Основные проблемы античной философии.
Тема 2.
Исторические типы философии. Античная философия
Античная философия ‑ совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции и Риме (к. VII века до н.э. – н. 6 века н.э.).
Периодизация античной философии
На основе критерия содержания философских проблем, выделено шесть этапов:
- натуралистический (доминирование проблем изучения физиса и космоса) – VII–V вв. до н.э.;
- гуманистический (доминирование проблем познания человека) – V–IV вв. до н.э.;
- период большого генезиса, характеризующийся открытием сверхчувственного и систематизацией философских проблем, IV–III в. н.э.;
- период эллинистических школ – кинизма, эпикуреизма и т.д. – III в. до н.э. – I в. н.э.;
- религиозный период античной языческой мысли в виде вырождающегося неоплатонизма – I в. н.э. – III в. н.э.;
- период христианской мысли в ее зарождении и попытке рационально оформить догмы новой религии - I в. н.э. – III в. н.э..
Основные представители античной философии:
1) натуралистический период:
Гераклит:
http://geraklit.moy.su/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гераклит_Эфесский
Пифагор:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пифагор
http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/pifagor.php
http://www.moypifagor.narod.ru/
Демокрит:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/New_Dict/210.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/Демокрит
http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/514
http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/demokrit.php
2) гуманистический период:
Софисты:
http://www.plato.spbu.ru/RESEARCH/ksocrat/03.htm
http://www.philosophy.ru/library/losef/iae2/txt01.htm
|
|
http://ru.wikipedia.org/wiki/Софисты
Сократ:
http://www.plato.spbu.ru/RESEARCH/ksocrat/04.htm#01
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сократ
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сократ_(фильм)
http://ec-dejavu.ru/s/Socrates.html
3) период большого генезиса (синтеза)
Платон:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Платон
http://www.plato.spbu.ru/RESEARCH/vindelband.htm
Основные произведения Платона:
http://lib.ru/POEEAST/PLATO/pir.txt
http://psylib.org.ua/books/plato01/index.htm
Аристотель:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аристотель
http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/aristotel.php
Основные произведения Аристотеля:
http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/
http://www.plato.spbu.ru/TEXTS/ARIST/book1.htm
4) эллинистический период
Киники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Киники
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/51915/Киники
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000712/st000.shtml
Стоики:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Стоицизм
http://lib.ru/POEEAST/avrelij.txt
Скептики:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Скептицизм
http://www.sno.pro1.ru/lib/asmus/6.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пиррон
Эпикурейцы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпикур
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпикуреизм
http://www.hrono.ru/biograf/bio_e/epikuros.php
http://psylib.org.ua/books/diogenl/txt10.htm
5) неоплатонический период
Ямвлих:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Неоплатонизм
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st055.shtml
http://psylib.org.ua/books/yamvl01/txt00.htm
6) начало формирования раннехристианских взглядов
Тертуллиан:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тертуллиан
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1214/ТЕРТУЛЛИАН
http://www.tertullian.org/russian/de_spectaculis_rus.htm
|
|
Ориген:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ориген
http://khazarzar.skeptik.net/books/origenus/arche.htm
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apologet/origen/intro.php
Характерные черты античной философии
Многообразные античные школы имеют общие черты, характерные для всего периода развития:
- стремление объяснить тотальность вещей, рассмотреть природу, космос, бытие, реальность как целое (космоцентризм)
- бытие как целое раскрывается через первоначало (причину всех вещей).
- рассмотрение бытия дается либо с материалистической, либо с идеалистической точки зрения, с диалектической, либо с метафизической точки зрения (хотя эти точки зрения часто выражены недостаточно определенно)
- многообразие философских систем, противоположных по содержанию: материализм и идеализм, метафизика и диалектика (субъективная и объективная), монизм и дуализм, рационализм и сенсуализм
- стремление к рациональному объяснению всеобщего как объекта исследования, поиск закономерностей, логоса
- целью философии является созерцание истины, вне утилитарных практических целей (истина самоценна)
- нерасчлененность собственно научных и философских знаний
- энциклопедизм античных мыслителей, широта философской и научной проблематики.
|
|
- использование мифологической формы представления философских идей (вплоть до Платона). Изложение философских произведений в виде поэм, диалогов и писем.
- развитие теории доказательств, приемов установления истинности той или иной системы, тех или иных утверждений (логики), и риторики как искусства убеждения
- в антропологических воззрениях на человека преобладает нравственный аспект, этические добродетели совпадают с гражданскими и государственными.
