жалость к императорской России;

d) восторг от идей революции.

Ответ: b).

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!