Основные проблемы античной философии.
1. Главный вопрос - вопрос о сущности космоса, природы как целостного единого мира, универсума. Космос представлялся как конечное живое существо, гармонически рассчитанное, иерархически обустроенное, одухотворенное. Космос обустроен по принципу всеединства и образует такую структуру, где пребывает все во всем, где каждый элемент служит представлением и отображением целого и восстанавливает это целое в себе во всей полноте, где каждая часть также и все, не смешанное и неотделимое от целого. Каждый человек, вещ, событие обладает своим смыслом. Гармония космоса проявляется на всех уровнях иерархии, так что человек - микрокосм.
2. Проблема бытия и становления опирается на эмпирически наблюдаемом различии устойчивого и изменчивого. То, что всегда неизменно – это бытие, сущее, а то, что изменчиво – становление. Бытие абсолютно есть, т.е. существует прежде всех своих возможных разделений; оно цельно, просто и едино. Оно совершенно, неизменно, не имеет никакого иного бытия в качестве своего начала, необходимо, т.е. не может не быть, уже ставшим и тождественным.
|
|
3. Понимание космоса и бытия основано на целесообразности. Если что-то происходит, то должна быть причина, его порождающая – цель. «Начало вещи, - утверждает Аристотель, - то, ради чего она есть. А становление – ради цели». Если есть цель, есть и смысл – «ради чего». То, к чему все стремится, есть для многих античных мыслителей Благо как первая и последняя целевая причина сущего.
4. Ставя единство выше множественности, античные философы отождествляли единство и цельность. Под целым понималось прежде всего неделимое. У представителей милетской школы это различные разновидности первоначала (вода, воздух, апейрон), у Гераклита - огонь, у атомистов – атом. Для Платона и Аристотеля это - эйдосы, формы, идеальные бытийные сущности.
5. Античные философы были в основном гносеологическим оптимистами, считая возможным познание мира. Главным средством познания они считали разум. Для них характерно признание в соответствие с принципом иерархичности и иерархически расчлененной структуры познавательных способностей, которые зависят от частей души человека.
6. Проблема человека – выяснение сущности человека, его связи с космосом, его нравственной предопределенности, разумности и самоценности.
7. Проблема души и тела как разновидность проблемы соотношения материального и идеального. Душа понимается либо как независимая от материального и предопределенная сверхъестественными силами, бессмертная (Платон), либо как разновидность материального (огненные атомы Демокрита). Всеобщая одушевленность (гилозоизм) признается Демокритом и Аристотелем.
8. Этические проблемы, в которых человек предстает как существо, имеющее низменные страсти и желания и в то же время добродетельный, наделенный высшими добродетелями. В рамках античности выделяет несколько этических направлений:
- эвдемонизм – гармония между добродетелью и стремлением к счастью (Сократ, Платон, Аристотель),
- гедонизм – добродетель переплетается с удовольствием, порок со страданием (Демокрит, Эпикур),
- аскетизм – самоограничение, как средство достижения нравственных высших качеств (киники, стоики).
9. Этические проблемы тесно переплетаются с проблемами политическими. Личность и гражданин рассматриваются как тождественные, поэтому проблемы государства – это этические проблемы и наоборот.
10. Проблема генезиса, природы и систематизации научного знания, попытка выделения разделов философского знания (Аристотель).
11. Определенная классификация наук, основанная на познавательных способностях человека или определяемая степенью значимости объекта исследования.
12. Разработка способов достижения истины в споре, т.е. диалектики как метода мышления (Сократ, Зенон Элейский).
13. Открытие и последующее развитие своего рода объективной диалектики, констатирующей текучесть, изменчивость, противоречивость материального мира (милетская школа, Гераклит).
14. Проблема прекрасного, отражаемая в искусстве, признается либо иллюзорной (копия копии по Платону не может быть прекрасной), либо способной освободить человека от власти от чувств и дать простор разумному началу в человеке (катарсис у Аристотеля).
Афинская философская школа: http://psylib.org.ua/books/vasit01/index.htm
Литература
1) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
2) Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.
3) Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
4) Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Методология в зеркале рефлексии. М., 1993.
5) История философии: Запад – Россия - Восток. М., 2000. кн.1.
6) Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989.
7) Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.
8) Платон. «Федон. Пир. Федр». – М.: Мысль, 1999.
9) Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997.
10) Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М., 1994. кн.1.
11) Спиркин А.Г. Философия: учеб. пособие. –М.: Гардарики, 2015.
12) Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М., 1999.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!